Влияние группы детей на психическое развитие ребенка
Т.О.Репина отличает следующие функции группы детского сада [123].
1. Регулирование поведения ребенка по ровесников на основе социально принятых норм через обретение социального опыта группового общения и взаимодействия на правах равенства.
2. Интенсификация процесса половой социализации и половой дифференциации на основе усвоения соответствующих способов ролевого поведения мужчины или женщины.
3. Формирование ценностных ориентаций.
4. Социальное научение навыкам общения и взаимодействия.
5. Формирование адекватной самооценки.
6. Нормализация и коррекция условий неблагополучной семьи.
Группа детского учреждения обеспечивает благоприятное развитие дошкольника при наличии следующих условий:
o высокий уровень его общения со сверстниками;
o вхождения ребенка в стабильное игровое объединение; для которого свойственны общий интерес к деятельности, взаимные симпатии, партнерские, равноправные отношения.
Во взаимоотношениях между детьми также наблюдаются конфликты, причины которых зависят от возраста детей. В раннем возрасте причинами выступают отношения к другому как к объекту, неспособность к совместным действиям (особенно в игре), высокий эгоцентризм. Самой распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она закрывает партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений. Рояк А. А. определяла причиной конфликтов дошкольников также различные уровни в овладении ими игровой деятельностью.
Среднем дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и чувствовать, что он лучший. Ему приходится постоянно отстаивать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение это очень субъективное, только в свою пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника, как правило, игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И сразу же сверстник получает суровую оценку, негативную и безжалостную характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения, но сама не способна выразить такое одобрение в адрес товарища. Таким образом, потребность в одобрении со стороны сверстников остается у дошкольника напряженной и неудовлетворенной одновременно. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник – такая же личность со своими интересами и потребностями.
До 5-6 г. Число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, достичь понимания, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще уступают своими интересами, проявляют способность понимать позицию товарища. Однако не все дошкольники достигают уровня внеситуативно-деловой формы общения со сверстниками, а поэтому им все же трудно согласовывать свои предложения, терпеливо относиться к противоположных точек зрения друг друга. Из-за этого между детьми возникают споры, ссоры, даже драки.
ВЫВОДЫ о влиянии группы детского сада на развитие дошкольника:
– Главной функцией группы детского сада является регулирование поведения ребенка по ровесников на основе социально принятых норм через обретение социального опыта группового общения и взаимодействия на правах равенства (Т. А. Репина)
– Группа детского учреждения обеспечивает благоприятное развитие дошкольника при наличии высокого уровня его общения со сверстниками и вхождения ребенка в стабильное игровое объединение;
– Причины конфликтов между детьми зависят от возраста и испытывают следующих изменений: отношение к другому как к объекту, неспособность к совместным действиям с ним, соперничество с товарищем, детский эгоцентризм, разные уровни в овладении детьми игровой деятельностью;
– До 5-6 г. Число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника.
Источник
ТОРепина отличает следующие функции группы детского сада [123]
1. Регулировка поведения ребенка по ровесников на основе социально принятых норм через обретение социального опыта группового общения и взаимодействия на правах равенства
2. Интенсификация процесса половой социализации и половой дифференциации на основе усвоения соответствующих способов ролевого поведения мужчины или женщины
3. Формирование ценностных ориентаций
4 социальных научение навыкам общения и взаимодействия
5. Формирование адекватной самооценки
6. Нормализация и коррекция условий неблагополучной семьи
Группа детского заведения обеспечивает благоприятное развитие дошкольника при наличии следующих условий:
o высокий уровень его общения со сверстниками;
o вхождения ребенка в стабильное игровое объединение, для которого свойственны общий интерес к деятельности, взаимные симпатии, партнерские, равноправные отношения
Во взаимоотношениях между детьми также наблюдаются конфликты, причины которых зависят от возраста детей. В раннем возрасте причинами выступают отношение к другому как к объекту, неспособность к совместным действиям (особо. Иво в игре), высокий эгоцентризм распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного кол ости игрушек. Игрушка для малыша привлекательнее, чем ровесник. Она закрывает партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений. Рояк. А. А определяла причиной конфликтов дошкольников также различные уровни в овладении ими игровой деятельностильністю.
Среднем дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и чувствовать, что он лучший. Ему приходится по остийно отстаивать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение это очень субъективное, только в свою пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника, как правило, игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И сразу же сверстник получает суровую оценку, отрицательную и безжаль на характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения, но сама не способна выразить такое одобрение в адрес товарища. Таким образом, потребность в одобрении со стороны сверстников остается у дошкольника н апруженою и неудовлетворенной время. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник – такая же личность со своими интересами и потребностям і потребами.
К 5-6 г число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, достичь взаимопонимания, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще уступают своими интересами, проявляют способность уме идти позицию товарища. Однако не все дошкольники достигают уровня внеситуативно-деловой формы общения с ровесниками, а потому им все же трудно согласовывать свои предложения, терпеливо относиться к прот илежних точек зрения друг друга. Поэтому между детьми возникают споры, ссоры, даже дракибійки.
Заключение о влиянии группы детского сада на развитие дошкольника:
– главной функцией группы детского сада является регулирование поведения ребенка по ровесников на основе социально принятых норм через обретение социального опыта группового общения и взаимодействия на правах х равенства (Т. О. Репина));
– группа детского учреждения обеспечивает благоприятное развитие дошкольника при наличии высокого уровня его общения с ровесниками и вхождения ребенка в стабильное игровое объединение;
– причины конфликтов между детьми зависят от возраста и испытывают следующих изменений: отношение к другому как к объекту, неспособность к совместным действиям с ним, соперничество с товарищем, детский эгоцентризм, различные р уровне в овладении детьми игровой деятельностью
– до 5-6 г число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника
Источник
Т. А. Репина отличает следующие функции группы детского сада.
1. Регулирования поведения ребенка по ровесников на основе социально принятых норм через обретение социального опыта группового общения и взаимодействия на правах равенства.
2. Интенсификация процесса половой социализации и половой дифференциации на основе усвоения соответствующих способов ролевого поведения мужчины или женщины.
3. Формирование ценностных ориентаций.
4. Социальное научение навыкам общения и взаимодействия.
5. Формирование адекватной самооценки.
6. Нормализация и коррекция условий неблагополучной семьи.
Группа детского учреждения обеспечивает благоприятное развитие дошкольника при наличии следующих условий:
— высокий уровень его общения с ровесниками;
— вхождение ребенка в стабильное игровое объединение; для которого свойственны общий интерес к деятельности, взаимные симпатии, партнерские, равноправные отношения.
Во взаимоотношениях между детьми также наблюдаются конфликты, причины которых зависят от возраста детей. В раннем возрасте причинами выступают отношение к другому как к объекту, неспособность к совместным действиям (особенно в игре), высокий эгоцентризм. Самой распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие позитивных взаимоотношений. Рояк А. А. определяла причиной конфликтов дошкольников также различные уровни в овладении ими игровой деятельностью.
Среднем дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и чувствовать, что он лучший. Ему приходится постоянно отстаивать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение это очень субъективное, только в свою пользу.Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника, как правило, игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И сразу же сверстник получает суровую оценку, негативную и безжалостную характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения, но сама не способна выразить такое одобрение в адрес товарища. Таким образом, потребность в одобрении со стороны сверстников остается у дошкольника напряженной и неудовлетворенной одновременно. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник — такая же личность со своими интересами и потребностями.
До 5-6 г. число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, достичь понимания, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще уступают своим интересам, проявляют способность понимать позицию товарища.Однако не все дошкольники достигают уровня внеситуативно-деловой формы общения с ровесниками, а потому им все же трудно согласовывать свои предложения, терпеливо относиться к противоположным точкам зрения друг друга. Из-за этого между детьми возникают споры, ссоры, даже драки.
ВЫВОДЫ о влиянии группы детского сада на развитие дошкольника:
— Главной функцией группы детского сада является регулирование поведения ребенка по ровесников на основе социально принятых норм через обретение социального опыта группового общения и взаимодействия на правах равенства (Т. А. Репина);
— Группа детского учреждения обеспечивает благоприятное развитие дошкольника при наличии высокого уровня его общения с ровесниками и вхождения ребенка в стабильное игровое объединение;
— Причины конфликтов между детьми зависят от возраста и испытывают следующих изменений: отношение к другому как к объекту, неспособность к совместным действиям с ним, соперничество с товарищем, детский эгоцентризм, разные уровни в овладении детьми игровой деятельностью;
— До 5-6 г. число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника.
Навигация по записям
Источник
Влияние игры на психическое развитие ребенка.
Содержание
Введение
- Влияние игры на психическое развитие ребенка
- Влияние игры на мышление.
- Влияние игры на память.
- Влияние игры на внимание.
Заключение
Введение
Игра, как форма активности, занимает значительное место в жизни ребенка, и для нас ясна вся целесообразность этого. Дитя, играя, прекрасно решает стоявшую перед ним задачу развития и упражнения физических и психических сил, а вместе с тем оно стоит вне всякой опасности, какой могло бы грозить прямое взаимодействие с природой.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Поскольку в игре осуществляется процесс психического развития, особенно важным является то, что именно усваивает ребенок, на что направлены его игровые установки.
Именно в игре происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность к взаимодействию со сверстниками и многое другое.
Дидактические игры способствуют развитию психических процессов.
То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность. В игре у ребенка обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. В дидактических играх упражняется воля детей, накапливается чувственный опыт, осуществляются эстетическое воспитание и развитие.
Их психологическое значение заключается в том, что в них впервые возникает еще один очень важный для процесса формирования личности ребенка момент — это момент самооценки. Он возникает в еще очень простой форме — в форме оценки своей ловкости, своих умений, успехов — сравнительно с другими.
Играя в ролевые игры, дети учатся общению, знакомятся с взрослым миром. В игре беря, на себя ту или иную роль живут в ней, тем самым учатся решать проблемы. Ролевые игры очень важны для развития детей, развивается способность создавать системы обобщенных, типичных образов и совершать их мысленные преобразования подобно тем, которые раньше совершались с реальными материальными предметами.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка
В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше себя.
Мотив игры лежит не в ее результате, а в содержании самого действия. Овладение ребенком более широким, недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре. Игра благодаря этому приобретает своеобразную форму, которая становится теперь на этой более высокой стадии психического развития ребенка, ведущей деятельностью.
Познавательное значение игры уясняется и подчеркивается в связи с еще одной замечательной чертой детского игрового действия, она заключается в том, что игровое действие всегда обобщено. Именно обобщенность игровых действий есть то, что позволяет игре осуществляться в неадекватных предметных условиях.
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
По мере того как дети младших возрастов все больше отстраняются от деятельности, совместной с взрослыми, значение развернутых ролевых форм игры для развития детей возрастает. В игре могут удовлетворяться некоторые потребности в той мере, в какой действия носят реальный, а не воображаемый характер. Попеременно выполняя в воображаемых ситуациях различные функции взрослого человека, и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребенок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникают новые отношения к самому себе. Эти переживания обобщаются и на их основе формируются чувства.
Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.
На ступени одушевления происходит также интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний. Если ребенок вступает в игре в реальные отношения со своими товарищами, то эти реальные отношения могут удовлетворять определенным потребностям, например потребности в общении с товарищами. Симпатии к другим детям, возникающие в раннем детстве, переходят у дошкольника в потребность в общении со сверстниками. Развивается эта потребность на основе совместной деятельности детей в играх, занятиях, обслуживании себя и т.п.
В условиях общественного воспитания, взаимодействия с другими детьми, складывается детское сообщество. В этом сообществе, в совместных играх и занятиях с другими ребенок приобретает навыки поведения в коллективе, учится взаимопониманию, сотрудничеству, умению встать на позицию другого, взаимопомощи.
Следовательно, в играх реализуются и получают дальнейшее развитие разные группы психологических качеств. Развиваются и корректируются индивидные качества, которые в начале совместных игр и при их развертывании могут затруднять или, наоборот, облегчать игровые контакты, формируются базальные, коммуникативные свойства субъекта общения. В играх с профессиональными сюжетами складываются свойства, необходимые при выполнении различных видов трудовой и учебной деятельности. При этом образуются важные для субъекта познания и трудовой деятельности качества умение планировать, определять задания, быть внимательным, умение реализовать намеченное. Игровой этап как форма развития важен тем, что здесь ребенок в наибольшей степени проявляет свою самостоятельность, становясь субъектом своего развития.
- Влияние игры на мышление.
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Ролевая игра приводит к изменению позиции ребенка — со своей индивидуальной и специфически детской — на новую позицию взрослого. Само принятие ребенком роли и связанное с этим изменение значений вещей, вовлекаемых в игру, представляет собой непрерывную смену одной позиции на другую. Поэтому игра является такой деятельностью, в которой происходят основные процессы, связанные с преодолением познавательного эгоцентризма.
Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представления. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью.
Мыслить для дошкольника — значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.
Мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно – следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир.
Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно-научному восприятию действительности. Условием возникновения и развития мышления ребенка, по А. В. Запорожцу[20], является изменение видов и содержаний детской деятельности. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению, происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой.
Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
Дети исследуют окружающую среду и впитывают новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. Сталкиваясь с чем-то знакомым, ребенок ассимилируют это. При встрече с чем-то новым он совершает аккомодацию, его мышление обретает способность принять и встроить новое знание в систему уже накопленного опыта.
Ж. Пиаже который установил многие основные закономерности развития мышления в этом возрасте: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. К концу дошкольного возраста у детей появляется обратимость и преодолевается эгоцентризм.
В течение дооперационального периода дети продолжают расширять свое понимание мира, используя улучшающиеся навыки речи в разрешении проблем. Когнитивные навыки и уровень понимания, достигаемые в течение дооперациональной стадии, закладывают фундамент для дальнейшего развития.
Дооперациональный период продолжается у ребенка примерно с 2 до 7 лет и разделяется на две стадии: допонятийную (от 2 примерно до 4 лет) и интуитивную, или переходную (примерно от 5 до 7 лет).
В дооперациональном периоде на первый план выходит использование символов, символическая игра и язык. Теперь использование символов и символическая игра позволяют ребенку выходить в своих мыслях за пределы реальной ситуации. Благодаря этому ум ребенка приобретает большую гибкость. Аналогичным образом, слова теперь становятся полномочными представителями вещей: ребенок может с их помощью сообщить о чем-то, что в данный момент отсутствует.
Однако на допонятийной стадии дети по-прежнему путаются в основных категориях. Они не способны разграничить ментальную, физическую и социальную реальности. Их мышлению свойственна такая особенность, как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые, даже солнце, луна, облака, автомобиль или поезд. Другой особенностью их мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными; они являются такими же реальными вещами, как и те, что действительно присутствуют в окружении ребенка. Появление анимистических представлений и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления дошкольников: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения. Считается, что в течение раннего детства ребенок не способен четко отделить от внешнего мира сферу своего существования и собственных возможностей.
Четырехлетние дети уже понимают, что взрослый человек не может превратиться в ребенка, что нельзя проходить сквозь твердые объекты. Однако большинство из них не принимает во внимание доводы здравого смысла, если им рассказывают волшебную сказку, делая вид, что описываемые в ней события происходили на самом деле, и верят этому.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.
- Влияние игры на память.
На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Дошкольники больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого, поэтому в игровой деятельности интенсивно развиваются все мнемические процессы. Если ребенок не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному запоминанию. Особенно быстро и легко мнемические действия возникают, обособляются в игре, причем во всех возрастных группах дошкольников, начиная с трех – четырехлетнего возраста. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала. В основе ориентации в этот период лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т. п. невозможны без развития памяти. Наиболее благоприятные условия для развития произвольных форм запоминания создаются в игре, когда ребенок вынужден запоминать роли, условия, правила.
В играх, развивающих память, младшие дошкольники учатся устанавливать связь между предметами (запоминать, чтобы припоминать потом). Эта связь задается правилами игры и игровыми действиями. Например, чтобы припомнить, где живут персонажи игры, ребенок должен запомнить метки на одинаковых домиках.
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. В младшем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение материала еще входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно.
То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Прежде всего, ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений.
- Влияние игры на внимания.
Игра стимулирует развитие всех когнитивных процессов ребенка. Выполнение игровых действий и правил требует от ребенка сосредоточенности, что совершенствует его непроизвольное и произвольное внимание.
Сознательная цель сосредоточить внимание выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, то ему сложно играть в коллективе. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
В играх на внимание ребенок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. Задача «быть внимательным» становится понятной и актуальной для ребенка. Выполнение игровых действий и правил требует от ребенка сосредоточенности, что совершенствует его непроизвольное и произвольное внимание. Но, тем не менее, конечно, правильным остается, то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств. В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка. Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы. Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.
Заключение
Рассмотрев влияние игры на психическое развитие можно сделать вывод, что игра, будучи центральным фактом в жизни ребенка, имеет огромное влияние на все стороны психической жизни, в том числе и на детский интеллект.
Важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по заданию взрослого. Сознательна цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Источник