Влияние грудного вскармливания на психическое развитие ребенка

На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.

Что мы понимаем под общением?

Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.

Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4–6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).

Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.

Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности

Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.

Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.

Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!

Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?

Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!

Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.

Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно

Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!

Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.

Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!

Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.

В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5–3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.

Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Есть много разных точек зрения по поводу грудного вскармливания и «правильной» длительности этого важного в жизни каждого человека периода.

В своей практической психотерапевтической работе – как со взрослыми, так и с детьми я как правило стараюсь достаточно подробно узнать о том, как происходил процесс грудного вскармливания. Ведь само по себе грудное вскармливание – это очень важные первичные взаимоотношения, в которых новорожденный знакомится с самым первым и на начальном этапе своей жизни самым важным внешним объектом своей психологической жизни. Я говорю о внешнем объекте – ведь до своего появления «на белый свет» ребёнок находился в чреве матери и его «потребности» «удовлетворялись» на биологическом и физиологическом уровне. И как правило потенциальные проблемы возникают как при недостаточном по времени, так и излишне длительном по месяцам процессе грудного вскармливания.

Женское молоко само по себе так же уникально сбалансировано по питательным веществам и минералам и приспособлено исключительно для ребёнка, как коровье – для телёнка, а молоко слонихи – для маленького слонёнка. И я не просто двумя руками «голосую за полезность и важность грудного вскармливания», а практически соглашаюсь со многими врачами по поводу крайней важности грудного вскармливания до полугода с минимальным возможным лишь по мере необходимости использованием других продуктов (хотя по некоторым современным рекомендациям ввод прикорма может осуществляться с 4-5 месяцев).

Сразу же должен уточнить, что все ситуации безусловно разные, и всегда необходимо учитывать и принимать во внимание различные факторы. И в каждом случае может быть логичным и обоснованным как сокращение срока грудного вскармливания, так и его увеличения.

С точки зрения многих подходов в норме грудное вскармливание должно постепенно сворачиваться к тому времени, когда ребёнок может постепенно научаться есть другую пищу, то есть примерно после года, до этого времени грудное вскармливание играет очень значимую роль в формировании связи в диаде (паре) мать-дитя. Хотя не надо забывать и о том, что молоко матери – не единственный эквивалент «любви», который может предложить своему ребёнку любящий родитель.

Излишне длительное грудное вскармливание приводит к тому, что нарушается нормальное течение процесса сепарации-индивидуации младенца, излишне «привязывая» его к маме. Причём хочется обратить внимание, что не «может приводить», а именно «приводит» – из-за нарушений на этом пути постепенного в рамках современной культуры отделения. И здесь свою роль очень часто играют бессознательные конфликта самой матери ребёнка, формирующие её чувства в отношении своего малыши, которые могут подталкивать женщину к выбору «наиболее правильной» (с её точки зрения) стратегии вскармливания.

Есть в психологии развития такое понятие, как «сензитивные периоды» (времени, развития).
Например речь – если в определённом возрасте ребёнок слушает человеческую речь, пробует говорить сам – это активизирует определённые участки головного мозга, приводя к росту и развитию конкретных «полей» (областей). Если такой стимуляции не происходит – не происходит «развития нейрометаболического субстрата психики» – то есть «не вырастают и не развиваются должным образом зоны головного мозга».

В частности именно по этой причине – «пропущенных сензитивных периодов» – дети-маугли практически не могут овладеть человеческой речью, в лучшем случае они могут «механически копировать», и такая «речь» ближе к «речи» например попугая, чем к человеческой речи – ведь человек при помощи «слов» («словесных понятий», «символических обозначений») не только «говорит», но и «структурирует собственную психику» – думает, рассуждает, «снит себе сны и придумывает фантазии».

Чего лишают ребёнка, который до 2 лет считает, что «грудь, полная молока, всегда будет появляться по его первому требованию», насколько он будет адекватно контактировать с реальностью (ведь в психологической норме процесс сепарации-индивидуации должен начинаться в 6-8 месяцев и к 2 годам уже заканчиваться) – с таким «особым образом воспитываемым ребёнком» – сказать сложно.

Ребёнку ОЧЕНЬ важна материнская поддержка и любовь, и конечно же ни в коем случае не стОит использовать «садистические метода дрессуры» (например горчицей грудь мазать), но тем не менее постепенно ребёнка надо «подводить» к тому, что не всю жизнь у него будет возможность «всегда в случае тревоги, проблем, переживаний подбежать к маминой груди и пару раз к ней приложиться для успокоения». Ведь говоря с психологической точки зрения – неизвестно, как будут сформированы зоны мозга у такого ребёнка и как это отразится на его психике и на его способностях к установлению и поддержанию здоровых взаимоотношений с другими людьми.

Кстати важно также понимать психологическую концепциею «достаточно хорошей матери». Ведь мать, которая излишне длительно удовлетворяет уже не «потребности», а скорее «пожелания» ребёнка, из «достаточно хорошей матери» – превращается в мать «избыточно хорошую»; а сама по себе польза любой «избыточности» всегда находится под большим вопросом. Хотя конечно это и вопрос границы, где – «достаточно», а где уже – «избыточно».

Зачастую на внутренние конфликты человека оказывает его собственное развитие, детство, воспитание, полученное им в родительской семье. И если по каким-то причинам получилось так, что человек сам в собственном детстве не отделился от своей мамы, наример потому что собственная мама когда-то «бессознательно использовала» своего ребёнка для удовлетворения своих опять же бессознательных потребности в «близости»), то совершенно естественным образом и в своих собственных детей такой родитель будет «вкладывать» идею о том, что “самое главное счастье в жизни – это когда мама рядом”.

Существует одна очень психологически правдоподобных гипотез – «с чем может быть связано появление активного движения «матерей, доказывающих пользу и необходимость длительного грудного вскармливания» в развитых странах западной Европы и Америки. Дело в том, что в «странах развитого капитализма» как правило послеродовый период нахождения матери с ребёнком дома работадателем и/или государством оплачивался и оплачивается в минимальном количестве. А «женская эмансипация», желание женщин активно участвовать общественной, экономической и производственной сфере жизни общества подталкивали женщин к раннему переводу на исскуственное вскармливание. И таким образом выросло целое поколение родившихся в 50-60-70 годах прошлого века женщин, которые были в силу вышеуказанных причин отлучены своими своими матерями от грудного вскармливания в достаточно раннем возрасте. И далее – отчасти это чувство вины «родительниц» этого «недокормленного поколения», движимые чувством вины, стали убеждать своих дочерей «кормить их внуков как можно дольше», отчасти это сами женщины, живущие с такой психологической травмой собственной «ненакормленности» стали пытаться не просто компенсировать, а – «гипер(сверх)компенсировать» это в процессе ухода за собственными малышами. И хорошая в своей основе идея – идея о том, что нельзя просто так слишком рано и/или слишком резко прерывать грудное вскармливание, превратилась в «идею» о том, что «надо дать ребёнку возможность использовать материнскую грудь без каких-либо границ, пусть он сам скажет, когда ему надоест молоко».

Возникло много идей по поводу проведения исследований, которые могли бы подкрепить идею необходимости и важности грудного вскармливания. Ну а если люди чего-то хотят доказать – они конечно же будут находить максимум подтверждений и доказательств, а собственные чувства будут приводить к полному отрицанию какой-либо разумной критики. Появились целые ассоциации, пропагандирущие грудное вскармливание. Это конечно же дело хорошее – но фанатизм как минимум бессмысленен, а иногда и опасен во многих сферах жизни.

Также мировое сообщество всё чаще обращалось к проблемам развивающихся стран, где детская смертность как правило чрезвычайно высока, и где порой грудное молоко матери является единственной адекватной пищей для младенцев и малышей.

Как результат в 2003 году Всемирной Организацией Здравоохранения и ЮНИСЕФ была опубликовали совместную Глобальную стратегию по кормлению детей грудного и раннего возраста

Все остальные последующие ВОЗовские документы по своей сути являются лишь перепиской этого документа с теми или иными вариациями. Но дело в том, что ориентирована эта стратегия в основном на развивающиеся страны, которые отстают по своим социально-экономическомим показателям и развитию даже от России. Об этом говорится практически с первых строк:

С самого начала цель заключалась в том, чтобы сформулировать обоснованный подход к облегчению трагического бремени, лежащего на детях мира, а именно тех 50-70 процентов диарейных болезней, кори, малярии и инфекций нижних дыхательных путей в детстве, которые тем или иным образом связаны с недостаточным питанием, и содействовать устойчивому уменьшению нищеты и лишений.

Так что речь в документах ВОЗ, на которые часто любят ссылаться приверженцы максимально длительного грудного вскармливания, идёт в первую очередь о питании, обеспечивающем хоть какую-то часть защиты от детских инфекций. То есть – «да, для голодающих детей бедных африканских стран» – эта концепция действительно весьма актуальна.

Поэтому на самом деле рекомендация Европейского бюро ВОЗ на самом деле звучит так:

Все дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании с момента рождения до возраста примерно 6 месяцев, но, во всяком случае, в течение первых 4 месяцев жизни.
Предпочтительно продолжать грудное вскармливание и после первого года жизни, а в группах населения с высокой распространенностью инфекций пользу ребенку может принести продолжение грудного вскармливания в течение всего второго года жизни и даже дольше.

То есть «почему-то» многие женщины, агитирующие максимально продолжительное грудное вскармливание, забывают – и о нижней границе, и о том, что продолжение грудного вскармливания после первого года жизни как-то оправдано лишь в «группах населения с высокой распростанённостью инфекций», к которым Россию всё-таки я бы никак не стал относить.

Поэтому как некоторое резюме можно сказать следующие слова. Грудное вскармливание – дело нужное и замечательно. Для грудничка грудное молоко – своего биологического вида, состав которого стабилизировался в процессе эволюции – полезно, да и сам процесс в норме приятен матери и ребенку, он действительно помогает установить устойчивую психологическую связь в диаде мать-дитя. И эта нормальная психологическая связь благотворно влияет практически на все последующие стадии развития ребёнка. Соответственно точно также это положительно влияет в норме на установление нормальных взаимоотношений в общей семейной системе/структуре, которая меняется с появлением малыша.

Но вот в том случае, если эта жизнь не превращается в фанатичную «борьбу за грудное вскармливание любой ценой» с максимальным сроком вскармливания, который порой измеряется в годах – это уже наверное всё-таки как-то выходит за рамки как минимум «среднестатистической нормы». И очень важно понимать, что даже отсутствие молока никоим образом не является каким-либо поводом наполнять женщину, мать – огромной кучей комплексов и приклеивать к ребёнку «лейбл» «неправильно вскормленного» и поэтому «какого-то неполноценного». Ведь это не есть какая-то «трагедия» а является лишь один из вариантов нормы.

В данной статье я вероятно несколько меньше акцентировал внимание на положительных аспектах грудного вскармливание и на важность образования положительной связи в диаде «мать-дитя», надеюсь что многие, что даже – «большинство» читателей и читательниц это прекрасно понимают.
Как резюме – вновь повторю – «до года – да, очень желательно, а после года по возможности постепенно сворачивать». Причём инициатива должна происходить именно от матери – ведь должен же кто-то «один из двоих» в этой самой диаде взять на себя нормальную «взрослую», «осознанную» ответственность.

Пётр Юрьевич Лизяев

Если вам понравился этот материал – дайте возможность ознакомиться с ним другим людям, например – поделитесь ссылкой на него со знакомыми, в социальных сетях или на других сайтах / форумах.
Таким образом вы сможете выразить вашу благодарность и помочь этому проекту.
Прямой перепост, особенно без указания активной ссслки на источник – запрещён.

Источник