Влияние гиперактивности на развитие ребенка

Влияние гиперактивности на развитие ребенка thumbnail

Практически каждый современный родитель слышал про такое
понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к
своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдром
гиперактивности является не красивым названием повышенной детской активности, а
своего рода заболеванием, которое обусловлено нарушением функционирования
головного мозга и способно серьезно повлиять, прежде всего, на жизнь ребенка и
его отношения со сверстниками. При этом нельзя забывать, что рано или поздно
дети вырастают, становятся взрослыми, и синдром гиперактивности может
преследовать их и дальше.

Мальчик прыгает на диване рядом с мамой

Что такое гиперактивность

Гиперактивностью называют состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, что проявляется чрезмерной речевой и двигательной активностью. Нередко подобное сочетается с нарушениями внимания и импульсивностью, что в комплексе в медицине носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Очень часто это сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.

Но повышенная возбудимость ребенка доставляет массу проблем,
как его родителям и педагогам, так и ему самому. Нарушение работы нервной
системы накладывает отпечаток на его отношения с ровесниками и взрослыми, что в
конечном итоге часто становится причиной возникновения психологических проблем
и комплексов.

При этом может наблюдаться дефицит внимания, который и
заставляет чаще всего родителей искать помощи у специалистов. Проблемы с
концентрацией и усидчивостью вызывают негативные отклики о работе ребенка на
занятиях в детском саду, других дошкольных учреждениях, а затем и в школе.

Согласно медицинской статистике, синдром гиперактивности диагностируется у 6% детей школьного возраста и 3% подростков, при этом мальчики страдают от него в 5—6 раз чаще.

Мальчик ползет по полу и кричит

Не стоит путать неврологически-поведенческое расстройство с
повышенной активностью. Подавляющее большинство детей не может долгое время
усидеть на месте и стремиться к подвижным играм. Но при гиперактивности
наблюдается действительно патологическая неспособность ребенка вести себя
спокойно, что создает проблемы даже для него самого. Под этим термином
подразумевается не просто диагноз, а целый комплекс нарушений, объединяемых по
наличию отдельных признаков, не соответствующих конкретному возрасту, чем и
объясняется многогранность проявлений синдрома.

Таким образом, СДВГ может проявляться у разных детей
по-разному, на основании чего и выделяют его разновидности. У одних детей может
одновременно присутствовать как чрезмерная подвижность, так и расстройство
внимания, у других – наблюдаться только гиперактивность или проблемы с
концентрацией. В последнем случае ребенок отличается импульсивностью, на него
постоянно поступают жалобы воспитателей и педагогов в связи с плохим
поведением, которое, нужно признать, он не способен самостоятельно
контролировать. Но при этом такой ребенок может успешно справляться с решением
задач, требующих сосредоточенности и внимания. Также бывают ситуации, когда
присутствует только расстройство внимания, но ребенок не отличается
гиперактивностью, или же наблюдаются смешанные типы.

Поэтому поводом для получения консультации врача при
подозрении на наличие гиперактивности являются:

  • постоянная высокая активность и проблемы с
    концентрацией внимания;
  • возникновение трудностей при общении с другими
    людьми из-за особенностей поведения, в частности другими детьми на детских
    площадках;
  • постоянное неудовлетворительное поведение в
    дошкольных учреждениях;
  • низкая успеваемость в школе и плохое поведение;
  • полное отсутствие желания или даже возможности
    самостоятельно выполнять домашние задания;
  • агрессивность в отношении других людей,
    животных.

Мальчик бьет подушкой старшего брата

Причины

Существует множество предположений по поводу того, что
именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не
один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую
связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.
Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных
нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и
психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения
гиперактивности и/или расстройства внимания.

Проводившиеся исследования подтверждают, что действие
наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же
касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются
церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются
нарушениями функционирования нервной системы, а именно:

  • преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
  • внутриутробные инфекции;
  • перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
  • далекое от здорового питание во время беременности;
  • преждевременные роды или «переношенная» беременность;
  • рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
  • нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.

Считается, что дефицит качественной белковой пищи, витаминов и минералов в ежедневном рационе на фоне избытка простых углеводов, особенно потребляемых в больших количествах по утрам (хлеб, булки, сладости) создают благоприятные условия для возникновения СДВГ.

Причины развития СДВГ

Не последняя роль в развитии заболевания отводится
психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:

  • алкоголизм и серьезные разногласия между
    родителями;
  • насилие в семье;
  • перенесение ребенком психологической травмы;
  • низкое социальное положение семьи, дефицит
    средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны
    сверстников.

Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные
требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.

Как проявляется синдром гиперактивности

Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте,
начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:

  • беспокойством;
  • неусидчивостью;
  • раздражительностью, плаксивостью;
  • нарушениями сна;
  • снижением уровня внимания, постоянной
    отвлекаемостью;
  • импульсивностью;
  • упрямством;
  • задержкой развития речи.

Для каждого возраста разработаны отдельные нормы,
несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе
нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие
предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью,
что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.

Длительность сохранения активного внимания у детей разного возраста

Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ,
является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо
задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно
приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи
или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом
импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому
часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и
попадают в неприятные ситуации.

Гиперактивность или нет

Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность
и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной
системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ
родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:

  • ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники
    (иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»);
  • повышенная возбудимость, что проявляется
    присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами,
    качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок
    болтает, не замолкая);
  • рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и
    забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже
    непродолжительные и отвлекаются;
  • быстрое наступление усталости при необходимости
    выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители
    школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время
    выполнения домашней работы и контролировать их;
  • повышенная эмоциональность, проявляющаяся
    абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих;
  • невозможность довести начатое дело до
    логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к
    другому виду деятельности;
  • отсутствие самоконтроля, проявляющееся
    постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей
    очереди либо где, склонность к ссорам и дракам;
  • нарушения координации, в результате чего ребенок
    может часто травмироваться.

Признаки СДВГ всегда возникают до 7 лет, но обращать на себя внимание они чаще всего начинают в поздний дошкольный и школьный период жизни ребенка.

Мальчик отвлекся от домашнего задания на игру

Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут
терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются
взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать
установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по
отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода,
переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям
следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных
нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.

Гиперактивность – перманентное состояние. Поэтому дети с таким синдромом одинаково ведут себя везде: дома, в садике, школе, на прогулке.

Диагностика СДВГ

Что бы ни утверждали воспитатели в детском саду, учителя, другие родители или знакомые, точно дать оценку состоянию ребенка может только врач, а диагностировать синдром гиперактивности в сочетании или без нарушения внимания способен только невролог или детский психолог. Педагоги или другие общающиеся с ребенком люди могут лишь обратить внимание родителей на те или иные черты личности малыша, имеющиеся трудности при работе с ним и высказать предположение о необходимости получения консультации специалиста.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года за и против

При диагностике СДВГ врач должен исключить другие патологии
нервной системы и нарушения развития. Поэтому нередко требуется консультации
обоих узких специалистов – невролога и психолога. Это позволит точно
дифференцировать СДВГ от:

  • последствий психологической травмы, тревожных расстройств;
  • расстройств аутического спектра (могут сочетаться с гиперактивностью);
  • определенных видов шизофрении, эпилепсии;
  • эндокринных патологий.

Доктор разговаривает с девочкой и ее мамой

Поэтому диагноз не может быть поставлен на первой же консультации
врача. Для этого, кроме подробной беседы с ребенком и его родителями, требуется
понаблюдать за его поведением, а также провести нейропсихологическое
тестирование. Для исключения других патологий назначаются:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭКГ и другие исследования.

Лечение гиперактивности

Синдром гиперактивности и дефицита внимания обязательно
требует комплексного лечения. Сегодня часто можно услышать, что со временем
ребенок перерастет свою повышенную возбудимость и его состояние придет в норму,
поэтому ничего делать не надо. Особенно часто подобными высказываниями грешат
бабушки и дедушки. В действительности при отсутствии грамотной коррекции
проблема никуда не денется, а лишь трансформируется.

По мере взросления ребенка на фоне отсутствия лечения можно
рассчитывать только на устранение чрезмерной подвижности. Но поскольку
нарушение в работе нервной системы сохраняется, она сменится суетливостью и
постоянным внутренним беспокойством. Взрослые с СДВГ, не знающие о своем
диагнозе, отличаются безответственностью, конфликтностью, склонностью к
неоправданному риску. Также им трудно самостоятельно организовывать и
планировать свою деятельность, а также следовать разработанному плану.

Загруженный работой молодой человек разговаривает по телефону

Поэтому при получении диагноза «синдром дефицита внимания и
гиперактивности» нужно не паниковать, а точно следовать рекомендациям невролога
и психолога, чтобы правильно организовать процесс реабилитации. Это позволит
значительно улучшить состояние ребенка и поможет ему избежать многих проблем.

Поскольку СДВГ является многофакторным нарушением и может
проявляться по-разному, лечение для каждого ребенка подбирается строго
индивидуально. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию;
  • коррекцию образа жизни;
  • изменение питания;
  • мануальную терапию с элементами остеопатии.

Для эффективного лечения повышенной возбудимости родителям
вместе с ребенком рекомендуется работать с психологом. Это поможет создать
благоприятную атмосферу в семье и улучшить межличностные отношения. Работа с
психологом позволит сформировать компенсационные механизмы, которые помогут
ребенку лучше контролировать собственное поведение, научить ладить со
сверстниками и лучше учиться. Также показано получение консультаций
дефектолога, который поможет построить правильную программу по коррекции
имеющихся нарушений.

Конфликты между родителями усугубляют течение СДВГ.

Родители детей с официально диагностированной
гиперактивностью должны провести беседу с воспитателем в детском саду,
учителями в школе и другими людьми, работающими с ними. Целью этого разговора
является донесение информации об особенностях ребенка и том, как лучше
организовать учебный процесс, чтобы это было максимально комфортно для него и
педагога, не провоцировало возникновение сложностей в общении.

Медикаментозная терапия

Лекарственные средства назначаются детям не всегда. Чаще
всего потребность в них возникает при неэффективности коррекции образа жизни.
Медикаментозная терапия в основном направлена на устранение симптомов СДВГ и
облегчение состояния ребенка. Она может включать:

  • седативные средства;
  • ноотропы;
  • легкие снотворные;
  • психостимуляторы;
  • нейролептики;
  • антидепрессанты (в тяжелых случаях).

Таблетки в чайных ложках

Коррекция образа жизни

Детей с повышенной возбудимостью нужно просто любить. Их
нужно хвались за малейшие успехи и поощрять к дальнейшей деятельности.
Родителям стоит акцентировать внимание на положительных сторонах личности
ребенка и в спокойном, доброжелательном тоне беседовать с ним о принятых нормах
и правилах поведения в обществе.

Гиперактивные дети больше других нуждаются в четком
распорядке дня. Поэтому, если такового нет, его следует выработать. Ребенок
должен просыпаться, гулять, кушать, ложиться спать в одно и то же время. Это
позволит лучше контролировать течение СДВГ.

Важно постараться выделить для ребенка личное пространство. Если возможности отвести ему отдельную комнату нет, нужно обустроить хотя бы собственный уголок, где он сможет изолироваться от взрослых. Но поскольку детям с повышенной возбудимостью сложно самостоятельно наводить и поддерживать порядок, нужно быть готовым к бардаку и длительному процессу привития навыка убирать за собой.

Как уже говорилось, дети с СДВГ могут отличаться
забывчивостью. Поэтому родители вместе с ними могут создавать специальные
временные или постоянные чек-листы, которые должны помочь ребенку не забыть
ничего важного. Не лишним будет оставлять по мере необходимости стикеры и
различные напоминалки.

Напоминание для детей

Очень хорошо на состоянии гиперактивных детей сказываются
занятия спортом. Но это должны быть не командные виды, а единоборства, плавание,
конный спорт и т. д.

Читайте также:  Факторы и закономерности возрастного развития ребенка

Изменение питания

При повышенной возбудимости рекомендовано снизить количество
сладостей в рационе ребенка и других источников простых углеводов. При этом
питание должно полностью покрывать потребности организма в белках, витаминах и
минерах.

Мануальная терапия с элементами остеопатии

Мануальная терапия способна творить настоящие чудеса с
детьми, отличающимися повышенной возбудимостью. С помощью особых, абсолютно
безопасных приемов ручного воздействия доктор может эффективно воздействовать
на последствия гипоксии и других биологических нарушений, создавая условия для
нормализации деятельности нервной системы. Сеансы мануальной терапии позволяют
воздействовать на причину развития СДВГ, чего не в силах сделать ни один другой
метод лечения. В результате ребенок становится значительно спокойнее, улучшается
его способность воспринимать и обрабатывать информацию, равно как и успехи в
школе.

Мануальная терапия для детей

Таким образом, гиперактивность нельзя назвать опасным
заболеванием. Но такое состояние способно существенно снизить качество жизни
ребенка и его близких, а в дальнейшем и перейти с ним во взрослую жизнь. Но
паниковать при получении такого диагноза не стоит. Сегодня с СДВГ можно и нужно
бороться, но для того, чтобы борьба была эффективной, обязательно требуется
помощь квалифицированных специалистов. Симптомы СДВГ могут обостряться при
смене сезонов, болезни и действии других факторов, но это не означает отказа
назад, а является неизбежным явлением, с которым нужно смириться и продолжать
лечение. В результате ваш взрослый ребенок сможет жить полноценной жизнью, не
испытывать трудностей в общении и достичь любой поставленной цели.

Источник

План

Введение.

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности.
Взаимодействие родителей с гиперактивными
детьми.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. Синдром
гиперактивности у детей – очень распространенное
поведенческое и эмоциональное нарушение у детей.
Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне
окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте,
постоянно находится в движении, никогда не
доводит дело до конца, бросает и тут же
принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5%
детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания
называют гиперактивными. Болезнь у детей до года
встречается реже, чем у младенцев.
Гиперактивность у детей до года имеет
индивидуальные признаки. Лечение
гиперактивности у детей – это работа опытного
психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в
завышенной подвижности. Ребенок не способен
усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он
занимался одним делом, через минуту – другим, а
потому не удивительно, что все остается
незавершенным. Ребенок с признаками
гиперактивности постоянно находится в движении,
когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или
не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо
воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины
появления симптома гиперактивности у детей и
определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у
    ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности,
    способы взаимодействия родителей с
    гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у
ребенка

Как правило, таких детишек называют
“моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как
на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они
не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают,
бегают, их руки без конца что-то трогают,
бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но
их любопытство – явление сиюминутное, поэтому,
как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не
свойственна, они совершенно не задают вопросов
“зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ
выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором
ребенок находится, у него имеются некоторые
нарушения координации: неуклюж, неловок в
движении, постоянно роняет предметы, часто
падает, ломает игрушки.
Тело гиперактивных малышей постоянно в
царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов
из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются
рассеянность, негативизм, неусидчивость,
невнимательность, частые смены в настроении,
упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие
дети часто оказываются в центре
разворачивающихся событий, так как они самые
шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с
трудом усваивает какие-либо новые навыки.
Довольно часто самооценка   гиперактивных
 детей занижена. Ребенок не умеет
расслабляться в течение дня, успокаивается лишь
во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в
младенческом возрасте, ночной же сон у него
весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе
внимание, находясь в общественных местах,
поскольку все время что-то трогают, хватают, не
слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам
проявления у детей гиперактивности. Наиболее
распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность
    (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические
    повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм
    родителей, микроклимат в семье, условия
    проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в
дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей
постоянно сравнивают с их старшими братьями,
сверстниками, у которых хорошая успеваемость и
образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их
недисциплинированность,
навязчивость, беспокойность, эмоциональная
неустойчивость,
неаккуратность. Гиперактивные дети не
могут подходить к выполнению различных
поручений с должной ответственностью, помогать
своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных
результатов. Со временем сложившаяся ситуация
лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в
школу. В освоении школьной программы сразу же
возникают трудности, отсюда развивается
неуверенность в себе, разногласия во
взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а
также усиливаются нарушения в поведении
ребенка. Часто именно в школе у ребенка
обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное,  
гиперактивные  дети интеллектуально развиты,
о чем говорят результаты многочисленных
тестирований, но им необычайно сложно
сосредоточиться, организовать собственную
работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна
импульсивность, ребенок постоянно что-то делает,
не подумав, отвечает на задаваемые вопросы
невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со
сверстниками не следует правилам, из-за чего с
участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания
не может довести выполнение задания до конца, он
несобран, не может сосредоточиться на
неоднократно повторяющейся деятельности, не
приносящей сиюминутного удовлетворения, часто
переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается
или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но
импульсивность и нарушения функции внимания, как
правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности.
Взаимодействие родителей с гиперактивными
детьми

Основными проявлениями гиперактивности
являются дефицит активного внимания,
импульсивность и повышенная двигательная
активность. Причины появления данного синдрома в
настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется
повышенной возбудимостью, непоседливостью,
разбросанностью, расторможенностью, отсутствием
сдерживающих начал, чувством вины и переживания.
Про таких детей иногда говорят, что они “без
тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная
гиперактивность в дальнейшем может стать
причиной школьной неуспеваемости, проявления
неадекватного поведения, нужно обращать особое
внимание на детей раннего возраста,
демонстрирующих признаки этого синдрома. Но
диагноз гиперактивности имеет право поставить
только врач.

Читайте также:  Серия развитие моего ребенка солнечные ступеньки скачать бесплатно

В зависимости от особенностей ребенка врач
может порекомендовать либо сбалансированное
питание, либо витаминотерапию, либо
медикаментозное лечение. Но только
медикаментозная помощь не сможет адаптировать
ребенка к окружающим условиям, привить ему
социальные навыки. Поэтому в работе с
гиперактивным ребенком необходим комплексный
подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми
рекомендует использовать два основных приема:
сглаживание напряжения и следование за
интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с
глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью
пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за
интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в
данный момент, что притягивает его интерес.
Например, если ребенок подходит к окну, взрослый
делает это вместе с ним и пытается определить, на
каком предмете остановился взгляд ребенка, и
старается удержать внимание малыша на этом
предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками
взрослых при воспитании гиперактивного ребенка
являются: – недостаток эмоционального внимания,
подменяемого медицинским уходом; – недостаток
твердости и контроля в воспитании; – неумение
воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен
эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок
проявляет гиперактивность в гораздо меньшей
степени. “Когда таким детям уделяют внимание,
слушают их, и они начинают чувствовать, что их
воспринимают всерьез, они способны каким-то
обраэом свети до минимума симптомы своей
гиперактивности” – В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно
проводить в рамках игровой терапии. Но так как
гиперактивные дети не всегда воспринимают
границы дозволеного, следует обращать особое
внимание на ограничения и запреты, вводимые в
процессе занятий с ребенком. Их следует делать
спокойным, но вместе с тем уверенным тоном,
обязательно предоставляя ребенку
альтернативные способы удовлетворения его
потребностей. Например: “Выливать воду на пол
нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы
посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные
упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к.
они способствуют лучшему осознанию малышом
своего тела, а впоследствии помогают ему
осуществлять двигательный контроль. Например,
родители вместе с ребенком ложатся на ковер и
двигаются по нему, лучше под спокойную музыку:
перекатываются, ползают, “борются”. Если
ребенок маленький, то родитель может положить
ребенка себе на живот и выполнять произвольные
движения и поглаживания. Дети быстро
успокаиваются, ощущают безопасность,
расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно,
сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка),
делать следующее упражнение: родитель берет
попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими
плавные движения. Можно таким образом играть в
мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким
образом, развивается эмпатия, ребенок получает
удовольствие от взаимодействия с родителем,
доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается
вспышками агрессии, вызванными постоянным
недовольством окружающих и огромным количеством
замечаний и окриков. Родителям необходимо
выработать эффективную стратегию
взаимодействия со своим ребенком. Когда родители
наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в
совместные игровые действия, они начинают лучше
понимать потребности своего ребенка и принимать
его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не
виноват и что бесконечные замечания и
одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к
обострению поведенческих проявлений
гиперактивности. Родителям нужно научиться
сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди,
которые живут вместе с ребенком, в течение дня
записывают все замечания, которые были сделаны
ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и
обсуждают, какие из замечаний можно было не
делать, отмечая те из них, которые привели к
усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – “с
мотором”, никогда не устают, чем бы они не
занимались. Однако это не так: излишняя
активность ребенка после эмоционального
перенапряжения, непоседливость могут быть
проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому
необходимо строить распорядок дня таким образом,
чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать
этот распорядок дня. Чтобы предотвратить
перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться
спать в сторого определенное время, как можно
меньше смотреть телевизор, особенно перед сном.
Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и
беспокойно, желательно вечером перед сном
погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны
установить определенные запреты. Запретов
должно быть немного, и они должны быть четко и
кратко сформулированы. Запрет для детей раннего
возраста может состоять из 2-3 слов, например
“горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего
школьного возраста запрет должен содержать не
более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности
не могут долго ждать. Поэтому все поощрения,
обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять
им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно
напоминать взрослым об обещании, что может
вызвать ответную негативную реакцию со стороны
родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать
свое поведение, поэтому нельзя требовать от него
одновременно быть внимательным, неподвижно
сидеть и не перебивать взрослого. Например, во
время чтения сказки родитель может дать ребенку
возможность занять свои руки игрушкой и
вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно
воспринимают родительскую любовь, поэтому им в
большей степени, чем другим, необходима
уверенность в безусловной родительской любви и
принятии.

Рекомендации родителям

Какие же рекомендации можно дать родителям
гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в
процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней
стороне поведения близких ребенку взрослых
людей.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать
    свои бурные аффекты, вызванные поведением
    ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех
    попытках конструктивного, позитивного
    поведения, какими бы незначительными они ни были.
    Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже
    познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких
    оценок, упреков, угроз, которые могут создать
    напряженную обстановку и вызвать конфликт в
    семье. Стараться реже говорить “нет”,
    “нельзя”, “прекрати” – лучше
    попробовать переключить внимание малыша, а если
    удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить
    спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо
    поддаются контролю. Выражая недовольство, не
    манипулировать чувствами ребенка и не унижать
    его.

Вторая группа рекомендаций касается
организации среды и окружающей обстановки в
семье.

  • Если есть возможность, постараться выделить для
    ребенка комнату или ее часть для занятий, игр,
    уединения (то есть его собственную
    “территорию”). В оформлении желательно
    избегать ярких цветов, сложных композиций. На
    столе и в ближайшем окружении ребенка не должно
    быть отвл