Влияние гимнастики на развитие ребенка

С самого раннего возраста необходимо развивать у детей двигательные навыки. Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений ребенок познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, фор­мируется психика.

Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно применять гимнасти­ческие упражнения, которые благотворно действуют на цент­ральную нервную систему. Под влиянием движений у детей образуется много новых условных рефлексов; они становятся активнее, внимательнее, у них улучшается согласованность (координация) движений, создается бодрое, радостное на­строение.

Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка. Кости начинают хорошо расти и становятся более прочными; замещение хряща плот­ной костной тканью происходит без отклонений. Во время движений к мышцам поступает больше крови и лимфы, ко­торые приносят питательные вещества. Под влиянием упраж­нений мышцы ребенка хорошо развиваются и укрепляются, улучшается обмен веществ в них.

Гимнастические упражнения улучшают регуляцию дыхания, делают его более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы и способствуют нормальному развитию грудной клетки. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь быстрее обогащается кис­лородом; улучшаются все окислительные процессы в орга­низме. Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение повышается, облегчается работа сердца.

Сердечно-сосудистая система под влиянием гимнастики работает эффективнее, организм лучше снабжается питатель­ными веществами, что особенно важно для организма ре­бенка. Мышца сердца сокращается энергичнее, сила ее возрастает, количество крови, выталкиваемое сердцем за одно сокращение, увеличивается, в связи с чем пульс несколько замедляется. Ускоряется также ток крови в сосудах, возрас­тает количество крови, циркулирующей в организме.

Под влиянием физических упражнений укрепляются мыш­цы брюшного пресса, улучшается работа органов пищеваре­ния, повышается моторная деятельность кишечника, устра­няются запоры и скопление газов, усиливается выделение пищеварительных соков, пищевые вещества лучше всасыва­ются и поступают в кровь.

Гимнастические упражнения усиливают общий обмен ве­ществ в организме. Под их влиянием улучшается аппетит ребенка, повышается усвоение питательных веществ тканями; ускоряется выделение продуктов распада из организма (через кишечник, почки, кожу). С помощью гимнастики развиваются правильные навыки движений верхних конечностей, полза­ния, сидения, стояния, ходьбы, воспитывается правильная осанка, а также улучшается ритмичность и экономичность движений.

Таким образом, физические упражнения оказывают поло­жительное влияние на все без исключения системы и органы ребенка. Однако они полезны только тогда, когда проводятся в сочетании с правильным уходом за детьми, строгим соблю­дением гигиенического режима, полноценным питанием и закаливанием.

Исаева Е.И.

Опубликовал Константин Моканов

Источник

Татьяна Рубашова
Влияние гимнастики на развитие ребенка в раннем возрасте

Основной целью гимнастики для детей раннего возраста является укрепление здоровья малыша, правильное развитие его организма, повышение уровня сопротивляемости к заболеваниям и общей выносливости детского организма.

Для детей раннего возраста характерен достаточно быстрый рост всего организма в целом, поэтому развитие его движений очень важно. В первые годы жизни у ребёнка формируются простые движения: ходьба, ползание, бег, перешагивание.

Применяемые специальные физические упражнения в этом возрасте, по мнению ученых, имеют большое влияние на общее развитие детского организма. При регулярных занятиях гимнастикой с малышом он развивается лучше – улучшается рост, вес.

Дети раннего возраста, с которыми систематически занимаются гимнастикой, менее подвержены заболеваниям, а если и заболевают, то переносят болезнь гораздо легче. Такие детки быстрее выздоравливают. Гимнастика является отличной профилактикой различных заболеваний дыхательной системы, снижает риск возникновения у ребенка детского туберкулёза

Гимнастика полезна всем детям. Её не только можно, но и нужно делать. Систематические занятия гимнастикой приносит неоценимую пользу деткам, которые развиваются нормально. Но еще большую пользу она приносит детям, которые болеют или только стали на путь выздоровления, а также детям, которые отстают в развитии от своих сверстников.

Гимнастика благоприятно влияет как на развитие суставов, так и на развитие костей. Длинные кости ног и рук укрепляются, в основном, благодаря мышечным упражнениям, что является неоценимой пользой для растущего организма.

Если малыш страдает рахитом, то все его мышцы вялы, суставы разболтанны, слабеет и страдает весь организм. Физические упражнения у таких деток значительно укрепляют мускулатуру, улучшают обмен веществ, способствуют улучшению питания костной системы в целом.

Особенно полезна для деток, которые болеют рахитом, гимнастика, направленная на укрепление мышц живота. Благодаря укреплению мышц живот примет нормальную, свойственную ему форму.

Дети, которые страдают малокровием, при регулярных занятиях гимнастикой могут достичь улучшения состава крови. У тех, кто страдает от недостаточного развития мускулатуры – она развивается. Однако это не все плюсы регулярных занятий гимнастикой.

Гимнастика просто необходима для того, чтобы все внутренние органы малыша нормально функционировали.

Гимнастика влияетна все жизненно важные процессы: кровообращение, дыхание, пищеварение. Если у ребенка возникнет недостаток движения, это снизит общую жизнедеятельность всего организма.

Гимнастика влияет не только на физическое здоровье малыша. Она также влияет на развитие психической деятельности малыша, улучшает его способности внимания, восприятие речи, памяти. Если ребенок страдает от перепадов настроения, то гимнастика будет способствовать повышению настроения малыша. Дети будут гораздо реже плакать, улучшится аппетит и сон ребенка

Детям – свободу! У детей должна быть свобода движений – несколько раз в день дайте ему время самостоятельно двигаться, как он пожелает.

И тогда ребёнок из беспомощного новорождённого превратится в самастоятельную разумную личность.

Источник

“Влияние занятий гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей”

Цель: формирование разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности гимнастики для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи: 
– выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;
– воспитание сознательное отношение к сохранению своего здоровья;
– сохранение и укрепления здоровья дошкольников.

Влияние занятий спортивно-оздоровительной гимнастикой на организм занимающихся.
Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, постоянное присутствие в окружающей среде агрессивных микроорганизмов ослабляют здоровье школьника. Вот почему так важно укреплять защитные силы организма всеми доступными способами – сбалансированным питанием, своевременным лечением различных недугов, профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности.
В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь школьника, физическая активность школьника резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.
Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей школьника, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов — изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к  сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний. Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье школьника. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность школьника к движению и нагрузкам. 

Влияние движения на системы и органы.
 Итак, спортивно-оздоровительная гимнастика влияет на здоровье школьника по следующим причинам:
1.Укрепляется опорно-двигательный аппарат: увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам. В процессе тренировок или при занятиях гимнастикой улучшается кислородное питание мышц, включаются в работу кровеносные капилляры, которые в покое не задействованы — больше того, образуются новые кровеносные сосуды. Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых мускульных клеток.  Систематические занятия препятствует развитию таких заболеваний органов опоры и движения, как остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, артроз,  атеросклероз,  остеопороз.
2.Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Занятия гимнастикой способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые закрепляются и складываются в последовательные ряды. Организм обретает способность приспосабливаться к более сложным нагрузкам и совершать упражнения более эффективным и экономным образом для достижения нужных результатов. Скорость нервных процессов увеличивается: мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать верные решения.
3.Улучшается работа сердца и сосудов. Влияние гимнастики на организм школьника делает сердце и сосуды более выносливыми. Тренировки заставляют все органы работать в интенсивном режиме. Мышцы при нагрузках нуждаются в повышенном кровоснабжении, что заставляет сосуды и сердце перекачивать больший объём насыщенной кислородом крови за единицу времени. В покое сердце выталкивает в аорту примерно 5 л крови за одну минуту: при тренингах это количество увеличивается до 10 и 20 л. Сердце и сосуды у занимающегося гимнастикой школьника быстро привыкают к нагрузкам и так же быстро восстанавливаются после них.
4.Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через органы дыхания за минуту, увеличивается с 8 л в состоянии покоя до 100 л при занятиях спортивно-оздоровительной гимнастикой. Увеличивается и жизненная ёмкость лёгких.
5.Повышаются иммунитет  и  улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся школьников количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн. Повышается также уровень лимфоцитов (белых телец крови), задача которых — нейтрализация вредоносных факторов, поступающих в организм. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет защитные силы — способность противостоять неблагоприятным условиям среды. Физически активные школьники болеют реже, и если подвергаются агрессии бактерий или вирусов, то справляются с нею гораздо быстрее.
6.Улучшается метаболизм. Тренированный организм лучше регулирует содержание сахара и прочих веществ  в  крови.
7.Меняется отношение к жизни. Физически активные школьники более жизнерадостны, менее подвержены резким сменам настроения, раздражительности, депрессиям и неврозам.
 

Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.
В ходе обучения движениям дети накапливают определенный двигательный опыт, что облегчает процесс овладения новыми, более сложными умениями и навыками. Развитие физических качеств   – одна из важнейших задач, стоящих перед физическим воспитанием в младшем школьном возрасте. В наибольшей мере это касается быстроты и ловкости, так как обучение у младших школьников совпадает с периодом, наиболее благоприятным для интенсивного развития именно этих качеств. В развитии выносливости главной задачей является способствовать повышению аэробных возможностей организма детей и на этой основе обеспечить рост общей выносливости. Задачи в развитии силы связаны прежде всего с формированием осанки и укреплением отстающих в развитии мышечных групп. Гибкость у младших школьников следует поддерживать в оптимальных пределах с тем, чтобы ее показатели не снижались по мере естественного возрастного уменьшения эластичности тканей и увеличения мышечной массы.
Пробуждение интереса к спортивно-оздоровительной гимнастике – задача, которую следует решать уже в начальной школе, так как привычки, заложенные в детстве, весьма прочны. Стойкий интерес к физическим упражнениям у детей может быть вызван только тогда, когда занятия будут приносить им радость. Упражнения гимнастики призваны обогатить двигательный опыт детей и способствовать развитию физических качеств. 
Элементы акробатики, упражнения в равновесии, разнообразные прыжки, упражнения в равновесии – далеко не полный перечень средств для развития силы, ловкости, быстроты и обучения умениям и навыкам, предусмотренным программой. Подвижные игры представляют собой очень важный раздел в ряду средств физического воспитания младших школьников. Подвижные игры должны способствовать закреплению и совершенствованию изученных упражнений или решать самостоятельные задачи по развитию физических качеств. 
При воспитании скоростных качеств следует стремиться развивать у детей способность к высокому темпу движений, что сделать в старшем возрасте будет уже чрезвычайно трудно. Игровой и соревновательный методы как нельзя лучше способствуют решению этой задачи. Следует отдавать предпочтение целостным двигательным действиям и избегать узкоспециальных упражнений. 
В развитии силы у младших школьников основным следует считать метод повторных усилий. Когда упражнение повторяется многократно (8–12 раз), то это способствует утолщению мышечных волокон и росту мышечной массы. Большое внимание необходимо уделить мышечным группам, которые формируют осанку. Здесь приемлемы и кратковременные статические упражнения. 
Воспитание ловкости через увеличение запаса двигательных умений и навыков и путем приобретения способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой — процесс довольно продолжительный. В этой связи к развитию ловкости у детей следует приступать как можно раньше: желательно с приходом их в школу. 
Воспитывать ловкость следует в подготовительной и в начале основной части урока. При выполнении сложных по координации упражнений сериями интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления. Из числа методических приемов, которыми пользуются для развития ловкости в процессе физического воспитания младших школьников, можно рекомендовать: а) применение необычных исходных и конечных положений при выполнении упражнений; б) «зеркальное» выполнение упражнений; в) выполнение упражнений в равновесии.
Воспитание гибкости у младших школьников, как правило, не составляет проблемы в связи с высокой степенью эластичности тканей, отсутствием мощной мускулатуры и другими факторами. Упражнения для развития гибкости следует применять после разогрева (разминки); они могут чередоваться с силовыми упражнениями, производиться на фоне утомления. Критерием достаточности этих упражнений служит ощущение боли в момент выполнения.
Выносливость у младших школьников развивается как в результате суммарного эффекта от нагрузок, связанных с воспитанием других качеств, так и в специально направленных занятиях. Поскольку воспитание выносливости сопряжено с выполнением упражнений на фоне наступившего утомления, то ими следует заниматься в конце тренировки после обучения новому материалу или после выполнения упражнений на быстроту и ловкость. Многократное, однообразное повторение упражнения с целью воспитания выносливости не привлекает младших школьников. 
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка. 

Заключение
Гимнастика является эффективным средством гармонического развития личности школьников, их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности средствами физических упражнений. Оказывая существенное воздействие на функционирование различных систем организма человека, комплексы спортивно-оздоровительной гимнастики оказывают влияние на улучшение физического и эмоционального состояния занимающихся. 

Сегодня приоритетным направлением обучения и развития младшего школьника должно стать физкультурно-оздоровительное, целью которого является повышение ресурсов здоровья и физическое совершенствование воспитанников. Прежде всего, это усиление работы оздоровительной направленности во время занятий гимнастикой. 
Педагоги считают, что приобщение к физической культуре – это творческий процесс, поэтому во время выполнения циклических упражнений стимулируется творческая активность детей. На занятиях дети получают представления о разнообразном мире движений. Игровая форма занятий помогает преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, робость, повышает самооценку, позволяет свободно раскрывать свои достоинства, возможности и способности.

Источник

Татьяна Рубашова
Авторская разработка Влияние гимнастики на развитие ребенка в раннем возрасте

Основной целью гимнастики для детей раннего возраста является укрепление здоровья малыша, правильное развитие его организма, повышение уровня сопротивляемости к заболеваниям и общей выносливости детского организма.

Для детей раннего возраста характерен достаточно быстрый рост всего организма в целом, поэтому развитие его движений очень важно. В первые годы жизни у ребёнка формируются простые движения: ходьба, ползание, бег, перешагивание.

Применяемые специальные физические упражнения в этом возрасте, по мнению ученых, имеют большое влияние на общее развитие детского организма. При регулярных занятиях гимнастикой с малышом он развивается лучше – улучшается рост, вес.

Дети раннего возраста, с которыми систематически занимаются гимнастикой, менее подвержены заболеваниям, а если и заболевают, то переносят болезнь гораздо легче. Такие детки быстрее выздоравливают. Гимнастика является отличной профилактикой различных заболеваний дыхательной системы, снижает риск возникновения у ребенка детского туберкулёза

Гимнастика полезна всем детям. Её не только можно, но и нужно делать. Систематические занятия гимнастикой приносит неоценимую пользу деткам, которые развиваются нормально. Но еще большую пользу она приносит детям, которые болеют или только стали на путь выздоровления, а также детям, которые отстают в развитии от своих сверстников.

Гимнастика благоприятно влияет как на развитие суставов, так и на развитие костей. Длинные кости ног и рук укрепляются, в основном, благодаря мышечным упражнениям, что является неоценимой пользой для растущего организма.

Если малыш страдает рахитом, то все его мышцы вялы, суставы разболтанны, слабеет и страдает весь организм. Физические упражнения у таких деток значительно укрепляют мускулатуру, улучшают обмен веществ, способствуют улучшению питания костной системы в целом.

Особенно полезна для деток, которые болеют рахитом, гимнастика, направленная на укрепление мышц живота. Благодаря укреплению мышц живот примет нормальную, свойственную ему форму.

Дети, которые страдают малокровием, при регулярных занятиях гимнастикой могут достичь улучшения состава крови. У тех, кто страдает от недостаточного развития мускулатуры – она развивается. Однако это не все плюсы регулярных занятий гимнастикой.

Гимнастика просто необходима для того, чтобы все внутренние органы малыша нормально функционировали.

Гимнастика влияетна все жизненно важные процессы: кровообращение, дыхание, пищеварение. Если у ребенка возникнет недостаток движения, это снизит общую жизнедеятельность всего организма.

Гимнастика влияет не только на физическое здоровье малыша. Она также влияет на развитие психической деятельности малыша, улучшает его способности внимания, восприятие речи, памяти. Если ребенок страдает от перепадов настроения, то гимнастика будет способствовать повышению настроения малыша. Дети будут гораздо реже плакать, улучшится аппетит и сон ребенка

Детям – свободу! У детей должна быть свобода движений – несколько раз в день дайте ему время самостоятельно двигаться, как он пожелает.

И тогда ребёнок из беспомощного новорождённого превратится в самастоятельную разумную личность.

Комплексная гимнастика

“Мы погреемся немного”

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок

И летят снежиночки,

Белые пушиночки

l Вводная часть.

Ходьба стайкой в прямом направлении.

Бег. Ходьба.

Д/ упражнение

Ты, мороз, мороз,

Нам ладошки не морозь (дуем на ладошки)

ll основная часть

Общеразвивающие упражнения

Мы погреемся немножко

Мы похлопаем в ладошки (хлопаем)

Ножки тоже мы погреем (топаем)

Мы потопаем скорее

Рукавицы мы наденем (имитация движений)

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились (кружатся)

Как снежинки закружились

(Тихо садятся на коврик)

lll Заключительная часть

Бег.

Спокойная ходьба.

Дыхательное упражнение “Погреем ручки”

Организационный эмоциональный момент.

«Круг дружбы»

Дети берутся за руки, ходят вместе по кругу

Воспитатель задаёт детям разнообразные вопросы:

-Какое настроение у детей (ответы детей)

-У вас хорошее, весёлое настроение?

-Я вижу, что все улыбаются, а где улыбочка у Светы….?

– Как сегодня будут играть дружные ребята (ответы детей)

-Речёвка «Здоровье в порядке -спасибо зарядке.

Комплексная гимнастика.

«Пузырь»

Надувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

1 Вводная часть.

Ходьба стайкой за воспитателем не наталкиваясь друг на друга.

Лёгкий бег

Дыхательное упражнение “Надуем пузырь”

2. Основная часть.

Общеразвивающие упрощения

1.”Надуем пузырь”- И. п. -ноги слегка расставлены,

руки опустить вдоль туловища.

Присесть, развести руки в стороны, вернуться в И. п.

Повторить 3-4 раза

2. “Покажем какой большой пузырь”

И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

Поднять руки вверх и соединить их вверху,

сказать: «Вот какой большой пузырь.»

Вернуться в И. п. Повторить 2-3 раза.

3 “Пузырь лопнул” – хлопнуть в ладоши, произнести “пуф”.

4Пузырь полетел” – бегаем с поднятыми руками.

3 Заключительная часть

Спокойная ходьба.

Дыхательное упражнение “Пузырь лопнул”

Организационный эмоциональный момент.

«Круг дружбы»

Дети берутся за руки, ходят вместе по кругу

Воспитатель задаёт детям разнообразные вопросы:

-Какое настроение у детей (ответы детей)

-У вас хорошее, весёлое настроение?

-Я вижу, что все улыбаются, а где улыбочка у Светы….?

– Как сегодня будут играть дружные ребята (ответы детей)

-Речёвка «Здоровье в порядке -спасибо зарядке».

Источник