Влияние генотипа и среды на психическое развитие ребенка
Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим – их сочетание между собой.
Биологический фактор
Биологический фактор – наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.
Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.
Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).
Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.
Социальная среда
Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.
В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.
Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.
Окружение
На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.
Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.
Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.
Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.
Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.
Источник
Известно множество факторов, оказывающих влияние на скорость роста и развития. Некоторые из них носят наследственный характер и с раннего возраста способствуют ускорению или замедлению физиологического созревания. Другие (питание, время года, психологический стресс) относятся к категории факторов внешней среды и влияют на скорость роста лишь в период своего действия. И наконец, некоторые факторы являются результатом сложного взаимодействия наследственных и внешних факторов.
На темпы роста и биологического созревания оказывает влияние характер питания. Сбалансированное по калорийности и белковому составу питание не только способствует оптимальному темпу роста в детском и подростковом возрасте, но и замедляет процессы старения. Напротив, ограничения в питании, особенно белковое голодание, приводит к задержке роста, а избыточное питание ускоряет инволюционные перестройки (старение организма). Зависит скорость роста и от времени года. Более быстрый продольный рост происходит в весеннее время, а более интенсивные прибавки в весе – осенью.
Задержка роста ребенка может быть обусловлена психологическими факторами. Хронический эмоциональный стресс приводит к нарушению секреции гормона роста, в результате чего снижаются показатели роста ребенка или подростка. Подтверждение этому – меньшие размеры тела детей, выросших в условиях асоциальных семей, жестокого воспитания или эмоциональной депривации.
Таким образом, в процессе роста и развития организма реализуются сложные формы взаимодействия наследственных факторов и влияние внешней среды.
Под средой понимают совокупность окружающих человека условий, определяющихся факторами неорганической природы (температура, освещенность, содержание кислорода в воздухе и т.д.), факторами органической природы (воздействия со стороны живых существ и растений, а также продуктов их жизнедеятельности) и социальными факторами. Все социальные факторы, влияющие на человека (детско-материнские и внутрисемейные отношения, условия и взаимоотношения в учебном заведении или на предприятии), объединяются понятием “социальная среда”.
Среда определяет условия существования живого существа, из нее поступают информация и вещества, необходимые для жизнедеятельности, в нее выделяются продукты обмена. Социальная среда влияет на формирование поведения, характера, личностных качеств, мотиваций и эмоций человека, является необходимым условием развития речи и сознания. Поэтому все особенности жизнедеятельности человека можно рассматривать только в единстве с биологической и социальной средой.
Наследственность – это признаки и свойства, “закодированные” в генетическом аппарате и передаваемые родительским организмом своему потомству при размножении. Наследственность человека изучена в настоящее время в значительно меньшей степени, чем механизмы наследования признаков у простых растительных и животных организмов. Тем не менее имеются интересные данные о наследственной обусловленности многих физических признаков человека и предпосылок к формированию определенных психических качеств (например, особенностей темперамента).
Для человека справедливы основные законы наследственности, изученные на простых растительных и животных организмах. Проявление генного влияния может осуществляться на различных этапах онтогенеза, но большинство фенотипических признаков (тип телосложения, цвет глаз, волос, группа крови и многие другие) определяется еще до рождения. Эти признаки называются жестко детерминированными – на их формирование в развитии организма внешняя среда оказывает минимальное воздействие. Однако большинство признаков – относительно детерминированные и на их формирование условия среды оказывают значительное воздействие. Так, к примеру, передаваемая по наследству музыкальная одаренность достигает высокого уровня развития только при регулярных занятиях музыкой, которые позволяют развиться им в полной мере. Имеют наследственную предрасположенность, но определяются в значительной степени внешней средой такие признаки человека, как интеллект, лингвистические способности, рост и масса, сила и ловкость мышц, предрасположенность к некоторым заболеваниям и др. Внешняя среда оказывает влияние уже с эмбрионального этапа развития, поэтому общая картина оказывается довольно сложной и трудно прогнозируемой. Между генами и признаками нет прямой связи: развитие одного признака может зависеть от влияния нескольких генов, а один ген может оказывать влияние на развитие различных признаков.
Хотя формирование органов и функциональных систем ребенка в процессе внутриутробного развития определяется генотипом, а плод относительно хорошо защищен от многих внешних воздействий и получает через плаценту все необходимое для существования, многие факторы, влияющие на материнский организм, могут влиять и на развивающийся организм ребенка. Наиболее изучено влияние неблагоприятных факторов – алкоголя, никотина, некоторых лекарственных веществ, радиации и др. Особенно неблагоприятным является воздействие повреждающих факторов во время закладки важнейших органов, происходящей в течение первых 8 недель внутриутробного развития. Это может привести к рождению ребенка с различными физическими дефектами. Влияние положительных факторов, таких как спокойная мелодичная музыка, общение родителей с плодом и т.п., изучено в меньшей степени, но представляет большой интерес.
В постнатальном развитии ребенка роль воздействия внешней среды возрастает. Мозг новорожденного к моменту рождения является незрелым в морфологическом и функциональном отношениях. Созревание высших отделов нервной системы человека в значительной степени происходит после рождения. Особенности характера, свойства памяти, произвольного внимания, мышления и многие другие черты высшей нервной деятельности определяются не только природными задатками, но и условиями воспитания и обучения. Это подтверждается наблюдениями за развитием детей, выросших в нетипичных условиях среды. Так, в конце 1930-х гг. французская этнографическая экспедиция обнаружила в дебрях Амазонки племя, находившееся по уровню развития в каменном веке. Поскольку основным продуктом питания у них являлся мед, племя назвали “медовой цивилизацией”. Перед отъездом во Францию члены экспедиции взяли с собой маленькую девочку, которая воспитывалась в дальнейшем одинокой француженкой и получила имя Мария Ивон. После окончания с отличием гимназии эта девочка окончила университет и стала доктором этнографии.
Возможность негативного влияния факторов среды на развитие ребенка показывают примеры детей-“маугли” – детей, с маленького возраста выросших вне воздействия человеческого общества. Так, например, известна история ребенка-волка из немецкого городка Гессе. В 1344 г. местные жители поймали существо, которое оказалось попавшим в раннем возрасте в волчью стаю и одичавшим мальчиком. Согласно описанию мальчик жил с волками, которые приняли его в стаю как собственного волчонка. Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо. Членораздельно говорить он не умел, мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу. Данный факт является далеко не единственным и показывает, насколько мощным фактором развития является для человека социальная среда.
Спорными являются границы возможностей ребенка в максимально стимулирующих развитие условиях. Адепты раннего развития утверждают, что правильно организованная стимуляция физического и психического развития в раннем возрасте в несколько раз повышает уровень возможностей ребенка в обучении и в спортивных достижениях.
Интересен факт, что в детстве средовые факторы играют большую роль, чем у взрослых. Очевидно, это связано с тем, что у взрослых генетические программы уже актуализированы, а в детском возрасте факторы среды (формы обучения, воздействие родителей и педагогов, окружения, в котором развивается ребенок) могут способствовать активизации дополнительных потенциальных возможностей.
Таким образом, обобщая данные генетики, физиологии, психофизиологии, педагогики, можно предположить существование наследственно определенных потенциальных возможностей физического и психического развития детей и подростков, в то время как уровень их реализации зависит от факторов внешней среды.
Источник
ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Наследственностью принято называть передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность “записать” определенную информацию.
Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. По этой причине очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, должна быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:
1. Наследование интеллектуальных качеств.
Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки – потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются исходя из обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт какой-либо деятельности человека). Педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.
2. Наследование специальных качеств.
Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, в случае если человеку предоставляются необходимые условия.
3. Наследование моральных качеств.
Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного – “чистый лист”). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.
Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, – это является доказательством неизменности человеческой природы. Вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.
При этом развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды исходя из их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.
Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:
– неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);
– органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);
– социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).
К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.
При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана и Аллена. Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.
Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.
Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.
Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.
Большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению. Только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.
Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует – есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.
Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних – значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.
Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем довольно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого утверждения являются многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное: овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это и есть свидетельство того, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».
Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей.
Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов. К ним относятся: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление).
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
Источник