Влияние футбола на развитие физических качеств ребенка среднего возраста

Влияние футбола на развитие физических качеств ребенка среднего возраста thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа» пст. Комсомольск-на-Печоре

Исследовательская работа по физкультуре

Тема:

Влияние мини – футбола на развитие физических качеств у девочек среднего школьного возраста

Выполнила: Никифорова Юлия,

ученица 6 класса

Руководитель: Гаранина Д.С.,

учитель физкультуры

2020

пст. Комсомольск-на-Печоре

Содержание

1.Введение 3

2. Глава 1. Психофизическе воздействие на организм при занятиях мини-футболом.

§1.1 Физическая польза 5

§1.2 Психологическая польза футбола 6

§2 Противопоказания к занятиям 6

Глава 2. Исследование изменений показателей физических качеств.

§1. Организация исследования. 8

§2 Результаты исследования 9

Заключение 11

Список использованных источников ..12

Приложения ..13

Введение.

Актуальность. Современный футбол в понимании большинства людей ассоциируется с огромными стадионами, кричащими фанатами и модными футболистами. Особую популярность футбола в России принесла волна событий, прошедших на чемпионате мира, который проходил в нашей стране. Футболом стали интересоваться, даже те, кому никогда не нравилась эта игра. Примечательно, что возросло и количество мини – футбольных клубов для детей.

Мини футбол – это игра схожа по принципу « классического» футбола, которая проводится в спортивных залах или на малых спортивных площадках, а количество человек в мини футболе почти в два раза меньше – четыре полевых игрока и один вратарь.

Для детей, живущих в северных районах страны больше близок именно мини футбол, потому как климатические условия суровее и не позволяют заниматься на улице большую часть года. Это отличная альтернатива для приобретения игровых навыков и развития многих физических и морально-волевых качеств.

Футбол и мини – футбол многие считают традиционно мужской игрой хоть в последнее время доля женского пола в этих видах спорта, заметно популяризируется. В нашей работе представлены положительные стороны занятия футболом именно для женской половины, так как в малокомплектных школах проблематично заниматься командными видами спорта одного пола за неимением количества обучающихся.

Цель исследования: Выявить влияние физических нагрузок при посещении спортивной секции « мини футбол» у девочек среднего школьного возраста.

Задачи исследование:

1.Изучить теоретический материал по выбранной теме.

2.Проверить состояние физических качеств у школьниц, занимающихся на секции мини футбол

3. Привлечь внимание сверстниц к занятиям по мини футболу.

Объект исследования: Тренировочный процесс у школьников 11-13 лет

Предмет исследования: Изменение показателей физических качеств.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что если девочки будут посещать секцию «мини футбол», то улучшат свое физическое и эмоциональное состояние, повысится мотивация к занятиям если:

– Занятия проводятся регулярно

– Отношения в спортивном коллективе доброжелательные

– Есть улучшение игровых навыков

Для исследования работы была использована литература с сайта https://www.fizkult-ura.ru/, научная литература по тестам В.И. Ляха, техника дриблинга и финтов в мини-футболе (футзале) – учебное пособие.

Методы исследования.

1.Анализ тренировочного процесса

2.Изучение литературы

3.Тестирование

4.Графические методы

Глава 1. Психофизическе воздействие на организм при занятиях мини-футболом.

§1.1 Физическая польза

Влияние футбола на человека сложно переоценить. Бегая за мячом, игроки не замечают, как быстро летит время. Польза от такой физической активности очевидна:

1. Улучшается общее состояние здоровья.

2.Укрепляется иммунитет.

3.Повышается выносливость.

4.Развивается опорно-двигательный аппарат (особенно у детей и подростков[2].

5.Улучшается циркуляция крови, которая положительно влияет на насыщение внутренних органов кислородом.

6.Регулярное занятие футболом – это разноплановые физические нагрузки, в которых задействованы все группы мышц.

7.Игра хорошо развивает координацию, человек становиться ловким, максимально сосредоточенным на достижении цели.

8.Спортивная активность способствует координации веса.

Регулярные занятия футболом – отличный способ лечения депрессии, снятия стресса. Помимо пользы для организма, эта игра способствует развитию личностных качеств. Игроки учатся работать в команде, достигать общих целей. Каждый футболист, связанный с партнером по полю, учится предугадывать его действия.

Футбол принадлежит к видам спорта, в наибольшей степени способствующих, разностороннему физическому развитию человека и вместе с тем предъявляющих его организму исключительно высокие требования. По физиологическому характеру нагрузки футбол, как и другие спортивные игры, представляет собой ациклическую, преимущественно динамическую, работу переменного характера с постоянно меняющейся интенсивностью (от максимальной до умеренной). Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности.

Игра в футбол, связанная с необходимостью поддерживать высокую работоспособность на протяжении длительного времени и выполнять порою работу максимальной интенсивности на фоне значительного общего утомления, требует высокой устойчивости во взаимосвязи функциональных систем. Поэтому технические и тактические умения проявляются в игре с должной эффективностью лишь на фоне высокого уровня их физической подготовленности.

§1.2 Психологическая польза футбола

Задаваясь вопросом о том, чем полезен футбол для детей, нельзя не упомянуть и психологическую сторону. К данной категории факторов влияния относятся следующие характеристики:

развитие тактического и аналитического мышления в процессе командной игры;

развитие навыков общения для достижения общего, командного результата;

благодаря подчинению определенным правилам развивается ила сила воли и уравновешенность, а также дисциплину;

психологи доказали, что во время командной игры развивается сопереживание, важное для дальнейшей социализации; уважительное отношение к мнению окружающих[ 5].

Также футбол учит правильно воспринимать собственные поражения. Игры и жизненные соревнования не всегда заканчиваются победой и ребенок учится грамотно принимать поражения в процессе командной игры[ 2].

§2 Противопоказания к занятиям

Футбол, как и многие другие виды спорта имеет ряд противопоказаний к занятиям им. В частности, это связанно с различными заболеваниями, к которым, к сожалению, подвержено довольно большое количество детей или же взрослых. Большинство из них имеют сердечно – сосудистый характер: аритмия, гипертония, болезни вен и так далее.

Также запрещено заниматься футболом, тем кто имеет проблемы с органами дыхания: астма, хронический бронхит, хроническая пневмония. Разумеется, в список всех этих болезней входит сахарный диабет и нервно – психические болезни[3].

Читайте также:  Книга о развитии ребенка с грудного возраста

Глава 2. Исследование изменений показателей физических качеств.

§1. Организация исследования.

Методы исследования:

Анализ тренировок – это разложение исследуемого целого ( тренировочного процесса) на части, выделение отдельных признаков (видов тренировок) и качества повышения работоспособности от них.

Изучение теории по выбранной теме – ознакомление с литературой известных авторов в этой области, выделение основных понятий и принципов

Физический тест – испытание, которое отражает состояние физических качеств (быстрота реакции, координация, скоростно-силовые качества)( Приложение 1)

1.Тест для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям.

Челночный бег (3 x 10 м) в исходном положении лицом вперед.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. На базе нашего спорт зала мы применяли расстояние в 15 метров, что не изменяет принципа[ 1].

После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10м. до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге.

2.Тест на определение быстроты реакции.

Испытуемый должен среагировать (выполнять определенные действия) на заранее заданный сигнал( хлопок).

3. Тест на определение скоростно- силовых способностей.

Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно -это самый популярный тест для исследования скоростно-силовых способностей мышц ног[ 1].

Метод математической обработки.

Прирост результатов, выраженный в (%) (N2-N1)/N1*100=%N1-исходное значение, N2-конечное значение

Сравнение – сопоставление познаваемых (физических показателей) с целью выявления сходства и различия между ними.

Исследование проводилось в течение 4х месяцев во время тренировочного процесса секции «мини-футбол», с 2 октября 2019г. по 3 февраля 2020г. На секции кроме технических и тактических тренировок, проводились и общефизические тренировки (круговые).

§2 Результаты исследования

Для исследования мы взяли показатели девочек, которые посещали регулярно секцию, проверка тестов проводилась 2 раза.

Талица 1

Результаты физических показателей на начало исследования

Челночный бег/ секунда

Старт по хлопку/доля секунды

Прыжок в длину с места.см

Лиза М.

11.35

77

150

Даша К.

11.77

50

143

Юля Н.

12.05

82

148

Такие показатели были на момент начала исследования, когда мы проходили на секцию чуть менее 2 недель. Занятия проводились 3 раза в неделю по 1ч. 45 мин.

Талица 2

Результаты физических показателей по истечению 4 –х месяцев

Челночный бег/ секунды

Старт по хлопку/доля секунды

Прыжок в длину с места.см

Лиза М.

10.40

50

161

Даша К.

10.83

33

150

Юля Н.

10.82

69

165

Исходя из приведенных таблиц, мы обработаем данные с помощью формулы прироста и выявим результаты в процентах.

Таблица 3

Показатели прироста результатов тестов

Челночный бег

Старт по хлопку

Прыжок в длину с места.

Лиза М.

10,4%

35%

7.5%

Даша К.

7.9%

34%

4.8%

Юля Н.

10.2%

15.8%

11.4%

На изученном материале мы наглядно видим, что результаты всех показателей улучшились. Мои показатели в среднем на 10% процентов повысились, что дает нам право утверждать, что посещение секции благотворно влияет, на физические качества.

Заключение.

Проанализировав литературу по выбранной теме, мне стало понятно, что кроме повышения физических качеств, таких как выносливость, координация и быстрота, улучшается настроение, взаимопомощь умение работать в команде общее самочувствие.

Посещая тренировки, я могу разделить их условно на 3 вида: 1.- тренировка навыков,2.- игровая тренировка, 3 – силовая тренировка (круговая)( Приложение2). Больше всего, конечно, мне нравятся игровые тренировки, но важность остальных я тоже понимаю, поэтому стараюсь заниматься на всех видах тренировок добросовестно. Чаще всего мы первые 40 минут, посвящаем технической отработке навыков или круговым тренировкам, а вторая часть всегда остается на игру.

Проводив, исследование меня удивило, что прирост показателей возрос во всех тестах, но больше всего он увеличился в прыжке в длину, что свидетельствует о развитости мышц ног.

В нашей работе мы хотели донести:

1.Девочки посещая секцию мини – футбол вместе с юношами приобрели положительные результаты.

2. Стереотип о том, что это сугубо мужской вид спорта весьма не правильный, девочкам, если они желают заниматься футболом, стесняться не нужно, даже если она одна будет среди юношей.

3. Занятия в смешанных командах отличный способ привлечения большего количества обучающихся, в малокомплектных школах, а значит и приобщения к здоровому образу жизни.

Мы привели пример, как средствами тренировок по «мини – футболу», можно улучшить и разнообразить свою жизнь в нашем маленьком поселке. В настоящее время здоровье не только основная составляющая жизнедеятельности человека, но и модная тенденция, поэтому заниматься спортом, можно и нужно везде не зависимо от пола и возраста и места проживания. Здоровым – быть здорово!

Список использованных источников

1. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст]/ И.В. Лях.- Москва: ТВТ Дивизион, 2006. – 290с.

2.”Основы технологии планирования, контроля и учета спортивной подготовки в мини-футболе (футзале)”. Авторы: Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев. Издательство: “Спорт”, 2019 год. 76 с.

3. «Техника дриблинга и финтов в мини-футболе (футболе)». Учебное пособие. Авторы: С.Н. Андреев, Сирило Кардозо. Издательство: “Спорт”, 2016 год, 240 с

Читайте также:  Для нормального развития ребенка необходимо

Интернет-ресурсы

4. Сайт, посвященный научно-методической литературе в области физической культуры и спорта- https://www.fizkult-ura.ru/

5. Сайт, посвященный здоровому образу жизни-https://chudesalegko.ru/

Приложение 1

1.
hello_html_m6fb196dd.jpg

1.Челночный бег 3 раза по 10 метров.

hello_html_2da58e04.jpg

2.Прыжок длину с места.

hello_html_m5187425b.jpg

  1. Старт по хлопку.

Приложение 2

hello_html_m7493643a.jpg

Пример круговой тренировки.

Источник

Влияние занятий футболом на развитие физических качеств младших школьников

Актуальность.

На сегодняшний день развитие физических качеств – одна из важных задач физического воспитания младшего школьника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость).

Ученые считают, что  при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам  затруднено, а в некоторых случаях  и совсем невозможно.

В современной методике физического воспитания существуют различные мнения по развитию физических качеств. Ряд авторов: Верхошанский Ю.В., Сыч В.Л., отдают предпочтение воспитанию быстроты и скоростно-силовых качеств, аргументируя тем, что упражнения такого характера наилучшим образом соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Практикой физического  воспитания подтверждается, что успешное развитие физических качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы.

Исследования Ю.С. Левик показывают, что уровень развития физических качеств младших школьников находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема развития физических качеств у младших школьников является актуальной и требует дальнейшего совершенствования.

Известно, что двигательный опыт, приобретаемый человеком в  процессе развития, выражается в образовании и закреплении двигательных программ разных уровней. Естественно, что чем разнообразнее двигательные программы, чем чаще повторяются движения в разных комбинациях и условиях, тем больше возможность для их успешного усвоения. В этой связи спортивные игры, а в частности футбол, являются одним из ведущих средств совершенствования двигательных навыков и связанных с ними физических качеств.

Однако остается недостаточно изученной проблема применения игры в футбол с целью развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Характеристика и развитие физических качеств у младших школьников

Рассмотрим определение физических качеств в современной научной литературе.

Физические качества – это врожденные морфофункциональные характеристики, благодаря которым становится возможной физическая активность человека, находящая полное проявление в целесообразных двигательных действиях.

К основным физическим качествам относятся следующие:

сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Выделяют абсолютную (суммарное усилие всех мышечных групп) и относительную силу (величина абсолютной силы, приходящаяся на один килограмм собственного веса). Различают следующие категории силовых способностей: собственно-силовые способности проявляются в преодолевающем, статическом и уступающем режимах работы мышц; скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц; силовая выносливость характеризуется способностью противостоять утомлению продолжительным мышечным напряжениям значительной величины;

быстрота – способность индивида к совершению двигательных действий в кратчайший для данных условий промежуток времени.

Существуют три основные формы быстроты: латентное время двигательной реакции,  скорость одиночного сокращения (при малой величине сокращения) и  частота движения. Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений; выносливость – возможность длительного выполнения определенной деятельности без существенного понижения эффективности. Время, на протяжении которого индивид способен к поддержанию заданной интенсивности деятельности, принимают за показатель выносливости. С увеличением интенсивности деятельность выносливость человека снижается. Различают общую и специальную выносливость: общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной мощности при глобальном функционировании мышечной системы (свыше 2/3 мышц тела); специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности;

ловкость – это совокупность координационных способностей. Измерители ловкости следующие: координационная сложность задания, точность и время его выполнения. Ловкость – это сложное комплексное качество, не имеющая единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае, в зависимости от условий, выбирают тот или иной измеритель. С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности восприятия собственных движений в окружающей обстановке и инициативности;

гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Выделяют: активную гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав; пассивную гибкость – способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения и др. — Основы занятий физической культурой и здоровье студентов: учеб. пособие /В.В. Бянкин. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. – С. 57-60.

Развитие физических качеств является одной из главных задач процесса физического воспитания ребенка.

Методики развития физических качеств средствами футбола.

Рассмотрим, какими потенциальными возможностями для ее реализации обладают тренировочные занятия по футболу.

Действия футболиста во время игрового матча имеют преимущественно динамический характер; при этом интенсивность выполняемых движений постоянно варьируется от умеренной до максимальной. Эти обстоятельства предъявляют довольно высокие требования к физической подготовке спортсменов.

Изучение сложной техники игры в футбол базируется на приобретенных в младшей школе простейших навыках обращения с мячом. По своему воздействию спортивные игры считаются наиболее комплексным и универсальным средством развития школьников. — Лях В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию. 1-11 класс. – М.: Просвещение, 2003. – С. 4.

В качестве основного средства подготовки используются физические упражнения – двигательные действия, которые выбираются и используются по определенной методике для реализации поставленных задач. Комплексный характер игры в футбол обуславливает и комплексность методики тренировок, включающей в себя аспекты тактико-технической и физической подготовки. — Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студентов ВУЗов / A.M. Максименко. – М.: Типография 4-й филиал Воениздата, 2007. – С. 127. Специальная физическая подготовка базируется на общей физической подготовке. Она направлена на развитие таких физических качеств, как быстроты, силы, ловкости. Упражнения, используемые в ходе специальной физической подготовки, максимально имитируют характер движений в футболе. Хорошая физическая подготовка создает необходимые предпосылки для выполнения тактико-технических задач во время игры. Основу технической тренировки составляет работа с мячом. Преподаватель может организовывать разные формы занятий.

Читайте также:  Развитие ощущения у глухого ребенка

Обязательным условием для овладения элементами техники игры в футбол является развитие «чувства мяча». Это качество развивается в результате различных упражнений с мячом. Подобные элементы тренировки особенно значимы при обучении детей и подростков.

Помимо этого, используют групповые упражнения с несколькими мячами; комплексные упражнения, включающие технические и тактические элементы; технические, игровые формы тренировки (бег, эстафеты и т.д.). Изучение футбольной техники рекомендуют осуществлять по следующим этапам:

1.обучение основным приемам обращения с мячом на месте и в движении в облегченных условиях с учетом основных тактических правил; совершенствование техники на высокой скорости и с максимальной точностью, с использованием финтов;

2.обучение технике посредством комплексных упражнений и игровых форм с определенными физическими нагрузками в условиях, максимально приближенных к реалиям футбольного матча.

Число используемых при подготовке физических упражнений очень велико.

Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Определенное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм школьника, дает возможность решения ряда задач спортивной подготовки.

Физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию.

Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча.

Специфические упражнения, применяемые в тренировке, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.

Соревновательные упражнения – это совокупность двигательных действий, которые составляют предмет футбольной игры и выполняются в строгом соответствии с правилами футбольных состязаний. Для них характерно комплексное проявление основных физических качеств, использование полной совокупности технических приемов в условиях непрерывной и внезапной смены тактической ситуации. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры.

Специальными упражнениями называют двигательные действия, которые состоят из элементов соревновательных упражнений и их вариаций. Их предназначение состоит в технико-тактическом совершенствовании и развитии специальных физических качеств.

К специальным упражнениям относят: индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках и т.д.), игровые упражнения (различные «квадраты», держание мяча и т.д.). Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.

Неспецифические упражнения включают в себя две группы: общеподготовительные упражнения – это двигательные действия, которые являются по преимуществу способом общей подготовки тренирующихся. С их помощью обеспечивается всестороннее физическое воспитание, избирательное воздействие на развитие основных базовых качеств, улучшение координационных и двигательных способностей.

Упражнения для общей подготовки можно использовать и в качестве средства активного отдыха и восстановления. Эти упражнения также содействуют сохранению высокого уровня физической и психической работоспособности, при отсутствии возможности использования специальных средств в сложившихся условиях (климатические факторы, травмы и т.д.);

специально-подготовительные упражнения – это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.

Перечисленные виды игровых упражнений, выполняемых в индивидуальном порядке, в группах, командах, подвижные игры и тренировки с мячом предоставляют большие возможности для развития у школьника следующих координационных способностей: ориентация в пространстве; быстрота реакции и перестройки двигательных действий; точность при дифференцировании и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений; согласование отдельных движений в необходимые для достижения цели  комбинации.

Таким образом, методики школьного обучения технике футбола способствуют развитию у ребенка таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость.

Список литературы

1. Ашмарин, Б.А. Теория  и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина. – М., Просвещение, 1990. – 287с.

2. Ашмарин, Г.А. Теория  и методика педагогических исследований  в физическом воспитании / А.Г. Ашмарин. – М., Просвещение, 1995.  – 287с.

3. Верхошанский, Ю.В. Основы  специальной физической подготовки  спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

4. Воробьев, В.И. Определение физической работоспособности спортсменов: учебное пособие [Текст] / В.И. Воробьев. – Челябинск, 1998. – 54 с.

5. Зациорский, В.М. Физические  качества спортсмена / В.М.  Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 278 с.

6. Иваницкий, М.Ф. Анатомия  человека /М.Ф. Иваницкий,  Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. – М., Тера-Спорт, 2003 – 624с.

7. Иванов, В.В. Комплексный  контроль в подготовке спортсменов  /В.В. Иванов. – М., Спорт, 1987.- № 8. – С. 43.

8. Кода, Я.М Спортивная  физиология /Я.М. Кода. – М., 2003. -39с.

9. Комплексная программа  для 1–11 классов общеобразовательных  школ с направленным развитием  двигательных качеств / В.И.  Лях. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 53 с.

10. Лаптев, А.П. Возрастные  особенности организма / А.П.  Лаптев // Физическая культура и  спорт. – 2006, №8. – С. 12 – 15.

11. Ломейко, В.Ф. Развитие  двигательных качеств на уроках  физической культуры в I-X классах [Текст] / В.Ф. Ломейко. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 128 с.

12. Лях, В.И. Координационные  способности школьников / В.И.  Лях. – Мн.: Полымя, 2002. – 159 с.

13. Пьязин, А.И. Группы  упражнений для развития скоростно-силовых  качеств / А.И. Пьязин. – Ж. «Физкультура и спорт». – 2003, № 4. – С. 15 – 17.

14. Семикоп, А.Ф. Основы  теории и методики спортивной  тренировки: учебное пособие [Текст] / А.Ф. Семикоп. – Гомель, 2001. –  149 с.

15. Суслов, Ф. П. Проблема  общей выносливости в системе  подготовки спортсменов (терминология, критерии, решаемые задачи) [Текст] / Ф.П. Суслов // Теория и практика физической культуры. – 2005, №7. – С. 37-42.

16. Сыч, В.Л. Современная  система спортивной подготовки [Текст] / В.Л.Сыч, Ф.Л.Суслов, Б.Н.Шустин. –  М.: Физкультура и спорт, 1995. – 243 с.

Источник