Влияние фольклора на эстетическое развитие ребенка
«Влияние фольклора на развитие детей дошкольного возраста»
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество , то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия… В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное творчество дарит детям встречи с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Русский фольклор – душа русского народа, русской культуры. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны , чисты и непосредственны. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать русская культура для ребёнка сегодня.
Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброта , чувство товарищества и благородство.
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических жанров фольклора.
Детский фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с фольклором начинается с малых фольклорных форм: пестушек , потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народный фольклор входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.
Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним. На музыкальных занятиях малыши ласково и нежно поют простейшие колыбельные, пытаясь убаюкивать зайчиков, мишек и кукол. Эти эстетические впечатления, полученные ими с самого раннего детства останутся незабываемыми на всю их жизнь. А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, – значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту.
Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Детский фольклор отражает различные виды народного творчества ребёнка:
Заучивание потешек;
Заучивание стихов;
Народные игры, хороводы;
Чтение сказок;
Пение колыбельных.
С русскими народными потешками , песенками , стихами, сказками я начинаю знакомить детей уже с 1 младшей группы. Это такие стихи и потешки , как: «Катя маленька » , «Идёт коза рогатая», “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока”, «Ваня –простота», «Огуречик-огуречик», «Из-за леса из-за гор» и др
С песенками и пестушками знакомлю с этого же возраста, это : «Баю-баюшки,баю», «Гули,гули,гуленьки», «Кисонька-мурысенька», «Наши уточки с утра», «Пошёл котик на Торжок» и др.
С этого же возраста знакомлю детей со сказками : «Козлятки и волк»,
«Теремок», «Маша и медведь», «Колобок».
С детьми младшей группы начинаем водить хороводы, играть в народные игры, такие как : «Зайка», «Ходит Ваня», «Танец с платочками», «Весёлые ножки» и др.
Они для детей в возрасте от двух до трёх лет просты и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту очень лаконичны, построены на повторе, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.
Источник
Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора
«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора».
Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе.
Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.
Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.
Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость. Часто используйте народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубы белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух и курица
С деревенской улицы
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Используйте потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).
«Радуга-дуга не давай дождя,
Давай солнышко-колоколнышко.»
Используйте скороговорки при закреплении определённых звуков:
От топыта копыт пыль по полю летит.
«Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь – не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Шапка да шубка – вот и весь мишутка.
Баран – буян залез в бурьян.
У осы не усы, а усики.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Соломы воз возница вёз.
На возу коза. Под возом лоза.
Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Обыгрывайте действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пойте колыбельные песенки, читайте потешку «Водичка, водичка…». Использую мирилки:
«Мирись – мирись
И больше не дерись,
– А если будешь драться,
– Я буду кусаться,
– А кусаться ни почём,
– Буду драться – кирпичом,
– А кирпич сломается,
– Скоро дружба – начинается»!
В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Методическая разработка
Составитель:
Арутюнян Т.С., воспитатель
Полысаево 2016
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.
Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку. Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.
Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.
Поэтому вытекают следующие задачи:
1. С помощью фольклора реализовывать формы общения воспитателя с детьми, помочь адаптироваться ребенку.
2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.
3. Воспитывать и формировать духовно- нравственную личность ребенка.
4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное творчество.
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания. Например:
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший!
Ванечка пригожий! »
Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды… »
«Кран, откройся
Нос умойся… »
«Чистая водичка моет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Алешке»
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку… »
«Ай ту-ту-ту-ту
Не вари кашу круту… »
Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса… »
Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят… », «Спи, усни детя Ванюшенька… »
Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай… » Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.
Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».
«Топ – топ по земле –
Ведь земля – то наша,
И для нас на ней растут
Пироги и каша. »
С использованием фольклора развивается двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге… », «Скачет зайка маленький около завалинки… »
В потешке «Пальчик – мальчик, где ты был… » дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.
Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…». Широко используются на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко… », «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить» и др.
Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности).
Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.
Источник
Консультации для воспитателей
«Влияние фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей»
Народное поэтическое слово, как родник, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой может духовно обогатить среду, окружающую ребенка.
И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные, сказы, потешки, небылички, басенки. В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость». Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. |
Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно – фольклор оказывает активирующее воздействие на ребенка – и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.
Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. В связи с этим, исследование народного фольклора как источника художественно – творческого воспитания детей является актуальным.
Научные исследования в области художественного воспитания и развития на основе музыкального фольклора проводили как известные научные сотрудники, так и аспиранты лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания (доктор педагогических наук Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская). Особое внимание музыкальным вопросам в дошкольных учреждениях уделяли В.Шацкая, М.Румер, Б.Асафьев. В работах Б.Теплова, А.Леонтьева подчеркивалась ведущая роль народного музыкального воспитания, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Известные музыканты Б.Асафьев, Л.Стоковский убежденно говорили о возможности проявления песенного творчества детьми раннего возраста, о необходимости его развития с помощью народной песни. В исследованиях их интересуют первоначальные истоки зарождения творческих способностей.
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. У народа главным мерилом духовности всегда оставался труд. |
Эстетическое и художественное воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым.
Пряли – пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу – пели… Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика. Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Украшение орудий труда также носили характер массового всенародного художественного творчества. Этот художественный вкус воспитывался веками. Кроме того, фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. |
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние и на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельные песни), когда купают (ласковые поговорки), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки).
Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, потешкам, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок – умственное воспитание, пословиц и песен – нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка – синтетическое средство.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом образе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий к совершенствованию нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.
В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего – либо. Подбираются загадки, которые позволяют детям увидеть разнообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.
Пословица (поговорка) создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение.
Конечной целью пословицы всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа.
Здоровье – хворь
Здоровье всего дороже.
Здоровья не купишь.
Ученье – наука
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума, укреплению здоровья. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко запоминаются и воспринимаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. В детском саду пословицу можно использовать в любых ситуациях. Собираясь на улицу, можно напомнить: «Поспешишь, людей насмешишь», во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять природные явления. Из собственных наблюдений, дети заключают: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами»…
Потешка помогает ребенку «открыть» себя. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В потешке звучит, что ребенок для взрослого – высшая ценность. Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания:
Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть Или Андрюшеньке (Сашеньке, Олечке) снесть? И я сам укушу, Да и Андрюшеньке снесу. |
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Маша черноброва»). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку.
В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, ожидание добра. Простота малых фольклорных форм ничего общего не имеет с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.
Сказки – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, то есть в них содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. |
Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.
Волшебные сказки не пользуются популярностью среди взрослых, но их очень любят дети и подростки. Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека.
Роль музыкального фольклора в жизни ребенка
Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.
Песни – наиболее сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песенное творчество молодежи всемирно стимулировалось и поощрялось пожилыми. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускались улучшение текста и мелодии. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения.
Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.д. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, ненаучившемуся еще понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Песни поют и слушают все. Ни об одном другом жанре, кроме песни, нельзя этого сказать. Народная песня оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчества.
Народный танец
На многих этапах истории человечества народный танец был основой хореографической культуры общества. Хореографическую культуру современного общества включает фольклорный танец, народную хореографию, народно-сценический танец, балетное искусство, народные танцы.
Их художественно-образные содержание и лексика отражают не только национальные образы, но также трудовые и бытовые традиции народа, особенно природную среду его проживания. В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представлениям того или иного этноса. Посредством танца передаются чувства, ощущения, мысли. |
Народный танец своеобразно раскрывает многовековые традиции последующим поколениям. Характер народа, особое его мышление нашли отражение в языке танца. Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой, доступностью.
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра.
Игра – величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в художественном воспитании детей. В них тесно связано слово, мелодия и действие.
Музыкальные игры – явление художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививаются уважение к народным обычаям. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучиком, с собственными пальчиками. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцами, загадками, пляской, сказкой, скороговорками и другими видами народного творчества.
Итак, игра – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка.
Народные музыкальные игры несут в себе символический смысл. В них оптимизм народа, его надежды на будущее. Игры и праздники – уникальные формы жизнедеятельности детей, в них особенным образом проявляется национальный характер, находят отражение религиозные верования народа. |
Одной из основных целью игр является художественное воспитание детей, поскольку именно здесь ребенок может полностью раскрыть свои творческие способности.
Празднично-игровая культура – своего рода педагогика в действии, где все средства используются в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны.
Многочисленные праздники были своеобразными формами художественного и эстетического воспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания. Надо лишь научно осмыслить многовековой народный воспитательный опыт, преемственность традиций. Без бережного отношения к этим духовным сокровищам народа немыслимы прогресс в общественной жизни, формирование исторического самосознания и миропонимания народа.
Источник