Влияние физкультуры на психофизическое развитие ребенка

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе – ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.
Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года – это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учреждений и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.
Положительные характеристики спорта:
- при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
- спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
- регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
- спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
- постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
- благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно – сосудистой системы;
- благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
- улучшает внимание и познавательные способности детей;
- человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.
За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.
В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.
Продолжительность занятий лечебной физкультуры:
20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).
Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:
- выработка навыка правильной осанки;
- укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
- расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
- тренировка ослабленных мышц;
- удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.
Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.
Источник
Мы все знаем, как важно прививать детям любовь к спорту. Физическая активность может предотвратить ожирение и уменьшить тревогу и стресс. Перед миром стоят новые задачи по сохранению и улучшению здоровья людей. Образ жизни и повседневные привычки постоянно меняются, иногда в худшую сторону. Мы сталкиваемся с новыми пандемиями неинфекционных заболеваний, таких как ожирение, болезни сердца и кровеносных сосудов, диабет, рак, остеопороз, аутоиммунные заболевания. Многие из этих заболеваний вызваны недостаточной физической активностью, однако профилактических программ, направленных на изменение этой ситуации, не так много.
Виновато неудовлетворительное питание. Если программы средств массовой информации, совместно с организаторами любительского спорта, смогут повысить информированность местного населения, больше детей и молодежи будут заинтересованы в спорте и улучшении своего питания. Научные исследования показали, что дети, занимающиеся организованными видами спорта, как правило, более здоровы, имеют лучшие социальные навыки и более успешны в школе.
Цивилизованное общество и общество ответственности
Действительно ли мы заботимся о будущем наших детей? Мы должны действовать и посвятить себя развитию и популяризации спорта. Спорт учит детей не только стремиться к победе, но и принимать поражения. Спорт учит детей честной игре в игре и в жизни. Спорт помогает развивать дружеские отношения и создает реальное человеческое взаимодействие. Люди, занимающиеся спортом, имеют более здоровые привычки питания, меньше курят, меньше употребляют алкоголя и меньше устают. Спортивные программы помогают молодым людям развивать свои социальные навыки, способствуют командной работе и самодисциплине. Спорт приносит пользу обществу и оставляет его с менее негативными явлениями, ведущими к меньшему уровню преступности. Все это, как для взрослых, так и для детей, ведет к позитивному отношению к жизни.
Всемирный спортивный конгресс в Арнеме в 2002 году был посвящен теме “Спортивное сообщество сталкивается с новыми социальными вызовами, такими как здравоохранение, справедливость, толерантность и охрана окружающей среды, поиск разумного ответа на массовый и элитный спорт”. После Конгресса мировые организации на национальном и международном уровнях начали предпринимать серьезные шаги по продвижению спортивных мероприятий среди детей. Не только через школьную систему, но и через местные общины для повышения осведомленности родителей. В настоящее время последняя инициатива Всемирной организации здравоохранения направлена на включение физической активности в число приоритетных задач. Цель этого проекта заключается в противодействии росту неинфекционных заболеваний как в развитых, так и в развивающихся странах. Это новый вызов и огромная возможность для спортивного движения в целом, особенно для доступности спорта для всех. На уровне местных сообществ необходимо создавать более активные программы по вовлечению молодежи, широкому спектру видов спорта, а не только популярных “приносящих доход”.
Здоровые дети учатся
Физическая активность детей влияет на их здоровье и предотвращает определенные риски, которые могут также повлиять на их здоровье во взрослом возрасте. Медицинские эксперты посоветовали снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у детей в будущем. По мнению исследователей Норвежской школы спортивных наук в Осло, каждый ребенок должен заниматься, по крайней мере, командным или индивидуальным спортом по своему выбору. Вместо того, чтобы один раз в год заниматься умеренной физической активностью, дети должны тренироваться не менее 90 минут в день, говорит руководитель исследования Ларс Бо Андерсен.
В 2008 году д-р Луис Сардинья из Инженерного факультета в Лиссабоне, Португалия, провел исследование и изучил связь между физической активностью и силой костей у группы детей в возрасте в среднем 10 лет. Согласно его исследованиям, мальчикам и девочкам необходимо не менее 25 минут интенсивной физической нагрузки в день, чтобы кости становились крепче. Детство и пубертатный являются решающими периодами для развития костной массы и силы.
Исследователи также указывают на связь между астмой и недостаточной физической активностью. Ученые считают, что неактивные дети не дышат достаточно глубоко и регулярно, чтобы помочь им расширить дыхательные пути и тем самым сделать их менее восприимчивыми к астме. Исследование, проведенное в Университете Глазго, показало, что дети, проводящие больше времени перед телевизором, подвержены большему риску развития астмы, чем дети, которые более активны. У детей, которые смотрят телевизор более 2 часов, вероятность заболевания астмой в два раза выше, чем у детей, которые смотрят меньше телевизора. Это не означает, что астма вызвана непосредственно телевидением, но она отражает образ жизни ребенка в целом.
Важно отметить, что здоровая привычка заниматься спортом длится всю жизнь. Активный образ жизни помогает предотвратить избыточный вес, проблемы со спинным мозгом, высокое давление и многие заболевания.
Лучшие дисциплины
Спорт – это лучшее средство для снятия стресса. Сегодня дети находятся под постоянным давлением со стороны школы, семьи и общества. Физические усилия улучшают концентрацию детей и обучают их дисциплине и рациональному использованию времени. Дети-спортсмены часто добиваются больших успехов в школе и, вполне возможно, в жизни.
Источник
Н.А. Ажгибкова,
инструктор по физической культуре
детского сада «Ромашка»,
СП МОУ «Павловская СОШ»,
г. Каргополь
Роль физической культуры и спорта в формировании психофизического здоровья у детей и подростков
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие всех систем детского организма, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Движение – это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными.
Развитие таких качеств как сила, быстрота, ловкость, выносливость являются основной задачей физического воспитания и показателем психофизического здоровья детей.
Спортивная, физкультурная деятельность влияет на развитие личности детей и подростков, формированию у них чувства «взрослости», умение оценивать собственное поведение. В коллективных формах спортивной деятельности развивается умение действовать сообща, учитывать чувства, позиции других людей, согласовывать свои действия с действиями партнёра, что имеет большое значение в формировании социальных основ и психологического комфорта.
Поэтому так важно формировать у детей и подростков положительную мотивацию и интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Система физкультурно – оздоровительной работы в нашем детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования психофизического здоровья у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
В своей деятельности при организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей мы уделяем большое внимание внедрению инновационных форм работы с дошкольниками. И это оправдано, так как проведение только обычной, типовой структуры НОД приводит к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
Нами используются такие варианты занятий по физической культуре как:
1) игровые занятия;
2) занятия с одним пособием;
3) круговая тренировка;
4) сюжетно-игровые;
5) занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях (на степах);
6) занятия на свободное творчество;
7) занятия с элементами спортивного ориентирования;
8) занятия из серии М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья».
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и инструктора по физической культуре. Результатом воспитания и обучения являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций, а так же заинтересованность детей в физической культуре.
Не зависимо от формы проведения занятия, на каждом из них должны соблюдаться такие принципы как:
– обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
– содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Остановимся кратко на каждой из нетрадиционных форм проведения занятий:
1) игровые занятия построены на основе игр и игр-эстафет с включением игр. Целесообразно их использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия состоит из игр малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
2) занятие с одним пособием (мячом) интересно уже тем, что на таком занятии у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях.
3) круговая тренировка: принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.
4) сюжетно-игровые занятия построены на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д.
5) занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях (на степах) применяются для успешного создания бодрого настроения у детей. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц.
6) занятия на свободное творчество: на таких занятиях надо уметь не только проявить интерес, но и уметь в свободной двигательной деятельности использовать полученный двигательный опыт, то есть все время находиться в творческом поиске.
7) занятия с элементами спортивного ориентирования проводятся на участке детского сада в летний период. Перед занятием 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении воспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д. Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д.
8) занятия из серии М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья»: а этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу (пальчиковые гимнастики, упражнения на дыхание, массаж стоп ног, ушных раковин и.т.п.).
Важную роль в формировании психофизического здоровья детей, их полноценного развития играет тесное сотрудничество родителей и педагогов.
В нашей дошкольной организации основным способом реализации сотрудничества инструктора по физкультуре и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники. И лишь при условии реализации преемственности и целенаправленной деятельности родителей и педагога может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая психофизическое здоровье детей.
Содержательную сторону взаимодействия специалиста и родителей по проблеме физического развития ребенка мы определяем через различные его формы. А именно:
– анкетирование родителей с целью выявления знаний по воспитанию здорового ребенка;
– индивидуальные и групповые консультации;
– общие и групповые родительские собрания;
– совместное создание развивающей предметно-пространственной среды;
– Дни открытых дверей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале;
– организация дней Здоровья;
– участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
– проведение НОД с совместным участием родителей и детей.
На сегодня одной из основных форм работы по взаимодействию с родителями остаются родительские собрания. Традиционно осенью мы выходим на собрания в группы старшего возраста с темой «Здоровье и физическое развитие ребенка». На этих собраниях мы знакомим родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников, а так же рассказываем о том, какие двигательные навыки приобретают старшие дошкольники.
С 2013 года мы вводим в практику проведение НОД с совместным участие родителей и детей. В 2013 году было проведено занятие «Путешествие в город волшебных мячей» (средняя группа), в 2014 году – «Цирк зажигает огни» (старшая группа). Оба занятия были подготовлены инструктором по физической культуре и воспитателем группы. Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.
Еще одной из эффективных форм работы по взаимодействию с семьей можно назвать и проектную деятельность. В этом учебном году нами был реализован проект «Будь здоров!» с детьми и родителями старшей и подготовительной групп. Во время проведения проекта было проведено анкетирование родителей, фотоконкурс «Моя спортивная семья», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Данный проект был направлен на всестороннее психолого-педагогическое и санитарно-гигиеническое просвещение родителей.
Неотъемлемой частью взаимосвязи инструктора по физической культуре и родителей является информационно-наглядная пропаганда. Это и буклеты с материалами для информированности об оздоровительной работе, и информационные листы, и папки-передвижки с практическим материалом для использования в играх с детьми, советы и рекомендации для родителей.
Надо отметить, что от совместной деятельности с родителями, дети ощущают психологический комфорт, что непосредственно влияет на их здоровье, а родители приобретают необходимые знания о физическом развитии ребенка.
Нельзя забывать о совместной деятельности инструктора по физкультуре по воспитанию здорового и развитого ребёнка с педагогами и специалистами детского сада. Это способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры.
Взаимодействие с медицинской сестрой предполагает проведение оздоровительных мероприятий (занятия М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья», уроки Айболита) и проведение санитарно-просветительской работы среди педагогов и родителей. Также в начале года совместно с медсестрой проводим оценку плантографии у детей старшего дошкольного возраста для проведения профилактических мероприятий при необходимости.
Взаимодействие с музыкальным руководителем находит свое отражение в музыкальном сопровождении в течение проведения физкультурно-оздоровительной работы. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, способствует двигательному развитию детей.
Взаимодействие с педагогом-психологом и учителем-логопедом заключается в консультативной методической помощи, которая направлена на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, познавательных процессов и речи. Это может методика проведения игр с детьми с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры речевого характера.
Таким образом, систематические занятия физкультурой и спортом, а так же сотрудничество родителей и педагогов способствуют развитию личности детей как социально значимых.
Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство формирования психофизического и социального здоровья детей и подростков.
Источник