Влияние физической культуры на развитие ребенка
К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе – ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.
Физическая культураположительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года – это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учреждений и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.
Положительные характеристики спорта:
- при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
- спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
- регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
- спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
- постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
- благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно – сосудистой системы;
- благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
- улучшает внимание и познавательные способности детей;
- человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.
За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.
В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.
Продолжительность занятий лечебной физкультуры:
20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).
Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:
- выработка навыка правильной осанки;
- укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
- расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
- тренировка ослабленных мышц;
- удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.
Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.
Источник
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В наше время жизнедеятельность многих младших школьников, особенно тех, кто проживает в городе, протекает в условиях пониженной двигательной активности. Результатом этого считается увеличение количества учащихся с теми или другими отклонениями не только в здоровье, но и в физическом развитии. У одних наблюдаются слабость мышц, нарушение осанки, искривление позвоночника, у других – отставание в развитии сердечно-сосудистых систем. Одним из наиболее реальных способов оказания поддержки школьникам в этих условиях является интенсивная физическая культура. Физическое развитие формирует двигательные умения и такие качества, как скорость, гибкость, силу и стойкость, а также воспитывает у ребёнка решимость, уверенность, упорство.
Актуальность данной темы состоит в том, что проблемы физического воспитания за последние годы все больше и больше притягивают интерес педагогической и врачебной общественности, а так же родителей. И это совсем не случайно. Известно, какой огромной значимостью обладает правильно организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного спортивного развития, увеличения трудоспособности их организма и расширения многофункциональных способностей. В особенности это очень важно в 7-10 лет. Создание дифференцированного физического развития – нелёгкий и кропотливый процесс, требующий, в первую очередь, накопления огромного теоретического материала и существенного обогащения наших познаний об особенностях роста и формирования организма детей, подростков и юношей. Для того чтобы совершенствовать каждого школьника, необходимо постоянно реализовывать контроль за уроками спортивной подготовки, физическим развитием, состоянием здоровья и создавать определённые рекомендации по методики улучшения физической культуры.
Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ребёнок, начиная с самого раннего возраста, рос здоровым, крепким, сильным и гармонически развитым. Физическая культура представляет собой важнейший фактор совершенствования человека, укрепления его здоровья.
Базой физической культуры считается движение, двигательный процесс, спортивная тренировка, физическое упражнение. Под воздействием разнообразных упражнений укрепляется состояние здоровья, улучшается физическое развитие, формируются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества и создаются условия с целью реализации интеллектуального, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Физическое воспитание – это такой вид воспитания, особенность содержания которого отображает обучение двигательным упражнениям, развитие физических качеств, освоение специальными физкультурными познаниями и формирование осознанной необходимости приобщения к спортивным занятиям. В физическом воспитании учащихся главная роль принадлежит базовой гимнастике, процедуры которой составляют большую часть школьной программы по физической культуре. Сущность упражнений обеспечивает общее физическое становление учащихся и формирование актуальных умений для труда и быта (перемещения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами). Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия активизируют двигательный режим во время учебного дня, поддерживают детей младшего школьного возраста в тонусе во время умственной активности, оказывают благоприятное воздействие на организм.
Формы таких занятий:
1. Ранняя зарядка – оказывает большое влияние на повышение трудоспособности, делает лучше состояние здоровья.
2. Физкультминутки на уроках – убирают переутомление, повышают интеллектуальную активность, проводятся при возникновении утомления.
3. Игры и физические упражнения на переменах – полезное средство интенсивного отдыха, улучшения здоровья и возвращения к процессу обучения. С целью комфортного выполнения игр и физических упражнений на переменах необходимо предварительно организовать место, необходимый инвентарь. Как правило, младшие школьники участвуют в аналогичных занятиях по собственной воле и выражают большой интерес к подобного рода мероприятиям.
4. Ежедневные занятия физической культурой в продлённых группах решают следующие задачи:
– укрепление здоровья;
– закаливание организма;
– усовершенствование физической и умственной трудоспособности;
– усовершенствование физических умений и навыков;
– воспитание привычки заниматься на постоянной основе и без помощи других.
В продлённых группах занятия физической культурой протекают в наиболее свободной форме, нежели уроки физической культуры, могут проводиться на свежем воздухе. Занятие состоит из 3-х частей:
– предварительная (разминка, разогревание мыщц);
– основная (спортивные игры, кросс и др.);
– завершающая (тренировка на восстановление дыхания, малоинтенсивные упражнения).
Благодаря такой организации занятия нагрузки возрастают в начале, снижаются к окончанию.
5. Внеклассные формы организации занятий. Основной формой внеклассных занятий физической культурой и спортом во внеучебное время считаются:
– кружки физической культуры;
– секции общей физической подготовки и “Готов к труду и обороне”;
– группы и секции начальной спортивной подготовки по видам спорта, туризму.
Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он разграничивается в зависимости от самочувствия, уровня трудоспособности, определённых условий жизни и индивидуальных отличительных черт учащихся. Однако имеется ряд правил, обязательных для всех. Едиными и общими для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как ранняя зарядка, туалет, учебные занятия в школе, обеденный перерыв, полуденный покой, подготовка домашних заданий, социальная деятельность, нахождение на свежем воздухе, физкультура, занятия по личным увлечениям, умеренное посещение впечатляющих мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.
Ребёнок станет гармонично развиваться, в случае если родители будут приучать ему не только культурные ценности, но и такие ценности, как любовь к спорту. Занятия по физической культуре делают ребёнка здоровым, развитым, дают уверенность в себе.
Спортивному тренеру, работающему с детьми младшего школьного возраста, следует хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические характеристики. Недостаточное знание особенностей организма ребёнка способно послужить причиной к ошибкам в методике физического воспитания и, как результат, к перегрузке детей, нанесению вреда их здоровью.
Детский организм не считается уменьшенной копией организма взрослого человека. В любом возрасте он выделяется свойственными этому возрасту отличительными чертами, которые оказывают большое влияние на жизненные процессы в организме, на физическую и интеллектуальную деятельность ребёнка.
Рассмотрим, как влияет двигательная активность на функциональность органов младшего школьника.
- Укрепление опорно-двигательного аппарата.
При регулярных упражнениях спортом кости школьника становятся устойчивыми к нагрузкам, а мышцы обретают значительную силу, что в особенности немаловажно для растущего организма. Во время пробежек, плавания и т.д. происходит улучшение транспортировки кислорода к мышцам, что приводит в действие находящиеся до этого в покое кровеносные капилляры и к последующему образованию новых сосудов.
- Укрепление и развитие нервной системы.
При выполнении спортивных упражнений формируются такие качества как скорость, ловкость, координация. Благодаря этому происходит бесконечное формирование новых условных рефлексов, фиксирующихся и складывающихся в конкретную последовательность. Таким образом, со временем организм начинает приспосабливаться к возрастающим нагрузкам, выполнять упражнения становится значительно легче и эффективнее, а усилий прилагается меньше. Увеличение быстроты нервных процессов приводит к тому, что разум стремительнее реагирует на внешние раздражители и принимает правильные решения.
- Улучшение функции сосудов и сердца
В период занятий органы работают в наиболее активном режиме, а мускулатура под влиянием нагрузок требует высокого кровоснабжения. Так, сердечно-кровеносная система стремительнее приспосабливается к нагрузкам и возобновляется уже после любой тренировки.
- Улучшение работы органов дыхательной системы
В ходе занятий увеличивается необходимость органов и тканей в кислороде. Из-за этого возрастает глубина и интенсивность дыхания. Таким образом, постоянные занятия приведут к увеличению ёмкости лёгких, дадут возможность уменьшить вероятность заболеваний, связанных с дыхательной системой.
- Повышение защитных функций иммунитета и качественному изменению состава крови.
У тех детей, кто именно увлекается спортом, количество эритроцитов, содержащихся в кубическом миллиметре, существенно увеличивается. Помимо этого, возрастает уровень белых кровяных телец — лимфоцитов, нейтрализующих вредные факторы. Так, в результате физических занятий происходит единое укрепление иммунной системы. Ребята, регулярно занимающиеся каким-либо видом спорта, значительно реже болеют, стремительнее выздоравливают, что является немаловажным фактором для растущего организма.
- Воздействие на психическое состояние.
Занятия физической культурой оказывают полезное влияние на психику. Активизация кровообращения и более глубокое дыхание способствуют наилучшему снабжению мозга кровью и кислородом. Также повышает способность школьника сосредоточиться. Движения со временем убирают нервозное напряжение. Из-за этого появляется удовольствие: ничего не болит, нет никаких недомоганий, все органы функционируют в соответствии с нормой. Данное ощущение радости, в свою очередь, создает хорошее настроение.
Влияние каждого урока на учащихся должно быть разносторонним. Физические, интеллектуальные и волевые действия ребёнка обязаны сочетаться так, чтобы в полной мере осуществлялся эффект гармоничного формирования школьников на фоне поддержания оптимального уровня их трудоспособности. По этой причине сложные упражнения должны сочетаться с более лёгкими, увлекательные – с наименее интересными, однако необходимыми, обязательные – с упражнениями по выбору детей и тому подобное.
Спорт – значимый элемент существования человека. Спортивные занятия оказывают большое влияние на организм любого человека, однако в особенности спорт важен для растущего и формирующегося организма ребёнка младшего школьного возраста.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что:
1) Стабильные занятия физической культурой содействуют оздоровлению ребёнка, усиливают их нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, значительно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата;
2) Занятия физкультурой – залог здорового хорошего самочувствия, развития и роста ребенка.
Библиографический список:
1. Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 22.01.2020)
2. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни – Москва: Советский спорт, 1996.
3. Влияние физической культуры на здоровье младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/material-dlya-uchiteley-nachalnykh-klassov-vliyanie-fizicheskoy-kultury-na-zdorove-mladshikh-shkolnikov.html (дата обращения 22.01.2020)
4. Гафурова Д.А. ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ НА СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf (дата обращения: 22.01.2020)
5. Двигательная активность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://65-school.ru/vneklassnaya-rabota/dvigatelnaya-aktivnost-v-nachalnoj-shkole.html (дата обращения 22.01.2020)
6. Малярчук Н.Н. Сохранение здоровья воспитанников младшего школьного возраста в семье: Учебно-методические материалы для педагогов по организации работы с семьёй. – Тюмень, Департамент образования и науки Тюменской области, 2012.
7. Физическая культура в младших классах [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a3ad78a5d53a89521306d27_0.html (дата обращения 22.01.2020)
8. Физическое воспитание: понятие, средства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/fizicheskoe_vospitanie_ponyatie_sredstva/ (дата обращения 22.01.2020)
9. Фирсин С.А. Физическая культура и спорт в системе ценностей школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №1. – С. 185.
Источник