Влияние физического здоровья на психическое развитие ребенка

Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.

Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Существуют различные взгляды ученых на определение понятий «здоровье» и «здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский, Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.).

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно – его эмоциональной сферы.

Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.

Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, своевременное формирование адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста.

С физиологической точки зрения здоровье характеризуется правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.

Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека.

Результаты специальных исследований (2006–2007 гг.) свидетельствуют, что в старшем дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья. Физиологическая незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения – у 70%, хронические заболевания – у 50%.

Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно здоровом ребенке.

На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников.

Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.

Сложные социально-экономические события в нашей стране, явная невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с невротическими расстройствами. По данным Захарова А.И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети».

Внешние источники угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка:

  • Манипулирование детьми.
  • Индивидуально-личностные особенности персонала.
  • Межличностные отношения детей в группе.
  • Враждебность окружающей среды.
  • Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
  • Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
  • Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
  • Неправильная организация общения.
  • Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
  • Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:

  • Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
  • Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
  • Отсутствие автономности.
  • Индивидуально-личностные особенности ребенка.
  • Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря полноценному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т.п. Следует помнить, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляют полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В основе психологического здоровья являются душевных комфорт и духовное развитие человека.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Ухудшение как физического, так и психического здоровья детей в значительной мере связано как с негативными явлениями экологической и социальной обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-педагогического контроля за психофизическим развитием, состоянием здоровья воспитанников в условиях детского сада.

Читайте также:  Родительское собрание психическое развитие ребенка

Следует отметить наличие в условиях детского сада стрессовых ситуаций: не везде создается атмосфера доброжелательности и эмоционального благополучия, психического комфорта. Имеет место разобщенность взрослых и детей как в детском саду, так и в семье. Это нередко приводит к повышению напряженности, тревожности и агрессивности в поведении детей.

Завышенные требования со стороны педагогов и родителей к уровню подготовленности к школе приводят к переутомлению, нервному перевозбуждению ребенка и формированию у него привычек малоподвижного образа жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом году жизни все больше ограничивается и в детском саду, и в семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз). Становится тревожной тенденцией чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотрами телепередач и видеодисков, что значительно превышает по времени допустимые нормы.

В некоторых дошкольных учреждениях налицо нерациональная организация жизнедеятельности детей: сокращается длительность прогулок; занятия физической культурой на улице проводятся нерегулярно, индивидуальная работа по развитию движений незначительна.

Следует также отметить недооценку значимости роли подвижной игры как основного источника эмоционального развития ребенка.

К числу причин, влияющих на здоровье старших дошкольников, также относятся:

– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и семьи по формированию осознанного отношения к своему здоровью и стремления к здоровому образу жизни;

– использование разных программ и технологий, не всегда соответствующих требованиям подготовки детей 5–7 лет к школе.

Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении

Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов. Так, при наличии в семье 2-3 детей с незначительной разницей в возрасте более внимательное и заботливое отношение родителей к одному ребенку может вызвать у другого малыша чувство ревности. У детей 4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к родителям, родным и сверстникам. Невротические реакции возникают, как правило, при отсутствии эмоционального контакта и взаимопонимания с родителями. Профилактика, а иногда и лечение таких отклонений в поведении ребенка во многом определяются после консультации с детским неврологом или психологом и, как правило, способствуют улучшению отношения родителей к детям.

Возникающий эмоциональный стресс вызывает изменения деятельности физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от условий жизни, воспитания, но и от врожденных особенностей нервной системы. Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой.

У этих детей физиологическое состояние напряжения (стресс) может очень скоро перейти в патологическое состояние дистресса. Родители и педагоги должны предупреждать возникновение таких ситуаций и уж, во всяком случае, не провоцировать их.

Из каждой аналогичной ситуации следует попытаться найти выход. Вводить ребенка в сферу переживаний взрослых следует очень тактично. Надо постоянно и заботливо приучать малыша проявлять внимание к окружающим людям, воспитывать у него чувство сопереживания, подтверждая это собственным примером. Например, поддержать возникшую реакцию жалости можно такой фразой: «Нельзя бросать куклу – ей будет больно», или поощрить радостную реакцию при виде живого существа – это укрепляет чувство сопереживания. Взрослые должны уметь управлять эмоциональными реакциями маленьких детей. Ребенку следует объяснить причину слез или обиды другого человека. Воспитание проявлений разумной гуманности — эффективный прием укрепления эмоционального здоровья.

С целью купирования и предупреждения нежелательных аффективных проявлений у детей рекомендуются определенные психолого-педагогические приемы.

Большую роль играют индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями. Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности нервной системы. Поэтому к каждому ребенку родители, воспитатели-педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой подход. Лучше, чтобы это делал квалифицированный психолог. Работа с ребенком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учетом сведений, характеризующих семейную обстановку, характер и психическое состояние родителей, особенности ребенка.

Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Отечественными психологами установлено, что игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников — учебной. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на психическое здоровье, развитие эмоций.

Читайте также:  Социальной ситуацией психологического развития ребенка младенческого возраста

В играх ребенок вступает в сложные взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Особенно это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в такой деятельности начинают формироваться личностные качества. Родители и педагоги-воспитатели в общении с детьми должны учитывать, что характер этих взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое здоровье и развитие эмоций. Игра — это наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Игровая коррекция поведения старшего дошкольника начинается с использования игры-драматизации, в которой роли распределяет сам ребенок. Обязательной особенностью игры является не только объяснение взрослым ее содержания, но и смена ролей, когда ребенок выступает, например, то в роли мамы, то папы и т. д. Тем самым обогащается эмоциональный мир ребенка, исчезают ненужные страхи и тревоги.

Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а также различных животных (волк, заяц, медведь, еж, лисица и др.). Правильно разыгранное взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному участию в нем с оказанием помощи персонажу, попавшему в беду.

Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка являются игра и разнообразная деятельность. Родители, желающие здоровья своему ребенку, должны быть его партнерами в играх. Можно использовать несколько совместных игровых упражнений.

Между понятиями труд (деятельность), эмоции и здоровье есть глубокая внутренняя связь. Потребность в деятельности — необходимое условие развития человека, которое проявляется в раннем возрасте сначала в виде предметной деятельности, потом — игры. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого труда. Это очень важно не только с нравственных позиций, но и с оздоровительных. Эмоциональные переживания во время такой деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем, протекание биохимических процессов. В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление. Сам характер игровой, а в последующем и трудовой деятельности претерпевает изменения в течение дошкольного детства. Старшие дошкольники играют, занимаются конструированием, лепкой, рисуют. Изучение рисунков детей, особенно по таким темам, как «В детском саду», «Дома», «Во дворе», «Семья», позволяет получать представление о внутреннем мире ребенка, его интересах и переживаниях. Особенно эффективными для устранения повышенной тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным изображением его автора смелым и храбрым. Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами и он рос здоровым, педагог должен поддерживать в нем жизнерадостное настроение и бодрость. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру — всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном воспитании — это любовь родителей, внимание к ребенку персонала, положительный пример взрослых — все это может сделать оздоровительные мероприятия максимально эффективными.

Источник

Ирина Павлова
Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей

ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ?

Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога

Кроме того, что я педагог-психолог, я долгое время занималась боевым искусством капоэйрой и помогала мужу вести детские и взрослые тренировки, а еще уже несколько лет я являюсь сертифицированным инструктором йоги. Влияние спортивной нагрузки на физическое и психологическое здоровье человека трудно переоценить. Она необходима всем: от мала до велика, об этом моя статья, составленная на основе групповой консультации с родителями в моей школе.

Удивительно, как в наш век, когда быстро сменяется информация, машины и приборы делают за людей большую часть работу, человечество буквально застыло – перед экранами телевизоров и компьютеров, на сиденьях машин.

Медики говорят о том, что гиподинамия – недостаточная физическая активность является одним из факторов риска. Она вызывает преждевременное старение, развитие различных заболеваний, проявляется в виде упадка сил, приводит к истощению интеллектуальных возможностей (ослаблению памяти, внимания). В итоге мышцы атрофируются, мышечная масса уменьшается, жировая прослойка увеличивается. В личностном плане также происходят изменения – вялость, агрессивность, сонливость, лень и многое другое.

Все эти изменения, по большей части относятся ко взрослым. А что же с детьми? Дети – это отражение воспитания родителей. Откуда взяться активности, если родители ведут малоподвижный образ жизни! Современные дети, в большинстве своём, плохо скоординированы, вялые, невнимательные. Уже старшие подростки прогулке предпочтут сидение за компьютером. Естественно, что проблемы со здоровьем имеют тенденцию к росту от поколения к поколению. Разумеется, мы не можем повлиять на все факторы, отвечающие за наше здоровье, но за некоторые аспекты мы, люди, родители, да и сами дети, можем взять на себя ответственность.

Читайте также:  Кризис развития ребенка до года календарь

Цель данной статьи предложить ряд рекомендаций, лёгких и достаточно естественных, но почему-то часто позабытых. Ответить тем самым на вопрос, как увеличить или сформировать мотивацию ребёнка, как развивать у ребёнка адекватные представления о себе и своих возможностях, как работать с самооценкой, развивать коммуникативные навыки, да и просто, как развить память и внимание ребёнка, помочь ему найти способ быстро восстанавливать свои силы и заряжаться ежедневно энергией для творческой и интеллектуальной активности.

Начнём с того, что активность человека бывает двух видов: физическая и психологическая.

При психологической активности организма (например, когда ребёнок учит новый материал, разговаривает с другом по телефону и т. д.) работают только определённые системы организма. При физической активности подключаются все системы организма (на клеточном уровне). Польза от такой работы неоценимая.

Итак, что же приносит нам активный образ жизни?

Насыщение мозга кислородом.

Вследствие этого повышается способность человека сосредотачивать внимание, запоминать, снимается нервное напряжение. Недаром мы. Педагоги, просим ученика, который регулярно отвлекается на середине урока, — протереть с доски, сходить за журналом. Даже сами дети отпрашиваются в туалет часто для того, чтобы просто прогуляться. Организм сам подскажет человеку, какой вид активности на данный момент актуальнее.

Гормональные изменения.

Во время физической активности (например, уже после 10 минут бега) выделяется гормон бета-эндорфин. Он оказывает положительное влияние на наше эмоциональное состояние. Вот почему людям, которые находятся в депрессии, настоятельно рекомендуют заниматься каким-либо спортом. Это не простое переключение внимания, это активные изменения, которые происходят внутри, увеличивая сопротивляемость организма стрессам.

Минимизация стресса для человека

, ведущего активный образ жизни, очень важна. Для ребёнка это – неоценимая помощь на экзамене, контрольных работах, где необходимо как-то совладать с собственным телом, чтобы оно было помощником, а не препятствием.

Есть замечательное выражение французского просветителя Жан Жака Руссо, которое отражает необходимость регулярной физической нагрузки для тела человека: «Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем сильнее, тем больше оно повинуется».

Работа с самооценкой.

Самооценка – это масштабное личностное образование, которое, так или иначе, регулирует становление мотивационной, волевой, эмоциональной, коммуникативной и нравственной сферы человека. Поэтому для воспитания ребёнка важна адекватность её формирования. Как правило, в спорте такая задача не ставится, самооценка формируется стихийно. Поэтому на эту тему не так много исследований. Однако они есть. Как правило, дети сопоставляют себя с другими участниками в ходе выполнения определённого вида деятельности.

Взаимосопоставление детей в привлекательной для них обстановке (в спортивной жизни) вызывает стремление подойти к себе более объективно и оценить свои результаты.

Кроме того, общеизвестно, что самооценка подростков зависит от того, как они воспринимают свою внешность. Девушки мечтают быть стройными и привлекательными, юноши – сильными и мускулистыми. Но спорт показывает, что тело – это продукт собственного труда человека. Хорошо потрудился – получил желаемый результат.

В процессе физической нагрузки

работают сразу два полушария головного мозга

: развивается координация, ребёнок учится чувствовать себя и своё тело. Среди тренеров можно часто услышать такую фразу: «играй сначала головой, а потом телом». Это значит, что сначала необходимо увидеть ситуацию, провести анализ и принять решение. Чтобы эти действия были как можно ближе друг к другу во временном пространстве, вырабатывается скорость реакции и быстрота принятия решения, которая полезна как в спорте, так и в жизни в целом.

Коммуникативные навыки

. В командном спорте отлично развиваются коммуникативные навыки. Как и в учебной деятельности приоритетным часто является необходимость увидеть партнёра, взаимодействовать с ним для достижения общего результата.

Развитие нравственно-волевой и мотивационной сфер

: регулярные занятия требуют определённых волевых усилий, даже если тренировки очень нравятся. Поэтому тут всё держится на силе воли – постоянном поиске причин прийти на тренировку. Внутри ребёнка (конечно, не без помощи окружения) рождается и выстраивается иерархия мотивов. Аналогично этому мы каждый день принимаем решения в нашей личной жизни.

«Целеустремлённый человек – сторонник дальней мотивации». Этот человек умеет выбирать главный мотив, долгое время идти к своей цели, не обращая внимание на стихийно появляющиеся мотивы (посмотреть фильм, полениться и т. п.).

Воспитание.

Родители часто сетуют в беседе с психологами и педагогами: «Сейчас такое окружение… нам трудно влиять на круг общения ребёнка»… Таким образом, они говорят – от нас мало что зависит. На самом деле это не так! От родителей напрямую зависит окружение ребёнка, потребности, мотивация, ценности ребёнка. Выбирая спортивную секцию, можно выбирать группу людей, с кем он будет тренироваться, тренера, который несет определённую идеологию и принципы. Это будет заметно по общему настрою команды: является ли приоритетным для них здоровый образ жизни, какое общение преобладает в детском коллективе, есть ли в этой секции мероприятия, помимо тренировок, организованные выезды (спортивные лагеря, участие в праздниках и т. п.).

Вольтер Ф. сказал «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.»

Источник