Влияние физических упражнений на развитие речи ребенка

Влияние физических упражнений на развитие речи ребенка thumbnail

Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.

Движение – это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые – родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования речи в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт.

В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.
Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.

Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражнения проводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа.
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.

Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.

Читайте также:  Центр развития ребенка калининский район

Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по
развитию связной речи.

Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

На занятиях физкультурой я стараюсь помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

На занятиях я использую стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений и игр; речевки; считалочки; художественное слово; придумывание сказок про спортивное оборудование; развиваем сенсорику, моторику, зрительное восприятие.

С детьми дошкольного возраста использую игры с применением развития речи, имеющие много различных этапов: восприятие цвета, понятие о количестве, преодоление страха, взаимопомощь (например игры в сухом бассейне). Помимо игр использую приемы с мячом: отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове. Также на занятиях физкультурой и утренней зарядке использую фольклорный материал: потешки и прибаутки, считалки и скороговорки.

Детям очень нравится

Муниципальное казенное образовательное учреждение Мулымская СОШ

Консультация для педагогов

«Влияние физических упражнений

на развитие речи дошкольников».

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

Н.Р.Банникова

п.Мулымья

Источник

Елена Смирнова
Консультация для педагогов МДОУ «Влияние физических упражнений на развитие речи»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.

Движение – это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые – родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Заботиться о своевременном развитии речиребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Читайте также:  Причины отклонения в развитии речи ребенка

Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.

Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.

Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражненияпроводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа

Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.

Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.

Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по

развитию связной речи.

Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Литература:

1. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

Источник

                   ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ  УПРАЖНЕНИЙ

НА  РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

   Я работаю воспитателем в логопедической группе.  В моей работе я уделяю большое внимание двигательной активности детей в группе и на прогулках.  В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.

      Все мы знаем, что видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит будущее. Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем как. Когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать.  Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника.  Название ему – движение.

    Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.  Врачи утверждают, что движение – это преграда любой болезни.

    Движение – это и хороший воспитатель.  Благодаря движению малышу открывается мир во всем разнообразии.

    Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если родители, педагоги возьмут  к себе в помощники движение.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.  Работу по развитию обогащенного словарного запаса я включаю в любую форму двигательной активности:  в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности при выполнении считалок, словесных игр, в малоподвижных играх со стихотворным текстом.

Читайте также:  Оценка уровня физического развития ребенка дошкольного возраста

     Я заметила, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь.  Взаимосвязь общей и речевой моторики подтверждена исследованием многих крупнейших ученых. Точное динамичное выполнение упражнений для рук, ног, туловища,       2    головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ. Языка, нижней челюсти. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Упражнения для пальцев является хорошим стимулом возникновения речи, но и дальнейшем ее совершенствования.

      Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта – «Рука – это выдвинутый вперед человеческий мозг»  Поэтому уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  В своих занятиях и играх с детьми я часто включаю упражнения для развития мелкой моторики.  Стараюсь у детей развивать координировать движение с речью.  Стихотворение в упражнениях и играх подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движением ног, рук, туловища.

      Мне хочется рассказать о роли подвижных и малоподвижных игр в группе и на прогулке в развитии речи детей.  Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника – одно из главных средств

Физического и психического развития ребенка.  Игровая деятельность к 5 – 6,7 годам постепенно переходит в учебную, игры продолжают занимать важное место, меняется лишь качество игр.  Все большее значение приобретают игры коммуникативные, психокоррекционные и командные с элементами спорта. Одни игры имеют сюжет и роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями заданной ролью и правилами.  В других играх сюжет и роль отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемыми правилами, которые определяют последовательность, быстроту, ловкость их выполнения.

      В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность. В процессе создаются благоприятные условия для развития, совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, развития связной речи, а так-же привитие навыков жизни в коллективе.

      В игре нельзя забывать о необходимости и о контроле  за           3   физическим состоянием детей., дети не могут сами контролировать состояние здоровья.  

      Подвижные игры в основном коллективные. Поэтому вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, по сигналу быстро убегать или менять место, умение ориентироваться в пространстве, уметь договариваться, выражать свое мнение, умение пересказывать правила.  Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. В игре ребенок не стесняется говорить, любит заучивать и придумывать считалки, эммоционально играть и озвучивать свои роли, естесственно и непринужденно выполняет самые различные движения.  Подчинение Правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Сюжетные подвижные игры помогают детям закреплять свои знания и представление о предметах и явлениях окружающего мира, о повадках и особенностях движений различных животных, птиц, звуков, о средствах передвижения и правилах движения, езде автомобиля, самолета.  Сюжетные подвижные игры с развернутым речевым содержанием являются прекрасным и очень эффективным психокоррекционным средством воздействия.  Именно в такого рода играх удается разговорить и активизировать застенчивых, робких детей, научить выжидать, терпеть и подчиняться  правилам агрессивных и расторможенных.

      Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись дополнительным средством психомоторной и речевой коррекции.

      В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой деятельностью, улучшается способность к анализу, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворять свою биологическую потребность в активных движениях.  

      Дети с отклонением в физическом развитии на этапе

поступления в школу, характеризуются низким уровнем школьной  зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли учения.  Поэтому одной из задач физического воспитания является  к о р р р е к ц и о н н а я    –   способствующая исправлению речи.

         Используется много игр.  Приведу несколько.

                Подвижные  игры :

  1. «Лохматый пес»
  2. «Космонавты»
  3. «Мы веселые ребята»
  4. «Горелки»
  5. «Прятки»
  6. «Два Мороза»

Книга  «Подвижные игры на прогулке»

Авторы Е.А. Бабенкова,   Т.М. Параничева

       Малоподвижные :

  1. «Стихотворения»
  2. «Говори»
  3. «Сказка про нас»
  4. «Мы едем, едем, едем…»

(Игры на гиперактивных детей)

Набор открыток с играми.   Авторы:    Елена Лютова-Робертс

                                                                        Галина Манина

Источник