Влияние факторов среды на развитие личности у ребенка
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ
Люди повинуются законам природы,
даже когда действуют против них.
Гёте Иоганн Вольфганг:
Человек является неотъемлемой частью живой природы. Его психическое состояние зависит от многих факторов. Например, влияние пасмурных дней навевает тоску и сон. Появление солнца и увеличение продолжительности дня увеличивает активность и работоспособность человека. Учитывая эти наблюдения, в цехах и учебных аудиториях создается искусственное дневное освещение в целях повышения производительности труда или активизации мыслительной деятельности. В кабинете релаксации используется приглушенный свет, звучит «музыка дождя», тормозящие процессы возбуждения. Цветовая гамма природных красок так же способна воздействовать на психику человека. Известно, что использование красных тонов, вызывающих возбуждение и активность реакций недопустимо в оформлении спален, а вот красный или оранжевый цвета в кухонной посуде или при сервировке стола способствуют улучшению аппетита. Эти наблюдения позволяют с уверенностью утверждать, что природные факторы оказывают непосредственное влияние на развитие личности человека и тем более ребенка.
Ребенок, находится под постоянным как психологическим, так и физическим влиянием окружающей среды. Давно уже признано, что психологическое влияние окружения весьма значимо для поведения и развития ребенка. Фактически, все аспекты поведения ребенка, то есть его инстинктивное и волевое поведение, игра, эмоции, речь, выражение чувств — все это отчасти определяется наличным окружением.
Формирование личности человека – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский возраст.
На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Развитие ловкости, выносливости, наблюдательности можно осуществлять с помощью разнообразных природных ресурсов. Примером такого воспитания и развития детей являются уроки на природе К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского, широко использовавших в своей практике приобщение детей к природе, заботе о ней и умении приукрашать окружающую среду.
Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье (организованный культурный отдых, прогулки в парк или на набережную) и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее.
Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.
Социальное и биологическое в человеке – не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они тесно переплетены и взаимообусловлены.
В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств.
Предупреждение и профилактика психоневрологических отклонений в развитии ребенка зависит от того насколько педагогами и родителями используется принцип природосообразности при осуществлении воспитания малыша.
Электронные ресурсы: Copyright © 2006 – 2010 Динамическая психология
Источник
Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим – их сочетание между собой.
Биологический фактор
Биологический фактор – наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.
Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.
Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).
Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.
Социальная среда
Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.
В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.
Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.
Окружение
На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.
Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.
Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.
Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.
Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.
Источник
Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé âëèÿíèÿ ñîöèàëüíîé ñðåäû íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè. Àíàëèç ïîíÿòèÿ “ñîöèàëüíàÿ ñðåäà” – îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè. Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåäàãîãèêè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß È ÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ
ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÑÒÂÎ ÏÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÞ
ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ
×ÅÐÅÏÎÂÅÖÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ
Èíñòèòóò Ïåäàãîãèêè è Ïñèõîëîãèè
Êàôåäðà ïåäàãîãèêè è ìåòîäèêè íà÷àëüíîãî îáðàçîâàíèÿ
Ðåôåðàò
Òåìà:
«Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè»
Âûïîëíèëè: Òèøêîâà À. Ä. è Ïàâëîâà À. Â.
Ïðîâåðèëà: Áóðîâà Ë. È.
×åðåïîâåö 2010
×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ëè÷íîñòüþ òîëüêî â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, ò. å. îáùåíèÿ, âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà äóõîâíîå, ñîöèàëüíîå, ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèòü íå ìîæåò. Ðåàëüíàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü, â óñëîâèÿõ êîòîðîé ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, íàçûâàåòñÿ ñðåäîé. Íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè âëèÿþò ðàçíîîáðàçíûå âíåøíèå óñëîâèÿ, â òîì ÷èñëå ãåîãðàôè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå, øêîëüíûå, ñåìåéíûå. Ïî èíòåíñèâíîñòè êîíòàêòîâ âûäåëÿåòñÿ áëèæíÿÿ è äàëüíÿÿ ñðåäà. Êîãäà ïåäàãîãè ãîâîðÿò î âëèÿíèè ñðåäû, îíè èìåþò â âèäó ïðåæäå âñåãî ñðåäó ñîöèàëüíóþ è äîìàøíþþ. Ïåðâóþ îòíîñÿò ê îòäàëåííîìó îêðóæåíèþ, à âòîðóþ ê áëèæàéøåìó.  ïîíÿòèå «ñîöèàëüíàÿ ñðåäà» âõîäÿò òàêèå îáùèå õàðàêòåðèñòèêè, êàê îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè, õàðàêòåð ïðîòåêàíèÿ ïðîèçâîäñòâåííûõ è ñîöèàëüíûõ ïðîöåññîâ è íåêîòîðûå äðóãèå. Áëèæíÿÿ ñðåäà — ýòî ñåìüÿ, ðîäñòâåííèêè, äðóçüÿ.
Êàêîâî æå âëèÿíèå ñðåäû íà ôîðìèðîâàíèå ÷åëîâåêà? Åäèíñòâà â îöåíêå âëèÿíèÿ ñðåäû íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïîêà íåò. Îãðîìíóþ âàæíîñòü ñðåäû ïðèçíàþò ïåäàãîãè âñåãî ìèðà. Íå ñîâïàäàþò âçãëÿäû ïðè îöåíêå ñòåïåíè âëèÿíèÿ ñðåäû. Êàê èçâåñòíî, àáñòðàêòíîé ñðåäû íå ñóùåñòâóåò. Åñòü êîíêðåòíûé îáùåñòâåííûé ñòðîé, êîíêðåòíûå óñëîâèÿ æèçíè ÷åëîâåêà, åãî ñåìüÿ, øêîëà, äðóçüÿ. Åñòåñòâåííî, ÷åëîâåê äîñòèãàåò áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òàì, ãäå áëèçêîå è äàëåêîå îêðóæåíèå ïðåäîñòàâëÿåò åìó íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ.
Îãðîìíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, îñîáåííî â äåòñêîì âîçðàñòå, îêàçûâàåò äîìàøíÿÿ ñðåäà.  ñåìüå îáû÷íî ïðîõîäÿò ïåðâûå, ðåøàþùèå äëÿ ñòàíîâëåíèÿ, ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ãîäû æèçíè ÷åëîâåêà. Ðåáåíîê — îáû÷íî äîâîëüíî òî÷íîå îòðàæåíèå òîé ñåìüè, â êîòîðîé îí ðàñòåò è ðàçâèâàåòñÿ. Ñåìüÿ âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò êðóã åãî èíòåðåñîâ è ïîòðåáíîñòåé, âçãëÿäîâ è öåííîñòíûõ îðèåíòèðîâ. Ñåìüÿ æå ïðåäîñòàâëÿåò è óñëîâèÿ, â òîì ÷èñëå ìàòåðèàëüíûå, äëÿ ðàçâèòèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ. Íðàâñòâåííûå è ñîöèàëüíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè òàêæå çàêëàäûâàþòñÿ â ñåìüå.
Íûíåøíÿÿ ñåìüÿ ïåðåæèâàåò íå ëó÷øèå âðåìåíà. Ðàñò¸ò ÷èñëî ðàçâîäîâ, íåïîëíûõ ñåìåé, ðàñò¸ò è ÷èñëî ñîöèàëüíî îáåçäîëåííûõ äåòåé. Êðèçèñ ñåìüè, ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòîâ, ñòàë ïðè÷èíîé ìíîãèõ íåãàòèâíûõ îáùåñòâåííûõ ÿâëåíèé, è ïðåæäå âñåãî ïåðâîïðè÷èíîé ðîñòà ïðåñòóïíîñòè ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ. Ïîäðîñòêîâàÿ ïðåñòóïíîñòü â Ðîññèè äîñòèãëà óãðîæàþùèõ ðàçìåðîâ. Çíà÷èòåëüíîå ÷èñëî ïðàâîíàðóøèòåëåé â ñòðàíå ñîâåðøàåòñÿ ïîäðîñòêàìè è ìîëîäûìè ëþäüìè â âîçðàñòå 14-18 ëåò.
Øêîëà, êëàññ, äðóçüÿ — ñëåäóþùèé êîíöåíòð áëèçêîãî îêðóæåíèÿ ïîäðàñòàþùåãî ÷åëîâåêà. Èõ âëèÿíèå íà ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè âåñüìà çíà÷èòåëüíî. Îò ñèëû, óðîâíÿ è êà÷åñòâà âîçäåéñòâèÿ çàâèñèò, êàêèì ÷åëîâåê âûðàñòåò, íîñèòåëåì êàêèõ öåííîñòåé îí ñòàíåò.
×òî îêàçûâàåò áîëüøåå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà — ñðåäà èëè íàñëåäñòâåííîñòü? Ìíåíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ïî ýòîìó âîïðîñó ðàçäåëèëèñü. Ïðèâåðæåíöû òàê íàçûâàåìîãî áèîãåííîãî (áèîãåíåòè÷åñêîãî) íàïðàâëåíèÿ â ïåäàãîãèêå áåçóñëîâíîå ïðåäïî÷òåíèå îòäàþò íàñëåäñòâåííîñòè, à ñîöèîãåííîãî (ñîöèîãåíåòè÷åñêîãî, – ñîöèîëîãèçàòîðñêîãî) — ñðåäå. Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè ïûòàëèñü óñòàíîâèòü òî÷íûå êîëè÷åñòâåííûå ïðîïîðöèè âëèÿíèÿ ñðåäû è – íàñëåäñòâåííîñòè íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà. Ðåçóëüòàòû î÷åíü ïðîòèâîðå÷èâû, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò ëèøü îá îäíîì: äîëÿ ó÷àñòèÿ èññëåäóåìûõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèè ðàçíûõ ëþäåé íåîäèíàêîâà. Âëèÿíèå ñðåäû, ïî îöåíêàì ïðåäñòàâèòåëåé ñîöèîãåííîãî íàïðàâëåíèÿ, ìîæåò äîñòèãàòü 90%; âëèÿíèå íàñëåäñòâåííîñòè, ñ÷èòàþò ñòîðîííèêè áèîãåííîãî íàïðàâëåíèÿ, îòíþäü íå ìåíåå çíà÷èìî: 80–90%. Áîëüøåå äîâåðèå âûçûâàþò âçâåøåííûå îöåíêè, èãíîðèðóþùèå êðàéíîñòè. Íàïðèìåð, àíãëèéñêèé ïñèõîëîã Ä. Øàòòëåâîðò (1935) ê ñëåäóþùåìó çàêëþ÷åíèþ ïî ïîâîäó âëèÿíèÿ îñíîâíûõ ôàêòîðîâ íà óìñòâåííîå ðàçâèòèå: èç ôàêòîðîâ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ
64% ïðèõîäèòñÿ íà íàñëåäñòâåííûå âëèÿíèÿ,
16% — íà ðàçëè÷èÿ â óðîâíå ñåìåéíîé ñðåäû,
3% — íà ðàçëè÷èÿ â âîñïèòàíèè äåòåé â òîé æå ñåìüå è
17% — íà ñìåøàííûå ôàêòîðû (âçàèìîäåéñòâèå íàñëåäñòâåííîñòè ñî ñðåäîé).
Ðàçóìååòñÿ, íàóêà ñòðåìèòñÿ ê òî÷íîñòè, ýòî å¸ öåëü. Íî âðÿä ëè äàæå ñàìûå ñêðóïóë¸çíûå âû÷èñëåíèÿ áóäóò ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâîâàòü äåéñòâèòåëüíîñòè. Ðàçâèâàåòñÿ êàæäûé ÷åëîâåê ïî-ñâîåìó, è «äîëÿ» âëèÿíèÿ íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû ó êàæäîãî ñâîÿ.  êàêèõ ïðîïîðöèÿõ ïåðåïëåòóòñÿ äåéñòâóþùèå ïðè÷èíû, ê êàêîìó ðåçóëüòàòó ïðèâåä¸ò èõ âçàèìîäåéñòâèå, çàâèñèò îò ìíîãèõ ñëó÷àéíûõ ôàêòîðîâ, äåéñòâèÿ êîòîðûõ íè ó÷åñòü, íè èçìåðèòü íåëüçÿ.
Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåäàãîãèêè.
 ïåäàãîãèêå ñîöèóì, ñîöèàëüíàÿ ñðåäà ðàññìàòðèâàþòñÿ ïðåæäå âñåãî ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðîöåññà âêëþ÷åíèÿ òóäà ðåáåíêà è èíòåãðàöèè ÷åðåç áëèæàéøóþ ñîöèàëüíóþ ñðåäó â îáùåñòâî â öåëîì. Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ âàæíûì ñòàíîâèòñÿ òî, ÷òî îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà è âíåøíèõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé åãî æèçíè â ñîöèóìå èìåþò õàðàêòåð âçàèìîäåéñòâèÿ: ÷åëîâåê â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè âëèÿåò íà ñðåäó, èçìåíÿåò åå, íî â òî æå âðåìÿ, è ñðåäà âëèÿåò íà ÷åëîâåêà, ïðåäúÿâëÿåò åìó ñâîè òðåáîâàíèÿ. Îòíîøåíèå ñðåäû ê ÷åëîâåêó îïðåäåëÿåòñÿ òåì, íàñêîëüêî åãî ïîâåäåíèå ñîîòâåòñòâóåò îæèäàíèÿì ñðåäû. Ïîâåäåíèå æå ÷åëîâåêà âî ìíîãîì îïðåäåëÿåòñÿ òåì, êàêóþ ïîçèöèþ îí çàíèìàåò â îáùåñòâå.
Èõ ìîæåò áûòü íåñêîëüêî îäíîâðåìåííî è êàæäàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííûìè ïðàâàìè è îáÿçàííîñòÿìè, ò. å. èìååò ðàçíûé ñîöèàëüíûé ñòàòóñ.
Ñòàòóñû áûâàþò âðîæäåííûìè (ïîë, íàöèîíàëüíîñòü, ìåñòî ðîæäåíèÿ, ôàìèëèÿ è äð.) è ïðèîáðåòåííûìè (äîñòèãíóòûìè áëàãîäàðÿ ñîáñòâåííûì óñèëèÿì).
Ñòàòóñ îïðåäåëÿåò ïîâåäåíèå ëè÷íîñòè â îáùåñòâå, ò. å. ÷åëîâåê âåäåò ñåáÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèì ñòàòóñîì, ïî àíàëîãèè ñ òåì, êàê âåäóò ñåáÿ â ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ äðóãèå ëþäè. Ïîâåäåíèå, îáóñëîâëåííîå ñòàòóñîì ÷åëîâåêà, íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíîé ðîëüþ.
Óñâîåíèå ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíûõ ðîëåé ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ñîñòàâëÿþùåé ïðîöåññà ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè.  ïðîöåññå ñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ ðåáåíîê ìîæåò îñâàèâàòü êàê ïîçèòèâíûå ñîöèàëüíûå ðîëè, òàê è íåãàòèâíûå. Ê ïîçèòèâíûì îòíîñÿò ðîëè ÷ëåíà ñåìüè, ÷ëåíà êîëëåêòèâà, ïîòðåáèòåëÿ, ãðàæäàíèíà è äð. Ê íåãàòèâíûì îòíîñÿòñÿ ðîëè áðîäÿãè, ðåáåíêà-ïîïðîøàéêè, âîðèøêè è ò. ä.
Îñâîåíèå ðåáåíêîì ìåõàíèçìà ðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ îáåñïå÷èâàåò åìó óñïåøíóþ âêëþ÷åííîñòü â ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ, ïîñêîëüêó äàåò âîçìîæíîñòü ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ, àäàïòèðîâàòüñÿ ê êàæäîé íîâîé äëÿ íåãî ñèòóàöèè èëè ïîçèöèè íà ïðîòÿæåíèè âñåé ïîñëåäóþùåé æèçíè. Ýòîò ïðîöåññ ïðèñïîñîáëåíèÿ èíäèâèäà ê óñëîâèÿì ñîöèàëüíîé ñðåäû íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèåé.
Ïî ìíåíèþ Ì. À. Ãàëàãóçîâîé, Ã. Í. Øòèíîâà, Å. ß. Òèùåíêî, Á. Ï. Äüÿêîíîâà, ñîöèàëüíàÿ àäàïòàöèÿ ÿâëÿåòñÿ íåïðåìåííûì óñëîâèåì è ðåçóëüòàòîì óñïåøíîé ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà, êîòîðàÿ, êàê èçâåñòíî, ïðîèñõîäèò â òðåõ îñíîâíûõ ñôåðàõ: äåÿòåëüíîñòè, îáùåíèè è ñîçíàíèè.
 ñôåðå äåÿòåëüíîñòè ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, îðèåíòàöèÿ â êàæäîì âèäå, åå îñìûñëåíèå è îñâîåíèå, îâëàäåíèå ñîîòâåòñòâóþùèìè ôîðìàìè è ñðåäñòâàìè äåÿòåëüíîñòè.
 ñôåðå îáùåíèÿ ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå êðóãà âçàèìîäåéñòâèÿ, íàïîëíåíèå è óãëóáëåíèå åãî ñîäåðæàíèÿ, óñâîåíèå íîðì è ïðàâèë ïîâåäåíèÿ, ïðèíÿòûõ â îáùåñòâå, îâëàäåíèå ðàçëè÷íûìè åãî ôîðìàìè, ïðèåìëåìûìè â ñîöèàëüíîì îêðóæåíèè ðåáåíêà è â îáùåñòâå â öåëîì.
 ñôåðå ñîçíàíèÿ — ôîðìèðîâàíèå îáðàçà «ñîáñòâåííîãî ß» êàê àêòèâíîãî ñóáúåêòà äåÿòåëüíîñòè, îñìûñëåíèå ñâîåé ñîöèàëüíîé ïðèíàäëåæíîñòè è ñîöèàëüíîé ðîëè, ôîðìèðîâàíèå ñàìîîöåíêè.
 ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåòñÿ îáúåêòèâíàÿ ïîòðåáíîñòü ÷åëîâåêà áûòü «êàê âñå», ïàðàëëåëüíî ñ êîòîðîé ôîðìèðóåòñÿ äðóãàÿ ïîòðåáíîñòü — ïðîÿâèòü ñåáÿ, ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü. Ðåáåíîê íà÷èíàåò èñêàòü ñïîñîáû è ñðåäñòâà äëÿ åå âûðàæåíèÿ, ïðîÿâëÿòü èõ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðîèñõîäèò åãî èíäèâèäóàëèçàöèÿ.
Òàêèì îáðàçîì, ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, ïðîèñõîäèò ïî äâóì âçàèìîñâÿçàííûì íàïðàâëåíèÿì: ñîöèàëèçàöèè (îâëàäåíèÿ ñîöèîêóëüòóðíûì îïûòîì, åãî ïðèñâîåíèÿ) è èíäèâèäóàëèçàöèè (ïðèîáðåòåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, îòíîñèòåëüíîé àâòîíîìíîñòè).
Åñëè ïðè âõîæäåíèè ðåáåíêà â ñîöèóì óñòàíàâëèâàåòñÿ ðàâíîâåñèå ìåæäó ïðîöåññàìè ñîöèàëèçàöèè è èíäèâèäóàëèçàöèè, êîãäà, ñ îäíîé ñòîðîíû, îí óñâàèâàåò íîðìû è ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, ïðèíÿòûå â äàííîì ñîöèóìå, à ñ äðóãîé — âíîñèò ñâîé çíà÷èìûé «âêëàä» â íåãî, ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü, ïðîèñõîäèò èíòåãðàöèÿ ðåáåíêà â ñîöèóì.
Ëþäüìè ðîäèëèñü,íî íå ñòàëè
Ñåé÷àñ ìû ïåðåéä¸ì ê ãðóñòíûì ôàêòàì. Îíè êàê áû ñïåöèàëüíî ïðåäîñòàâëÿþòñÿ íàì ïðèðîäîé äëÿ âûÿâëåíèÿ çàêîíîâ ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñêàçêà î Ìàóãëè – íå äîñóæèé âûìûñåë îò íà÷àëà äî êîíöà. Ñóäÿ ïî ôàêòàì, çàôèêñèðîâàííûì â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñêîé öèâèëèçàöèè, ýòè ñîáûòèÿ ìîãëè èìåòü ïîä ñîáîé ðåàëüíóþ ïî÷âó.  ñòàðèííûõ ïðåäàíèÿõ ñîõðàíèëîñü ìíîãî ðàññêàçîâ î ëþäÿõ, âñêîðìëåííûõ è âîñïèòàííûõ æèâîòíûìè. ×òî â íèõ ïðàâäà, ÷òî âûìûñåë – òåïåðü óæå, íàâåðíîå, íå óçíàòü. Îñíîâàòåëè Ðèìà Ðîìóë è Ðåì, âñêîðìëåííûå âîë÷èöåé, Ìàóãëè, âîñïèòàííûé â çâåðèíîé ñòàå, ëèòîâñêèé ìàëü÷èê, âûðîñøèé â ìåäâåæüåé áåðëîãå, î ÷åì ðàññêàçûâàë Ý. Êîíäèëüÿê åù¸ â 1754 ã., âïîëíå ìîãëè ñóùåñòâîâàòü. Èçâåñòíî 15 ñëó÷àåâ âñêàðìëèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ äåò¸íûøåé âîëêàìè,5 – ìåäâåäÿìè, îäèí ñëó÷àé – ïàâèàíàìè, äðóãèìè ïîðîäàìè îáåçüÿí – íå ìåíåå 10. Îäèí ðåá¸íîê áûë âñêîðìëåí ëåîïàðäîì, îäèí – îâöîé.
 1920 ã. â Èíäèè äîêòîð Ñèíã îáíàðóæèë â âîë÷üåì ëîãîâå âìåñòå ñ âûâîäêîì âîë÷àò 2 ìàëûøåé. Ýòî áûëè äåâî÷êè ,îäíîé èç íèõ áûëî ëåò íà âèä ëåò 7-8,äðóãîé-ãîäà äâà. Ìëàäøóþ äåâî÷êó íàçâàëè Àìàëîé, ñòàðøóþ – Êàìàëîé.
Êàê âåä¸ò ñåáÿ äèêèé çâåðü â ãîðîäñêîé êâàðòèðå? Òî÷íî òàê æå ïîíà÷àëó âåëè ñåáÿ è âûâåçåííûå èç äæóíãëåé äåòè. Õîäèëè è áåãàëè îíè ëèøü íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðè÷¸ì òîëüêî íî÷üþ. Äí¸ì ñïàëè, çàáèâøèñü â óãîë è êðåïêî ïðèæàâøèñü äðóã ê äðóãó.
Ìëàäøàÿ äåâî÷êà âñêîðå óìåðëà, òàê íè÷åìó è íå íàó÷èâøèñü, ñòàðøàÿ ïðîæèëà îêîëî 10 ëåò.
Âñå ýòè ãîäû äîêòîð Ñèíã â¸ë ïîäðîáíûé äíåâíèê íàáëþäåíèé çà Êàìàëîé. Ó÷èëàñü îíà ñ áîëüøèì òðóäîì. Äâà ãîäà óøëî íà òî, ÷òîáû íàó÷èòü å¸ ñòîÿòü. ×åðåç øåñòü ëåò Êàìàëà íà÷àëà õîäèòü, íî áåãàëà ïî-ïðåæíåìó òîëüêî íà ÷åòâåðåíüêàõ. ×åòûðå ãîäà óøëî íà çàó÷èâàíèå ïåðâûõ øåñòè ñëîâ. ×åðåç ñåìü ëåò ëåêñèêîí äåâî÷êè ðàñøèðèëñÿ äî 45 ñëîâ, à åù¸ ÷åðåç òðè ãîäà – äî ñòà. Äàëüøå ÿçûêîâîé ïðîãðåññ íå ïîø¸ë. Ê ýòîìó âðåìåíè Êàìàëà ïîëþáèëà îáùåñòâî ëþäåé, ïåðåñòàëà áîÿòüñÿ ÿðêîãî ñâåòà, íàó÷èëàñü åñòü ðóêàìè è ïèòü èç ñòàêàíà. Äîñòèãíóâ ïðèìåðíî ñåìíàäöàòèëåòíåãî âîçðàñòà, Êàìàëà ïî óðîâíþ ñâîåãî ðàçâèòèÿ áûëà êàê ÷åòûð¸õëåòíèé, åñëè íå òð¸õëåòíèé ðåá¸íîê.
Âìåñòî âûâîäà â÷èòàåìñÿ â ñëîâà Ã. Èòàðäà: «Ïîÿâëÿÿñü íà çåìíîì øàðå ôèçè÷åñêè ñëàáûì è íå îáëàäàÿ âðîæä¸ííûìè èäåÿìè, áóäó÷è íå â ñîñòîÿíèè ïîä÷èíÿòüñÿ îñíîâíûì çàêîíàì ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ, îïðåäåëèâøèì åãî ãëàâåíñòâóþùåå ïîëîæåíèå âî Âñåëåííîé, ÷åëîâåê ëèøü â îáùåñòâå ìîæåò äîáèòüñÿ òîãî èñêëþ÷èòåëüíîãî ïîëîæåíèÿ ê êîòîðîìó åãî ïðåäíàçíà÷èëà ñàìà ïðèðîäà. Íå áóäü öèâèëèçàöèè, îí îêàçàëñÿ áû îäíèì èç ñàìûõ íè÷òîæíûì è íåðàçóìíûõ æèâîòíûõ ÷åëîâåê âñåãäà òîëüêî òî, ÷òî èç íåãî äåëàåò îáùåñòâî »
Ëèòåðàòóðà
1) Äðóæèíèí Â. À. Ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîäèàãíîñòèêà îáùèõ ñïîñîáíîñòåé. – Ì.: Íàóêà,1994.
2) Ëîáàíîâà Å. À. Äîøêîëüíàÿ ïåäàãîãèêà: ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå/ Å. À. Ëîáàíîâà. – Áàëàøîâ: Íèêîëàåâ, 2005. – 76 ñ.
3) Ïåòðîâñêèé À. Â. ,ßðîøåâñêèé Ì. Ã. Îñíîâû òåîðåòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè: ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ÂÓÇîâ – Ì.: Èíôðà-Ì,1998. 528ñ.
4) Ïîäëàñûé È. Ï. Ïåäàãîãèêà: Íîâûé êóðñ: Ó÷åá. äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé:  2 êí. – Ì.: Ãóìàíèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2003. – Êí. 1: Îáùèå îñíîâû. Ïðîöåññ îáó÷åíèÿ. – 576 ñ.
Источник