Влияние друзей на развитие ребенка

Влияние друзей на развитие ребенка thumbnail

«Нехорошие слова», вредные привычки, плохое поведение… И где он этого нахватался?

Каждый человек, вне зависимости от возраста, сам выбирает себе товарищей, поэтому вы не можете заставить своего сына или дочь дружить исключительно с «хорошими» детьми. Но как быть, если любимый ребенок на глазах отбивается от рук, а причина всех перемен – плохая компания? Как повлиять на сложившуюся ситуацию и не испортить отношения с чадом?

https://etcetera.media/wp-content/uploads/2017/12/deti_pravila_4.jpg

Причина

Чаще всего причины трудностей общения ребенка с окружающими – это семья и особенности родительского воспитания. Задумайтесь, возможно, сын тянется к хулиганам, так как сам не прочь сделать что-нибудь эдакое, а вместе с другими – веселей и попадет поменьше. Или у ребенка совершенно нет силы воли, и поэтому он вынужденно подчиняется сверстникам? Совсем непросто признать, что он не идеальный. … Но лишь осознав это, можно ему помочь!

Детский сад

Если малыш ходит в детский сад, самый простой вариант ваших действий – забирать его пораньше и предлагать интересное времяпровождение. Пусть самая интересная жизнь ребенка проходит вне стен этого заведения. Если этот вариант не подходит, проводите по вечерам дома воспитательную работу. Но только ни в чем чадо не упрекайте! Разбирайте вместе все конфликты в саду на примере книжных героев или разыгрывайте сценки с помощью игрушек. Спрашивайте ребенка, как он считает, почему другие дети поступают так или иначе. Давайте понять, что вы всегда готовы поддержать его. Если есть вина вашего ребенка, то не стыдите, а вместе ищите выход из сложившейся ситуации. Лишь при поддержке родителей он может осознать свою ошибку и искренне извиниться перед детьми или воспитателем.

Важно, чтобы сын или дочь поняли, что несут ответственность за совершенное действие и усвоили правило: натворил что-нибудь – расскажи и исправь. Нельзя исправить? Проси прощения и будь готов понести наказание.

Школа

Влиять на ребенка постарше будет намного труднее. Он может просто не воспринимать вас как собеседника и друга. Тут нужен тонкий подход.

Познакомьтесь со всеми его друзьями. Самая надежная профилактика общения с нехорошей компанией – открытый и гостеприимный дом. Если ребенок рассказывает о новых друзьях-товарищах – предлагайте позвать их в гости! Повод придумайте любой: поиграть в компьютерную игрушку, посмотреть фильм, собирать модель парусника и т. д. Редкий школьник 7-11 лет захочет гулять по улицам, если родители рады ему и его друзьям дома.

Обеспечьте интересный досуг. Любой из нас, а ребенок в особенности, всегда нуждается в похвале. Причем признание сверстников значит для него намного больше, чем взрослых. Зачастую наибольшим уважением пользуются хулиганы. Примкнуть к ним – значит распространить их влияние и власть на себя. Подумайте вместе: в чем ваш ребенок может быть успешен сам по себе. Если он хорошо рисует – увлекайте его искусством, имеет достижения в спорте – отдавайте в престижную спортивную школу.

Внимание. Очень важно быть чуткими, понимающими родителями. Не говорите:

Думай сам! Твои проблемы. Вот я в твоем возрасте…

Если вы сумеете стать своему сыну или дочери другом – это будет лучшей защитой от любых неприятностей.

Источник

Как оградить ребенка от плохого влияния друзей

Рейтинг
31

Что делать, если дружба с некоторыми детьми плохо сказывается на поведении вашего ребенка

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Многим родителям не нравятся друзья их ребенка. Часто можно услышать такую фразу: «Мой ребенок не такой. На него плохо влияют друзья». Это действительно может быть так, но ребенок обычно заводит дружбу с детьми, чем-то похожими на него. Поэтому, когда вы говорите, что проблема заключается в друзьях вашего ребенка, помните, что родители этих друзей могут придерживаться обратного мнения.

Старая пословица гласит: «Рыбак рыбака видит издалека». И она очень точно передает то, как дети находят себе друзей. В юности одной из главных потребностей ребенка является принадлежность к группе и принятие. Поэтому подростки так часто обеспокоены по поводу своего внешнего вида и поступков. Когда подросток находит свой стиль одежды, музыки и компанию сверстников, которые его принимают, родителям становится трудно влиять на него.

Прежде всего, следует понять, что вы не можете выбирать друзей для своего ребенка. Если вы критикуете его друзей, это может привести к конфликтам. В этом возрасте человек склонен отстаивать интересы группы, к которой он принадлежит.

В юности друзья для ребенка важнее, чем кто-либо другой. Вы часто можете услышать от него фразу: «Ты ничего не понимаешь». Иными словами, он утверждает, что его никто не понимает, кроме друзей. И если вы критикуете круг его общения, вы только упрочняете его связь с друзьями. И какими бы плохими вы их не считали, с помощью открытой критики вы не сможете переубедить своего ребенка. Некоторым детям даже нравится, когда родители не любят его друзей: это придает их взаимоотношениям особый колорит. Ваша цель – обеспечить ребенку безопасность, но его цель – быть с людьми, которые его принимают.

Что делать, если друзья оказывают на ребенка плохое влияние?

  • Старайтесь воздержаться от постоянной критики. Критиковать друзей ребенка или указывать на то, что они делают плохо – неэффективно. В юности дети склонны защищать своих друзей. Поэтому, если вы говорите: «Твой друг плохой», не рассчитывайте на конструктивный диалог. Даже если ребенок сам это знает, он все равно будет защищать своего друга. Поймите, что, когда вы критикуете окружение ребенка, в какой-то мере вы критикуете его самого. И это только ухудшит ситуацию.
  • Четко объясните, какие черты поведения вам не нравятся. Расскажите ребенку, что именно в поведении его друзей вы не одобряете. Скажите: «Мне не нравится, что ты дружишь с людьми, с которыми постоянно происходят неприятности. Ты можешь тоже попасть в неприятную ситуацию вместе с ними». Не обязательно говорить это ребенку постоянно, но иногда можно напоминать об этом. Не осуждайте, а говорите только о фактах. Чтобы добиться расположения ребенка, говорите о его друзьях как можно мягче, например: «У тебя хорошие друзья, но они употребляют алкоголь и часто попадают в неприятные ситуации. Если ты будешь с ними дружить, то же самое может произойти и с тобой».
  • Говорите с ребенком об очевидных фактах, например: «Мне не нравится, что твоего друга задержали за употребление алкоголя в общественном месте. Я не хочу, чтобы подобное случилось с тобой» или «Мне не нравится, что твои друзья употребляют наркотики. Я не хочу, чтобы ты начал их употреблять». Наблюдайте за ребенком, интересуйтесь его жизнью – так вы сможете контролировать влияние друзей на него.
  • Установите правила. Это эффективный способ, который поможет справиться с негативным влиянием друзей. Контролируйте, чем занимается и где бывает ваш ребенок. Если он сказал, что идет на тренировку, но вы встретили его в магазине с друзьями – это его выбор. Но он не сообщил, куда идет, и должен нести ответственность за этот поступок.
  • Установите ограничения. Если ребенок проявляет в своей компании поведение, противоречащее вашим семейным ценностям, следует ограничить время, которое он проводит в этой компании. Когда его друзья нарушают закон или делают что-то, что вредит здоровью, вы можете сказать: «Может, они и твои друзья, но я не разрешаю тебе общаться с ними». Дети, особенно в подростковом или юношеском возрасте, часто выражают неповиновение: если вы запретите им гулять на улице, они могут просто сбегать. Но ваша задача – дать понять ребенку, какого поведения вы от него ожидаете. Даже при непослушании он знает, что поступает неправильно, и что его ждут последствия за его поведение.
  • Право гулять допоздна и ходить на вечеринки ребенок должен заслужить. Достигая определенного возраста, он начинает думать, что теперь может гулять допоздна. Но сначала он должен заслужить это право. Скажите ребенку: «Я разрешу тебе гулять допоздна, если ты докажешь, что тебе можно доверять». Ответственное поведение означает, что ребенок не будет общаться с детьми, употребляющими алкоголь и наркотики. Прогулки в пятницу вечером не должны быть чем-то, что само собой разумеется: каждый раз он должен спрашивать разрешение. Интересуйтесь у ребенка, каковы его планы на выходные. Так он поймет необходимость планировать свое время и вести себя ответственно, чтобы получить разрешение пойти на прогулку.
  • Поговорите с ребенком о его сомнительных друзьях. Что делать, если ребенок общается с детьми, которые к нему плохо относятся? Попытайтесь выяснить причину этого. Возможно, он боится их, и поэтому пытается стать одним из них. Когда дети боятся хулиганов, они часто присоединяются к их компании и подражают им. Так они получают чувство безопасности, хотя новые друзья с таким поведением – сомнительная компания. Образно говоря, они заключают сделку: «Я позволю дразнить меня и плохо ко мне относиться, но ты не будешь бить меня или обижать другим способом». Но, если друзья ребенка относятся к нему неуважительно, стоит подумать, чего ребенок пытается достичь, позволяя так к себе относиться? Что он получает взамен? Постарайтесь поговорить с ребенком, как со взрослым. Скажите ему: «У тебя есть выбор: общаться с этими друзьями или нет. Тебе не обязательно это терпеть. Я могу тебе помочь».
Читайте также:  Игры на развитие памяти ребенка 3 года

Что делать, если друзья ребенка употребляют наркотики

Как уже было сказано, ребенок выбирает себе компанию по разным причинам. Если у него есть какие-либо проблемы с поведением, вероятно, он будет общаться со сверстниками с такими же проблемами. Например, если он плохо учится в школе, он будет общаться с детьми, которые не будут его за это осуждать, а примут или даже будут уважать.

Чтобы влиться в компанию, ребенок должен поступать так же, как и остальные. Это могут быть и вредные или незаконные занятия, такие как кражи, порча имущества, употребление алкоголя или наркотиков.

Если друзья вашего ребенка употребляют наркотики, скорее всего, ваш ребенок делает так же. Иначе ему незачем общаться с такой компанией. Он может возразить: «Да, они употребляют наркотики, но не при мне». К сожалению, чаще всего это оказывается неправдой.

В разговоре с ребенком о наркотиках будьте бескомпромиссны: «Неважно, что делают твои друзья. Употреблять наркотики нельзя. Я ожидаю от тебя того, что ты никогда не будешь этого делать». Ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы делать выбор: употреблять наркотики или отказаться от них. Наркотики помогают снять стресс и расслабиться. Подростки часто подвержены стрессу, поэтому у них легко может развиться зависимость. Поэтому, если у вас есть подозрения, что ваш ребенок пробует наркотики, не относитесь к этому легкомысленно и немедленно принимайте меры.

Чтобы быть готовым к взрослой жизни, подросток должен научиться решать определенные задачи, делать здоровый выбор и обеспечивать свою безопасность. Алкоголь и наркотики не дают ему развить эти навыки. Поэтому родители не должны оправдывать или закрывать глаза на то, что их ребенок употребляет алкоголь или наркотики. Но так часто бывает из-за того, что родители боятся признаться в своем бессилии. Вместо этого следует занять четкую позицию: алкоголь и наркотики недопустимы.

Когда поведение ребенка меняется

Если поведение вашего ребенка сильно меняется под влиянием его компании, устанавливайте для него ограничения и уменьшайте время, которое он проводит на улице. Следует также понимать, что в подростковом возрасте дети сильно меняются. Они ищут компании по интересам и всячески выражают протест против ограничений со стороны взрослых. Ребенок может хорошо учиться в школе и быть ответственным, но при этом выражать свой протест через стиль одежды или музыки, которую он слушает.

Родители должны понимать, что такой протест важен для развития ребенка. Он взрослеет, становится самостоятельнее и отдаляется от родителей. Иногда родителям бывает сложно это принять.

Дети иногда совершают ошибки и делают неправильный выбор. Лучшее, что мы можем для них сделать – это объяснить им, что правильно, а что – нет, и в случае необходимости уберечь от неправильных решений.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка от года до трех

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.43 из 5 на основе
7 оценок.

Развитие ребенка
10.11.2017

Источник

Через дружбу подростки расширяют свой кругозор за пределами семьи, начинают изучать окружающий мир, у них формируется представление о самом себе и развивается система социальной поддержки.
В дошкольные годы игра оказывает положительное влияние и обеспечивает неожиданные социальные ситуации, укрепляющие совместную деятельность, – все это является основой дружбы. Проявление агрессивного поведения усиливается в возрасте от двух до четырех лет, но после этого вновь снижается. Правила и социальные роли становятся чрезвычайно важными, а половые различия в социальной деятельности становятся более очевидными. По мере приближения школьного возраста увеличивается и прочность дружбы: у девочек развиваются более крепкие взаимоотношения лишь с некоторыми детьми, в то время как у мальчиков привязанность рассредоточивается на большее количество подростков.
В возрасте от 5 до 12 лет обретение друзей – социальный навык, который будет им необходим на протяжении всей жизни, – является одной из наиболее важных задач среднего подросткового возраста. По своему развитию дети школьного возраста готовы к установлению более сложных взаимоотношений. Их способность к обсуждению своих чувств и идей возрастает, они могут лучше понимать концепцию времени как прошлого, настоящего и будущего. На этом этапе они уже не так привязаны к семье и не так сосредоточены только на самом себе, а начинают обращаться к сверстникам в поисках дружеского общения, проводить с друзьями больше времени, чем в дошкольные годы. Они делятся друг с другом приятными воспоминаниями и разочарованиями детства.
Друзья играют различную роль в жизни ребенка – они являются товарищами, приятелями и союзниками, с которыми ребенок делится своими чувствами и спрашивает совета; друзья обеспечивают ему устойчивое состояние и поддержку в трудных ситуациях. Они обеспечивают ребенку обратную связь, благодаря которой он может определить, оценить и вынести решение внутри себя, отвечая на придирчивый и важный вопрос: «Как обстоят мои дела?» В процессе общения дети проходят стадии, при которых в их дружбе сначала появляются общие занятия и проявляется сходство в мировоззрении, а следующая стадия характеризуется разделением ценностей и правил; в конечном счете, по мере приближения половой зрелости, они фокусируют внимание на понимании окружающих, самораскрытии, совместных интересах и более прочных эмоциональных связях.

Обретение друзей – одна из наиболее важных задач среднего подросткового возраста; этот социальный навык будет им необходим на протяжении всей жизни.

Но при этом подростки все же различаются по степени развития социальных навыков. Некоторые из них нуждаются в друзьях больше остальных. В то время как некоторые дети вполне довольны тем, что могут проводить большую часть времени наедине с собой, с членами семьи либо же с единственным лучшим другом, другим детям требуется более широкий круг общения, поэтому они создают и сохраняют дружеские отношения со многими детьми. В среднем у подростка школьного возраста имеется около пяти близких друзей. Тем не менее предпочтения и потребности ребенка могут меняться год от года и даже месяц от месяца. В большинстве случаев нет причин для беспокойства, если ребенок решит ограничить число своих друзей, за исключением тех случаев, когда это сопровождается подавленным состоянием либо неприятием со стороны одноклассников.
Дети также дружат с братьями и сестрами, в особенности в больших и сплоченных семьях, либо тогда, когда семья оказывается изолированной от других детей и семей. Такая дружба с братьями и сестрами может заменить друзей вне семьи и удовлетворить потребность в их существовании.
На более позднем этапе среднего подросткового возраста очевидным становится влияние сверстников. Дружба часто превращается в обособленные формирования, в которых дети оказывают сильно влияние друг на друга. В большинстве школ существуют различные группировки, в каждой из которых присутствует иерархия ее членов. Притяжение подростков к определенным друзьям может основываться на чем угодно: на индивидуальных особенностях, на внешкольных интересах, спортивных достижениях либо внешних данных. В предподростковом возрасте дети в обособленных группировках могут чувствовать себя в безопасности друг с другом, создавая свойственную их группе индивидуальность при помощи одинаковой формы одежды, поведения или манеры говорить, возможно, придумывая тайное рукопожатие и ощущая себя частью этого сообщества в отличие от посторонних наблюдателей. Эти подростки зачастую испытывают сильное давление со стороны группы, заставляющее их одеваться и разговаривать в определенной манере, слушать определенную музыку и носить определенную прическу. Часто такое давление со стороны сверстников начинается с целью противостояния (а в некоторых случаях и конфликта) родителям и их ценностям.
Дети в предподростковом возрасте весьма субъективны, склонны навешивать ярлыки на окружающих, но в то же время их очень волнует мнение друзей о них самих. Если один из сверстников хотя бы немного отличается от них, они могут высказать следующее умозаключение: «Он ужасный; я его просто ненавижу».
В начальной школе друзья практически всегда одного пола с самим ребенком, но в более поздние годы среднего подросткового возраста девочки и мальчики начинают вместе проводить время. Девочки могут сплетничать с подругами – а мальчики с друзьями – о том, кто им нравится и кого они считают симпатичным; но, несмотря на то, что дети могут говорить о «совместных прогулках», в этом возрасте еще не происходит настоящих свиданий. На каком-то этапе подросткового возраста они уже четко начнут разбиваться на пары.

Выбор друзей

При выборе ребенком детей, с которыми он будет дружить, определенную роль играет ряд факторов. Результаты некоторых исследований доказывают, что друзья, которых выбирает подросток, разделяют его интересы и/или обладают особенностями, которыми ему хотелось бы обладать. Таким образом, по мере того как предпочтения и цели ребенка меняются – а это неизбежно при взрослении, – он заводит новых друзей для удовлетворения появляющихся у него нужд и желаний и соответствия его собственной самооценке.
Также дети выбирают себе друзей с похожим темпераментом и моделями игры. Застенчивые подростки больше тянутся к подобным им детям; шумные и крикливые дети обычно выбирают себе таких же друзей. Помимо этого подростки, проявляющие интерес к одинакового рода занятиям и хобби, также сближаются друг с другом.
В ранние годы вашего подростка вы как родитель часто будете устраивать ему возможности проводить время с партнерами по детским играм, которых вы ему выбираете. Но по прошествии времени он все чаще будет выбирать друзей себе сам, а вам необходимо будет знать, с кем он проводит время, активно контролируя (если не надзирая) ребенка.
По мере того как подросток будет выбирать себе друзей, частью игры может стать определенное количество факторов. Если он чувствует уверенность в себе и если его любят и уважают в семье, более вероятно, что он выберет для себя хороших друзей. Если вы с мужем (женой) уважительно относитесь друг к другу, если у ребенка заботливое отношение к братьям и сестрам, это означает, что у него была возможность увидеть и ощутить на себе положительные примеры взаимоотношений людей, и он перенесет пережитые им эмоции в собственные дружеские отношения, включая друзей, которых он выбирает. С другой стороны, если эти семейные примеры не были столь положительными и способствующими формированию уверенности в себе, ребенок будет склонен к поиску сверстников, у которых имеются подобные сложности.
Уделите время тому, чтобы помочь вашему ребенку понять, почему он выбирает именно таких друзей. Это возможность обсудить его собственные ценности, чувства и формы поведения.
Хорошая дружба – та, в которой оба ребенка равны. Никто из них не должен доминировать либо принимать все решения о том, чем они будут заниматься. Они должны принимать совместное участие и стараться доставить друг другу радость. Они также должны уметь самостоятельно решать проблемы: если один из мальчиков хочет поиграть игрушкой, которая принадлежит его другу, они, вероятно, договорятся о графике игры, чтобы у каждого из них была возможность поиграть с этой игрушкой. Дибо же они могут придумать другие занятия, которые будут выполнять вместе.
Для создания и укрепления крепких дружеских отношений необходимы языковые навыки. В среднем подростковом возрасте друзья учатся ясно выражать друг другу свои мысли, делиться секретами, историями, чувствами и шутками. У детей с языковыми трудностями зачастую возникают проблемы с обретением друзей, поскольку они часто используют неподходящие слова и упускают едва уловимый смысл и намеки своих сверстников – вербальные и невербальные.

Читайте также:  Консультация для родителей развитие связной речи ребенка

Лучший друг вашего ребенка

В среднем детском возрасте некоторые подростки концентрируют свою социальную активность только на одном лучшем друге или подруге. В таких отношениях ребенок, как правило, подбирает себе какого-то полностью схожего с ним самим друга, который сможет удовлетворить его потребность в дружеском общении, получении одобрения и чувстве защищенности.

Такая дружба может оказаться прекрасной, и кажется, что она будет продолжаться вечно – в некоторых случаях так и происходит. Даже несмотря на то, что родители иногда волнуются, что дружба с единственным другом может оказаться ограничивающей и подавляющей и что их ребенок вкладывает слишком много в эти взаимоотношения, большинство специалистов опровергают это мнение. Если два таких товарища положительно влияют друг на друга и не отгораживаются от познаний многих вещей, то единственный друг, с которым можно поделиться своими переживаниями, мыслями и чувствами, зачастую может доставить больше удовлетворения, чем время, проведенное в большой группе сверстников.

Как бороться с отрицательным влиянием сверстников

Что делать, если ваш ребенок хочет играть с соседом – нарушителем порядка? Что делать, если он начнет проводить время с подростком, который обманывает, портит имущество или задирает других детей? Что делать, если у ребенка появятся ценности или отношения, которые вам не нравятся? Что, если он начнет перенимать формы поведения, вызывающие беспокойство?
Попытки справиться с негативным влиянием сверстников – настоящее испытание, но существуют способы разрешения этой проблемы. Некоторые родители могут потребовать, чтобы их ребенок перестал проводить время с плохо влияющими на них подростками, но это может оказаться не лучшей методикой. Обычно дети упорно защищают такого друга и могут давать правдивое объяснение его ошибкам или недостаткам,, Они могут игнорировать своих родителей, всеми способами пытаясь найти возможность увидеться с другом. И если они все же соблюдают требования родителей, могут возникнуть другие проблемы, поскольку при этом оказываются затронутыми собственное мнение и способность принимать разумные решения самостоятельно.

В большинстве случаев лучшей стратегией является укрепление дружбы с теми детьми, поведение и ценности которых заслуживают вашего одобрения. Предложите ребенку пригласить таких друзей домой, чтобы дети могли вместе поиграть. Организуйте занятия, которые будут иметь определенную структуру, доставлять взаимное удовольствие и иметь ограничение по времени – игра в боулинг, езда на велосипедах либо просмотр спортивных матчей. Помимо этого организуйте летние мероприятия (оздоровительный лагерь, поездки за город по выходным), которые помогут сплотить интересы детей.
В то же время не стесняйтесь выражать свое недовольство по поводу менее желательных друзей. Когда вы объясняете, почему вам хотелось бы, чтобы ребенок не проводил время с ними, говорите спокойно и рассудительно, фокусируя внимание на негативных сторонах поведения, а не обобщая или критикуя их. Посвятите ребенка в последствия, которые его ожидают, если он будет продолжать перенимать неприемлемое поведение, которое вы отметили у этих детей, но в то же время не прибегайте к строгому запрещению играть с этими детьми. Такой подход научит вашего ребенка думать более логично и отвечать за последствия своих действий, а вы покажите ему, что доверяете его постоянно улучшающемуся умению принимать правильные решения.

Источник