Влияние доу на развитие особенностей ребенка
ЮЛИЯ КАГИРОВА
Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста
Основоположники отечественной психологии А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец в своих трудах говорили о том, что деятельность в своём развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Обобщённый опыт деятельности, формирующий образ мира ребенка, не только определяет ориентировку в условиях достижения цели конкретного действия при той или иной деятельности, но и обогащает последующее содержание. «Развитие ребёнка – как многоэтажное здание, в котором не могут быть прочными надстроенные этажи без фундамента, а пропуски этажей грозят обвалом всего здания» – говорил А. В. Запорожец, обращая внимание в своих трудах на необходимость обеспечения преемственности психического развития детей, происходящего при их деятельности. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем – то заняться ведёт к деривации личности, ограничению её возможностей.
Проведенные в 70-х годах 20 века научные исследования С. Л. Новоселовой показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо-предметной среде.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ были заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.). Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей и определяет следующие принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
Для самых маленьких детей (2—4 лет) предусмотрены живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).
Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, но вместе с тем, каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая,друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.
Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Важно разместить в интерьере простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах.
7. Принцип открытости — закрытости.Этот принцип представлен в нескольких аспектах:
• Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.
• Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
• Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
• Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Согласно ФГОС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса,обеспечивает возможности:
– построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
– организации разнообразной игровой деятельности;
– выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
– освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
– и другое.
Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности.Это предполагает решение следующих задач:
1. Обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования.
2. Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности
Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребёнка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств и элементов, многообразием материалов. Особое значение мы уделяем использованию в среде значков, моделей, символов, схем, планов.
Групповые помещения в МАДОУ «ДС № 473 г. Челябинска» являются местом организации различных видов детской деятельности совместно со взрослыми, самостоятельной деятельности детей, а так же участия родителей в реализации образовательной программы ДОУ.
В групповых комнатах находится детская удобная мебель, игрушки и шкафы для игрушек, многоярусное игровое оборудование, мольберты для рисования, диван, на котором и около которого на ковре располагаются дети, чтобы пообщаться со взрослым или со сверстниками.
Групповое помещение предусматривает смену обстановки, объектов среды в деятельности детей в связи с возрастными периодами развития.
Развивающая среда в каждой возрастнойгруппе детского сада имеет отличительные признаки:
– для детей третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
– в группе детей четвёртого года жизни – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
– в старшей группе – это разнообразные игры, формирующие предпосылки учебой деятельности, развивающие восприятие, память, внимание.
Всёпространство группы разделено на центры:
Центр сюжетно – ролевой игры. Игровая среда является гибкой и содержит модули, костюмы, предметы – заместители для самостоятельной деятельности детей. Имеет как стационарное, так и мобильное оборудование.
Центр природы и экспериментирования.
Центр строительства.
В центрах художественного творчества расположены стеллажи, на которых размещены предметы декоративно – прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в разных жанрах. В этом центре дети осуществляют свою проектную, оформительскую деятельность, результаты которой используются в игровой деятельности, в оформлении группового пространства и пространства детского сада.
Центр литературы. Библиотека наполнена не только традиционным содержанием (книгами, но и современными мультимедийными средствами, на которых собрана как художественная литература, так и познавательная информация. В групповых помещениях имеется оборудование, для использования этих средств образования.
Центр музыки и театра. Оборудован местом, где дети могут выкладывать на фланелеграфе сценки из жизни героев полюбившихся сказок, устраивать режиссёрские игры. Дети свободно могут музицировать, осваивать основы ритма и нотной грамоты. Есть музыкальный центр, фонотека.
Физкультурный центр. Может располагаться в различных местах группового пространства и содержать как стационарное, так и передвижное оборудование, которое используется детьми во время разных видов самостоятельной деятельности.
Центр социализации наполнен в соответствие с задачами образовательной области «социализация» и предполагает как постоянные, так и сменные выставки в соответствии с содержанием образовательной деятельности и возрастными особенностями детей. Оборудование центра может располагаться как в одном определённом месте, так и быть представлено во всём пространстве группового помещения.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, планировать совместную и самостоятельную деятельность детей, а так же даёт возможность ребёнку побыть наедине с собой.
Музыкальный зал в нашем детском саду продолжает процесс формирования личности ребёнка, который может себя творчески выразить в танце, музицировании, в пении, в театральной роли. Помещение зала оформлено с большим вкусом. Помимо рояля зал содержит возможность использовать народные инструменты, музыкальный центр, мультимедийную установку. Зал оборудован небольшой сценой – подиумом по ширине торцовой стены зала и занавесом. Одна стена облицована зеркалами как в танц – классе. В зале предусмотрены световые эффекты. Убранство зала меняется по обстоятельствам.
Физкультурно – оздоровительный комплекс в нашем ДОУ включает физкультурный зал, спортивно – игровую площадку, систему оздоравливающих процедур, организованную в специальных помещениях. В каждой группе имеется спортивный центр, оборудование которого является как стационарным, так и мобильным и используется детьми и педагогами не только по прямому назначению, но и в различных видах детской деятельности. Все составляющие физкультурно – оздоровительного комплекса используются и как место для игры и как интересные познавательные пространства.
Сенсорная комната. Назначение её – отдых. Переключение внимания ребёнка со сложной деятельности на простую, более привычную организму и по – своему интересную.
Кабинет психолога – это своеобразная лаборатория. Развивающая среда в нём учитывает специфику работы ДОУ, особенности детей, посещающих детский сад, способствует гармонизации их психического здоровья. В свободное время в кабинете действует площадка – лаборатория «Лекотека», а так же дополнительная образовательная кружковая деятельность.
Кабинеты учителей – дефектологов и логопедов являются местом, где происходит тесное взаимодействие педагогов с воспитанниками, их родителями и педагогами, по коррекции и развитию всех составляющих компонентов личности ребёнка.
Развивающая среда нашего ДОУ обладает широким спектром функций:
Является носителем разнообразной информации об окружающем;
Влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;
Создаёт благоприятные условия для развития ребёнка в процессе его самостоятельной деятельности;
Способствует физическому развитию;
Обеспечивает разные виды активности ребёнка;
Обеспечивает индивидуальное раскрытие каждого ребёнка.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда:
• Инициирует познавательную и творческую активность детей;
• Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;
• Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;
• Безопасна и комфортна;
• Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;
• Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Источник
Вы все знаете, что первые годы малыша пролетают очень быстро. Казалось бы, еще вчера он плакал в пеленках, а сегодня уже пришло время подумать о дошкольном образовании. Няня, бабушка, альтернативные методы развития, детский сад? Какой вариант выбрать?
Конечно же, отдать ребенка на попечение посторонним людям решится не каждый. Ведь он такой домашний, стеснительный, несамостоятельный и родной… А женские форумы, рассказы подруг и поучения старшего поколения так и пестрят «страшилками» о детских муниципальных учреждениях. С другой стороны, иногда обстоятельства складываются таким образом, что детский сад является единственным приемлемым вариантом дошкольного развития малыша. Да и большинство детских психологов сходятся во мнении, что посещение такого рода заведения просто необходимо ребенку.
Влияние детского сада на ребенка
– Попадая в другую, незнакомую для себя среду, малыш получает новые навыки общения. Если дома он привык получать все по первому требованию и добиваться своего с помощью крика и истерик, то в новом коллективе он вынужден учиться приспосабливаться и учитывать мнение других людей.
– Происходит скачок в эмоциональном развитии ребенка. Если раньше он сопереживал героям сказом или мультфильмов, то сейчас начинается отрезок яркой жизни, наполненной различными событиями. В детском саду проводятся мероприятия, празднуются дни рождения малышей, организовываются походы в театры и музеи. Ребенок учится адекватно реагировать на происходящие события, получает ряд эмоций, которые затем систематизирует и оценивает.
– Четкий режим дня вырабатывается буквально за 2-3 недели. Малыш приучается ходить на прогулки, играть, заниматься и принимать пищу в четко установленное время. А правильное расписание дня является одним из факторов нормального психологического и эмоционального развития ребенка.
– В саду малыш получает свои первые задания, которые он если не обязан, то должен хотя бы попытаться выполнить. Например, застелить постель, сложить игрушки, убрать тарелку после приема пищи, самостоятельно обуться и т. д. Выполнение таких простых задач способствует формированию у ребенка чувств ответственности и самостоятельности.
– В новом коллективе происходит крушение эгоцентрических установок малыша. Если раньше он мог судить о происходящих вокруг него событиях только со своей точки зрения и отрицал любые другие, то в саду такая привычка может быть быстро скорректирована его сверстниками.
– В саду, в окружении других детей, малышу будет намного интересней пробовать новые для себя занятия: рисование, лепку, аппликацию, искусство оригами. Более того, в коллективе всегда присутствует соревновательный дух, и ребенок будет заинтересован выполнить определенное задание быстрее и лучше других.
– Ребенок усваивает новые правила поведения в коллективе. Он начинает понимать, что нельзя грубить взрослым, нужно учитывать мнение других, быть вежливым и обходительным и т. д.
Стоя перед неоднозначным выбором, отдавать ребенка в детский сад или нет, родители должны принимать во внимание целый ряд нюансов. Главное – создать нормальные условия для его быстрейшей адаптации в новом коллективе и обеспечить поддержку в этот нелегкий для крохи период.
Источник
ВЛИЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
О.Н. Вилон, инструктор по физической культуре отделения ДОД ГБОУ №246, г. Санкт-Петербург
Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Её несомненная ценность – в упрочнении связи с семьёй, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что, в свою очередь, работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
С начала существования советской власти, в нашей стране, провозгласившей политику общественного воспитания, в течение долгих лет скалывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании её преодолевать («Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать»). Между тем, педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они – профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания, а в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне считали, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма «живучие» способы и формы работы с семьёй с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали.
Однако, в дальнейшем, примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей: «школы матерей», «университеты педагогических знаний», «родительский всеобуч» и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: не советовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли; и выступали в роли судейской, а не партнёрской. Всё это отталкивало родителей, а итог был один: детский сад и родители занимались воспитанием ребёнка, не взаимодействуя друг с другом.
Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста можно проследить в осуществлении педагогического принципа – единство воспитательных воздействий. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам: Раку, Лебедю и Щуке -, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других серах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учётом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействия заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой: по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьёй, опираться на неё при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Проверенное средство связи ДОУ с семьёй – нетрадиционные взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Педагогически правильное ведение этих мероприятий позволяет эффективно координировать усилия родителей и воспитателей. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей не иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда педагоги не соглашаются с деятельностью семьи, или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.
Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других педагогов и т.п. Всё это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому педагогам надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.
Практическая реализация внедрения нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с родителями требует создания единой системы воспитания на занятиях. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретённые ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагоги следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.
Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, ДОУ, социальных институтов. Вот почему воспитатели, родители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребёнка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал: «Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте».
В настоящее время идёт перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Его целью признаётся не воспитание члена общества, а его эмоциональное благополучие. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на следующих принципах:
- преемственность семейного и общественно-государственного воспитания и образования на этапе раннего возраста;
- формирование компетентного родительства как института наставничества, тьюторства для своих детей;
- нормативное закрепление преемственности через технологию «Портфолио семьи»;
- переход на новые формы взаимодействия с семьёй с чётко обозначенными критериями и результатами;
- создание системы мониторинга родительских ожиданий от УО (районных моделей спроса и предложений);
- использование профессиональных PR технологий имиджирования учреждений и специалистов (информационное пространство районов, учреждений).
В связи с эти встают и новые задачи методической службы в повышении родительской компетентности:
- разработать новые критерии результативности мероприятий с участием семьи в ОУ;
- создать механизм информирования родителей о прохождении районных и городских конкурсов среди воспитателей и специалистов;
- провести анализ спроса и удовлетворенности предложениями со стороны семей с детьми раннего возраста и создать информационный банк активных родителей;
- пути интегрирования воспитательного пространства ОУ и семьи;
- переход на новые формы взаимодействия с семьёй с чётко обозначенными критериями и результатами;
- создание системы мониторинга родительских ожиданий от ОУ;
- использование профессиональных PR технологий имиджирования учреждений и специалистов (информационное пространство районов, учреждений).
Список литературы
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй как с гланым партнёром в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). Оренбург: Оренбургский ИПК, 2011. с. 47-52
- Доронова Т.Н. “Вместе с семьёй”. Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей/ Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2006. с. 60-68
- Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй на основе единой программы для родителей и воспитателей “Из детства в отрочество”/ Т.Н. Доронова – “Дошкольного воспитание” №7, 2009. с. 118-121
Источник