Влияние домашних животных в психологическое развитие ребенка

Влияние домашних животных в психологическое развитие ребенка thumbnail

От автора: Наличие в доме животных дисциплинирует. В общении с ними ваше чадо быстрее и лучше усваивает, что все живое требует питания и ухода, возможно, ему придется перестроить свой распорядок дня в соответствии с нуждами своего любимца. В результате у ребенка формируется чувство ответственности, не только за себя но и за близкого четвероногого друга.

Version:1.0 StartHTML:0000000168 EndHTML:0000024673 StartFragment:0000000485 EndFragment:0000024656

Взрослые и дети разными глазами смотрят на домашних животных. Для малышей это прежде всего лучший друг, который постоянно вызывает восторг и возгласы восхищения. Крохи воспринимают котиков и собачек совсем по-другому, они тянутся к живым существам, пытаются их погладить, пощупать, рассмотреть. И именно домашние животные играют огромную роль в воспитании ребенка. Благодаря общению с домашними животными малыши учатся любить, заботиться, развиваться, познавать, открывать для себя много нового. Ребенок знает, что живое существо нужно кормить и всячески стремится это делать сам или помогать взрослым. Кроха гладит питомца и испытывает позитивные эмоции, учится проявлению ласки и нежности. В более старшем возрасте любимому пушистому комочку ребята доверяют свои тайны, делятся наболевшим, рассказывают о приятных моментах. А как порой весело просто догонять своего любимца, а потом убегать от него.
Домашние животные просто незаменимы в воспитании детей. И от того, как поведут себя родители — захотят завести зверюшку или нет — зависит очень многое. Ведь именно по отношению мам и пап к домашним животным дети судят, как им нужно вести себя с питомцами.

У добрых и нежных родителей, любящих и заботящихся о друзьях наших меньших, никогда не вырастет сухой и черствый ребенок.Влияние домашних животных на воспитание детей

Мало кто задумывается о том, что домашние животные могут помочь родителям в воспитании детей. А между тем домашний питомец может стать для ребенка самым первым, лучшим и преданным другом, всесторонне развивая способности ребенка. Домашние животные лучше всего чувствуют и понимают детей и дети, из-за этого, к ним очень привязываются.

Домашние животные помогают детям познавать мир, ведь для малыша животные – часть непознанного мира. Пообщавшись с домашним питомцем, ребенок захочет узнать о нем и о его мире побольше. Наблюдая ежедневно за питомцем, ребенок становится любознательным и наблюдательным. А если родители поручают ребенку уход за животным, то ребенок приучается к дисциплине, самостоятельности и ответственности.

                                                    Развитие ребенка

Доказано, что ребенок, с детства имеющий опыт общения с животными, во многом опережает своих ровесников в развитии. Также дети, проводя время с питомцем, гладя его и лаская, становятся заботливыми, добрыми и аккуратными. Однако родители должны сразу объяснить своим детям, что с животным непозволительна жестокость и проявление агрессии.

Влияние домашних животных в психологическое развитие ребенка

                                                Социальная адаптация

Домашние питомцы помогают ребенку чувствовать себя уверенно в коллективе и приобрести настоящих друзей, что избавит ребенка от застенчивости или смущения. Так, при прогулке с собакой ребенок может найти себе друзей среди ребят, гуляющих в том же парке или дворе. Причем, тема домашних животных может сдружить детей крепко и надолго.

                                           Интеллектуальное развитие

Испытывая тактильные ощущения при игре с животным, у ребенка развивается чувственное познание, благодаря чему он учится воспринимать различные предметы, изучать их форму, фактуру, запах. Также, наблюдая за своим питомцем, ребенок учится определять причинные связи, изучает привычки и повадки животного, что развивает логическое мышление.

                                            Этическое воспитание

Общение с домашним животным, ребенок испытывает первые трогательные переживания, радость, печаль, положительные эмоции. Практически все домашние питомцы — эстетически красивые существа, поэтому они развивают в ребенке вкус к прекрасному, возвышенному и правильному.

Наблюдая за своим питомцем, ребенок учится оценивать естественную красоту, к которой начинает испытывать бережное отношение и воспринимать ее с художественной точки зрения.

                                            Эмоциональное развитие

Животные приносят нам массу удовольствия, радости, и, глядя на них, невозможно не улыбаться — это дает ребенку заряд положительных эмоций, что немаловажно в нашем современном мире.

                                                  Физическое развитие

Как известно, игры с животным чаще всего активные. В процессе них у ребенка развивается координация движений и быстрая реакция.

Даже обычная прогулка ребенка с собакой положительно сказывается на физическом состоянии ребенка.

                                                           Лечение

Читайте также:  Игры на развитие мелкой моторики у годовалого ребенка

В мировой медицине активно используются методики лечения человека с помощью положительного воздействия животных,  просто избавлять человека от депрессии, что сокращает сроки лечения различных заболеваний и снижает риск осложнений. Например, собак чаще всего используют при лечении детей с умственной отсталостью, аутизме и другими психическими отклонениями и отставании в развитии. Лошади помогают при реабилитации людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в частности, детей с ДЦП.

Трудовое воспитание

В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.

                                       Воспитание гуманных чувств

Гуманность – это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.
Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

Нравственное

воспитание

Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает – положительных переживаний.
В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом, у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.

                                           Влияние домашних питомцев

                                                  на личность ребёнка

1. Животные оказывают психологическую помощь: компенсируют одиночество, снимают психо- эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных необходима детям, и особенно когда взрослым так не хватает времени и сил даже на общение с собственным ребенком.
2. Замкнутым, нерешительным детям они нередко заменяют друзей: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности, ведь они не отмахнутся, не высмеют и никому не расскажут. Кроме того, они могут помочь ребенку завести друзей и среди других детей.
3. Детям свойственна эгоцентричность. Это значит, что они не могут поставить себя на место другого человека, понять, что он чувствует. Наблюдая и общаясь с животными, которые просто не умеют скрывать свое состояние, детишки учатся сочувствовать, сопереживать, понимать окружающих, что, согласитесь, немаловажно.
4. Подвижные, гиперактивные дети, общаясь с собакой, реализуют избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло, сохраняет драгоценные нервные клетки и способствует улучшению ваших взаимоотношений.
5. Животные не умеют говорить, но они издают звуки, сигнализируют о своих потребностях и настроении позой, движениями, взглядом. Дети учатся понимать животных и людей без слов, кроме того, это помогает развитию фантазии, воображения.
6. Наличие в доме животных дисциплинирует. В общении с ними ваше чадо быстрее и лучше усваивает, что все живое требует питания и ухода, возможно, ему придется перестроить свой распорядок дня в соответствии с нуждами своего любимца. В результате у ребенка формируется чувство ответственности, потребность и навыки заботы не только о себе, но и о других, что является самой лучшей прививкой от эгоизма (особенно если ваш малыш не осчастливлен присутствием братиков или сестричек).
7. Дети обычно не боятся собак, тянутся к ним, но если в результате какого-нибудь травмирующего случая (испуга, например) ваш ребенок испытывает страх перед собаками, можно порекомендовать завести щенка (маленького, пушистого, который вызывает только положительные эмоции). Общаясь с ним, играя, наблюдая за его ростом, ребенок постепенно преодолевает свой страх и по отношению к другим животным, что в свою очередь поможет ему обрести уверенность в себе, повысит его самооценку.
8. Животные способны формировать некоторые черты личности. Так, например, в исследованиях психологов было выявлено, что дети, имеющие дома кошку (и мальчики, и девочки), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью. Те, у кого есть собаки, аккуратны, собранные, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству. Это обусловлено особенностями поведения этих животных. Вполне естественно, что такая особенность собаки, как потребность в руководящей роли человека, готовность подчиняться, способность к дрессировке и формирует у ребенка такие качества, как ответственность, склонность к лидерству, а необходимость несколько раз в день выводить своего друга на прогулку – дисциплинированность.

Читайте также:  Авторитет родителей и его влияние на развитие ребенка

9. Играя со своим питомцем, малыш учится занимать себя самостоятельно без участия родителей, ребенок не капризничает и не становится избалованным. Зачастую игра с животным может отвлечь ребенка от какой-либо обиды, полученной при общении со сверстником. В этом случае домашний питомец выполняет роль своеобразного психотерапевта, помогающий снять стресс и даже наладить семейные отношения. Влияние домашних животных в психологическое развитие ребенка

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Собаки и дети
Те, у кого уже есть опыт общения с собакой, кошкой или другой живностью, вряд ли будут задаваться вопросом о совместимости детей и зверей. Наша статья предназначена в первую очередь для тех, кто только размышляет над этой проблемой и никак не может решиться: заводить или не заводить питомца, и если да, то когда и какого именно.

Прежде чем обсуждать влияние того или иного животного на развитие малыша, мне бы хотелось остановиться на главном:

1. Покупать щенка, котенка или попугайчика следует только при согласии ВСЕХ членов семьи. При этом нужно заранее решить вопрос – кто возьмет на себя уход и воспитание питомца (рассчитывать на клятвы детей не советую, даже если речь идет о подростке).

2. Трезво взвесьте габариты квартиры и возможности выгуливания. Если взрослых целыми днями нет дома, собаке лучше предпочесть кошку, попугая или хомячка. Не стоит покупать собаку крупной породы в однокомнатную квартиру: в щенячьем возрасте будут большие проблемы с «лужами» и «кучками», во взрослом состоянии – с жизненным пространством.

3. Оцените свои финансовые возможности: кроме самой покупки животного или птицы, вам придется ежедневно обеспечивать его кормом, игрушками, предметами ухода, ветеринарными услугами. При этом учитывайте среднюю продолжительность жизни выбранного вами вида: хомяки в среднем живут 2-4 года, кошки – 15-16 лет, собаки – 10-16 (в зависимости от породы). Если речь идет о собаке, добавьте в список будущих хлопот и расходов съеденные туфли, жеваную мебель, провода, тапочки и детские игрушки.

4. Если отпуск вы проводите в разъездах, заранее решите, где и с кем будет в это время ваш питомец (сможете ли вы брать его с собой, оставлять в гостинице для животных или у друзей).

5. Важный вопрос – планируете ли вы в дальнейшем рождение детей: некоторые породы кошек и собак склонны к ревности, и в этом случае их лучше не выбирать (сиамская кошка и другие ориентальные породы, некоторые собаки мелких пород).

Не советую приобретать новое животное до 3-летнего возраста ребенка:
– хомяк успеет умереть, пока ребенок дорастет до того, чтобы оценить его наличие;
– любое животное может стать источником инфекции, а у малышей иммунитет только формируется;
– маленький ребенок не может контролировать свою силу и может покалечить зверюшку или получить сдачу, что особенно опасно с учетом близости лица малыша к собаке или кошке;
– вам придется неусыпно следить, чтобы корм для животных, кошачий хвост, собачье ухо или красивое перышко попугая не попали ребенку в рот;
– большую часть своих первых 3-х лет жизни дети проводят на полу, и чтобы соблюсти правила гигиены, Вам придется не реже 1 раза в день пылесосить и мыть полы.

Если вы решите приобрести кошку или собаку, учитывайте, что они тоже требуют много внимания и терпения на первом году жизни, не говоря уже о том, что собаку еще и дрессировать необходимо. Так как в большинстве случаев звери, как и дети, – мамина забота, трезво рассчитайте свои силы и возможности.

Свою первую собаку я завела, когда детям было 2 и 4 года, и очень жалею, что поторопилась. Муж ничего не понимал в собаках, а у меня просто не хватало времени для серьезных занятий, к тому же я тоже работала. К счастью, мы завели немецкую овчарку – породу, которая отличается умом, сообразительностью и способностью к самообучению. Но получить в итоге ту собаку, о которой я мечтала, мне все равно не удалось.

Кто-то подумает: «При чем тут психологическое развитие детей?» А объясняется все просто. Представьте ситуацию: вы завели собаку, но кто-то в семье против, и ребенок регулярно наблюдает, как щенка пинают, орут на него, как члены семьи скандалят из-за его присутствия в доме. Или другой вариант: вы взяли котенка, который лазает по шторам, разбил любимую вазу, и вы, в лучшем случае, отдаете его в другие руки, а в худшем – выкидываете на улицу. Последствия для детской психики будут крайне негативными.

Итак, вернемся к теме нашей статьи. Любое домашнее животное, независимо от вида, размера и пола, играет очень большую роль в становлении личности ребенка, его психическом и даже физическом развитии. Уже давно замечено, что люди, содержащие животных, меньше болеют и более устойчивы к стрессам. Объяснить некоторые явления с научной точки зрения мы пока не можем, но очевидный факт, что большинство кошек лечат своих хозяев, а собаки нередко забирают болезнь хозяина на себя. Те, у кого есть знакомые «собачники», знают, что это всегда общительные и отзывчивые люди с оптимистичным взглядом на жизнь (речь идет о тех, кто действительно любит собак, а не о тех, кто заводит крупную собаку, чаще бойцовой породы, чтобы таким образом нейтрализовать свой комплекс неполноценности).

Читайте также:  Правильное развитие молочных желез у ребенка

Питомец в доме может помочь родителям воспитать в ребенке такие качества, как ответственность, аккуратность, сострадание, умение рассчитывать свои силы и уважать чужое пространство. Если мы склонны многое прощать детям, собака и кошка никогда не будут терпеть хамское отношение к себе.

Животные помогут вашему малышу приобрести навыки самостоятельности, научат самостоятельно играть. По сути, они играют роль домашних психотерапевтов, которым дети рассказывают все свои проблемы и горести без риска нарваться на непонимание или ругань. Для ребенка очень много значит безоценочное принятие их личности, и кошка или собака идеально подходят для этой цели.

Во всем мире бурно развиваются методики терапии с использованием благоприятного воздействия животных на человека. За рубежом при детских больницах вводятся штатные должности для собак. Опыт показывает, что это позволяет существенно сократить сроки лечения, уменьшить количество осложнений. Если в приюте для престарелых есть кошка, пожилые люди дольше живут, меньше склонны к развитию неврологических и психических отклонений.

Собак все чаще используют в лечении детей с психическими отклонениями: при умственной отсталости, аутизме и других, а лошади – великолепное средство реабилитации для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе для детей с ДЦП. В Израиле широко распространены психотерапевтические консультации, также практикующие иппотерапию (лечение лошадью). Методика дает очень хорошие результаты при лечении детей с гиперактивностью, неврозами, дефицитом внимания, при проблемах в обучении, неуверенности ребенка в себе и своих силах. Во время верховой езды происходит интенсивная тренировка всех групп мышц, развивается координация движений, чувство равновесия. Что же касается самооценки – как она может не расти, если тебя слушается такое большое, умное и сильное животное, как лошадь!

Присутствие дома любой живности делает нас и наших детей добрее, отзывчивее, общительнее, но в то же время каждый вид или порода обладает набором типичных черт, определяющих ее предпочтительность в том или ином случае. Сиамская кошка и схожие с ней породы не очень подходят для детей, так как могут быть агрессивны при нарушении их жизненного пространства и неаккуратном обращении. Персидские кошки обычно очень независимы и не склонны к играм. Хорошим характером обладают британская и шотландская (вислоухая) порода, очень ласковы сфинксы, но идеальным партнером для игр может стать обычный котенок «дворянского» происхождения, в котором сочетаются лучшие качества всех пород. Естественно, при этом следует учитывать и индивидуальность каждого конкретного котенка, условия, в которых он провел первые месяцы своей жизни.

Среди собак для детей подходят пудели, карликовая такса (рыжие добрее черно-подпалых, а длинношерстные ласковее короткошерстных), мопс, йоркширский терьер и, конечно же, дворняжка. Собаки крупных пород хорошо относятся к детям, легче дрессируются, но в этом случае практически весь уход ляжет только на ваши плечи, к тому же они плохой компаньон для игр ребенка дошкольного возраста просто в силу своих габаритов. Овчарки, стаффордширы, боксеры, ньюфаундленд и сенбернар скорее будут играть роль няньки и телохранителя, чем друга. Очень не советую покупать ребенку той-терьера, карликового пинчера или чихуа-хуа: эти собаки очень нежные, часто нервные и больше подходят в качестве «заменителя» ребенка для престарелых людей или одиноких женщин.

Попугая не следует заводить, если у Вас есть дети младше 4-5 лет: они могут больно клеваться, с ними не поиграешь, попугаи и другие птицы обычно сильно мусорят, и придется постоянно следить, чтобы ребенок не тащил это в рот.

Наблюдение за рыбками успокаивает нервную систему, но даже десятилетний ребенок не справится с уходом за аквариумом самостоятельно, тем более, что в большинстве случаев рыбки быстро надоедают детям, впрочем, как и черепашки.

Если у вас нет возможности завести кошку или собаку, лучшим компаньоном для ребенка станет крыса – они умны, быстро привыкают к хозяину и с удовольствием повсюду их сопровождают, к тому же их можно дрессировать, и живут они дольше хомячков.

Конечно, животные приносят с собой, кроме радости, много хлопот, но лично я не представляю себе дом без них, так же как без детского смеха. Сейчас у нас живут две собаки (немецкая овчарка и такса), кошка, рыбки, жил хомячок (умер от старости, а нового не заводим, чтобы не нервировать кошку), пару раз в год нас осчастливливают рождением котят или щенят. Конечно, это очень беспокойное хозяйство, но счастливые лица детей при рождении очередных малышей, их звонкий смех во время буйных игр с собаками, ласковое мурлыканье кошки на коленях воздают мне сторицей. Но самое главное – мои дети никогда и никому не сделают больно, и научили их этому в первую очередь наши звери.

Источник