Влияние дизартрии на развитие ребенка

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.
Общие сведения
Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.
Дизартрия у детей
Причины
Патогенез
Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.
Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.
Классификация
Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:
- Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
- Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
- Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
- Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
- Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.
По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:
- анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
- дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
- стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.
Симптомы дизартрии у детей
Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.
При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.
При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).
Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.
Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).
Осложнения
Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.
Диагностика
Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:
- Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
- Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
- Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
- Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
- Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.
При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.
Лечение дизартрии у детей
Терапия и реабилитация
Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.
Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.
Логопедическая коррекция
Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:
- Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
- Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
- Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
- Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.
Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.
Прогноз и профилактика
Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.
Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.
Источник
28 ноября, 2016
Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Чтобы справиться с ними, родители отводят его к логопеду или невропатологу. Если у ребенка обнаружилось какое-либо отклонение, нужно немедленно отвести его к специалисту. Некоторые речевые дефекты связаны с проблемами в психическом развитии, но они составляют небольшую долю от общего количества дефектов. Большинство же малышей, испытывающих проблемы с речью, рождаются здоровыми и в физическом, и в психологическом плане. Одной из наиболее часто встречающихся проблем считается дизартрия. О том, как она проявляется ребенка, и как ее лечить.
Определение дизартрии
Чтобы начать изучать проблему, нужно знать ее определение. Дизартрией называется такой вид речевого нарушения, при котором у ребенка наблюдается неправильная артикуляция, сбивается ритм разговора, а сама речь (в тяжелых случаях) приобретает бессмысленный и эмоциональный характер. Окружающие (прежде всего, родители), перестают понимать ребенка. Причины дизартрии связаны с наследственностью и нарушениями во время внутриутробного развития плода:
- Токсикоз матери во время беременности;
- Резус-конфликт матери и ребенка;
- Осложнения во время родов;
- Асфиксия;
- Гипоксия;
- Недоношенность и т.д.
Помимо этого, отклонение развивается на фоне заболеваний, которые были перенесены ребенком уже после рождения:
- Желтуха;
- Гидроцефалит;
- Менингит и другие воспаления головного мозга;
- Отравление организма;
- Отек головного мозга;
- Травмы головы.
Когда родители начинают замечать, что у ребенка существуют проблемы с речью, они начинают искать причины во внешних заболеваниях и в себе, так как они считают, что не смогли защитить ребенка от этого. Но надо помнить, что данное заболевание может возникнуть и по независящим от них причинам. Если она появляется во время внутриутробного развития, ни один врач не сможет ее предугадать. Поэтому все, что требуется от родителей – это не затягивать с походом к врачу, когда болезнь обнаружится.
Виды дизартрии
Различают несколько степеней дизартрии:
- 1 степень (наиболее легкая форма). Родителям и окружающим, как правило, патология незаметна, и выявляется только на приеме у специалиста. Даже если родители что-то и заподозрят, они надеются, что эти временные недостатки речи вскоре пройдут. Во многих случаях так и происходит, однако если ситуация не улучшается, ребенка нужно показать специалисту.
- 2 степень. Речь ребенка понимают все, но речевые дефекты при этом сильно заметны.
- 3 степень. Речь ребенка понимают только родители и другие родственники, которые постоянно с ним общаются. Окружающие понимают ребенка с большим трудом.
- 4 степень. Речь ребенка непонятна или воспринимается с трудом близкими людьми.
3 и 4 степени довольно очевидны, чтобы с этой проблемой отвести ребенка к специалисту. А вот легкие формы дизартрии зачастую остаются без внимания родителей, особенно если по всем остальным показателям ребенок полностью здоров. Между тем, корректировать лучше на ранней стадии, так как в противном случае оно начнет прогрессировать.
Стертая дизартрия
Первая степень дизартрии носит также название стертой. Это определение было дано из-за симптомов, которые сопровождают легкую форму дизартрии. Проявляется это в том, что при непрерывном разговоре некоторые слоги и слова ребенок начинает пропускать, то есть «стирать» их. В то же время, единичные слова он произносит вполне отчетливо. Причиной стертой дизартрии служат небольшие очаги поражений головного мозга. Соответствующий диагноз ставится ребенку в возрасте около 5 лет, когда становится понятно, что речь ребенка «отстает» от речи сверстников. Другими симптомами стертой дизартрии являются неловкие движения и слабая мимика. Сильнее всего заболевание проявляется в нарушении мелкой моторики, когда ребенку трудно выполнять несложную работу: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
После воспаления мозга у ребенка может развиться другая форма дизартрии, которая носит название псевдобульбарной. Она проявляется в виде нарушений речевой моторики, сосательного рефлекса и глотания. Ребенок с этой формой дизартрии говорят медленно и тихо, испытывая наибольшие проблемы с произношением шипящих и сонорных звуков. При этом смысл речи и порядок слов не нарушаются.
Выявление дизартрии
Дизартрия с нормальным психофизическим развитием у ребенка проявляется в виде следующих симптомов:
- Невнятная, однотонная и неразборчивая речь;
- Повышенное слюноотделение;
- Расслабленность губ и языка;
- Искажение звуков;
- «Носовая» речь;
- Тихий голос.
Поскольку данные признаки очень похожи на другие речевые дефекты, диагностировать дизартрию нужно на специальном оборудовании. Первичную информацию можно получить от невропатолога, который проводит тесты, а также изучает историю беременности и дальнейшего развития детей. Более точные результаты становятся доступны после прохождения МРТ. Кроме того, врач может назначить электромиографию, нейросонографию и другие методы исследований. Помимо невропатолога, ребенка нужно обязательно показать специалисту.
Коррекция дизартрии
Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием должно быть комплексным. Когда нарушение достоверно установлено, специалист назначает прием лекарственных препаратов, физиопроцедуры и курс занятий с логопедом. Большое внимание уделяется самостоятельной работе родителей, так как восстановление нормальной речи требует постоянной тренировки. При легкой форме дизартрии и регулярных занятиях речь восстанавливается полностью в короткие сроки. При тяжелых формах полное выздоровление обычно невозможно, а лечебные мероприятия направлены на смягчение симптомов.
Дизартрией называется нарушение речи, которое сопровождается расстройством органов речевого аппарата и патологиями нервной системы, из-за чего речь становится нечленораздельной или невнятной. По статистике, дизартрия занимает второе место среди всех форм нарушения речи у детей. Во многих случаях появление дизартрии связано с детским церебральным параличом, инфекциями во время беременности матери ребенка, перенесенными заболеваниями в младенческом возрасте и т.д. Однако дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием тоже встречается довольно часто.
Для каждого возрастного периода существует определенная характеристика речевого развития ребенка. Если он начинает «отставать» от сверстников, родителям следует показать его специалисту. Диагностикой дизартрии у детей занимаются логопед и невролог. Степень неврологического обследования зависит от предполагаемого диагноза и может включать в себя МРТ головного мозга, электромиографию, электронейрографию и другие процедуры.
Логопед при дизартрии у детей проводит еще больший объем работы. Чтобы точно понять причину патологии, он оценивает речевые и неречевые нарушения. Изучение неречевых симптомов заключается в оценке строение артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния лицевой и речевой мускулатуры и дыхания.
Речевые симптомы, как следует из названия, оцениваются во время разговора ребенка. Для этого логопед предлагает маленькому пациенту произнести слова и фразы разной сложности и с разным темпом. Оценивается правильность произношения звуков, ритм и темп речи, ее разборчивость, синхронность артикуляции и дыхания, а также другие характеристики речевого развития. Дополнительно, если позволяет возраст ребенка, логопед оценивает письменную речь ребенка. Для этого он предлагает прочитать текст, списать текст с источника и записать его под диктовку.
Корректируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием посредством систематических упражнений. Наибольшую часть занятий составляют упражнения на развитие органов речевого аппарата и логопедический массаж. Также внимание уделяется дыхательной гимнастике, коррекции отдельных звуков и развитию речевых коммуникаций. Полезны для речевых центров головного мозга и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Детям предлагается пальчиковая гимнастика, лепка, аппликации и другая ручная работа.
Процесс коррекции при дизартрии довольно трудоемкий и требует от логопеда большого опыта работы и усидчивости. Важно начинать занятия с ребенком, подстраиваясь под текущий уровень развития речевых органов. Во время занятий следует добиваться полной чистоты «проблемных» звуков, и только после этого переходить на следующий этап обучения. Если же ребенок произносит звуки в целом правильно, но путает порядок слов или не понимает их смысл, проводится соответствующая работа для коррекции лексического и грамматического строя речи.
Положительные результаты коррекции при дизартрии могут быть достигнуты только при своевременно начатой работе. Большую роль в этом должны играть сами родители ребенка, которые обязаны регулярно посещать специалистов для выявления возможных патологий развития на ранних стадиях (причем это относится ко всем специалистам, а не только к логопеду).
Легкая форма дизартрии при вовремя начатом лечении устраняется очень быстро, и в первый класс такой ребенок идет со сверстниками на общих основаниях. Тяжелая форма дизартрии у детей требует участия не только логопеда, но и других специалистов – невролога, физиотерапевта, психолога и массажиста. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные группы в детских садах или школах. Скорее всего, полностью избавиться от дизартрии им не удастся, но при нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет доставлять им больших проблем в старшем возрасте.
Если у вас возникла потребность в консультации профессионального логопеда, мы с удовольствием Вам поможем, проведем диагностику, составим индивидуальную программу и дадим рекомендации по домашнему развитию и уходу за ребенком.
Обращайтесь.
Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Пулковская дом 2, корпус 1. (ст. метро Звездная)
Телефоны для записи:
т. +7(812) 642-05-13
т. +7(921) 744-18-52
Источник