Влияние дидактических игр на развитие ребенка в раннем возрасте
Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Маленький ребёнок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать её. Ребёнок в каждый период своего развития приобретает определённый «психологический багаж», который будет с ним всю жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребёнка, не следует торопить его «взрослеть», так как в данном случае малый не получит качественного и гармоничного развития.
Ведущий вид деятельности и основа личностного ребёнка до трёх лет – предметная игра. Поэтому с детьми этого возраста проводятся игры – занятия, на которых усвоение материала протекает в практическое деятельности, и незаметно для малышей.
Чем меньше ребёнок, тем большая помощь от взрослого ему требуется. Малыш не научиться удерживать и трясти погремушку, если взрослый не покажет ему образец действия с ней. Так начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками: стучат, бросают, передвигают, одевают…. В этот период ребёнок узнаёт отдельные свойства игрушки (шарик катится, можно надеть колечко на штатив пирамидки, у машинки крутятся колёсики…). Затем дети отражают в игре не только свойства, но и социальные назначения предметов (катают коляску, нагружают грузовичок кубиками…).
При правильной поддержки взрослых дети второго года жизни начинают от действий переходить к отражению смысловых связей между ними, формируются культурно – фиксированные действия. Самостоятельно кормит ложкой куклу, вытирает ей ручки полотенцем, укладывает её в постель, накрывает одеялом. Наша задача в этот период перенести жизненный опыт в игру, показать, как и во что играть.
К двум годам ребёнок может:
Находить нужный цвет по словесной инструкции при выборе из четырёх предложенных ему;
Дифференцировать однородные предметы на две группы по цвету, форме, величине;
Собирать трехместную матрёшку, пирамидку из пяти колец, коробки – вкладыши, доску Сегена из четырёх элементов…
На третьем году жизни познание мира познание мира предметов продолжается. Ребёнку важно помочь выделять в предметах те свойства, которые он сам может и не заметить.
К трём годам ребёнок может:
Расставлять от 3 до 5 картинок по порядку; знать, что было вначале, а что потом;
Находить пару к каждому предмету, объяснить, какая между ними связь;
Складывать по образцу постройки из конструктора;
Различать и правильно называть цвета основного спектра;
Понимать, какие предметы относятся к группе «мебель», «одежда», «игрушки», «продукты»;
Называть действия людей животных;
Самостоятельно составлять описание предмета.
Подбирать противоположные слова.
Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности ребёнка. С их помощью мы знакомим ребёнка с различными свойствами предметов, учим их выполнять задачи на подбор по сходству и различию. Действия с дидактической игрушкой свойственный этому периоду детства наглядно – действенный характер мышления, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение….
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику рук, вызывают желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.
Перечень игрушек, необходимых для ребёнка до трех лет:
Для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки…);
Для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
Для прокатывания;
Для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застёжками, липучками, шнуровками, молниями…);
Разной величины, формы, цвета – для сравнения предметов (матрешки, яйца, бочата, мозаика, палочки, геометрические формы);
Подбор сюжетно – образных игрушек для развития самостоятельной игры;
Игрушки – забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребёнок;
Музыкальные и заводные игрушки (игрушечное пианино, барабан, дудочка…);
Предметы – заместители (крышечки, палочки, колечки…);
Природный и бросовый материал (шишки, веточки, коробочки, бусины…);
Для развития движений (мячи, скакалки, клюшки…).
При организации игр необходимо помнить, что для малышей требуется показ взрослого и совместные действия родителей с ребёнком. С возрастом необходимо побуждать ребёнка действовать по слову взрослого и по воображению.
Источник
МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая Рыбка»
Статья на тему:
«Влияние дидактической игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории
Быстрых Е.В.
Нижний Новгород
2017г.
Аннотация. В данной статье рассмотрено, способна ли влиять дидактическая игра на познавательное развитие детей раннего возраста. Описаны уровни, стадии и компоненты познавательного развития.
Показано, что дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка, развивает его познавательные способности: учит сравнивать и классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира, способствует развитию речи. Рассмотрено значение дидактической игры для социально-нравственного развития дошкольника, так как через неё формируются и совершенствуются взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Кроме этого, выявлено, что дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт.
Ключевые слова: познавательное развитие, ранний возраст, познавательная активность, познавательная задача, дидактическая игра.
The effect of educational games on the cognitive development of children of early age
Fast E. V., student group WDO – 13,
Nizhny Novgorod state pedagogical
University. K. Minin
Abstract. In this article, are able to influence didactic game for cognitive development in young children. Describes the levels, stages and components of cognitive development.
It is shown that didactic game contributes to the accumulation of the experience of the child develops his cognitive abilities: learns to compare and classify things, Express their thoughts and draw conclusions, helps in learning the surrounding world, contributes to the development of speech. Discusses the importance of didactic games for social and moral development of the preschool child, because through it are formed and develop relationships between peers and adults. In addition, it was revealed that didactic games in a relaxed manner help children accumulate sensory experience.
Key words: cognitive development, infancy, cognitive activity, cognitive task, didactic game.
В настоящее время дошкольное образование, как и многие другие отрасли, интенсивно развивается в различных направлениях. Повышается интерес к развитию познавательных возможностей дошкольника, которые помогают сформировать целостную картину мира. При этом в процессе познавательного развития происходит приобщение дошкольника к накопленному человечеством опыту.
При анализе нормативных документов и различной литературы, можно сделать вывод, что несмотря на то, что изучением познавательного развития детей и познания в целом занимались многие учёные, начиная с древних (Сократ, Демокрит и др.), в современной науке нет однозначной трактовки этих понятий.
С точки зрения философии, психологии и педагогики «познание» – это процесс и деятельность субъекта в получении нового знания или информации об окружающем мире.
В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо считали, что познавательное развитие – это естественное стремление детей к познанию.
В психологии существует несколько теорий познавательного развития детей (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др.). Так, согласно Ж. Пиаже: «познавательное развитие есть процесс постепенного осознания человеком окружающей действительности, а приобретение знания как эволюционный процесс»[2,с.154]. Наиболее значимой является культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Он считал, что «познавательное развитие как ученичество, когда дети, пребывающие в положении учеников, продвигаются вперед в сотрудничестве с другими, более умелыми людьми»[3,с.107].
Познавательное развитие дошкольника, его феномен, заключается в том, что благодаря его познавательной активности происходит зарождение первичного образа мира, при этом процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого.
В своих исследованиях такие учёные, как А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, П.Г. Саморукова и др. выявили, что наиболее высокий уровень познавательного развития будет только тогда, если дети будут получать не разрозненные сведения, а систему знаний, которые отражают существенные связи и зависимости в различных областях действительности.
В связи со всем выше сказанным, можно сделать вывод, что: понятие «познавательное развитие детей дошкольного возраста» – это процесс развития ребёнка, когда, при участии взрослого, он способен раскрыть в себе многогранность познавательных возможностей и принять активное участие в познании окружающего мира, проявляя любопытство и любознательность.
Ранний возраст – это начальный и очень важный этап в воспитании подрастающего поколения, где интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира, при этом для них характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, когда дети больше действуют руками, нежели размышляют. Важно, чтобы ребёнок использовал разнообразные способы чувственного познания, так как при этом полнее становится его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее и разнообразнее становятся его представления о мире.
Важным моментом в развитии ребёнка данного возраста является развитие его сенсорной чувствительности.
Одним из уровней познавательного развития детей является познавательная активность, основой которой является познавательная деятельность, а источником – познавательная потребность, а процесс удовлетворения этой потребности – это поиск, выявление, открытие и усвоение неизвестного. Все стадии познавательного развития взаимосвязаны друг с другом и на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи, которые характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
– получение ребенком информации об окружающем мире (через решение сенсорных, познавательных и интеллектуальных задач) и формирование целостной картины мира;
– организацию исследовательской, проектной деятельности, организацию экспериментирования; формирование познавательной активности ребенка;
– формирование эмоционально-чувственного отношения ребенка к познанию окружающего мира.
Таким образом, в процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Исходя из задач, каждый педагог при подготовке образовательного процесса должен ориентироваться на познавательные возможности каждого дошкольника, и их реализацию в полном объёме. Взаимодействие с ребёнком нужно организовывать так, чтобы сформировать и (или) совершенствовать его познавательный интерес, познавательную самостоятельность и инициативность.
Как известно, основой познавательного развития является образовательная познавательная задача, которая предполагает наличие поисковых знаний, способов, умений и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Поэтому воспитателям важно с малых лет научить детей не просто усваивать информацию, а уметь её целенаправленно искать, для чего необходимо применять различные средства.
«Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения»[8, с.23] .
Главной особенностью дидактических игр является то, что это игры обучающие, которые несут в себе задачи обучающего характера. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия. Дидактическая игра помогает ему чему – либо научиться в доступной для него форме, что впоследствии приводит к «автодидиктизму»[3, с.67].
Важным свойством дидактических игр является то, что они способны обучать посредством активной, интересной для детей деятельности, но приобретённые знания воспринимаются детьми как «побочный продукт», так как для них главными являются игровые действия, решение игровой задачи и выигрыш.
«Дидактические игры способствуют развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как – будто не вносят ничего нового в знания детей, он они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях»[3, с.16].
Дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка, развивает его познавательные способности: учит сравнивать и классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира. Она является одним из лучших средств для корректировки и преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Немаловажную роль она играет и в развитии речи детей. В ходе игры можно пополнить и (или) активизировать словарь, сформировать правильное звукопроизношение, развить связную речь. Многие игры направлены на развитие фонематической стороны языка, они через игровое действие побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, причём повторение звуков не надоедает детям, так как им нравится сама игра и та роль, которая принадлежит ребёнку. И чем больше увлечён ребёнок, тем выше педагогический эффект, так как в момент наивысшего увлечения игрой ребёнок намного активнее произносит нужные звуки.
В дидактической игре происходит и социально-нравственное развитие дошкольника, так как через неё формируются и совершенствуются взаимоотношений между сверстниками и (или) взрослыми. Через игру познаётся чувство товарищества, у ребёнка формируется чувство справедливости, он учится уступать, когда это необходимо, помогать в беде и т.д.
Такая игра способствует и художественному воспитанию – «совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа»[5, с.75].
Дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт, уточняя знания о свойствах предметов, формировать знания о сходстве (различии) предметов, развивают глазомер, мелкую моторику и координацию движений. Кроме этого, они направлены на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания и памяти (произвольной и непроизвольной).
Итак, дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка, развивает его познавательные способности: учит сравнивать и классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира, способствует развитию речи. В дидактической игре происходит социально-нравственное развитие дошкольника, так как через неё формируются и совершенствуются взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт.
Подытоживая выше сказанное можно отметить: в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность, сообразительность. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость ребятам – в этом их развивающая роль.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития /пер. с англ. – М.: «Когито – Центр», 2000.
3. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Инфра-М, 2001.
4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982–1984.
5. Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. – Тбилиси: Гора, 2007.
6. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.
7. Гризик Т.И. “Познавательное развитие”. Учебное издание. Радуга: познавательное развитие детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011.
8. Кругликов В.Н. 1988. Дидактические игры. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Источник
Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Маленький ребёнок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать её. «Главное – расширить для ребёнка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних, подчёркивает В. Алямовский. Ведущий вид деятельности и основа личностного ребёнка до трёх лет – предметная игра. Поэтому с детьми этого возраста проводятся игры – занятия, на которых усвоение материала протекает в практическое деятельности, и незаметно для малышей. Дидактическая игра, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.
Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Во время проведения дидактических игр постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. п.). Дидактические игры имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному.
Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п. Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Источник