Влияние детской песни на развитие ребенка

Влияние детской песни на развитие ребенка thumbnail

           Влияние детских мелодий на развитие ребенка

«В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком.

Она так полно вошла в нашу жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая…»

                                                                                    Д.Д. Шостакович

Эти слова великого советского композитора как нельзя лучше отражают значение воспитания в человеке любви к музыке, умение ее воспринимать.

Чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем прочнее это искусство займет место в его душе.

После многочисленных исследований было доказано, что музыка способствует улучшению работы памяти. Под воздействием музыки улучшается зрительное восприятие. Психологи отмечают, что большая часть приобретенного в период раннего детства усваивается быстро и запоминается на долгие годы.

Огромную роль в развитии ребенка и его становлении как личности играют детские мелодии. Они несут в себе огромный воспитательный потенциал,

поэтому их можно использовать в педагогических целях, песня помогает запомнить новые для ребенка слова. Песни, которые слушают и поют наши дети, развивают в них определенное мировоззрение.

 Важно, чтобы оно было радостным, позитивным. Детские мелодии в полной мере осуществляют эти задачи, т.к. они всегда веселы и задорны. Даже если песня немного печальная, то она все равно несет в себе познавательную или ознакомительную задачу. Ребенок, словно губка, впитывает представление об окружающем мире, о добре, справедливости, дружбе. Он начинает понимать какое поведение похвально, а что нужно осудить.

Детские мелодии приучают к танцам, которые в свою очередь воздействуют на нервную систему ребенка. Пение детских песен влияет на формирование творческих и умственных способностей ребенка. Напевая детские песни, ребенок развивается эмоционально, психически и физически.

 В мозге ребенка активизируются многие процессы , такие как память и внимание.

Пение способствует адаптации ребенка в обществе, некоторые исследователи рассматривают пение как одну из форм дыхательных упражнений.

Дети охотнее выбирают музыку с простым мотивом, мелодия должна быть веселой, бойкой. Наряду с прекрасными детскими песнями из популярных советских мультфильмов , например: «Приключения Чебурашки»,

«Бременские музыканты», « Мама для мамонтенка» и т.д. можно и нужно использовать песни из зарубежных мультфильмов. Современные дети очень любят музыку из таких мультфильмов как «Король лев», «Холодное сердце» и т.д.

Детские песни имеют очень большую воспитательную силу. Ребенок учится выражать свое мнение, знакомится с окружающим миром, поэтому нужно очень внимательно следить за подбором материала. Песни должны быть простыми, добрыми и веселыми.(например, «Песня про хомячка» Абелян»)

Если песни будут такими, то малышу будет легко воспринимать знания об окружающей среде.

Нужно петь вместе с ребенком различные песенки, легкие для запоминания.

Например, «Песенку Винни-Пуха». Если дома есть система караоке, тогда под музыку родители могут петь вместе с детьми детские песенки. Если нет караоке, то можно петь под аудиодиск. Играйте с ребенком в музыкальные игры, например ,кружитесь в ритме вальса, играйте в «Ладушки-ладошки», пойте  «Каравай», «Мы едем, едем, едем» и т.д. Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня. Колыбельная – пора идти спать, «Антошка, готовь большую ложку»- пора обедать. Особенно это важно для маленького ребенка, который еще не умеет говорить.

 Музыка помогает справиться с проблемами дыхания, заикания. Если ребенок гиперактивный , то нужно почаще ставить для слушания спокойную музыку и нежные детские песни. Наоборот, веселые ,энергичные мелодии помогают справиться с чувством страха.

Важно помнить о том, что даже если ребенку очень нравится  музыка, не стоит допускать, чтобы музыка звучала в доме целый день, иначе из источника радости и умиротворения она быстро станет обыденностью и дети просто перестанут ее замечать.

В своей работе я столкнулась с такой проблемой – взрослые не знают известных детских песен, а если попросить детей спеть их любимую песню, то они поют песни из репертуара Кати Лель, Филиппа Киркорова, Стаса Михайлова. Это говорит о том, что дома им не включают детские песни, а они слушают то, что взрослые слушаю сами. И это далеко не лучший материал для детского восприятия. Еще хуже бывает тогда, когда некоторые музыкальные руководители  в угоду начальству и родителям инсценируют

песни Баскова или других современных певцов в исполнении детей.

Я считаю это недопустимым. Дело в том , что наши дети воспринимают лишь внешнюю оболочку и им не хватает знаний и опыта, чтобы отличить качественное о плохого и вот здесь как раз и начинается ответственность родителей за то, что слушают наши дети.

В наше время очень просто самому составить сборник детских песен для своего малыша. Нужно просто вспомнить какие песни вы любили сами.

На просторах интернета можно найти практически все, нужно только  сделать свой выбор, исходя из предпочтений вашего ребенка и в зависимости от того, какие качества вы хотите воспитать в вашем ребенке. Какие хотите привить ему привычки, какие чувства хотели бы взрастить в нем.

В этом году я проводила праздник «Моя семья» , где использовала много разных игр и заданий, которые дети выполняли вместе с родителями.

Все шло весело и задорно до тех пор, пока не наступило время очередного задания – каждая семья должна была узнать фонограмму известной детской песни и пропеть ее. Из двенадцати семей узнала песню только одна семья. Мне было очень грустно, но я сделала для себя вывод. Теперь я стараюсь чаще разучивать с детьми эти песни и включаю в совместные вечера досуга, которые очень любят и дети и родители. На таких совместных мероприятиях происходит сближение детей с родителями и мы, педагоги, открываем для себя родителей заново. Иной раз от скромного папы даже не ожидаешь такой бурной фантазии и веселья во время совместных игр и песен. На 23 февраля я проводила очередной вечер досуга и в конце, когда уже «Донесение» было доставлено в «Штаб», в конверте оказались детские рисунки для пап и слова песни «Идет солдат по городу» .По сценарию планировалось, что эту песню будут петь только те папы, которые входили в «Штаб», но все папы с радостью исполнили эту песню и с нетерпением ждали следующего мероприятия.

Читайте также:  Реабилитация ребенка с отклонениями в развитии

Очень важно, чтобы ребенок через песню развивался. У ребенка развивается память, музыкальный слух и музыкальный вкус, воображение, координация, внимание и т.д. Через игровую песенку, которая нравится ребенку, легче привить ребенку навыки опрятности, внушить ему какую-то важную мысль.

Таким образом, в игровой форме и без принуждения можно передать наследникам нашу культуру и наши традиции.

Нужно уделить время, чтобы создать свою фонотеку, включая песни, стихи, сказки, которые вы будете читать своему ребенку, но наши дети- это самое главное для всех родителей и они достойны такого индивидуального нашего внимания.

Использованные источники при создании данной статьи:

1.интернет ресурсы – статья Заболоцкой М.С  « Популярные детские     мелодии. Их роль в развитии детей»    

rastut-goda.ru›…detskie…ih-rol…razvitii-detej.html

2. интернет ресурсы – Советы музыкальных руководителей

    Макаровой Е.А. и Хадкевич Е.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Ласточка» ЯМР

ds 21- yar. edu .yar. ru

Источник

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста-это важная составляющая в воспитании ребёнка и его общем развитии. Необязательно ставить перед собой твёрдую цель, чтобы ваш кроха стал выдающимся музыкантом. Задача родителей-привить любовь малыша к музыке, показать многогранный мир прекрасных звуков, научить слушать и наслаждаться музыкой. А если вдруг вы заметите одаренность вашего карапуза и его заинтересованность в этой сфере, то необходимо развивать талант, который подарила сама природа.

музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на детей. Польза музыки

Психологи считают, что малыш, находящийся в утробе матери уже слышит звуки. Самые четкие и дорогие для него-это голос мамы и её сердцебиение. Еще до рождения карапуза можно начинать заниматься музыкальным развитием: петь песни и слушать правильную музыку.

Многие мамы, находясь в положении, могут заметить, что их малыши в животике могут по-разному реагировать на ту или иную мелодию: кто-то чувствует активное шевеление, кто-то наоборот чувствует, что кроха успокоился. Музыка до рождения способствует развитию различных эмоций. Специалисты отмечают, что дети, которым мамы включали преимущественно классические произведения, осваивают различные навыки значительно лучше.

Когда малыш появляется на свет, он положительно реагирует на знакомые звуки, чувствуя себя в безопасности. Рекомендуется включать малышам спокойную и негромкую музыку как можно чаще.

Некоторые родители ошибочно полагают, что музыкальное развитие детей не имеет никакой пользы для ребёнка. Однако, музыка является важным пунктом в воспитании детей дошкольного возраста. Она благоприятно влияет на психическое и физическое развитие малыша, на его речь, нервную систему.

Польза музыки:

  • Музыка оказывает положительное влияние на творческие способности малыша. Она помогает развивать фантазию и воображение. Сначала различные мелодии способны вызвать у крохи определённые эмоции, затем малыш может представлять себе образы, а после и изображать на бумаге свои личные ассоциации от прослушанной музыки.

  • Музыкальное развитие детей  не обходится без прослушивания классической музыки. Ее полезно слушать всем и в любом возрасте. Классика развивает эстетический вкус, музыкальный слух и чувство ритма.
  • Прослушивание звуков природы (шелест листьев, пение птиц, звук дождя и тому подобное) успокаивают и убаюкивают малыша.
  • Детям, с которыми занимались музыкальным развитием, легче изучать точные науки и иностранные языки.
  • Благодаря музыкальному развитию дети становятся более общительными и легче находят общий язык с другими людьми. Если ребенок учится играть на музыкальном инструменте, то такие занятия учат трудолюбию и терпению, воспитывается сила воли.
  • Музыка помогает привить любовь ребенка к доброму и прекрасному, расширяет кругозор и развивает интеллект.

Что и как слушать

Безусловно, музыка является одним из факторов, который влияет на эмоциональное состояние человека. Психика у малышей отличается особой нежностью, поэтому молодым родителям важно понимать, какую музыку включать для своего ребёнка.

Прослушиванию музыкальных композиций для детей младшего возраста рекомендуется отводить не более 1 часа в день. Это время можно разделить: например, в первой половине дня включать на полчаса веселые и бодрые песни, а вечером-полчаса спокойной музыки. Включайте музыку во время физических упражнений, или когда делаете зарядку.

Не следует ставить громкость на максимум, поберегите слуховой аппарат малыша. Дети хорошо реагируют на высокочастотный звук, поэтому старайтесь исключить музыку с низкочастотной мелодией.

Не давайте ребёнку наушники! Такой аксессуар негативно влияет на развитие слухового аппарата.

Не торопитесь знакомить своего карапуза с такими музыкальными направлениями, как рок и транс. Эти стили слишком тяжелые для утонченной психики малыша.

Сегодня в мире музыки огромное количество различных стилей, и не все из них подойдут маленькому слушателю. Рассмотрим основные направления, которые будут полезны для прослушивания с детьми младшего возраста и его музыкального развития.

  1. Классическая музыка остаётся самой полезной и важной не только для детского прослушивания, но и для взрослых. Включайте классику, как можно чаще. Доказано, что музыка Моцарта, Вивальди, Бетховена и других классических композиторов оказывает положительное воздействие на процессы в организме детей, психо-эмоциональное состояние. Дети, которые слушают классическую музыку становятся более терпимы по отношению к окружающим людям. Рок и реп, наоборот, способствуют повышению агрессии.
  2. Народные песни. Также как и классика показана для детского прослушивания. У ребёнка расширяется кругозор и представление о собственном народе и о своей родине.Такой жанр благоприятно влияет на детскую, ещё неокрепшую психику, способствует духовному развитию.
  3. Колыбельные. Испокон веков мамы и бабушки всегда напевали малышам колыбельные песни. В настоящее время этот вид музыки все также популярен.Приятные, спокойные колыбельные песни благоприятно влияют на нервную систему малыша, способны успокоить и подготовить ко сну.
  4. Для музыкального развития детей отлично подойдут бодрые и веселые ритмы. Включив песню из знакомого мультфильма, можно устроить совместные танцы. Тем самым малыш получает позитивные эмоции, радостный настрой.
Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 1 месяц жизни

Конечно, у ребёнка в дальнейшем будут появляться определенные предпочтения в музыке. С точки зрения педагогики и гуманности, не нужно запрещать ребёнку слушать тот или иной жанр.

Нельзя ограничивать свободу выбора своего чада. Такие запреты могут только лишь привести к различным проблемам и конфликтам в семье. Но все-таки в раннем возрасте малыша, отдавайте своё предпочтение вышеуказанным жанрам, тем самым формируя правильное восприятие и понимание музыки.

развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие музыкально творческих способностей детей

Многие родители полагают, что если в семье нет музыкально одаренных родственников, то и заниматься с ребёнком музыкой смысла нет.

Сам по себе навык если и проявится, то в очень незначительной степени. Любое творческое начало очень важно развивать. И родители играют огромную роль в формировании творческих способностей.

Необязательно стремиться сделать из своего ребёнка второго Моцарта. Достаточно лишь уделять время своему малышу и развивать его в различных направлениях. Чем больше и разнообразнее способы развития вашего чада, тем больше вероятности, что он найдёт свое место в жизни и станет настоящим профессионалом своего любимого дела.

Музыкальное развитие детей не является исключением и очень важно уделить внимание данному способу, как можно раньше.

Ранее музыкальное развитие ребёнка способствует формированию правильного восприятия музыки. Родителям следует показать малышу, какая красивая бывает мелодия, привить любовь к музыке. Каждому возрасту соответствует определенный этап в музыкальном развитии.

Музыкальное развитие детей с рождения до 2 лет

музыка для развития детейСлуховое восприятие новорожденного намного лучше развито, чем зрение. Ещё находясь в утробе матери, малыш прекрасно слышит её голос. Дети хорошо повторяют речь людей, звуки животных. Исследователи доказали, что детский лепет одинаковый у всех малышей вне зависимости от их национальности.

Самый первый музыкальный инструмент для младенца-это всем известные погремушки. Они воспроизводят разнообразные звуки: звонкие, глухие, трескучие. Покупайте своему крохи различные погремушки, сравнивайте звучание.

Помимо погремушек, существует и огромное количество разнообразных музыкальных игрушек. При покупке очень важно обращать внимание на то, чтобы звук был качественный.

Малышам рекомендуется петь колыбельные песни перед сном, а во время бодрствования включать бодрые и веселые песни. Детям с двух лет можно предложить самостоятельно выбрать песню из предложенных вами. Например, перед зарядкой пусть малыш сам выберет понравившуюся песню или мелодию.

Дайте крохе понять, что значит двигаться под музыку. Включите бодрую песню и изобразите марш или наоборот, под спокойную мелодию плавно двигайтесь.

Музыкальный репертуар для малышей должен быть разнообразным. Помимо различных песен из известных мультфильмов, дети отлично воспринимают легкую джазовую музыку («summertime» Дж.Гершвина, «Осанна», музыкальные композиции Вебера).

Для малышей и взрослых полезно слушать звуки природы (пение птиц, журчание ручейка, шелест деревьев, треск костра).

Всегда обсуждайте с ребёнком услышанное, интересуйтесь, что ему понравилось больше и какие эмоции возникают у малыша. Может случится и так, что кроха испытывает негативные эмоции.

Развитие музыкой детей с 2 до 4 лет с помощью музыкальных инструментов

В этот период жизни малыша можно знакомить с первыми музыкальными инструментами.

Барабан. Такой музыкальный инструмент точно оценит каждый ребёнок. Предложите малышу постучать ручкой, затем пальчиками. Отбейте вместе с малышом ритм. Хотя для карапуза такие действия ещё сложные, но с помощью данных упражнений вы заинтересуете кроху. Палочки лучше пока убрать, чтобы ребёнок не травмировался.

Бубен. Принцип барабана, только ещё добавляются звенящие кольца. Покажите ребёнку, что звук может сопровождать любую песню. Делайте удар на те слоги в словах, которые звучат более четко (в траве сидел кузнечик, совсем как огуречик). Добавить звон бубенчиков можно на протяжные гласные звуки (крыла-а-а-тые каче-е-ели летят, летя-а-а-ат, летя-а-ат).

Очень хорошо на таких инструментах развивать чувство темпа и ритма у малыша. Для этого подойдут быстрые песни, например «танец маленьких утят» и «а может быть ворона» и медленные «песенка водяного», «колыбельная медведица». Показывайте малышу ритм таких песен, стуча пальцами по барабану или бубну.

Также можно отлично продемонстрировать ритм на примере шагов (топ-топ), увеличивая и уменьшая скорость.

Ложки. Таким музыкальном инструментом пользоваться уже сложнее. Потребуется время, чтобы малыш научился держать их правильно и извлекать звук. Возьмите две деревянные ложки, сложите их тыльной стороной друг к другу, а кончики зафиксируйте резинкой. Держать необходимо ложки за кончики, но не крепко. Сначала малышу будет достаточно трудно контролировать силу, необходимо добиться расслабленного состояния руки.

Такой музыкальный инструмент подходит не только для народных песен, но и для других ритмичных произведений («антошка»).

Читайте также:  Картинки развития воображения у ребенка

Металлофон. Звучание от такого инструмента разнообразное и звонкое. Здесь также важно держать палочку правильно, сильно не сжимая, иначе звук не получится чистым.

Во всех музыкальных процессах важно и пение. Дети любят подпевать знакомым песням. Обычно у них ещё нет страха к пению вслух. Пойте вместе, хвалите ребёнка. Такое занятие отлично поднимает настроение, малыш получает массу позитивных эмоций.

Музыка для развития детей 4-6 лет

В 4 года дети все также любознательны. В этот период уделите особое вниманию прослушиванию музыкальных композицией. У ребёнка уже сформировался определённый опыт, он уже разбирается в некоторых музыкальных инструментах, и с легкостью может определить звучание того или иного инструмента в мелодии.

В этом возрасте можно знакомить малыша с другими музыкальными инструментами, расширяя его кругозор. Можно включить звучание различных инструментов, а на изображении показать, как они выглядят. Например, из группы клавишных, это пианино; духовые инструменты-труба или флейта.

Походы в консерваторию дадут хороший толчок для начала творческого пути в мире музыки. Также можно совместно просматривать видеозаписи, обсуждая и анализируя увиденное. Узнайте у малыша, каков был ритм и темп у произведения.

Ребёнка можно познакомить с такими понятиями как «минор» и «мажор», «стаккато» и «легато». Не так сложно объяснить малышу значение этих слов: минор-это грустно, мажор-радостно. Скажите малышу, что если во время прослушивания композиции хочется плакать, значит он услышал минорный звукоряд («танец маленьких лебедей»), а если музыка вызывает радость, значит-мажорный («чунга-чанга»). Стаккато-резкое и отрывистое звучание («улыбка»), легато-плавное и замедленное («во поле березка стояла»).

После 4 лет можно даже попробовать с малышом заниматься медитацией под музыку. Приготовьте для своего крохи уютное тёплое местечко, приглушите свет. Включите спокойную и негромкую музыку, объясните малышу, что необходимо закрыть глаза, расслабиться. Начинайте рассказывать добрую историю под тихое звучание мелодий. Заниматься медитацией можно по 20-30 минут. После чего предложите ребёнку нарисовать то, какие образы он представлял, каких он выдел главных героев. Только рассказывайте простую историю, не осложняйте различными событиями. Если малыш не хочет рисовать, просто обсудите с ним ваш рассказ. Такое совместное времяпровождение способствует тёплым взаимоотношениям в семье, ребёнок чувствует себя любимым и счастливым.

С 5 до 6 лет необходимо приступить к воспроизведению музыки. Дети очень любят пошуметь. Создайте домашний оркестр, инструменты можно изготовить самостоятельно из различных банок, коробок и т.д. Подойдёт любой предмет, из которого получится извлечь звук. Включите фоновую музыку и играйте все вместе под её ритмы. Наверняка, у малыша сразу ничего не получится, и он просто будет стучать по предметам. Но не нужно отвлекать малыша, от этого занятия он получает эмоциональное удовольствие. Со временем, ребёнок научиться следовать заданному ритму и темпу.

Игры для музыкального развития детей

Собрать игрушки. Раскидайте по полу небольшие игрушки, малышу дайте коробку или другую емкость. Попросите ребенка собирать игрушки под звучание музыки. Как только музыка останавливается, нужно прекратить собирание игрушек. Затем вместе посмотрите, посчитайте, сколько игрушек карапуз успел собрать. Возможно, принцип такой игры малыш не сразу поймет, играйте таким образом вместе.

Тихо-громко. Включите музыкальное произведение, регулируя звук: делайте то тише. то громче. Также можно и петь ребенку, меняя громкость своего голоса.

Угадать звук. Если у вас есть несколько музыкальных инструментов (например, гитара, барабан, ложки). Сначала поиграйте на инструментах вместе с малышом, дайте ребенку самостоятельно изучить звук каждого их них. Затем попросите карапуза отвернуться или закрыть глаза. Поиграйте только на одном из этих инструментов и спросите кроху: “Что звучало?”. Если малышу трудно угадать, то в этом случае поиграйте, чтобы ребенок видел, затем переложите инструмент и спросите, на чем вы сейчас играли.

Разные звуки. Возьмите какой-нибудь предмет. например, ложку. Ходите с малышом по всему дому, стучите ложкой по различным поверхностям, изучая разное звучание. Такая игра способствует развитию слухового восприятия.

Разные мелодии. Включайте малышу различные песни, музыку. Понаблюдайте за крохой и за его эмоциональным состоянием. Узнайте, какая песня ему понравилась больше.

Как выявить музыкальные способности у ребенка

Если у ребенка есть определенные способности и талант в музыкальной сфере, то выявить их необходимо как можно раньше и развивать в правильном направлении.Как узнать, обладает ли ваш малыш музыкальным талантом?

  • Беседуйте с ребенком. После посещения музыкального мероприятия, расспрашивайте малыша о его эмоциях, понравилось ли ему, что конкретно понравилось, а что нет, какой музыкальный темп он услышал и т.д. После таких обсуждений родителям станет ясно, есть ли у малыша интерес к музыкальному творчеству.
  • Понаблюдайте за карапузом. Если малыш легко запоминает четверостишия, любит танцевать, петь, пытается таким образом привлечь к себе внимание, то скорей всего, можно говорить об артистичных качествах. Можно попробовать записать ребенка в музыкальный или танцевальный кружок.
  • Если у малыша присутствуют музыкальные способности, то у него поднимается настроение, услышав мелодию, начинает двигаться под музыку. Дети после 3 лет хорошо запоминают песни, некоторые даже сочиняют собственные, любят публичное одобрение.

Рекомендации родителям

Для того, чтобы у ребенка появилась любовь к музыке, необходимо с самого рождения окружить кроху правильными музыкальными произведениями. 

Всегда акцентируйте внимание малыша на музыку, звучащую в мультфильмах, на улице, в торговых центрах и любых других местах.

Не включайте детям тяжелый рок, транс и композиции с низкими частотами, такая музыка негативно влияет на нежную психику малышей.Ходите со своим крохой на различные музыкальные мероприятия.

Следите за текстом песни. Его содержание не всегда малыш может понять адекватно.

развитие музыкой детей

Источник