Влияние детского сада на развитие ребенка

Влияние детского сада на развитие ребенка thumbnail

Вы все знаете, что первые годы малыша пролетают очень быстро. Казалось бы, еще вчера он плакал в пеленках, а сегодня уже пришло время подумать о дошкольном образовании. Няня, бабушка, альтернативные методы развития, детский сад? Какой вариант выбрать?

Конечно же, отдать ребенка на попечение посторонним людям решится не каждый. Ведь он такой домашний, стеснительный, несамостоятельный и родной… А женские форумы, рассказы подруг и поучения старшего поколения так и пестрят «страшилками» о детских муниципальных учреждениях. С другой стороны, иногда обстоятельства складываются таким образом, что детский сад является единственным приемлемым вариантом дошкольного развития малыша. Да и большинство детских психологов сходятся во мнении, что посещение такого рода заведения просто необходимо ребенку.

Влияние детского сада на ребенка

– Попадая в другую, незнакомую для себя среду, малыш получает новые навыки общения. Если дома он привык получать все по первому требованию и добиваться своего с помощью крика и истерик, то в новом коллективе он вынужден учиться приспосабливаться и учитывать мнение других людей.

– Происходит скачок в эмоциональном развитии ребенка. Если раньше он сопереживал героям сказом или мультфильмов, то сейчас начинается отрезок яркой жизни, наполненной различными событиями. В детском саду проводятся мероприятия, празднуются дни рождения малышей, организовываются походы в театры и музеи. Ребенок учится адекватно реагировать на происходящие события, получает ряд эмоций, которые затем систематизирует и оценивает.

– Четкий режим дня вырабатывается буквально за 2-3 недели. Малыш приучается ходить на прогулки, играть, заниматься и принимать пищу в четко установленное время. А правильное расписание дня является одним из факторов нормального психологического и эмоционального развития ребенка.

– В саду малыш получает свои первые задания, которые он если не обязан, то должен хотя бы попытаться выполнить. Например, застелить постель, сложить игрушки, убрать тарелку после приема пищи, самостоятельно обуться и т. д. Выполнение таких простых задач способствует формированию у ребенка чувств ответственности и самостоятельности.

– В новом коллективе происходит крушение эгоцентрических установок малыша. Если раньше он мог судить о происходящих вокруг него событиях только со своей точки зрения и отрицал любые другие, то в саду такая привычка может быть быстро скорректирована его сверстниками.

– В саду, в окружении других детей, малышу будет намного интересней пробовать новые для себя занятия: рисование, лепку, аппликацию, искусство оригами. Более того, в коллективе всегда присутствует соревновательный дух, и ребенок будет заинтересован выполнить определенное задание быстрее и лучше других.

– Ребенок усваивает новые правила поведения в коллективе. Он начинает понимать, что нельзя грубить взрослым, нужно учитывать мнение других, быть вежливым и обходительным и т. д.

Стоя перед неоднозначным выбором, отдавать ребенка в детский сад или нет, родители должны принимать во внимание целый ряд нюансов. Главное – создать нормальные условия для его быстрейшей адаптации в новом коллективе и обеспечить поддержку в этот нелегкий для крохи период.

Источник

Детский сад и семья как факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка.

Формирование и гармоничное развитие личности ребенка  невозможно без тесного взаимодействия двух социальных институтов: семьи и дошкольного учреждения.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

1)        родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2)        это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

3)        помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4)        знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5)        постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других.

Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

 Взаимодействие ДОУ и семьи как важнейшее условие воспитания ребенка-дошкольника. Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе развития общественного дошкольного образования в России.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

—        между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

—        между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;

—        между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

—        между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

«Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

В 50-70 гг. изучались условия нравственного воспитания детей в семье (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В.Я. Титаренко), которые выявили зависимость уровня коллективистской направленности поведения со сверстниками от его положения в семейном коллективе.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

 Задачи работы воспитателя с семьями воспитанников.

Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

—        планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

—        практическая помощь семье в воспитании детей;

—        организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

—        вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

—        активизация их педагогического самообразования.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Весьма существенно при этом и отношение родителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей — неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.

В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

—        осознание цели деятельности каждым участником процесса;

—        четкое разделение и кооперация труда между его участниками;

—        личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

—        положительные межличностные отношения.

В конце 90-х — начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «…Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

 Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

1)        изучение семей детей;

2)        привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

3)        изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4)        просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи,

является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение

задач сотрудничества воспитателей и родителей.

Интересен опыт исследования такого сотрудничества в Англии. Так, Линдон Дженни исследовала участие родителей в воспитании детей дошкольного и раннего школьного возраста. Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельности яслей и начальных школ. На основе этих исследований выделено пять главных подходов к сотрудничеству: три — предложены, в основном, профессионалами и два — родителями. (Разумеется, они не исключают друг друга.)

1.        Профессионалы, старающиеся помочь «неблагополучным» детям, рассматривают родителей как важный потенциал в улучшении перспектив развития детей, но в то же время и как «часть проблемы».

2.        Детские трудности рассматриваются как семейные, которые нельзя рассматривать в отрыве от проблем семьи. Без убежденности других членов семьи в необходимости перемен вероятные причины таких проблем не будут устранены.

3.        Профессионалы реально оценивают свои возможности и на основе ряда  экспериментов по привлечению родителей к обучению ребенка дома приходят к мнению, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать успехам своих детей. При этом не обязательно видеть в родителях «часть проблемы» — скорее, они способ настать «частью» ее решения: родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь активным желанием помочь своим детям.        

4.        Еще один аргумент в пользу сотрудничества: права родителей на информированность и обращение в дошкольное учреждение за советами, с тем чтобы эффективнее влиять на жизнь своих детей.

5.        Родители считают себя умелыми взрослыми.

Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:

1)        единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;

2)        взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;

3)        установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;

4)        взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;

5)        изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаган¬ду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;

6)        использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды;

7)        индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом;

8)        систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;

9)        привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.

6.        Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

7.        Эффективны общественные мероприятия для родителей;

 8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических ответов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Источник

Автор: Степанова Оксана Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №46 “Вишенка”
Населённый пункт: Белгородская область г.Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: «Влияние детского сада на развитие ребенка».
Дата публикации: 12.07.2018
Раздел: дошкольное образование

«Влияние детского сада на развитие ребенка».

Несомненно детский сад влияет на развитие ребенка. Первым социальным институтом в

жизни

ребенка

является

семья.

Именно

из

общения

с

близкими

взрослыми

ребенок

получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является

детский

сад.

Для

одних

детский

сад

является

необходимостью,

для

других

возможностью

приобщить

малыша

к

коллективу,

а

третьи

считают

его

настоящим

наказанием. В действительности, детский сад представляет собой отдельный мир, где

действуют свои законы, адаптированные под маленьких детей. Когда ребенок приходит в

детский сад у него возникают представления о новом мире социальных отношений, где

царят

другие

нормы,

чем

в

близком

окружении.

В

этот

момент

наступает

начало

подготовки к будущей взрослой (социальной ) жизни.

Многие родители и психологи сходятся во мнении, что с четырехлетнего возраста ребенку

желательно

посещать

детский

сад

для

получения

навыков

общения

в

коллективе,

приобретения

маленького

жизненного

опыта.В

детском

саду

дети

ежедневно

учатся

доверию, получению удовольствия от общения. Ведь не каждый взрослый способен долго

выслушивать фантазии ребенка, а дети могут часами болтать ни о чем. Беседа является

важным этапом развития детей. Она жизненно необходима детям, именно стремление к

общению помогает раскрыть их таланты и способности.

В детском саду дети учатся всестороннему восприятию мира. Помогают в этом музыка,

чтение сказок, многочисленные ролевые игры, спектакли, подготовка к праздникам. Здесь

дети не просто растут, они расцветают.

Чтобы

посещение

сада

сопровождалось

положительными

эмоциями,

ребенка

нужно

подготовить

заранее. Для

ребенка

оформление

в

сад

очень

ответственный

шаг,

кардинально меняющий его образ жизни. Чтобы малыш не болел, следует приучать его к

закаливанию и свежему воздуху, обеспечить своеобразные спартанские условия. Тогда сад

не станет для него источником болезней, а поможет активно развиваться.

Детский сад учит малышей общаться друг с другом, жить по законам коллектива. Многие

дети, не посещавшие детский сад, в школе испытывают трудности, не умеют делиться и

уступать,

считаться

с

чужим

мнением.

Иногда

чрезмерная

мягкость

домашнего

1

воспитания делает детей неспособными постоять за себя, дать отпор обидчикам. Поэтому

детский сад оказывает помощь в подготовке ребенка к школьным будням.

В

детском

саду

ребенок

учится

многие

вещи

делать

самостоятельно,

принимать

собственные решения, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Еще одним плюсом является соблюдение режима дня, а, следовательно, приучение к

дисциплине и собранности.

Выбирая

детский

сад,

следует

помнить,

что

для

ребенка

важны

профессиональные

воспитатели

и

правильная

организация

дня,

а

не

евроремонт

и

куча

бесполезных

дополнительных

занятий,

требующих

значительных

денежных

вливаний.

Необходимо

подготовить малышу к тому, что он пойдет в садик, объяснить, что все детки в саду

остаются сами, вместе играют и общаются до прихода родителей. Лучше рассказать

ребенку, как знакомиться с другими детьми, как не дать себя в обиду. Так вы поможете

малышу легче адаптироваться в новой обстановке.

В

первые

дни

следует

оставлять

ребенка

в

саду

всего

на

несколько

часов.

Всегда

интересуйтесь, что он делал, в какие игры играл, узнал ли что-то новое? Не стоит пугаться

изменения поведения малыша дома, если вдруг он более капризен, перевозбужден или

закрывается в себе. Все должно прийти в норму через месяц.

Малыш,

посещающий

детский

сад,

быстрее

осваивает

правильную

речь,

становится

самостоятельным. А главное то, чтоздесь у него есть возможность ежедневного общения с

ровесниками, необходимого для правильного всестороннего развития ребенка.

2

Источник