Влияние детского сада на развитие личности ребенка

Влияние детского сада на развитие личности ребенка thumbnail

Детский сад и семья как факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка.

Формирование и гармоничное развитие личности ребенка  невозможно без тесного взаимодействия двух социальных институтов: семьи и дошкольного учреждения.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

1)        родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2)        это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

3)        помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4)        знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5)        постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других.

Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

 Взаимодействие ДОУ и семьи как важнейшее условие воспитания ребенка-дошкольника. Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе развития общественного дошкольного образования в России.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

—        между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

—        между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;

—        между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

—        между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

«Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

В 50-70 гг. изучались условия нравственного воспитания детей в семье (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В.Я. Титаренко), которые выявили зависимость уровня коллективистской направленности поведения со сверстниками от его положения в семейном коллективе.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

 Задачи работы воспитателя с семьями воспитанников.

Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

Читайте также:  Движущие силы в развитии ребенка

—        планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

—        практическая помощь семье в воспитании детей;

—        организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

—        вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

—        активизация их педагогического самообразования.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Весьма существенно при этом и отношение родителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей — неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.

В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

—        осознание цели деятельности каждым участником процесса;

—        четкое разделение и кооперация труда между его участниками;

—        личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

—        положительные межличностные отношения.

В конце 90-х — начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «…Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

 Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

1)        изучение семей детей;

2)        привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

3)        изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4)        просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи,

является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение

задач сотрудничества воспитателей и родителей.

Интересен опыт исследования такого сотрудничества в Англии. Так, Линдон Дженни исследовала участие родителей в воспитании детей дошкольного и раннего школьного возраста. Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельности яслей и начальных школ. На основе этих исследований выделено пять главных подходов к сотрудничеству: три — предложены, в основном, профессионалами и два — родителями. (Разумеется, они не исключают друг друга.)

1.        Профессионалы, старающиеся помочь «неблагополучным» детям, рассматривают родителей как важный потенциал в улучшении перспектив развития детей, но в то же время и как «часть проблемы».

2.        Детские трудности рассматриваются как семейные, которые нельзя рассматривать в отрыве от проблем семьи. Без убежденности других членов семьи в необходимости перемен вероятные причины таких проблем не будут устранены.

3.        Профессионалы реально оценивают свои возможности и на основе ряда  экспериментов по привлечению родителей к обучению ребенка дома приходят к мнению, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать успехам своих детей. При этом не обязательно видеть в родителях «часть проблемы» — скорее, они способ настать «частью» ее решения: родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь активным желанием помочь своим детям.        

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по месяцам рост и вес

4.        Еще один аргумент в пользу сотрудничества: права родителей на информированность и обращение в дошкольное учреждение за советами, с тем чтобы эффективнее влиять на жизнь своих детей.

5.        Родители считают себя умелыми взрослыми.

Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:

1)        единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;

2)        взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;

3)        установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;

4)        взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;

5)        изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаган¬ду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;

6)        использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды;

7)        индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом;

8)        систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;

9)        привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.

6.        Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

7.        Эффективны общественные мероприятия для родителей;

 8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических ответов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Источник

Вы все знаете, что первые годы малыша пролетают очень быстро. Казалось бы, еще вчера он плакал в пеленках, а сегодня уже пришло время подумать о дошкольном образовании. Няня, бабушка, альтернативные методы развития, детский сад? Какой вариант выбрать?

Конечно же, отдать ребенка на попечение посторонним людям решится не каждый. Ведь он такой домашний, стеснительный, несамостоятельный и родной… А женские форумы, рассказы подруг и поучения старшего поколения так и пестрят «страшилками» о детских муниципальных учреждениях. С другой стороны, иногда обстоятельства складываются таким образом, что детский сад является единственным приемлемым вариантом дошкольного развития малыша. Да и большинство детских психологов сходятся во мнении, что посещение такого рода заведения просто необходимо ребенку.

Влияние детского сада на ребенка

– Попадая в другую, незнакомую для себя среду, малыш получает новые навыки общения. Если дома он привык получать все по первому требованию и добиваться своего с помощью крика и истерик, то в новом коллективе он вынужден учиться приспосабливаться и учитывать мнение других людей.

– Происходит скачок в эмоциональном развитии ребенка. Если раньше он сопереживал героям сказом или мультфильмов, то сейчас начинается отрезок яркой жизни, наполненной различными событиями. В детском саду проводятся мероприятия, празднуются дни рождения малышей, организовываются походы в театры и музеи. Ребенок учится адекватно реагировать на происходящие события, получает ряд эмоций, которые затем систематизирует и оценивает.

– Четкий режим дня вырабатывается буквально за 2-3 недели. Малыш приучается ходить на прогулки, играть, заниматься и принимать пищу в четко установленное время. А правильное расписание дня является одним из факторов нормального психологического и эмоционального развития ребенка.

– В саду малыш получает свои первые задания, которые он если не обязан, то должен хотя бы попытаться выполнить. Например, застелить постель, сложить игрушки, убрать тарелку после приема пищи, самостоятельно обуться и т. д. Выполнение таких простых задач способствует формированию у ребенка чувств ответственности и самостоятельности.

Читайте также:  Советы родителям развитие ребенка с нарушением слуха

– В новом коллективе происходит крушение эгоцентрических установок малыша. Если раньше он мог судить о происходящих вокруг него событиях только со своей точки зрения и отрицал любые другие, то в саду такая привычка может быть быстро скорректирована его сверстниками.

– В саду, в окружении других детей, малышу будет намного интересней пробовать новые для себя занятия: рисование, лепку, аппликацию, искусство оригами. Более того, в коллективе всегда присутствует соревновательный дух, и ребенок будет заинтересован выполнить определенное задание быстрее и лучше других.

– Ребенок усваивает новые правила поведения в коллективе. Он начинает понимать, что нельзя грубить взрослым, нужно учитывать мнение других, быть вежливым и обходительным и т. д.

Стоя перед неоднозначным выбором, отдавать ребенка в детский сад или нет, родители должны принимать во внимание целый ряд нюансов. Главное – создать нормальные условия для его быстрейшей адаптации в новом коллективе и обеспечить поддержку в этот нелегкий для крохи период.

Источник

Многие родители задаются вопросом, во сколько лет отдавать ребенка в детский сад. Если приходится делать это рано, например, когда женщина выходит на работу до окончания декретного отпуска, появляется чувство вины. Стоит ли переживать? Американские ученые поделились итогами масштабного исследования о влиянии детского сада на дальнейшую жизнь ребенка. Выводы довольно любопытные. 
 

Национальный институт здоровья детей и развития человеческого потенциала (США) провел исследование, в котором приняли участие более 1000 детей из различных семей по всей стране. В течение 15 лет ученые изучали влияние детского сада на развитие ребенка, оценивали состояние его здоровье, поведение и когнитивные способности. Вот главные выводы: 

1. Ласковый воспитатель положительно влияет на развитие ребенка

Хороший воспитатель способствует улучшению когнитивных способностей у ребенка. Если взрослые в саду были внимательны, отзывчивы и ласковы, у детей наблюдались более высокие показатели по когнитивным и лингвистическим способностям в будущем. Это преимущество сохранялось и в подростковом возрасте.

2. Отношение к детям в саду влияет на поведение ребят подростковом возрасте

Чем лучше детский сад, тем более развитые социальные навыки дети приобретают. Если о детях в саду плохо заботились, они чаще проявляли агрессивное поведение в подростковом возрасте.

3. Чем раньше ребенок идет в сад, тем хуже связь с мамой

Женщины, которые отдавали ребенка в детский сад очень рано, были менее чувствительны к их потребностям и желаниям в будущем. Это не значит, что так будет абсолютно во всех семьях. Но исследование показало, что чем больше времени дети до 3 лет провели в саду, тем хуже их чувствует мама. 

4. Количество часов, проведенных в саду, влияет на поведение ребенка

Здесь тоже прямая связь: чем больше времени ребенок в возрасте до 4,5 лет проводит в детском саду, тем более агрессивным и непослушным он становится. Причем не имеет значения, насколько ласково ведут себя с ребенком воспитатели. Непослушание может сохраниться и в школьные годы, отмечают авторы исследования. 

5. Время, проведенное в саду, влияет на импульсивность ребенка

Дети, которые проводили много времени в детском саду до 4,5 лет, в подростковом возрасте оказались более склонны к импульсивным поступкам, таким как ранний секс, употребление наркотиков, а также чаще принимали решения, не анализируя ситуацию. 

6. Маленькие группы в саду влияют на успешность ребенка в будущем

Дети, которые ходили в небольшие группы детского сада, достигали большего успеха по сравнению с теми, кто вынужден был находиться в переполненных садах. 

7. Но главный вывод такой: семья влияет на ребенка больше, чем детский сад

Ученые обнаружили, что теплая, любящая и поддерживающая семья оказывает на ребенка гораздо больше влияния, нежели все остальные факторы исследования. То есть внимание родителей важнее, чем количество времени, проведенного в саду, отношение воспитателей и т.д. Даже если ребенку приходится с юных лет ходить в детский садик, главное, чтобы после возвращения домой он чувствовал себя окруженным любовью и заботой. И тогда все предыдущие факторы могут нивелироваться.  

Источник