Влияние детско родительских отношений на психическое развитие ребенка

Библиографическое описание:

Авдеева, Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Т. Г. Авдеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3435/ (дата обращения: 08.02.2021).

Дошкольное
детство — период интенсивного психического развития,
появления психических новообразований, становления важных черт
личности ребенка. Согласно современным представлениям о движущих
силах, источниках и условиях развития психики и личности
человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением
и взаимодействием со взрослым, в первую очередь,
с родителем [2]. Родители, передавая ребёнку определённые
знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его
психику, формируют его способности. Глубокие изменения психики
ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под
определённым влиянием воспитания и обучения. Родители
и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему
новые знания и умения, организуя и направляя его
деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его
психику, формируют его личность, развивают определённые
психологические черты. Исследование проводилось на базе дошкольного
образовательного учреждения № 246 г. Красноярска.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей
дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Для исследования
детско-родительских отношений был использован тест —
опросник родительского отношения (А. Я. Варга,
В. В. Столина). По итогам проведения данной методики мы
получили следующие результаты (см рис.1).

Рис. 1. Показатели (в %)
родительского отношения к ребенку-дошкольнику.

Большинство
родителей требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.
Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во
всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово
наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка,
требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная
гиперсоциализация) — 25 % родителей. К симбиотическим
отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым
целым, стремление удовлетворить все его потребности, оградить от
трудностей и неприятностей жизни) стремятся 15 % родителей.
Тип взаимоотношений «маленький неудачник» выбирают 20 %
родителей. К кооперации (заинтересованности делами и планами
ребенка, стремлению помогать ему, проявлению сочувствия) склонны 30 %
родителей. Тип взаимоотношения как «принятие-отвержение»
выбирают 10 %.

Для получения представления
об особенностях эмоционального благополучия или неблагополучия
дошкольника в семье использовалась проективная методика
«Кинетический рисунок семьи». Используя ее, мы
предполагали, что, рисуя, дети невольно выражают свое отношение
к нарисованному, проявляя даже те чувства, которые сознательно
не признают или не могут выразить другими средствами. По итогам
проведения данной методики мы получили следующие результаты (см.
рис.2).

Рис. 2. Показатели (%)
отношения старших дошкольников к семейной ситуации.

Таким
образом, эмоциональное благополучие в семьях ощущают 30 %
обследуемых детей, а эмоциональное неблагополучие —
70 % детей. Анализируя рисунки детей старшего дошкольного
возраста, мы выявили следующее: большинство детей (70 %)
использовали в основном более холодные тона, иногда в рисунках
преобладали темные цвета (коричневый, серый, черный), хотя им
предлагался весь набор цветных карандашей. Традиционно использование
таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства
отверженности, покинутости, внутреннего психологического дискомфорта
ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов
семьи, что указывает на наличие у ребенка негативных чувств по
отношению к этому члену семьи. Линии рисунка резкие, угловатые,
что говорит об эмоциональном перенапряжении, внутреннем возбуждении,
чувстве тревоги. В других рисунках детей (30 %) мы выявили
следующие отличия: дети изображают полный состав семьи, используют
более теплые тона, в одежде людей много ярких цветов, много
индивидуальных деталей (у пап — очки, галстуки; у мам —
красивые прически, украшения). В целом можно сказать: когда
ребенок воспринимает семейные отношения как благоприятные, он
отражает это в виде веселых лиц держащихся за руки членов семьи.

Для исследования уровня
психического развития ребенка применялась методика Р.Сирса. По итогам
проведения данной методики мы получили следующие результаты (см.
рис.3).

Рис. 3. Показатели (в %)
уровня психического развития дошкольников по методике Р.Сирса

Результаты
показали, что 30 % детей
обладают устойчивой адаптацией к среде, активным и творческим
отношением к действительности (креативный уровень психического
развития), 25 %
детей адаптированы
к социуму, но проявляют признаки тревожности (адаптивный уровень
психического развития) и у
45 %
детей повышенная тревожность, стремление полностью соответствовать
желаниям окружающим, или, наоборот, подчинить окружающее своим
желаниям (дезадаптивный уровень психического развития). Анализ
полученных результатов по трем методикам позволил сделать вывод
о том, что характер детско-родительских отношений влияет на
уровень психического развития: в 30 % эффективный тип отношений
в семье — креативный уровень психического развития
ребенка; в 70 % нарушения в детско-родительских
отношениях — 45 % детей имеют дезадаптивный уровень
психического развития и 25 % детей имеют адаптивный уровень
психического развития.

По итогам констатирующего
эксперимента была сформирована экспериментальная группа детей
старшего дошкольного возраста, которую составили дети с адаптивным
и дезадаптивным уровнем развития психики, а также
с неэффективным типом родительского отношения к ребенку.
Состав экспериментальной группы составил 14 детей и их родители.
Целью формирующего эксперимента послужила реализация коррекционной
программы, направленная на коррекцию детско-родительских отношений.
Чтобы выяснить, какие изменения произошли в родительско-детских
отношениях в семье ребенка старшего дошкольного возраста после
реализации цикла занятий, был проведен контрольный эксперимент.
В качестве контрольных результатов, используемых для оценки
эффективности проведенного формирующего эксперимента, использовались
данные об эмоциональном неблагополучии ребенка в семье
и неэффективном (нарушенном) родительском отношении на
констатирующем эксперименте. Исходя из полученных данных, мы можем
утверждать, что программа, направленная на устранение нарушений
в детско-родительских отношений, возникающих в семьях,
воспитывающих старших дошкольников позволяет повысить уровень
психического развития дошкольников.

Безусловно, дошкольный
возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков
как важный и ответственный период в жизни человека, как
момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное
развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек
активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На
этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется
самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их
соподчинение. И именно в этот период наиболее важным
является влияние семьи на психическое развитие ребенка, влияние
существующей в ней системы внутрисемейных, а также
детско-родительских отношений [1].

Литература:

  1. Бернс, Р. Развитие
    Я-концепции и воспитание [Текст]: учебник / Р. Бернс. —
    М.: Прогресс — 1998. — 422с.

  2. Особенности психического
    развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред.
    Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М.:
    Педагогика — 2006. — 470 с.

Источник

        Влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование и развитие личности ребенка.

        Влияние родителей на психическое развитие ребёнка изучается с 20-х гг. ХХ в. Л. Б. Шнейдер писала: Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно- психическое состояние детей».

Все перечисленное возможно реализовать только в условиях семейного воспитания. Ребёнок является неотъемлемой частью семьи. Семья без ребёнка не может быть полной так же, как ребёнок не может быть полноценным без семьи. Связь между родителями и детьми является наиболее сильной среди человеческих связей.

У того же автора читаем: «Разрушение единства семьи влечёт за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития».

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием всех ее членов. Гармоничному развитию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая позволяет ему чувствовать себя защищённым и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Указывая на специфичность воздействия на ребёнка внутрисемейных отношений, особенно Л. Б. Шнейдер выделяет такой компонент детско-родительских отношений как родительская любовь: «Человек должен … всё своё детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей».

Детство – период высокой сензитивности ребёнка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте формируется основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.

Семья для ребенка – особый мир, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческих взаимоотношений, усваивает нравственные ценности.

В каждой семье объективно формируется определённая, часто не осознаваемая ее членами система воспитания. Сюда могут быть отнесены и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, понимание того, что допустимо, а что нет относительно ребёнка.

Влияние семьи реализуется следующим образом:

Семья обеспечивает базовое чувство безопасности, гарантирует безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, в ходе освоения способов его исследования и реагирования на его стимулы.

Дети перенимают у родителей определённые способы поведения, усваивают конкретные готовые модели поведения.

Родители служат источником необходимого жизненного опыта.

Родители оказывают влияние на поведение ребёнка, поощряя или осуждая то или иное поведение, а также применяя наказания и поощрения, определяя допустимую степень свободы в поведении ребёнка.

Взаимодействие с родителями позволяет ребёнку выработать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка зависит от условий общения предоставленных ему в семье; чёткости и ясности общения в семье.

Семья создает определённый морально-психологический климат и служит для ребёнка школой отношений с людьми. Именно в семье формируются представления о добре и зле, о порядочности, об уважении, об отношении к материальным и духовным ценностям. Ребёнок во взаимодействии с близкими людьми переживает первый опыт любви, дружбы, чувства долга, ответственности, справедливости.

Взаимоотношения в семье носят разноплановый характер. На детско-родительские отношения оказывают влияние тип семьи, позиция, занимаемая взрослыми, стили отношений и роль, отводимая ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется детская личность.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку характеризуется высокой психологической напряжённостью и многообразием своих проявлений. Наиболее часто, по его мнению, наблюдаются следующие типы отношений:

– внимательные,

– боязливые,

– тщеславные,

–сердитые,

– раздражительные,

– приспособляющиеся,

– общительные,

– сенсационные,

– настойчивые,

– постоянные,

– уверенные,

– обнадёживающие.

П. Ф. Лесгафт определил шесть позиций родителей относительно  детей, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети отличаются лицемерием, лживостью, невысоким интеллектом или задержкой умственного развития.

2. Родители всегда восхищаются своими детьми, считают их совершенством. Дети характеризуются эгоистичностью, поверхностными интересами, самоуверенностью.

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети добросердечные, интеллектуально развитые, стремятся к знаниям.

4. Родители почти всегда недовольны ребёнком, его часто критикуют и порицают. Ребёнок отличается раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью.

5. Родители излишне балуют и оберегают ребёнка. Он растет ленивым, социально незрелым.

6. Родители с выраженными финансовыми трудностями формируют детей с пессимистическим отношением к окружающему миру.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие типы родительских отношений:

  1. Принятие / отвержение.

Принятие: ребёнок нравится родителям такой, каким он есть. Родители уважают индивидуальность ребёнка, симпатизируют ему.

Отвержение: родители считают своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачником, по большей части испытывая к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Такие родители не доверяют ребёнку, не уважают его.

2. Кооперация – родители заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются всегда помогать ему. Высоко оценивают его интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за ребенка.

3.Симбиоз – родители постоянно ощущают тревогу за ребёнка, он воспринимается ими как маленький и беззащитный. Родители не предоставляют ребёнку самостоятельности.

4. Авторитарная гиперсоциализация – родители настаивают на безоговорочном послушании и дисциплине. Они стремятся во всём навязать ребенку свою волю, пристально следят за социальным поведением ребёнка и требуют социального успеха.

5. Маленький неудачник – родители стремятся инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок считается неприспособленным, неуспешным, открытым для негативных воздействий. Родители стараются оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролируют его действия.

Анализ научных источников показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, характеризующих родительские отношения, всегда можно отметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

Е. О. Смирнова и М. В. Быкова говорят о двух противоположных моментах в родительских отношениях: безусловном (состоит из принятия, любви, сопереживания и т. д.) и условном (включает объективную оценку, контроль, направленность на воспитание конкретных качеств).

Ребёнок нуждается в обоих родителях – любящих отце и матери. Отношения между супругами имеют существенное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка формируют ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Конфликты между родителями травмируют ребенка.

Особенно негативно на развитие детей влияет пребывание в ситуации постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности. Дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями нервно-психического характера (в виде задержки речевого / умственного / моторного развития). Такие дети обычно робки или, наоборот, перевозбуждены, недостаточно самостоятельны в работе, с трудом понимают требования, предъявляемые к ним. Отличаются, как правило, сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью и неспособностью сосредоточиться на заданной деятельности. Семья как социально-психологический феномен характеризуется определённой направленностью, индивидуальной системой ценностных ориентаций, общим стилем воспитания, сложившейся системой отношений между родителями и детьми. Каждая из этих характеристик семьи имеет свои особенности и оказывает специфическое воздействие на развитие ребёнка. Например, многочисленными исследованиями установлена  зависимость между преобладающим стилем воспитания в семье и особенностями психического развития ребёнка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребёнка.

Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.

Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя.

Итогом взаимодействия с родителями являются сформированный образ себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации.

Родителям с целью улучшения детско-родительских отношений и позитивного воздействия на учебную мотивацию  могут быть даны следующие рекомендации и указания:

– в младшем возрасте дети полностью доверяют родителям, безоговорочно принимают их оценки и замечания, а значит именно от того как будут оценены его результаты, успехи и неудачи очень сильно  зависит самооценка ребенка,

– родителям следует сформировать интерес к получению новых знаний у   ребенка, предоставлять ему возможность изучать и узнавать свои интересы,

– найти время для совместных занятий с ребенком, посещать с ребенком выставки, музеи, научные центры, культурные мероприятия, читать и обсуждать с ним познавательные книги, смотреть научно-популярные фильмы и совместно анализировать увиденное,

– содействовать формированию новых идей у ребенка, участвовать не только в школьных, но и в разных общественных мероприятиях,

– показать ребенку связь между обучением в школе и его интересами,

– найти в своем окружении старшего по возрасту ребенка с познавательной направленностью и способствовать общению детей,

– тренировать у ребенка трудолюбие и волевые проявления, поручать ему регулярные домашние обязанности,

– продумать систему вознаграждения ребенка за успехи, причем те, которые трудны и полностью зависят от приложенных им усилий, поощрять старание, даже если ребенок не достиг значимого результата,

– ставить перед ребенком краткосрочные задачи, цели, крупные задачи целесообразно разделять  на несколько меньших частей,

– научить ребенка организовывать свое время,

– формировать у ребенка чувство личной ответственности за достижение результата,

  • в период обучения демонстрировать положительное отношение к школе, высоко оценивать роль образования, быть осторожными в своих высказываниях в отношении педагогов.
    1. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С. Д., Ядрихинская И. Е. Подготовка ребенка к школе. – М, 1991. – 134 с.
    2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1978. – №4.
    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. – 276 с.
    4. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2003. – 672 с.
    5. Выготский JI.C. Психология развития ребенка.- М., 2003
    6. Детская практическая психология./Под ред. Богдан, Н. Н. –  Владивосток, 2003. – 340 с.
    7. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – 325 с.
    8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2001. – 464 с.
    9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка – М., 1997.
    10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 144 с.
    11. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М., 2000.
    12. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М., 2007. – 800 с.
    13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 255 с.

    Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – Воронеж, 1991. – 416 с.

    Источник