Влияние депривации на развитие ребенка с нарушениями речи

Специфика речевого развития  детей в условиях депривации 

В современных условиях при низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества в доме ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по вине родителей. Среди воспитанников детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития. У многих дошкольников из детских домов выявляются пассивность во всех видах деятельности, бедная речь, слабое внимание, снижение памяти. Нарушения речи носят системный характер.

Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников интернатных учреждений психическое развитие в той или иной степени запаздывают относительно возрастной нормы. Изучению особенностей развитию детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, посвящены исследования психологов и педагогов, таких как И.В. Дубровина (1982), А.Г. Рузская (по В.С. Мухиной, 1989), М.И. Лисина (1997), Е.О. Смирнова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Н.Н. Денисевич (по В.С. Мухиной, 1989).

Проведенные ими исследования показали, что  в интернатных учреждениях дети испытывают дефицит общения, что вызывает у них состояние психической депривации.

Ряд ученых делают попытки классификации наиболее типичных проявлений поведения детей в условиях ограничения основных жизненных стимулов. Они выделяют разные типы детей, имеющих последствия психической депривации.

Так, Н.Н. Денисевич (по В.С. Мухиной, 1989), принимая во внимание тот факт, что ситуацию, где помощь и поддержка ограничены, и не удовлетворена потребность ребенка в любви и признании, можно считать критической. Выделяют 3 типа детей с психической депривацией личности :

– стремящиеся к компенсации;

– хорошо приспособленные;

– подавленные.

А. Ярулов (по В.С. Мухиной, 1989) при разработке программы психолого-педагогического содействия развитию личности ребенка, лишенного родительского попечения, основное внимание уделяет индивидуальному подходу к каждому ребенку с учетом причин его сиротства. Он условно делит детей – сирот на 4 группы:

Первая группа – дети-примитивы, поступающие, как правило, из дома ребенка, в 3-4 года, большинство из них не умеют играть, плохо говорят, испытывают страх перед новыми людьми. Для них характерны малая психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в обществе.

Вторая группа – социально запущенные дети, выросшие в крайне неблагоприятных семейных условиях. Они подвижны, умеют говорить, но отягощены отрицательным жизненным опытом. В своей речи они часто употребляют неформальную лексику, половое любопытство. В играх они в основном воспроизводят семейные пьяные сцены.

Третья группа – дети, у которых родители умерли. Они, как правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых коррекционных влияний.

Четвертая группа – дети с ЗПР и умственной отсталостью, поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей. Они нуждаются в психолого-медико-педагогической помощи.

В связи с тем, что проблема психической депривации находиться в стадии разработки, в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Считается, что для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена, прежде всего, потребность в любви и признании. Одни считают ее базовой, врожденной, другие говорят о ней как о приобретенной в процессе жизни. Не удовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдаются у детей, находящихся в детских домах интернатного типа. Другим видом депривации является сенсорная, связанная с ограниченной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств.

С этим видом депривации также приходиться сталкиваться в детских домах. Депривация может иметь место не только в учреждениях интернатного типа, но и в семье, где может отсутствовать или она недостаточно эмоционально относиться к ребенку (так называемая «холодная» мать) и в таких случаях употребляется понятие «материнская депривация». При отсутствии отца или его отчужденности от ребенка возникает патериальная депривация.

Понятия «частичная депривация», «скрытая депривация» употребляются в том случае, когда речь идет не о разлуке с матерью, а об обедненности отношений: мать – ребенок. Психическая депривация характеризуется особым психическим состоянием, возникающим в депривационной ситуации. Данное психическое состояние проявляется в поведении, отличающемся характерными признаками, что и позволяет распознать депривацию. Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности. Таким образом, психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций,  когда  ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере в течение достаточно длительного времени. Дети, попадающие в детский дом, часто имеют плохую наследственность: отягощенность алкоголизмом, наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию. Они имеют врожденные психические аномалии, так как зачатие такого ребенка происходит или в состоянии опьянения, или отягощается использованием будущей матерью различных средств  для прерывания беременности. Нежеланная беременность приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают отставания в психическом развитии детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, она выражается в эмоциональной невыразительности детей. Они овладевают речью значительно позже, это сказывается неблагоприятно на развитие ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми. У детей, воспитывающихся в детских домах, узкий кругозор, они не знакомы с явлениями окружающего мира, с предметами быта. Наглядно-образное мышление воспитанников, которое формируется в дошкольном возрасте и является основой успешного обучения, значительно отстает от возрастной нормы, вследствие обедненности чувственной сферы. Кроме того, у многих детей выявлено значительное недоразвитие, способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности. Эти дети отличаются повышенной возбудимостью и утомленностью, что обуславливается постоянным пребывание в кругу сверстников, досугом, спланированным и организованным взрослыми. В сфере общения также обнаруживаются значительные отставания. Это сниженная инициативность детей, бедность арсенала средств общения.

Общение далеко не единственная сфера, где обнаруживаются существенные различия в воспитании ребенка вне семьи и в семье.

Общение – это фактор, который определяет многие вторичные различия. Дефицит общения порождает отставание или отклонение в психическом развитии. Дефицит общения мешает детям, воспитывающимся вне семьи, своевременно овладевать речью.

Воспитанники интернатных учреждений отличаются сниженной любознательностью, вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для дошкольников, живущих вне семьи, характерна двигательная расторможенность, импульсивность, они не умеют планировать свои действия. Не могут сосредоточиться на каком-либо занятии. Иными словами они плохо владеют своим поведением и отстают по уровню произвольности .

Низкий уровень произвольной регуляции объясняется недостаточным развитием самосознания. В дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать внутренне внеситуативные аспекты своего существования, отделять себя от своих ситуативных проявлений. Это отделение происходит в двух основных направлениях:

– осознание своего отношения к окружающим (предпочтений, желаний, стремлений);

– установление связи между прошлыми и настоящими и будущими событиями и действиями.

У дошкольников, живущих в детском доме, осознание своих действий происходит через те моменты, которые организуются и обозначаются (еда, сон), но эти моменты однообразны, примитивны и не становятся персональными для самого ребенка, так как распространяются на всю группу.

Дети первого года жизни, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления. Те предличностные образования, которые возникают у детей на первом году жизни и лежат в основе формирования личности ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает привязанности  к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны .

У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в детском доме к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка во владении предметными действиями, отсутствие самостоятельности. У дошкольников 3-7 лет из детских домов отмечается пассивность во всех видах деятельности, обеденная речь, слабое внимание, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Психологически подготовленный к общению человек – это тот, кто хорошо усвоил, что, где, когда и с какой целью можно  и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние .

Что касается средств общения и воспитанников детского дома, то они не соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства общения также достаточно бедны и однообразны, доминирующее средство общения – речь. Однако речь их отличается весьма бедным содержанием и лексико-грамматическим составом, да и контакты детей в детском доме выражены слабее, чем в школе, семье. Воспитанники детского дома проявляют значительно меньший интерес к сверстнику, чем дети из семьи. Недостаток общения с взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Сама по себе достаточно богатая возможность общения со сверстниками, которую имеют дети в детском доме, не ведет к развитию содержательных и эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети из семей не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания сверстников. Дети же из детского дома менее внимательны к действиям и состояниям партнера, и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга. В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не властен предпочесть ей какую-либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее.

Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую безусловность в общении со сверстниками  в детском  учреждении , с одной стороны  можно рассматривать как положительный факт, способствующий эмоциональной стабильности,  защищенности,  когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи, с другой стороны нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества,  что необходимо для избирательного дружеского общения. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Каждый ребенок, живущий в детском доме, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны, поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение.

Нуждаясь в любви, он не умеет себя вести таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание нервной системы, формирование психики).

Экспериментальные данные убедительно доказывают, что для воспитанников детских домов с различными проблемами в развитии характерны в большей мере, чем для «домашних» детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации в развитии познавательной деятельности, упрощение эмоциональной сферы. В первые месяцы жизни последовательности и сроки формирования ориентировочных реакций, умений и навыков у детей детских домов с различными нарушениями в развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют существенных различий. Развитие детей в этот возрастной период определяют не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие как выраженные нарушения мозгового кровообращения .

Однако уже к 3 месяцам у детей детских домов нарастает отставание в развитии зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения. Одна из причин – ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально насыщенного и личностно ориентированного общения с взрослым. Разница в темпе развития детей из детских домов и из семьи увеличивается к тому периоду, когда у детей должны активно развиваться общие движения (щипание, умение садиться, сидеть, вставать, стоять, переступать), подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы понимания речи (уровень, соответствующий седьмому – восьмому месяцу жизни нормально развивающегося ребенка). При этом темп развития большинства детей, воспитывающихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей детских домов к этому периоду нарастает отставание в развитии. В свою очередь, значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними функциональных систем происходит только на втором – третьем году жизни.

Как следствие у воспитанников детского дома на фоне органических нарушений центральной нервной системы развивается задержка психического развития, системное недоразвитие речи.

В тоже время, чем раньше у воспитанников детских домов диагностируется отставание в развитие и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражена степень отставания к концу первого года жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты.

Нарушение лексики у детей, воспитывающихся в условиях депривации, с одной стороны обусловлено недоразвитием психических функций, дизонтогенезом всего речевого развития, а с другой – ограниченностью предметно-развивающей среды, недостаточностью речевой стимуляции, ограниченностью социальных контактов.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка.

Усвоение словаря, его количественный рост, качественные изменения, расширение языковой системы происходит постепенно, по мере обогащения жизненного опыта ребенка, усложнения его деятельности, развития общения с окружающими людьми, развития его мышления, памяти, по мере уточнения фонетико-фонематической и грамматической оболочки слов.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется.

В развитии лексики в онтогенезе принимают участие такие психические процессы, как восприятие любой модальности, внимание, восприятие, однако нарушение или снижение функции одного из процессов ведет к отклонению в развитии речевой функции связной речи. Следовательно, природа и механизмы нарушения или несформированности словаря могут быть разными.

Таким образом, целенаправленное комплексное воздействие в условиях детского дома должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее – в сотрудничестве с ним.

Источник

Депривация — психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Основные жизненные психические потребности ребенка — потребность в любви, принятии, самоуважении, телесной близости, общении, поддержке и т.д.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях:

— уровне телесных ощущений (сенсорный уровень);

— уровне понимания мира, в котором он живет (интеллектуальный или когнитивный уровень);

— уровне установления близких эмоциональных отношений к кому-либо (эмоциональный уровень);

— уровень, который позволяет соблюдать нормы и правила общества (социальный уровень).

По данным последних исследований, нарушения на уровне телесных ощущений начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребенка постоянное состояние психологического дискомфорта, способствует нарушению ритма сна и бодрствования, вызывает чрезмерно беспокойное, плохо управляемое поведение. Впоследствии, пытаясь успокоить себя, тонизировать свое состояние, он начинает раскачиваться всем телом, сопровождая раскачивание монотонным завыванием. Пытаясь снизить уровень своего психологического дискомфорта, нередко прибегает к онанизму. Он плохо чувствует границы своего тела, поэтому либо льнет ко всем, либо пытается отказаться от контактов. Не ощущая собственные границы, ребенок не чувствует и границ другого человека, чужого пространства, чужой собственности.

Такие дети страдают различного рода аллергиями, особенно связанными с высыпанием на коже. У них наблюдаются трудности формирования зрительно-моторной координации (они, например, мало или в другом направлении ползают, потом «пишут как курица лапой»), недостаточная концентрация внимания и неусидчивость. Формируется первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.

Проблемы развития на телесном уровне негативно влияют и на его понимание мира, в котором он живет, а значит и на интеллектуальное развитие. Ребенок начинает хорошо развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо. Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в семье, где родителям не до него, меньше ползает, а значит, и менее активно, по сравнению с детьми из благополучных семей, осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается.

Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки.

Социальный уровень. Самое главное, он склонен к выстраиванию «катастрофических моделей мира», где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхитить и регулировать происходящее извне. Кто-то другой, только не он управляет его судьбой. В результате у ребенка формируется образ себя как беспомощного маленького неудачника, инициатива которого может иметь негативный результат для всех. В качестве базовых у него появляются такие убеждения, как «у меня все равно ничего не получится» и «меня нельзя любить». Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы.

Социальный уровень (уровень соблюдения норм общества).

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою принадлежность своей семье, роду. Он четко знает кто он, чей сын (дочь). Он знает на кого похож и чье поведение повторяет. Ребенок из благополучной семьи на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Мальчик (девочка), сын (дочь) такого-то». Ребенок из детского дома на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Никто», «детдомовец». Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: «прилипала», «агрессор», «негативный лидер» и т. д. В группе детского дома дети живут по своим нормам и правилам. Например, прав тот, кто сильнее, обеспечить собственную безопасность нельзя (нормы и правила близкие к дедовщине). Найди сильного, выполняй все, что он прикажет, и тогда сможешь выжить. Все, кто не в группе — чужаки (враги), ни к кому не привязывайся, все равно бросят и т.д. После выпуска из сиротского учреждения детям крайне сложно жить самостоятельно, иметь семью, воспитывать собственных детей, удерживаться на работе.

Подобный образ себя постоянно находит подтверждение в той информации извне, которую ребенок отбирает из всего потока. Он чрезмерно внимателен к отрицательной информации о себе и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.

«Катастрофическая модель мира» приводит к следующим искаженным представлениям о себе и о мире:

— представлениях о собственной непривлекательности;

— представлениях о собственной «опасности»;

— нарушениях веры в других;

— люди, которые любят меня, издеваются надо мной;

— другие люди опасны;

— нарушениях доверия к миру;

— публичные места, такие как школы, больницы, социальные службы, опасны, там меня могут обидеть или отвергнуть

— преступность — нормальное явление.

Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, — как способных причинить ему боль.

Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимости.

Эмоциональный уровень. На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он об этом или нет, ребенок труднее вступает с другим в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Особенно необходимо обратить внимание, что строгий взгляд, которым обычно пользуются родители для влияния на поведение ребенка, не оказывает на приемного ребенка нужного воздействия, провоцирует на агрессию.

Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные проявления. К ним относится, и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном.

Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ними что-то случилось. В результате он может обижать других или действовать вызывающе, тем самым провоцируя наказания или ответную агрессию!!!

Особенно часто это начинает проявляться, когда ребенок пытается сформировать привязанность к принимающей семье. Он начинает испытывать чувство вины за предательство «своих», МОЖЕТ провоцировать приемных родителей на наказание, поддерживая этим фантазию о собственных идеальных родителях. Желая вернуть себе потерянную любовь, ребенок пытается взять себе что-то ценное для другого. По нашим наблюдениям, если ребенок строит удовлетворяющие его отношения в принимающей семье, то он может пройти через ситуацию воровства в семье, если отношения отличаются холодностью, он активно начинает воровать у других взрослых, например, у учительницы. При этом ребенок способен сформировать вторичную привязанность к членам замещающей семьи.

Для этого ему нужны время и терпение со стороны родителей.

Условия построения отношений с детьми с депривационными нарушениями в развитии:

* Обеспечение сенсорно-богатой среды;

* Восполнение потребности в безопасности;

* Предоставление автономии;

* Соблюдение границ личностного пространства ребенка;

* Приоритет Игры.

«Влияние разлук и потерь на развитие ребенка»

Потери обычно подразделяются на две категории:

1. Потери, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни

2. Потери, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.

Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.

Потери также можно разделить на три типа:

Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.

Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.

Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:

Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя — это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).

Боль от потери может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими — травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

Принимая ребенка, вы должны предвидеть, что его прошлый опыт будет влиять на его жизнь в вашей семье. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно

настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. Если вы видите зло, ищите боль.

Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. Это просто другой путь, который они выбрали, чтобы справиться с болью. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, ребенок как бы переживает «наводнение» своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

Случай. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка «вдруг» вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее «забыла», как говорят психологи «вытеснила» ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила «эхо травмы». Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.

При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.

СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМЫ

1. ОТРИЦАНИЕ СЛУЧИВШЕГОСЯ/ ШОК

Временный уход от реальности – «Этого на самом деле не произошло. Стремление «спрятать голову в песок». «Я проснусь и обнаружу, что все в порядке».

2. ГНЕВ

Ворчливость, раздражительность.

Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего — на самого близкого, врача или на Бога.

3.ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ

Синдром «кома в горле».

Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.

Одиночество – «Никто не в силах меня понять».

Чувство вины – «Должно быть, я что-то сделал не так».

4. СТРАХ «ТОРГОВЛЯ» С БОГОМ

Масса тревог и сомнений в своих действиях: «Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива», «Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи», «Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось».

Масса сомнений и недоверия: «Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?»

Пустые мечтания — попытки найти волшебное решение.

Мысли вроде «Если бы только…»: «Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)» и т. д.

Молитвы-«сделки»: «Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…»

5. УПОРСТВО

Нежелание уйти от печали и чувства потери.

Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).

Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение — предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).

ПРИМИРЕНИЕ С УТРАТОЙ

Ребенок уже может спокойно строить отношения с новой семьей — горечь утраты еще остается, но не мешает ему жить дальше.

Снова появляется душевный покой.

Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребенок вспоминает о пережитом.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Процесс скорби:

Это нормальная часть человеческой жизни;

Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;

Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;

Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей. По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы «забывает» многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать «наводнение» своими травматическими воспоминаниями.

Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и «превратятся» в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но, не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Для приемного ребенка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:

* их чувства и эмоции очень важны;

* о них будут заботиться;

* их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;

* замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.

Источник