Влияние деятельности на психологическое развитие ребенка

Влияние продуктивной деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный период в соответствии с закономерностями психического развития является подготовкой к обучению.
Успешное обучение ребенка в школе невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание. Ранний возраст ребенка (от года до трех лет) является сенситивным для интенсивного развития всех познавательных процессов. В это время активно обогащается восприятие, совершенствуются память, внимание, формируется мышление, развивается двигательная сфера. В раннем возрасте начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие ребенка. Это предметная деятельность, игра и продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Предметная деятельность играет ведущую роль в развитии детей раннего возраста. В связи с ее бурным развитием в этом возрасте у детей возникают предпосылки к овладению рисованием, которое в дошкольном возрасте превращается в особый вид деятельности – изобразительную деятельность.
Изобразительная деятельность является первым продуктивным видом деятельности ребенка и помогает ребенку передать свои впечатления об окружающем его мире на бумаге, в глине или других материалах.
Малыши учатся наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать каракули, и постепенно они осознают то, что рисунок может изображать те или иные предметы, т. е. происходит усвоение изобразительной функции рисования.
Рисование напрямую связано с важнейшими психическими функциями – восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Занятие рисованием способствует развитию каждой из этих функций и одновременно согласовывает их между собой, помогает ребенку упорядочить новые бурно усваиваемые знания.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами. Уже в младенческом возрасте (с 6 месяцев) можно предложить рисование пальчиковыми красками. Вместо готовых пальчиковых красок можно использовать крахмал, закрашиваемый пищевыми красителями. Наносить такую краску можно как руками, так и ватными палочками, лопаточкой, вилкой и любыми другими подручными материалами. Кроме рисования, дети также очень любят заниматься с пластичными материалами. Детям до года и второго года жизни в первую очередь можно предложить соленое тесто, которое также можно закрашивать пищевыми красителями.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня – восприятие. Оно является основой мышления, практической деятельности человека (как взрослого, так и ребенка). Восприятие ребенка раннего возраста носит непроизвольный характер. Ребенок пока еще не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах окружающей действительности малыш замечает то. что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Однако, воспринимая целое, ребенок плохо схватывает детали. Восприятие детей обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами. Малышу надо прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, поманипулировать с ним, чтобы создать целостный образ предмета. Развитие восприятия в раннем возрасте определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. И именно в процессе изобразительной деятельности развиваются и совершенствуются эти параметры.
Первичным звеном на пути к становлению изобразительной деятельности является двигательно-осязательный опыт ребенка, накапливаемый им в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает и обогащает восприятие малыша. Со стороны взрослого необходима поддержка в виде специально организованной предметноразвивающей среды и стимулирующего взаимодействия. Важно, чтобы взрослый озвучивал деятельность малыша: называл цвета, пытался увидеть в линиях и каракулях реальные предметы и явления окружающей действительности («дорожка», «мячик», «солнышко» и т. д.). Такое внимание взрослого будет побуждать ребенка к совместному творчеству.
Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается новый вид восприятия – восприятие пространства. Ребенок переходит к более сложным изображениям, которые состоят из нескольких деталей: домик, солнышко, лесенка и т. д. Для развития пространственного восприятия очень важно опираться на такие виды продуктивной деятельности, как конструирование и лепка. В процессе целенаправленного создания образа из нескольких деталей ребенку надо учитывать соотнесение частей предмета между собой.
Для того чтобы легче усваивалось пространственное соотнесение деталей предмета, важно дать ребенку возможность обследовать предмет с помощью наглядно-действенных способов исследования. Занятия по лепке способствуют развитию пространственного восприя-
тия, так как лепные фигуры имеют объем, детали предметов также располагаются в определенной относительности друг к другу. К тому же дети очень любят обыгрывать лепные поделки. Развитие восприятия пространства, знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук являются вторым этапом развития восприятия.
Для развития тактильного восприятия важно знакомить детей с различными изобразительными материалами: пальчиковые краски, краски из крахмала, краска из муки, гуашь, темпера, соленое тесто, глина, пластилин и т. д. В создании некоторых из этих материалов должен поучаствовать и сам малыш.
Развитие восприятия находится в тесной связи с развитием мышления ребенка. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется: он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Это развитие происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для развития последующего. В раннем возрасте (примерно к двум с половиной годам) мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Наглядно- действенное мышление формируется к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 2,5-3 года и становится ведущим к 6-6,5 года5.
Таким образом, ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития.
Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием способствуют накоплению графических символов, образов у ребенка.
При занятиях изобразительными видами деятельности одновременно действуют зрительные,
двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, которые включают в работу различные виды памяти одновременно (двигательную, зрительную, тактильную и слуховую).
Так как дети получают удовольствие от процесса и результатов своей «художественной» деятельности, происходит интенсивное развитие эмоциональной памяти малышей, а это одно из самых важных свойств детской памяти.
В конце второго – начале третьего года жизни начинает развиваться воображение ребенка. Такие виды деятельности, как конструирование, лепка и рисование, способствуют развитию как воссоздающего (репродуктивного), так и творческого (продуктивного) воображения детей. Очень важно учитывать тот факт, что детям нужна внешняя опора для создаваемых ими образов. Поэтому взрослому при организации занятий изобразительной деятельностью важно использовать в качестве образцов игрушки, картинки с предметами, которые планируется нарисовать или вылепить.
Уже в дошкольном возрасте в процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движение руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача – использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.
Таким образом, становление изобразительной деятельности выступает как определенная сторона процесса психического развития ребенка, не сводимая к проявлению какой-либо одной психической способности. Она имеет синтетический характер. Это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи.
Источник
Сами виды деятельности являются частью общественно-исторического опыта. Осваивая ту или иную деятельность, проявляя активность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. На этой основе у него формируются разнообразные способности и свойства личности. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания. Это определяет ведущую роль деятельности в воспитании и развитии ребенка. В разные периоды развития и воспитания детей разные виды деятельности сосуществуют и взаимодействуют, но роль их в воспитании и развитии 0ребенка неодинакова: на каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности, в котором проявляются основные достижения развития. Различные виды деятельности, формируясь в условиях воспитания и обучения, осваиваются ребенком не сразу: лишь постепенно овладевают ими дети под руководством воспитателей. В состав каждой деятельности входят такие элементы: потребность, мотивы, цель, предмет деятельности, средства, действия, осуществляемые с предметом, и, наконец, результат деятельности.
В первые годы жизни основными видами деятельности детей становятся общение со взрослыми и действия с предметами. В ходе общения воспитатели вводят детей в мир предметов. Именно таким путем дети овладевают специфической предметной деятельностью. При этом само общение становится для ребенка необходимой потребностью.
Организация предметной деятельности является одной из задач воспитания детей первых двух лет жизни и в семье, и в дошкольных учреждениях, т. к. в ней происходит развитие всех познавательных процессов, целей и мотивов поведения.
Ко второму полугодию третьего года жизни ребенка предметная деятельность и общение достигают достаточно высокого уровня развития, создается основа для перехода к игровой и изобразительной деятельности. В общении и деятельности, организуемых взрослыми, у детей формируются самые первые формы самосознания. Ребенок начинает выделять себя из окружающих людей, осознавать свои возможности. На этой ступени развития самостоятельности дети стремятся частично ограничить опеку взрослых.
Если активность и самостоятельность детей раннего возраста вызываются непосредственным присутствием и влиянием взрослых, то дети 4—6 лет все более самостоятельно, по собственному побуждению включаются в разнообразную деятельность.
Научные исследования показали, как развивается социальная, познавательная активность дошкольников в игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте становится ведущей. В играх под руководством воспитателей дети усваивают различные способы действий, знания о предметах, их свойствах и признаках. Дети осмысливают также пространственные, временные отношения, связи по сходству, тождеству, овладевают понятиями. Подвижные игры способствуют развитию движений, их качеств, пространственной ориентировке. В совместных играх дети осознают и усваивают отношения между людьми, значение согласования действий, расширяют представления об окружающем. В игровой ситуации, в процессе обучения на занятиях у дошкольника проявляются волевые качества характера. Формирование нравственного сознания характеризуется появлением чувства долга и других социальных чувств.
У детей старшего дошкольного возраста содержание игровой деятельности становится многообразнее и возможности всестороннего развития детей расширяются. Игра способствует развитию воображения, углублению знаний об окружающей действительности, о труде людей, формированию коллективистических черт личности.
Наряду с игрой в этом возрасте развиваются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Они являются источниками развития воображения, конструктивного мышления, художественных способностей, творчества.
Регулярные трудовые задания воспитывают и развивают умения подчинять свою деятельность общественным интересам, руководствоваться общественной пользой, радоваться общим результатам труда.
Элементарная учебная деятельность на занятиях способствует усвоению знаний об окружающей природе, общественной жизни, о людях, а также формированию умственных и практических умений. Если в 3—4 года внимание детей в процессе обучения фиксируется на конкретных фактах и явлениях из жизни природы, людей, то обучение детей 5—6 лет направлено на усвоение существенных связей и отношений, на обобщение этих связей и формирование простейших понятий, что подводит к развитию у детей понятийного мышления. Усвоенные знания и развитые умственные способности используются детьми в разнообразных играх и труде. Все это влияет на развитие личности ребенка, формирует у него интерес к новому содержанию деятельности.
Дети раннего возраста характеризуются слабостью, беспомощностью, ранимостью. Вместе с тем это возраст самых высоких темпов роста и развития. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное развитие, необходимо охранять и укреплять здоровье детей, заботиться о правильной организации их жизни, о создании условий, способствующих эмоционально-положительному состоянию каждого ребенка.
В младшем школьном возрасте главным становится учение, и оно осознается детьми как общественно значимая деятельность. Новое положение ребенка в обществе обусловливает оценку им своего поведения и поведения сверстников теперь уже с иных позиций — позиций школьника.
Практическое задание
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 99 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | | 4 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.008 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник
Прежде чем уяснить для себя, в чем заключается основная роль деятельности в психическом развитии ребенка, стоит уделить внимание самому понятию деятельности, а также основным ее видам.
Итак, ведущая деятельность ребенка — это тип деятельности, развиваемый в рамках социальной ситуации, которая способствует формированию главных психических образований на том или ином этапе развития. Простыми словами, в каждом возрасте у ребенка преобладает свой вид деятельности, который на тот момент и оказывает ключевое влияние на дальнейшее его психическое развитие.
Ведущую деятельность просто можно охарактеризовать тремя основными признаками:
- это деятельность, в рамках которой получают возможность развиваться иные виды деятельности;
- это деятельность, в рамках которой могут изменяться индивидуальные психические процессы (перестройка может происходить как в рамках ведущей деятельности, так и в других, имеющих с ней генетическую связь видах);
- это деятельность, прямым образом влияющая на основные изменения психического плана ребенка, над которыми в данный период его развития ведется строгий контроль.
На каждом этапе развития в жизни ребенка ведущей становится та или иная деятельность. О переходе от стадии к стадии будет свидетельствовать изменяющаяся деятельность ребенка.Об основных видах деятельности ниже.
Эмоциональное общение — ведущий вид деятельности для младенца
Именно тесное эмоциональное общение малыша с окружающими его взрослыми является основной деятельностью ребенка в первый год после появления на свет. Почему общение? В первую очередь потому, что человек — это общественное существо и именно на общении строится его мир, в общении заключается его основная сущность.
В период от рождения и до года ребенок большую часть времени, когда не ест и не спит, занят тем, что пробует строить новые социальные контакты. Это необходимый этап в развитии малыша, ведь что на фоне этой деятельности у него образуются важные для дальнейшего развития психические образования, такие как желание общаться с окружающими людьми, и хватание как основа мануальных и предметных действий.
Предметно-манипулятивная деятельность — основная у детей в возрасте от 1 до 3 лет
Именно предметно-манипулятивная деятельность является ведущей у детей от года и до трех лет — на начальной ступени дошкольного возраста. В этот период у малышей возникает острая необходимость действовать в обществе, тогда как каких-либо навыков в этой сфере не имеется вовсе.
Именно в это время наступает черед предметно-манипулятивной деятельности, которая на данном этапе будет способствовать получению ребенком некоторого опыта по налаживанию связей и общению с окружающими его людьми.
Игровая деятельность — основа с 3 до 6 лет
Как вид, игровая деятельность доминирует именно в дошкольном возрасте. В процессе сюжетно-ролевых игр дети начинают знакомиться с окружающим миром взрослых: они узнают о профессиях, учатся строить отношения, пробуют понимать и признавать отличные от их точки зрения. Игра помогает ребенку войти в мир взрослых, понять свою роль в нем, способствует развитию целого ряда качеств, о которых поговорим немного позже.
Учебная деятельность — основная с 6 до 11 лет
Речь идет о специальной деятельности, которая становится ведущей для учеников младшей и средней школ. В этот период дети в большинстве своем учатся главному: учиться, используя на практике получаемые в теории знания.
В процессе такой деятельности школьники усваивают целый ряд начальных понятий в самых разнообразных сферах, на базе которых у них формируются знания и навыки, позволяющие свободно ориентироваться в теоритических формах отражения реального мира.
Разнообразие деятельности с 10 до 15 лет
В период полового созревания, с 10 до 15 лет, общение детей осуществляется сразу в нескольких типах деятельности, среди которых:
- трудовая;
- художественная;
- учебная;
- спортивная и пр.
Подростковый возраст для детей характеризуется изменением их роли в семье, но не только. По-другому происходит общение со сверстниками, некоторые изменения касаются повседневной жизни. Большинство детей к этому моменту уже активно задействованы в целом ряде разных видов деятельности.
Вместе с тем игра в их жизни все еще занимает определенно не последнее место. Естественно, что в 10-15 лет ребенка увлекает не столько сам процесс игры, сколько момент соревнования, борьба за лидерство и собственный имидж в глазах друзей, знакомых и одноклассников.
По-прежнему ведущую роль в этом возрасте продолжает играть учебная деятельность. Но если сравнивать ее с той, что была присуща ребенку в младшей школе, то отличия очевидны. В старшей школе в учебной жизни ребенка появляются новые по форме учебные материалы, преобразуются формы обучения, вводятся науки, изучение которых требует активного развития теоритического мышления и желания узнавать что-то новое.
Определенные позитивные изменения касаются и мотивации старшего школьника. В этот период жизни им двигает желание справиться с возложенными на него, как на ученика, обязанностями лучше других, быть готовым к новым занятиям, чтобы занимать особую нишу в коллективе, пользоваться уважением и поддержкой одноклассников.
Основной смысл деятельности в подростковом возрасте — это стремление к самосовершенствтванию и желание самообразовываться.
Основная деятельность в возрасте 15-17 лет
По-прежнему в период юношества основной является учебная деятельность. Но по сравнению с той, что имела место в средней школе, она снова претерпевает некоторые изменения. В этот период она максимально гармонирует с производительным трудом, что в первую очередь продиктовано стремлением юношей и девушек определиться с будущей профессией, наметить ценностные ориентации.
Главный навык в этом возрасте в рамках учебной деятельности — это способность и желание ребенка строить план дальнейших действий, а также поиск средств, способных помочь этот план реализовать в жизнь. В этот же период учебная деятельность способствует формированию целого ряда подтверждающих развитие самосознания идеалов, в числе которых политические, эстетические и нравственные.
Говоря о целостной картине психического развития ребенка в ходе смены видов ведущей деятельности, можно отметить основные закономерности:
- Перечисленные выше типы деятельности могут сменять друг друга только в указанном порядке и никак иначе.
- Для нормального психического развития ребенка необходимо добиться устранения разрыва в рассмотрении его аффективно-потребностной сферы и познавательных сил.
Ниже мы рассмотрим подробнее особенности ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте — продуктивной и игровой.
Продуктивная деятельность: виды и особенности
Продуктивной называют деятельность, основная задача которой — это получение конечного продукта с определенными характеристиками. Ее подвиды — это изобразительная и конструктивная деятельность.
Формируется она в дошкольном возрасте параллельно с игрой и играет огромную роль в развитии психики ребенка, в первую очередь потому, что процесс создания нового продукта связан с развитием целого ряда навыков и процессов:
- когнитивных;
- эмоционально-волевых и пр.
О степени развития продуктивной деятельности можно судить по стремлению ребенка добиваться цели, причем независимо от того, выполняется задание согласно образцу или исключительно по личному творческому замыслу.
Малышей в процессе, как правило, мотивирует совсем не конечный результат, а непосредственно сама деятельность. Но если правильно работать с ними в этом направлении, то со временем выработается потребность получать удовлетворение не только от процесса, но и от результата собственных стараний.
Анализируя результаты продуктивной деятельности дошкольников, можно досконально понять, каким они видят мир вокруг себя, как его воспринимают и какие эмоции испытывают. Продуктивная деятельность, как уже отмечалось выше, может воплотиться:
- в рисовании;
- в лепке;
- в конструировании и т.д.
В процессе рисования появляются рисунки, по которым можно судить об эмоциональном отношении дошкольника к миру. Чем наблюдательнее и любознательнее ребенок, тем красочнее и интереснее будут его рисунки. Изобразительная деятельность, в свою очередь, самым положительным образом повлияет на:
- мыслительные процессы;
- воображение;
- восприятие;
- память;
- зрительно-моторную координацию.
Главные средства, с помощью которых ребенок демонстрирует на рисунке отношение к окружающему миру — это цвет и линия. Родители могут и должны принимать непосредственное участие в процессе рисования вместе с детьми.
Лепка — уникальная возможность для ребенка изобразить какие-либо предметы в трехмерном пространстве. Дошкольники получают особенное удовлетворение от того, что могут экспериментировать с формой предмета, добавляя ему необходимую выразительность.
Процессу лепки и способности добиться нужной выразительности стоит уделять самое пристальное внимание. Пальчики ребенка во время работы с пластилином, глиной или тестом получают необходимую нагрузку, таким образом, постепенно готовятся к работе в школе. Принимая во внимание необходимость щадящих тренировок для рук, также можно периодически заниматься с малышом аппликациями.
Поделки из подручных материалов и их роль в жизни дошкольника
Прогулки на улице в дошкольном возрасте могут и должны сопровождаться совместным с родителями поиском интересных природных материалов для выполнения поделок. Например, можно собирать с ребенком шишки, ветки, всевозможные коряги, желуди и каштаны. Из них дома вместе с крохой можно сделать как отдельные поделки, так и целые композиции для украшения комнаты.
В процессе работы с природными материалами развивается мелкая моторика рук ребенка, тренируется зрительно-моторная координация, что опять же важно для процесса подготовки к школе.
Работая над изготовлением творческой работы, используя бумагу, природные материалы, краски или пластилин, ребенок учится выделять в предмете те стороны, которые получится воспроизвести с помощью имеющихся для поделки материалов.
В дошкольном возрасте предметное восприятие у малыша недостаточно развито, и такие основные признаки предмета, как форма, величина или цвет, для детей существуют только в контексте с предметами. Именно поэтому становится очевидным, что предметная деятельность в тех проявлениях, что указаны выше, стимулирует развитие мышления и восприятия у дошкольника.
Рисуя и закрашивая рисунки, ребенок учится отделять форму и цвет от предмета, а также пробует связывать отдельные части предметов в процессе конструирования и выделять объёмную форму во время работы с пластилином.
В результате ребенок начинает лучше понимать, что такое цвет, форма, объем и величина, используя эти понятия в процессе мышления, сравнивания их и заменяя.
Перечисленные выше продуктивные виды деятельности помогут подготовить ребенка к школе.
Игровая деятельность — ведущая в жизни дошкольника
А теперь, как было обещано выше, подробнее расскажем о том, какую место занимает игра в жизни дошкольника. Дело в том, что до 6 лет именно игровая деятельность является главной в жизни ребенка. Основная причина кроется вовсе не в том, что ребенок любит играть и имеет для этого достаточно времени. Игра необходима дошкольнику для нормального развития психики, поэтому не может быть исключена из его жизни.
В процессе игры у ребенка активно формируется целый ряд психических качеств и личностных особенностей. В игре также формируются и развиваются и другие виды деятельности, свойственные детям на разных этапах жизни.
Игра оказывает прямое влияние на формирование произвольных психических процессов. Во время игры дети учатся быть более внимательными, запоминают новую информацию, концентрируются с гораздо большим эффектом, чем этого можно от них ожидать в процессе обучающей деятельности.
Основная цель — сконцентрироваться и запомнить – в игровом процессе становится для ребенка более выполняемой, так как этого от него требуют правила и условия игры. Малышу просто необходимо запоминать сюжет, сценарий, роли, концентрировать внимание на принимающих участие в игровом процессе предметах и людях.
Если ребенок не проявит терпение и старательность и откажется запоминать правила и сюжет игры, то его могут исключить из игры, а это самое последнее, чего может хотеть малыш, увлечённый процессом. В этом возрасте для него жизненно важно общаться, имея эмоциональное поощрение как от сверстников, так и от взрослых, мотивирующее его сосредоточиваться и запоминать.
В процессе игры развивается умственная деятельность дошкольника, который учится замещать предметы, давать им специальные игровые роли. В таких случаях именно предметы-заместители становятся основой для развития мышления. Используя их в игре, ребенок учится правильно мыслить о реальных предметах. Со временем дошкольник сможет перейти от мышления к плану представлений.
Дополнительно можно отметить, что в процессе игры ребенок учится ставить себя на место других людей, в том числе и взрослых, предугадывая их поведение в зависимости от ситуации и формируя на основании этого собственную линию поведения. Ролевая игра способствует развитию воображения дошкольника. Перевоплощаясь из роли в роль, ребенок моделирует ситуации и ищет разные варианты их разрешения.
Старшие дошкольники в игре не всегда используют предметы-заместители, часто исключают лишние, на их взгляд, игровые действия. После пяти лет дети уже умеют отождествлять предметы с действиями умственно.
В заключение сделаем вывод о том, какова же роль деятельности в психическом развитии ребенка. В каждом возрасте определенный вид деятельности позволяет ребенку перейти на новую ступень развития, совершенствуя целый перечень психических процессов, начиная от зрительно-двигательной моторики и заканчивая мышлением.
Важно понимать, что деятельность и обучение — это единый процесс, который лежит в основе развития детской психики. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше типов деятельности ему будет доступно. При этом каждая из них будет оказывать на него особое влияние.
Источник