Влияние деятельности на психическое развитие ребенка

Влияние деятельности на психическое развитие ребенка thumbnail

Внешние и внутренние действия. Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Малыш четырех-пяти лет значительную часть времени проводит в играх. Он изображает доктора, который лечит больного, пограничника, парикмахера или учителя. Кроме того, он рисует, возводит дворцы из строительно-го материала, слушает сказки и рассказы, дежурит по группе в детском саду, помогает маме накрывать на стол…

Все эти действия можно определенным образом сгруппировать, отнести к разным видам деятельности. Деятельностью на-зывается совокупность действий, отвечающих од-ним и тем же побуждениям. Так, действия ребенка в сюжетно-ролевой игре могут быть очень разными (одно дело — изображать шофера, совсем другое — воспитательницу), но все они служат для разыгрывания той или иной роли и побуж-даются интересом ребенка к жизни взрослых.

Деятельность включает как внешние, практические действия, так и внутренние, психические. Ведь для того, чтобы, например, играть в доктора, недостаточно просто вставлять палочку под мышку кукле. Нужно представлять себе, что кукла — это больной ребенок, а палочка — термометр. Внешние игровые действия реа-лизуют замысел игры, который строится в уме.

Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельнос-ти, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. И общий путь такого усвоения состоит в том, что сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. Это легче всего заметить на примере действия с предметами. Наблю-дая за тем, как дети разного возраста выполняют одни и те же задания, можно обнаружить, что внешние действия переходятво внутренние.

Если ребенку двух лет дать доску с двумя вырезами — квад-ратным и круглым — и два вкладыша такой же формы и пока-зать, как вкладыши вставляются в отверстия, он обычно, подра-жая взрослому, берет первый попавшийся вкладыш и пытается втиснуть его в любой вырез. Если вкладыш не лезет, ребенок нередко начинает его вколачивать и только после дополнительно-го указания взрослого переносит к другому отверстию и, наконец, вкладывает. Ребенок немного постарше — года в два с половиной– действует несколько иначе. Он тоже берет вкладыш без выбора и подносит его к одному из отверстий. Однако теперь уже не вколачивает то, что не влезет, а сразу обнаруживает ошибку и без дополнительной помощи исправляет. Он научился сначала пробовать, потом делать. Ребенок трех лет уже не нуждается в пробах, а, только посмотрев на отверстия и вкладыши, размещает их верно. Это значит, что сравнение формы отверстий и вклады-шей он теперь выполняет в уме. Откуда появилось это внутреннее действие, которым еще полгода назад малыш не владел? Его ис-точником стали те пробы, которые раньше ребенок делал руками. Продолжим опыт, предложив тому же трехлетке другую, несколь-ко более сложную задачу. Перед ним размещается простейший рычаг. На гвоздик, вбитый в стол, надета линейка с дырочкой посередине. Один конец линейки повернут к ребенку, сидящему за столом, и он его может достать. На другом конце укреплена привлекательная картинка. Взрослый сразу бы понял, что линей-ка поворачивается вокруг гвоздика и, для того чтобы достать картинку, нужно ближний конец оттолкнуть от себя. Но трехлетка, оказывается, этого не понимает. Он пытается тащить доступный конец линейки к себе и, только убедившись в том, что картинка при этом не приближается, меняет направление движения.

Для ребенка четырех лет такая задача уже вполне доступна: он проделывает нужную пробу в уме и сразу толкает ближний конец линейки от себя. Но это вовсе не означает, что теперь он может решать в уме любые задачи. Дадим ему несколько пало-чек и попросим посчитать, сколько будет 2 + 3. Скорее всего, ребе-нок (конечно, если он умеет складывать) сначала отсчитает и отложит в сторону 2 палочки, потом отдельно еще 3, затем сдвинет их все вместе и заново пересчитает. Безусловно, в конце кон-цов, наступит день, когда ребенок начнет считать в уме, без внеш-них перемещений палочек, но еще и тогда будет помогать себе, загибал пальцы…

Из этих примеров видно, что на протяжении дошкольного дет-ства образуются новые, все более сложные внутренние действия. Но чтобы такое образование происходило, перед ребенком долж-ны возникать все более сложные задачи и он должен учиться их решать. Так и получается в действительности.

Новые задачи все время ставит перед ребенком сама деятель-ность, которая его привлекает и которой он стремится заниматься. Он учится делать все более красочные и подробные рисунки, все более разнообразные постройки, изображать в играх все более широкий круг событий окружающей жизни.

Каждый вид деятельности вносит свой вклад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны. Установлено, что в каж-дом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим.Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности.

Сначала это — эмоциональное общение со взрослыми, потом — предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каж-дый новый вид ведущей деятельности зарождается внутри преды-дущего в виде отдельных действий, но эти действия превращаются в новую целостную деятельность, когда у ребенка появляют-ся новые побуждения. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослого. Самое важное и интересное для него — именно взрослый человек. Даже на яркие, привлекательные игрушки он вначале обращает внимание только в том случае, если их показывает ему взрослый. Обучившись простейшим действиям с предметами, младенец использует эти действия для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого, пообщаться с ним.

Затем происходит перелом — предметы начинают интересо-вать, привлекать ребенка уже сами по себе, а взрослый становит-ся его сотрудником и помощником в овладении ими, открывает ему тайны употребления предметов. Это значит, что у малыша сложилась новая ведущая деятельность — предметная.

Овладевая действиями с предметами, ребенок под руковод-ством взрослых осваивает и некоторые действия, которые потом станут игровыми (например, укрывает куклу одеяльцем). Но до известного момента такие действия не имеют для ребенка игро-вого смысла (он не представляет себе при этом, что укладывает спать ребенка). Чтобы возникла новая ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, интересы ребенка должны переместиться с предметов на действия взрослых людей, которые он начинает изображать, пользуясь игрушками.

Хотя в ходе развития ребенка один вид ведущей деятельности сменяется другим, это совсем не значит, что та деятельность, ко-торая раньше была ведущей, исчезает. Она сохраняется и продол-жает развиваться, но отходит на второй план. И общение, и пред-метная деятельность, и игра существуют у взрослого человека, но принимают другие формы.

Ведущая деятельность привлекает ребенка больше других видов деятельности, и поэтому в ней ребенок обнаруживает свои максимальные возможности. Так, в игре дошкольник может сде-лать многое из того, что для него непосильно в других усло-виях.

В одном психологическом исследовании изучалось, в каких условиях ребенок может дольше стоять неподвижно — по прямой просьбе взрослого или исполняя в игре роль часового. В другом исследовании сравнивали количество слов, которое может запом-нить дошкольник в игре (он был «покупателем», который прихо-дит в «магазин» и перечисляет заказанные ему покупки) и вне игры. В обоих случаях оказалось, что в игре результаты значи-тельно выше.

Значение, которое имеет игра для ребенка-дошкольника, учи-тывается при разработке форм и методов дошкольного воспита-ния. Любое задание дети принимает и выполняют лучше, если оно дается им в игровой форме.

1.1. Общение и психическое развитие ребенка

Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослых. И важно не только то, что взрослые кормят, моют, пеленают младенца. Не меньшее значе-ние для его нормального развития и даже для сохранения самой его жизни с самого начала имеет общение. Взрослый склоняется над ребенком, улыбается ему, берет его на руки, разговаривает (не беда, что малыш еще не понимает слов) и этим вызывает у самого ребенка уже в полтора-два месяца улыбку, двигатель-ное оживление, ответные звуки. Так начинает складываться первая деятельность ребенка–деятельность эмоционального об-щения.

Младенцы, с которыми взрослые мало общаются, резко отста-ют в развитии и нередко даже погибают. Это обнаружилось в годы первой и второй мировых войн, когда много маленьких детей, лишившись родителей, оказались в приютах, Домах ребен-ка, где не хватало персонала. Несмотря на то что дети были обес-печены нормальным питанием и необходимыми санитарно-гигиеническими условиями, процент детской смертности был очень высок, а те, которые выживали, развивались плохо — они вовремя не садились, не начинали ходить и говорить, оставались безучастными ко всему окружающему. Налаживание общения оказалось единственным средством, которое помогало преодолеть эту отста-лость в развитии.

Общение и в дальнейшем остается источником психического развития ребенка. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая сама становится важнейшим средством общения и играет огромную роль в деятельности ре-бенка и в познании им окружающего мира.

Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает, для чего нужны предметы, как с ними следует обращаться, сам начинает овладе-вать разнообразными действиями. В играх он, пользуясь сведе-ниями, полученными от взрослых, изображает еще недоступные ему действия людей, их отношения между собой. Мы уже говори-ли о том, как влияет на психическое развитие ребенка его дея-тельность. Но эта деятельность сама не могла бы развиваться, если бы взрослые не общались с ребенком, не передавали бы ему разными путями опыт, накопленный человечеством.

Основным путем передачи этого опыта является обучение –общение взрослого с детьми, специально направленное на то, что-бы развить их деятельность, дать им необходимые для выполне-ния деятельности знания, умения и навыки.

Один из главных вопросов, которые решает психология,– воп-рос о взаимосвязи обучения и психического разви-тия.

Ведущая роль обучения. Что «идет впереди» — обучение или психическое развитие ребенка? На первый взгляд представляется, что развитие: ведь для того, чтобы обучать ребенка чему-то, нуж-но, чтобы он был к этому подготовлен: мог понять, усвоить то, чему его учат, т. е. был достаточно для этого развит. Чем младше ребенок, тем более просты доступные ему знания и умения. Было бы странно пытаться показывать двухлетнему ребенку, как пи-шутся буквы, или объяснять четырех-шестилетнему устройство атомного реактора.

На каждой ступени развития обучение должно учитывать, что может усвоить ребенок. Но достаточно задать вопрос, откуда- воз-ник тот уровень развития, которого он уже достиг, чтобы стало ясно: это — результат предшествующего обучения. Да, двухлетний ребенок еще не готов к тому, чтобы научиться писать буквы, но его вполне можно научить, например, правильно держать ложку или узнавать изображенную на картинке собаку. И можно только потому, что до этого он учился более простым действиям, и при этом у него развились движения, восприятие, речь.

Обучение всегда опережаетразвитие. Это опережение выра-жается в том, что в процессе обучения — под руководством взрос-лого, вместе с ним — ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно.

Опираясь на уже имеющиеся возможности ребенка, обучение каждый раз создает новые возможности.

Источник

Сами виды деятельности являются частью общественно-исторического опыта. Осваивая ту или иную деятельность, проявляя активность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. На этой основе у него формируются разнообразные способности и свойства личности. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания. Это определяет ведущую роль деятельности в воспитании и развитии ребенка. В разные периоды развития и воспитания детей разные виды деятельности сосуществуют и взаимодействуют, но роль их в воспитании и развитии 0ребенка неодинакова: на каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности, в котором проявляются основные достижения развития. Различные виды деятельности, формируясь в условиях воспитания и обучения, осваиваются ребенком не сразу: лишь постепенно овладевают ими дети под руководством воспитателей. В состав каждой деятельности входят такие элементы: потребность, мотивы, цель, предмет деятельности, средства, действия, осуществляемые с предметом, и, наконец, результат деятельности.

В первые годы жизни основными видами деятельности детей становятся общение со взрослыми и действия с предметами. В ходе общения воспитатели вводят детей в мир предметов. Именно таким путем дети овладевают специфической предметной деятельностью. При этом само общение становится для ребенка необходимой потребностью.

Организация предметной деятельности является одной из задач воспитания детей первых двух лет жизни и в семье, и в дошкольных учреждениях, т. к. в ней происходит развитие всех познавательных процессов, целей и мотивов поведения.

Ко второму полугодию третьего года жизни ребенка предметная деятельность и общение достигают достаточно высокого уровня развития, создается основа для перехода к игровой и изобразительной деятельности. В общении и деятельности, организуемых взрослыми, у детей формируются самые первые формы самосознания. Ребенок начинает выделять себя из окружающих людей, осознавать свои возможности. На этой ступени развития самостоятельности дети стремятся частично ограничить опеку взрослых.

Если активность и самостоятельность детей раннего возраста вызываются непосредственным присутствием и влиянием взрослых, то дети 4—6 лет все более самостоятельно, по собственному побуждению включаются в разнообразную деятельность.

Научные исследования показали, как развивается социальная, познавательная активность дошкольников в игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте становится ведущей. В играх под руководством воспитателей дети усваивают различные способы действий, знания о предметах, их свойствах и признаках. Дети осмысливают также пространственные, временные отношения, связи по сходству, тождеству, овладевают понятиями. Подвижные игры способствуют развитию движений, их качеств, пространственной ориентировке. В совместных играх дети осознают и усваивают отношения между людьми, значение согласования действий, расширяют представления об окружающем. В игровой ситуации, в процессе обучения на занятиях у дошкольника проявляются волевые качества характера. Формирование нравственного сознания характеризуется появлением чувства долга и других социальных чувств.

У детей старшего дошкольного возраста содержание игровой деятельности становится многообразнее и возможности всестороннего развития детей расширяются. Игра способствует развитию воображения, углублению знаний об окружающей действительности, о труде людей, формированию коллективистических черт личности.

Наряду с игрой в этом возрасте развиваются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Они являются источниками развития воображения, конструктивного мышления, художественных способностей, творчества.

Регулярные трудовые задания воспитывают и развивают умения подчинять свою деятельность общественным интересам, руководствоваться общественной пользой, радоваться общим результатам труда.

Элементарная учебная деятельность на занятиях способствует усвоению знаний об окружающей природе, общественной жизни, о людях, а также формированию умственных и практических умений. Если в 3—4 года внимание детей в процессе обучения фиксируется на конкретных фактах и явлениях из жизни природы, людей, то обучение детей 5—6 лет направлено на усвоение существенных связей и отношений, на обобщение этих связей и формирование простейших понятий, что подводит к развитию у детей понятийного мышления. Усвоенные знания и развитые умственные способности используются детьми в разнообразных играх и труде. Все это влияет на развитие личности ребенка, формирует у него интерес к новому содержанию деятельности.

Дети раннего возраста характеризуются слабостью, беспомощностью, ранимостью. Вместе с тем это возраст самых высоких темпов роста и развития. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное развитие, необходимо охранять и укреплять здоровье детей, заботиться о правильной организации их жизни, о создании условий, способствующих эмоционально-положительному состоянию каждого ребенка.

В младшем школьном возрасте главным становится учение, и оно осознается детьми как общественно значимая деятельность. Новое положение ребенка в обществе обусловливает оценку им своего поведения и поведения сверстников теперь уже с иных позиций — позиций школьника.

Практическое задание

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 99 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | | 4 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.007 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Прежде чем уяснить для себя, в чем заключается основная роль деятельности в психическом развитии ребенка, стоит уделить внимание самому понятию деятельности, а также роль деятельности в развитии ребенкаосновным ее видам.

Итак, ведущая деятельность ребенка — это тип деятельности, развиваемый в рамках социальной ситуации, которая способствует формированию главных психических образований на том или ином этапе развития. Простыми словами, в каждом возрасте у ребенка преобладает свой вид деятельности, который на тот момент и оказывает ключевое влияние на дальнейшее его психическое развитие.

Ведущую деятельность просто можно охарактеризовать тремя основными признаками:

  • это деятельность, в рамках которой получают возможность развиваться иные виды деятельности;
  • это деятельность, в рамках которой могут изменяться индивидуальные психические процессы (перестройка может происходить как в рамках ведущей деятельности, так и в других, имеющих с ней генетическую связь видах);
  • это деятельность, прямым образом влияющая на основные изменения психического плана ребенка, над которыми в данный период его развития ведется строгий контроль.

На каждом этапе развития в жизни ребенка ведущей становится та или иная деятельность. О переходе от стадии к стадии будет свидетельствовать изменяющаяся деятельность ребенка.Об основных видах деятельности ниже.

Эмоциональное общение — ведущий вид деятельности для младенца

Именно тесное эмоциональное общение малыша с окружающими его взрослыми является основной деятельностью ребенка в первый год после появления на свет. Почему общение? В первую очередь потому, что человек — роль деятельности в развитии ребенкаэто общественное существо и именно на общении строится его мир, в общении заключается его основная сущность.

В период от рождения и до года ребенок большую часть времени, когда не ест и не спит, занят тем, что пробует строить новые социальные контакты. Это необходимый этап в развитии малыша, ведь что на фоне этой деятельности у него образуются важные для дальнейшего развития психические образования, такие как желание общаться с окружающими людьми, и хватание как основа мануальных и предметных действий.

Предметно-манипулятивная деятельность — основная у детей в возрасте от 1 до 3 лет

Именно предметно-манипулятивная деятельность является ведущей у детей от года и до трех лет — на начальной роль деятельности в развитии ребенкаступени дошкольного возраста. В этот период у малышей возникает острая необходимость действовать в обществе, тогда как каких-либо навыков в этой сфере не имеется вовсе.

Именно в это время наступает черед предметно-манипулятивной деятельности, которая на данном этапе будет способствовать получению ребенком некоторого опыта по налаживанию связей и общению с окружающими его людьми.

Игровая деятельность — основа с 3 до 6 лет

Как вид, игровая деятельность доминирует именно в дошкольном возрасте. В процессе сюжетно-ролевых игр детироль деятельности в развитии ребенка начинают знакомиться с окружающим миром взрослых: они узнают о профессиях, учатся строить отношения, пробуют понимать и признавать отличные от их точки зрения. Игра помогает ребенку войти в мир взрослых, понять свою роль в нем, способствует развитию целого ряда качеств, о которых поговорим немного позже.

Учебная деятельность — основная с 6 до 11 лет

Речь идет о специальной деятельности, которая становится ведущей для учеников младшей и средней школ. В этот учебная деятельностьпериод дети в большинстве своем учатся главному: учиться, используя на практике получаемые в теории знания.

В процессе такой деятельности школьники усваивают целый ряд начальных понятий в самых разнообразных сферах, на базе которых у них формируются знания и навыки, позволяющие свободно ориентироваться в теоритических формах отражения реального мира.

Разнообразие деятельности с 10 до 15 лет

В период полового созревания, с 10 до 15 лет, общение детей осуществляется сразу в нескольких типах деятельности, среди которых:

  • трудовая;
  • художественная;
  • учебная;
  • спортивная и пр.

Подростковый возраст для детей характеризуется изменением их роли в семье, но не только. По-другому происходит общение со сверстниками, некоторые изменения касаются роль деятельности в развитии ребенкаповседневной жизни. Большинство детей к этому моменту уже активно задействованы в целом ряде разных видов деятельности.

Вместе с тем игра в их жизни все еще занимает определенно не последнее место. Естественно, что в 10-15 лет ребенка увлекает не столько сам процесс игры, сколько момент соревнования, борьба за лидерство и собственный имидж в глазах друзей, знакомых и одноклассников.

По-прежнему ведущую роль в этом возрасте продолжает играть учебная деятельность. Но если сравнивать ее с той, что была присуща ребенку в младшей школе, то отличия очевидны. В старшей школе в учебной жизни ребенка появляются новые по форме учебные материалы, преобразуются формы обучения, вводятся науки, изучение которых требует активного развития теоритического роль деятельности в развитии ребенкамышления и желания узнавать что-то новое.

Определенные позитивные изменения касаются и мотивации старшего школьника. В этот период жизни им двигает желание справиться с возложенными на него, как на ученика, обязанностями лучше других, быть готовым к новым занятиям, чтобы занимать особую нишу в коллективе, пользоваться уважением и поддержкой одноклассников.

Основной смысл деятельности в подростковом возрасте — это стремление к самосовершенствтванию и желание самообразовываться.

Основная деятельность в возрасте 15-17 лет

По-прежнему в период юношества основной является учебная деятельность. Но по сравнению с той, что имела место в средней школе, она снова претерпевает некоторые изменения. В этот период она максимально гармонирует с роль деятельности в развитии ребенкапроизводительным трудом, что в первую очередь продиктовано стремлением юношей и девушек определиться с будущей профессией, наметить ценностные ориентации.

Главный навык в этом возрасте в рамках учебной деятельности — это способность и желание ребенка строить план дальнейших действий, а также поиск средств, способных помочь этот план реализовать в жизнь. В этот же период учебная деятельность способствует формированию целого ряда подтверждающих развитие самосознания идеалов, в числе которых политические, эстетические и нравственные.

Говоря о целостной картине психического развития ребенка в ходе смены видов ведущей деятельности, можно отметить основные закономерности:

  1. Перечисленные выше типы деятельности могут сменять друг друга только в указанном порядке и никак иначе.
  2. Для нормального психического развития ребенка необходимо добиться устранения разрыва в рассмотрении его аффективно-потребностной сферы и познавательных сил.

Ниже мы рассмотрим подробнее особенности ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте — продуктивной и игровой.

Продуктивная деятельность: виды и особенности

Продуктивной называют деятельность, основная задача которой — это получение конечного продукта с продуктивная деятельностьопределенными характеристиками. Ее подвиды — это изобразительная и конструктивная деятельность.

Формируется она в дошкольном возрасте параллельно с игрой и играет огромную роль в развитии психики ребенка, в первую очередь потому, что процесс создания нового продукта связан с развитием целого ряда навыков и процессов:

  • когнитивных;
  • эмоционально-волевых и пр.

О степени развития продуктивной деятельности можно судить по стремлению ребенка добиваться цели, причем независимо от того, выполняется задание согласно образцу или исключительно по личному творческому замыслу.

Малышей в роль деятельности в развитии ребенкапроцессе, как правило, мотивирует совсем не конечный результат, а непосредственно сама деятельность. Но если правильно работать с ними в этом направлении, то со временем выработается потребность получать удовлетворение не только от процесса,  но и от результата собственных стараний.

Анализируя результаты продуктивной деятельности дошкольников, можно досконально понять, каким они видят мир вокруг себя, как его воспринимают и какие эмоции испытывают. Продуктивная деятельность, как уже отмечалось выше, может воплотиться:

  • в рисовании;
  • в лепке;
  • в конструировании и т.д.

В процессе рисования появляются рисунки, по которым можно судить об эмоциональном отношении дошкольника к миру. Чем наблюдательнее и любознательнее ребенок, тем красочнее и интереснее будут его рисунки. Изобразительная деятельность, в свою очередь, самым положительным образом повлияет на:

  • мыслительные процессы;
  • воображение;
  • восприятие;
  • память;
  • зрительно-моторную координацию.

Главные средства, с помощью которых ребенок демонстрирует на рисунке отношение к окружающему миру — это цвет и линия. Родители могут и должны принимать непосредственное участие в процессе рисования вместе с детьми.

Лепка — уникальная возможность для ребенка изобразить роль деятельности в развитии ребенкакакие-либо предметы в трехмерном пространстве. Дошкольники получают особенное удовлетворение от того, что могут экспериментировать с формой предмета, добавляя ему необходимую выразительность.

Процессу лепки и способности добиться нужной выразительности стоит уделять самое пристальное внимание. Пальчики ребенка во время работы с пластилином, глиной или тестом получают необходимую нагрузку, таким образом, постепенно готовятся к работе в школе. Принимая во внимание необходимость щадящих тренировок для рук, также можно периодически заниматься с малышом аппликациями.

Поделки из подручных материалов и их роль в жизни дошкольника

Прогулки на улице в дошкольном возрасте могут и должны сопровождаться совместным с родителями поиском интересных природных материалов для выполнения поделок. Например, можно собирать с ребенком шишки, ветки, поделкавсевозможные коряги, желуди и каштаны. Из них дома вместе с крохой можно сделать как отдельные поделки, так и целые композиции для украшения комнаты.

В процессе работы с природными материалами развивается мелкая моторика рук ребенка, тренируется зрительно-моторная координация, что опять же важно для процесса подготовки к школе.

Работая над изготовлением творческой работы, используя бумагу, природные материалы, краски или пластилин, ребенок учится выделять в предмете те стороны, которые получится воспроизвести с помощью имеющихся для поделки материалов.

В дошкольном возрасте предметное восприятие у малыша роль деятельности в развитии ребенканедостаточно развито, и такие основные признаки предмета, как форма, величина или цвет, для детей существуют только в контексте с предметами. Именно поэтому становится очевидным, что предметная деятельность в тех проявлениях, что указаны выше, стимулирует развитие мышления и восприятия у дошкольника.

Рисуя и закрашивая рисунки, ребенок учится отделять форму и цвет от предмета, а также пробует связывать отдельные части предметов в процессе конструирования и выделять объёмную форму во время работы с пластилином.

В результате ребенок начинает лучше понимать, что такое цвет, форма, объем и величина, используя эти понятия в процессе мышления, сравнивания их и заменяя.

Перечисленные выше продуктивные виды деятельности помогут подготовить ребенка к школе.

Игровая деятельность — ведущая в жизни дошкольника

А теперь, как было обещано выше, подробнее расскажем о том, какую место занимает игра в жизни дошкольника. Дело в том, что до 6 лет именно игровая деятельность является детиглавной в жизни ребенка. Основная причина кроется вовсе не в том, что ребенок любит играть и имеет для этого достаточно времени. Игра необходима дошкольнику для нормального развития психики, поэтому не может быть исключена из его жизни.

В процессе игры у ребенка активно формируется целый ряд психических качеств и личностных особенностей. В игре также формируются и развиваются и другие виды деятельности, свойственные детям на разных этапах жизни.

Игра оказывает прямое влияние на формирование произвольных психических процессов. Во время игры дети учатся быть более внимательными, запоминают новую информацию, концентрируются с гораздо большим эффектом, чем этого можно от них ожидать в процессе обучающей деятельности.

Основная цель — сконцентрироваться и запомнить – в играигровом процессе становится для ребенка более выполняемой, так как этого от него требуют правила и условия игры. Малышу просто необходимо запоминать сюжет, сценарий, роли, концентрировать внимание на принимающих участие в игровом процессе предметах и людях.

Если ребенок не проявит терпение и старательность и откажется запоминать правила и сюжет игры, то его могут исключить из игры, а это самое последнее, чего может хотеть малыш, увлечённый процессом. В этом возрасте для него жизненно важно общаться, имея эмоциональное поощрение как от сверстников, так и от взрослых, мотивирующее его сосредоточиваться и запоминать.

В процессе игры развивается умственная деятельность игровая деятельностьдошкольника, который учится замещать предметы, давать им специальные игровые роли. В таких случаях именно предметы-заместители становятся основой для развития мышления. Используя их в игре, ребенок учится правильно мыслить о реальных предметах. Со временем дошкольник сможет перейти от мышления к плану представлений.

Дополнительно можно отметить, что в процессе игры ребенок учится ставить себя на место других людей, в том числе и взрослых, предугадывая их поведение в зависимости от ситуации и формируя на основании этого собственную линию поведения. Ролевая игра способствует развитию воображения дошкольника. Перевоплощаясь из роли в роль, ребенок моделирует ситуации и ищет разные варианты их разрешения.

Старшие дошкольники в игре не всегда используют предметы-роль деятельности в развитии ребенказаместители, часто исключают лишние, на их взгляд, игровые действия. После пяти лет дети уже умеют отождествлять предметы с действиями умственно.

В заключение сделаем вывод о том, какова же роль деятельности в психическом развитии ребенка. В каждом возрасте определенный вид деятельности позволяет ребенку перейти на новую ступень развития, совершенствуя целый перечень психических процессов, начиная от зрительно-двигательной моторики и заканчивая мышлением.

Важно понимать, что деятельность и обучение — это единый процесс, который лежит в основе развития детской психики. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше типов деятельности ему будет доступно. При этом каждая из них будет оказывать на него особое влияние.