Влияние чтения художественной литературы на развитие ребенка

Влияние чтения художественной литературы на развитие ребенка thumbnail



В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей и воспитателей, воспитывающих детей дошкольного возраста по привлечению ребенка к книгам и способствующие развитию речи детей.

Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи.

Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности. В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год назван «Годом литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, а особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка.

Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Самые первые книги читает ребенку мама. Например, маленькому Пушкину читала сказки его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему истории о добрых волшебниках и злых колдунах, королях и королевах, богатырях и разбойниках. Это повлияло на Пушкина в будущем, он вырос и сам стал сочинять волшебные сказки, основой которых послужили рассказы его няни.

Такие всеми любимые и простые в запоминании стихи Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Идет бычок качается», помогают с раннего детства пробудить у детей светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность и заботливое отношение к живому. Всё это подтверждает известное высказывание А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. [5, с. 22]

Воздействие этих произведений длительно. Ярко воспринятые и пережитые нами картины и образы проходят вместе с нами через всю жизнь. Мы не перечитываем каждый месяц Пушкина или Толстого, Маяковского или Горького. Не ходим каждую неделю в «Третьяковку», чтобы насладиться живописью Репина или Сурикова, Пластова или Грекова. Не часто посещаем консерваторию, чтобы услышать творения Бородина или Мусоргского, Шостаковича или Прокофьева. Но образы их произведений живут в нас и оказывают влияние на наш духовный мир. Они сами — частица этого мира.

Писатели раскрывают в детстве истоки становления населения земли, попадают во внутренний мир малыша, постигая сложность и глубину нрава молодого жителя нашей планеты, раскрывают, как складывается персона в противоборстве ясных и темных начал, как она улавливает удовлетворенность и горечь мира, его гармонию и противоречия. Главное, что характеризует творчество лучших писателей, — доверие к детству, уважение к подрастающему человеку, умение видеть в нем потенциальные возможности и задатки, перспективы развития. [2, с. 47]

Читайте также:  Социализация и личностное развитие ребенка

Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности малыша. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы — воспитательная.

В дошкольном возрасте эта задача возлагается на воспитателей в детском саду. Он должен научить ребенка правильно обращаться с книгой, развить у него интерес к чтению. Знакомство в детском саду с любимым всеми детьми дядей Степой из произведения С.В. Михалкова воплощает их мечты о таком герое, с которым они рады повстречаться и подружиться. Их привлекает в нем отзывчивость и решительность, готовность прийти на помощь, попавшим в беду. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе. [3, с. 84]

Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент. Выразительность языка раскрывается для детей в народных сказках; точность слова и последовательность отражается в рассказах; в стихах улавливается музыкальность речи. Лучше всего литературное произведение будет пониматься ребенком лишь в том случае, если он будет к нему соответствующе подготовлен. Следует учитывать, что интерес ребенка к литературе можно привить лишь в том случае, если произведение будет соответствовать интересам малыша, запросам и т. д.

По мере взросления детей продолжают знакомить с образной литературой. Это знакомство будет опираться на ранее заложенный материал в дошкольном возрасте. В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — книга от которой нельзя оторваться. Мальчишеская клятва главного героя романа Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — для многих детей стала примером в жизни. В процессе чтения, как это уже давно установлено отечественными психологами, у детей возникает первое и самое сильное впечатление от прочитанной книги. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус. Недооценивать чтение — значит лишать ребенка радости познания и наслаждения прекрасным, обеднять его нравственно-эстетическое развитие! [2, с. 63].

К сожалению в настоящее время бесстрастная статистика показывает, что интерес к книгам пошел на убыль, уменьшилось посещение библиотек. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, нежели чтением книг. Чтобы привлечь любовь к книге нужно: во-первых, понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стишки, показывать яркие иллюстрации. Во-вторых, показать личный пример. Очень часто дети хотят быть похожими на родителей. Тем самым происходит мотивация. В-третьих, следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли.

Для того, чтобы ребенок развивался духовно и физически огромная роль принадлежит его семье. Часто, на вид абсолютно благоприятные семьи аналогично имеют все шансы оказаться неблагоприятными в отношении к собственным детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что препятствует развитию нравственных эмоций. Такие дети, обделенные вниманием родителей, не в силах самостоятельно сформироваться как личность, а книги и совсем уходят на задний план. С ними не с кем заниматься, выслушать их, ребенок замыкается в себе, с опаской смотрит на мир. Такая проблема тоже очень часто встречается в наше время. [4, с. 67]

Роль родителей в этом процессе немаловажна. С детства дети окружены любовью и заботой родителей. На кого как не на них им ровняться. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам. Читая и разбирая все прочитанное вместе с ним у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, а следовательно сформированными как личность».

Читайте также:  Как занять ребенка в 3 года для развития

Литература и искусство — важнейшая часть духовной культуры народа. И уже в силу этого они входят составным элементом в содержание нравственного воспитания. Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка. Пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. [5, с. 188]

Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература и искусство делают эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие. [5, с. 190]

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайна разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.

Литература:

  1. М.М. Рубинштейн, Воспитание читательских интересов у школьников, Учпедгиз, М., 1950, с. 89
  2. А.М. Докусова, Эстетическое воспитание, Учпедгиз, М., 1963, с. 58
  3. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.:Педагогика, 1979. — с. 192
  4. С.В. Ковалев, Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988, с.67
  5. В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, дошкольный возраст, формирование личности ребенка, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Источник

«Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей».

        Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг с другом. Становление  речи начинается в раннем возрасте. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается основа  для письменной речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Одним из важных источников развития  всех сторон речи  детей дошкольного возраста является художественная литература.

Не секрет, что обучающиеся начальной школы мало читают, не могут грамотно выражать  свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно на педагога  дошкольного учреждения ложится ответственность за развитие речи ребенка. Воспитателю необходимо привить маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать.

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его речи:

-воспитание звуковой культуры речи;
-формирование грамматического строя речи;
-формирование лексического строя речи (словаря);
-развитие связной речи.

Звуковая культура речи. Большими помощниками в воспитании звуковой культуры речи являются малые литературные формы: скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. С их помощью можно работать  над  речевым дыханием, развивать силу и диапазон голоса, улучшить дикцию детей,  уточнить произношение различных звуков. Например, при разучивании скороговорки «У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани» закрепляется произношение звука «С». В своей работе воспитателю необходимо как можно чаще произносить скороговорки, потешки, маленькие стишки, чтобы дети услышали музыкальность, ритмичность, образность выражений. Малые литературные формы, наверное, и придуманы народом для того, чтобы мы с вами  правильно и отчетливо произносили все звуки родного языка.

Формирование грамматического строя речи включает в себя:

– морфологию (изменение слов по временам, числам, родам, лицам).

-словообразование.

Читайте также:  Назвать особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

-синтаксис (построение различных предложений).

Например, при чтении русской  народной сказки «Заяц – хваста» мы показываем все богатство грамматического строя речи:

-образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей (заяц- зайцы-зайцев);

-образование существительных при помощи суффикса -ищ-

не зубы, а зубищи,

не усы, а усищи,

не лапы, а лапищи;

-наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать, а он сидел  под корягой».

При анализе этой сказки воспитателю стоит показать все разнообразие грамматики. Вкладывая определенный смысл  в слова,  можно много рассказать о главных героях этой сказки. В детской  художественной литературе много таких сказок. Было бы желание использовать этот материал в работе с детьми.

Формирование лексического строя речи (словаря)

При чтении художественной  литературы, дети знакомятся с совершенно новыми словами, которые не используются в повседневной речи.

Педагогу необходимо объяснить смысл этих слов для того чтобы ввести их в разговорную речь детей. Необыкновенно богаты фразеологическими оборотами  и  образными выражениями русские народные сказки.  Например, «конь вороной», «солнце ясное», «молодец-удалец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Если ребёнок будет постоянно слышать эти выражения в сказках, делает их достоянием собственной речи. Конечно же, есть литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть в словах другое содержание, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность. Это загадки! Тоже находка для развития речи детей.Например, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте».  Помимо основного значения глагола идти  («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм часов.

Развитие связной речи

И родителям, и воспитателям очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Большой потенциал в развитии связной речи детей дошкольного возраста имеют сказки, рассказы, стихотворения.  При пересказе литературных текстов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки. Большое значение в развитии связной речи дошкольников имеет заучивание наизусть стихотворений.  Ритмичность и напевность стихотворений развивает  у детей способность замечать все богатство русского языка, его красоту.  Педагогам необходимо обращать внимание детей на содержание произведений, учить малышей выразительному чтению стихотворений. Примером  этому служит правильное чтение литературного произведения самим воспитателем. Необходимо обращать внимание детей на выбор правильной интонации, верно расставленные  логические ударения, соблюдение  пауз.  Декламируя стихотворения дети учатся управлять своим голосом (повышать или понижать его там, где это нужно). Можно уверенно говорить о том, что стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Талантливо написанное стихотворение силой красоты своего слога, поможет ребенку увидеть и создать образ, например «Белая береза» С. Есенина.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

На занятии по рисованию любой ребёнок вот такой увидит зимнюю березу.

Ничто так не развивает устную речь, как театрализованная деятельность детей. Художественная литература дает богатый материал для художественно-речевой деятельности. Дети разыгрывают знакомые им произведения, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов. При работе над ролью, необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Педагог обращает внимание  то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.  

Заключение.

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются книгой. Однако не стоит забывать, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи. Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее запоминающимся.

Педагогу необходимо раскрыть замысел произведения, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  Поэтому,  очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Источник