Влияние ценностей родителей на развитие социальной компетентности ребенка

Роль родителей в развитии
у ребёнка социальной компетентности
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать этимологии выражения «социальная неуверенность», то нужно говорить только о дисгармоничном взаимодействии ребёнка с социумом.Чаще всего это описывается как некоммуникабельность, т. е. как гипоактивность. Проявлением неуверенности может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.
Одна из важнейших задач родителей – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что мы называем социальной неуверенностью.
Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, что он не может быть сильным как психически, так и физически.
Компоненты социально компетентного поведения:
– умение сказать «нет»;
– умение выражать желания и требования;
– владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;
– выражать как позитивные, так и негативные чувства.
Социально компетентное поведение характеризуют следующие факты:
1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.
2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления; контролировать своё состояние и освободиться от социального страха в общении с другими.
3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.
4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения за счёт других. Представлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.
5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.
Итак, основными факторами, способствующими выработке социальной уверенности у ребёнка являются: пример родителей общения с другими людьми; искренний интерес к ребёнку и его проблемам; оказание ребёнку психологической поддержки.
С расширением круга общения, посещением разнообразных кружков ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.
Вариант 1. Ругаем.
«И в кого только он пошёл?..» – удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».
Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)
Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители от части правы. Но какая гарантия, что, однажды забыв эти выражения, ребёнок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.
Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться – язык отрежут!»)
Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургическиеоперации и т. д. в этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.
Вариант 4. Объясняем.
Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!
Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, – это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет пускать его в ход всё чаще и чаще. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребёнка. Будьте здоровы!
Педагог-психолог Е.П.Загвозкина
Источник
Роль родителей в развитии
у ребёнка социальной компетентности
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать этимологии выражения «социальная неуверенность», то нужно говорить только о дисгармоничном взаимодействии ребёнка с социумом.
Чаще всего это описывается как некоммуникабельность, т. е. как гипоактивность. Проявлением неуверенности может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.
Одна из важнейших задач родителей – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что мы называем социальной неуверенностью.
Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, что он не может быть сильным как психически, так и физически.
Компоненты социально компетентного поведения:
– умение сказать «нет»;
– умение выражать желания и требования;
– владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;
– выражать как позитивные, так и негативные чувства.
Социально компетентное поведение характеризуют следующие факты:
1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.
2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления; контролировать своё состояние и освободиться от социального страха в общении с другими.
3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.
4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения за счёт других. Представлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.
5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.
Итак, основными факторами, способствующими выработке социальной уверенности у ребёнка являются: пример родителей общения с другими людьми; искренний интерес к ребёнку и его проблемам; оказание ребёнку психологической поддержки.
С расширением круга общения, посещением разнообразных кружков ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.
Вариант 1. Ругаем.
«И в кого только он пошёл?..» – удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».
Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)
Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители от части правы. Но какая гарантия, что, однажды забыв эти выражения, ребёнок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.
Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться – язык отрежут!»)
Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургическиеоперации и т. д. в этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.
Вариант 4. Объясняем.
Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!
Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, – это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет пускать его в ход всё чаще и чаще. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребёнка.
Будьте здоровы!
Источник
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья.
Впервые в Законе “Об образовании” в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, выяснилось, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные требования, несоответствующие их возрасту. Кроме того, оказалось, что информации о воспитании и обучении детей, получаемой в ДОУ, предлагаемой ранее воспитателем недостаточно для понимания родителями того, какими видами деятельности дети занимаются в детском саду.
Под социальной компетентностью понимается формирование у ребенка положительного самоощущения, развитие положительного отношения к окружающим людям, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие коммуникативной компетентности и социальных навыков. Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?
Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку
Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает весь мир.
Воспитание в семье как процесс социализации детей в состоянии осуществить относительно небольшой процент родителей. Тем не менее, семья остается тем институтом, который имеет решающее значение для социализации ребенка.
Доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.
В сложившихся социально-культурных и экономических условиях (ухудшение состояния здоровья детей, социально-психологическая тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем, трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов, недостаток взаимопонимания) к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам “семья”, “улица”, “детский сад».
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является следующие формы работы:
- Совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
- Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья»:
- «круглый стол»
- деловая игра
- диспут
- семинар-практикум
- консультация
- беседа
- родительское собрание
- вечера-развлечения
- брейн – ринг
- решение проблемных педагогических задач
- тестирование
- досуговые формы общения детей и взрослых
- вечер вопросов и ответов
Но какая бы форма не применялась, обязательно должен быть взаимный контакт и сотрудничество между воспитателем и родителями, между воспитателем, родителями и детьми.
Консультация для педагогов
на тему:
«Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию»
Подготовила:
Корчмарь Анна Александровна
2013 год
Источник
Понятие социальных компетенций, их применение в
образовательном процессе
Детство – это особый период, когда ребёнок взрослеет и входит в
социальный мир взрослых. По мере освоения социальных, культурных,
нравственных правил поведения и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности:
– способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, выходить из сложных жизненных
ситуаций.
Дошкольный возраст – это период интенсивного освоения примеров
взрослой жизни (норм и правил поведения, которые приняты в обществе) и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управление своим поведением становится предметом осознания самих детей. Сейчас ребенок прежде чем сделать какой-то выбор или совершить какой-то поступок, сначала все осмысливает, осознает, потом только поступает так или иначе. Другими словами, у ребёнка формируется социальный интеллект, он осознает свои поступки и начинает действовать согласно установленным нормам и правилам поведения в обществе. То есть формирование социального интеллекта ребенка неразрывно связано со становлением произвольности в управлении собственным поведением. Из этого можно сделать следующий вывод, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа социальной компетентности ребенка, которая определяет направления развития и успешной адаптации ребенка в меняющемся обществе. Ребёнок приобретает социальный опыт, прежде всего в общении со сверстниками и воспитателями. Попадая в группу сверстников, ребёнок учится взаимодействовать с другими, учитывать установленные нормы и правила в группе, просить о помощи и оказывать ее другим и т.д. А взрослый играет главную роль в трансляции общечеловеческих форм поведения. Таким образом, усвоение ребенком норм поведения в обществе, общечеловеческого
опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis –
общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний,
норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику
активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация
ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям
разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и
уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Социальная компетенция – знания и умения, которые должны быть освоены ребенком для достижения лучшей интеграции в сообщество.
Освоение может быть достигнуто в результате направленного формирования
(образования) другими людьми (например, через специально организованное
обучение в ДОУ), либо через самостоятельное освоение, являющееся результатом самобытного опыта отношений ребенка с миром, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения. В первом случае компетенция превращается в цель образовании, во втором случае – осваивается за счета механизмов подражания, наблюдения и моделирования.
Социальная компетентность – способность и личная готовность
рёбенка
а) действовать определенным образом в определенной проблемной ситуации, опираясь на знания и опыт, приобретенные благодаря обучению (или наблюдению и подражанию),
б) соотносить выбранный способ действия, с одной стороны, с актуальной ситуацией и, с другой стороны, с собственной личностью, в результате чего он субъективно переживается как правильный,
в) переживание правильности является основанием того, что индивид готов нести за него ответственность.
Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран
мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений
детей 5 – 7 лет, Центром практической психологии образования Академии
социального управления Министерства образования Московской области
составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных
компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и
умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты
жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с
агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.
Список социальных компетенций дошкольника
I. Навыки адаптации к образовательному учреждению
1. Умение слушать
2. Умение обращаться за помощью
3. Умение выражать благодарность
4. Умение следовать полученной инструкции
5. Умение доводить работу до конца
6. Умение вступать в обсуждение
7. Умение предлагать помощь взрослому
8. Умение задавать вопросы
9. Умение заявлять о своих потребностях
10. Умение сосредотачиваться на своем занятии
11. Умение исправить недостатки в работе
II. Навыки общения со сверстниками
12. Умение знакомиться
13. Умение присоединиться к играющим детям
14. Умение играть по правилам игры
15. Умение просить об одолжении
16. Умение предлагать помощь сверстнику
17. Умение выражать симпатию
18. Умение принимать комплименты
19. Умение проявлять инициативу
20. Умение делиться
21. Умение извиняться
III. Навыки обхождения с чувствами
22. Умение воспроизводить основные чувства
23. Умение выражать чувства
24. Умение распознавать чувства другого
25. Умение сочувствовать
26. Умение обращаться с собственным гневом
27. Умение реагировать на гнев другого человека
28. Умение справляться со страхами
29. Умение переживать печаль
IV. Навыки альтернативы агрессии
30. Умение мирно отстаивать свои интересы
31. Умение выражать недовольство
32. Умение спрашивать разрешения
33. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в
общую деятельность группы
34. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят
35. Умение проявлять толерантность
36. Умение принять последствия собственного выбора (отношение к
своей ошибке)
37. Умение реагировать на незаслуженные обвинения
38. Умение реагировать в ситуации, когда виноват
V. Навыки преодоления стресса
39. Умение проигрывать
40. Умение обходиться с чужой собственностью
41. Умение говорить «нет»
42. Умение адекватно реагировать на отказ
43. Умение справляться с ситуацией игнорирования
44. Умение справляться со смущением
45. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью
двигательной активности.
Для успешного формирования социальных компетенций у детей-
дошкольников, в условиях детского сада применяются такие методы работы
как:
˗ индивидуальные занятия с детьми, направленные на развитие
индивидуальности и их социализацию;
˗ развивающие игры (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);
˗ игровые тренинги (тренинги на развитие навыков общения, эмпатии,
сопереживания, работа в группе и т.д.);
˗просмотр мультфильмов;
˗ чтение художественных произведений, сказок (сказкотерапия);
˗ обыгрывание проблемных ситуаций
˗ изобразительная деятельность;
˗ ручной труд и др.
Все эти методы будут эффективны лишь в том случае, если между
воспитателем и детьми дружеские, доверительные отношения. В ходе
использования следующих методов, ребёнок овладевает новыми
социальными знаниями и умениями; у него формируются собственные
убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Таким образом, формирование социальной компетентности очень
важно для дальнейшего развития дошкольника и становления его как
личности. И поэтому, данная проблема требует срочного, своевременного решения. Ведь, только социально компетентный ребёнок хорошо ориентируется в новой обстановке, знает, как общаться со своими сверстниками, умеет оказывать помощь и просить об этом других, знает меру своих возможностей.
Источник