Влияние биологических и социальных факторов на развитие ребенка с овз

Особенности развития детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети имеющие особенности физического или умственного развития.
Часть нарушений носит врожденный характер, он обусловлен генетическими или последствиями родовой травмы. другие изменения могут проявиться в период роста ребенка.
Дети с ОВЗ не всегда являются инвалидами. Ребенок может быть признан инвалидом если имеет стойкие нарушения здоровья. Ребенок-инвалид имеет право на получение социальных выплат.
Нарушения, которые возможны для детей с ОВЗ:
– Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
– Дети с нарушением зрения и слуха
– Дети имеющие тяжелые нарушения речи
– Задержка психического развития
– Дети имеющие легкие и тяжелые интеллектуальные нарушения.
– Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутистические растройства)
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:
- Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
- Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
- Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
- Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
- Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
- Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
- Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
- Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
- Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
- Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение
Шкала ограниченных возможностей
Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.
Недуг
Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.
Дефекты с потерей жизненно важных способностей
На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.
Недееспособность
Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.
Какие заболевания входят в ОВЗ
В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.
Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.
Группы детей с ОВЗ | Описание заболеваний |
Дефекты слуха | 1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки. |
Аномалии зрения | 1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2 |
Нарушения речи | 1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания. |
Дефекты опорно-двигательного аппарата | В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич; последствия полиомиелита. |
Нарушение интеллекта | 1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков. |
Аномалия аутистического спектра | Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий. |
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.
В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.
В дошкольном учреждении
В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.
Их отличительными особенностями являются:
- наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
- разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
- малая численность групп (10-15 человек).
В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.
Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.
В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.
В школе
С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.
Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:
- страх перед обществом;
- неумение общаться на равных;
- низкая самооценка, излишняя стеснительность₽
Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.
Коррекционная школа
В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.
Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.
Интеграция
Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.
Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.
Инклюзия
Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.
При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.
Основными проблемами внедрения инклюзии являются:
- дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и слова для работы с особенными детьми;
- отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.
Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.
Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.
Источник
Инфоурок
›
Коррекционное обучение
›Другие методич. материалы›Выступление на педагогическом совете “Влияние социальных факторов на здоровье обучающихся, воспитанников с ОВЗ”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Влияние социальных факторов на здоровье обучающихся, воспитанников с ОВЗ
Выступление на педагогическом совете
подготовила Чичерина Е.Ф.,
социальный педагог
2019
2 слайд
Описание слайда:
В Законе РФ «Об образовании» четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь, сохранность, укрепление здоровья детей. Забота о здоровье школьников – одна из главных задач образования.
3 слайд
Описание слайда:
Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения исследовались во все периоды становления и развития
образования.
4 слайд
Описание слайда:
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние физического, душевного и социального благополучия обучающихся, воспитанников.
5 слайд
Описание слайда:
Физическое здоровье — это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды.
6 слайд
Описание слайда:
Психическое здоровье — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
7 слайд
Описание слайда:
Социальное (личностное) здоровье – это состояние физического, психического, духовно-нравственного благополучия, определенный уровень личностного развития, отсутствие поведенческих девиаций и способность к полноценному выполнению социальных функций
в обществе.
8 слайд
Описание слайда:
Социальное здоровье детей еще рассматривается как важный индикатор социально-экономического благосостояния общества и семьи.
9 слайд
Описание слайда:
Социальное нездоровье – это значительное отклонение от норм социального здоровья по одному или нескольким показателям.
10 слайд
Описание слайда:
Социальные факторы , утяжеляющие состояние
и отрицательное влияние на развитие
ребенка с ОВЗ:
-неблагоприятные социальные условия ( тяжелое материальное положение в семье, конфликтные ситуации, аморальные семьи с низким уровнем
развития и т.д.);
– длительная депривация (пребывание с раннего возраста в больнице, детском доме, приводящая к дефициту внимания, материнской ласки, обеднению жизненного опыта;
– отсутствие своевременной коррекционно-развивающей работы с ребенком.
11 слайд
Описание слайда:
Социальная составляющая здоровья личности детей с ОВЗ отражает их социальные связи, межличностные контакты, проявляясь
на трех уровнях:
а) на социальном уровне – как социальная активность, интерес к окружающему миру, направленность на социальные цели;
б) на биологическом – как результат динамического равновесия функций всех внутренних органов;
в) на психическом – как эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная активность.
12 слайд
Описание слайда:
Критерии социального здоровья обучающихся, воспитанников с ОВЗ:
– адаптация в референтных общностях
(семья, класс, группа);
– овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная и т.д.);
– овладение нормативным поведением;
– наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств.
13 слайд
Описание слайда:
Основные критерии нормативности социального здоровья детей с ОВЗ:
– сформированность социально-значимых личностных качеств;
– способность к самоконтролю;
– самоопределение;
– социально приемлемые ценностные ориентации
и отношения;
– ценностное отношение к собственному здоровью;
– активная жизненная позиция;
– социальная адаптивность;
– отсутствие социальных девиаций в поведении;
– отсутствие поведенческих расстройств;
– отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;
– позитивные взаимоотношения с одноклассниками.
14 слайд
Описание слайда:
Основные направления в сохранении
и укреплении социального здоровья
детей с ОВЗ:
– укрепление и развитие физического здоровья;
– формирование системы ценностей и установок;
– формирование нравственной культуры;
– развитие социальной активности;
– повышение уровня информированности по вопросам
сохранения и укрепления здоровья;
– формирование благоприятного психологического
микроклимата в классе и школе-интернате;
– профилактика социально-значимых заболеваний и
зависимостей (наркомании, алкоголизма, табачной
зависимости и т.д.);
15 слайд
Описание слайда:
Педагогические задачи формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников:
– сформировать представление о позитивных
факторах, влияющих на здоровье воспитанников;
– научить обучающихся осознанно выбирать
поступки, поведение, позволяющие сохранять и
укреплять здоровье;
– научить выполнять правила личной гигиены и
развить готовность на основе её использования
самостоятельно поддерживать своё здоровье;
– сформировать представление о правильном
(здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
16 слайд
Описание слайда:
– сформировать представление о рациональной
организации режима дня, учёбы и отдыха,
двигательной активности;
– дать представление с учётом принципа
информационной безопасности о негативных
факторах риска здоровью детей (сниженная
двигательная активность, инфекционные
заболевания, переутомления и т. п.),
о существовании и причинах возникновения
зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и
других психоактивных веществ, их пагубном
влиянии на здоровье детей;
17 слайд
Описание слайда:
– дать представление о влиянии позитивных и
негативных эмоций на здоровье, в том числе
получаемых от общения с компьютером, просмотра
телепередач, участия в азартных играх;
– обучить элементарным навыкам эмоциональной
разгрузки (релаксации);
– сформировать навыки позитивного
коммуникативного общения;
– сформировать представление об основных
компонентах культуры здоровья;
– сформировать потребность ребёнка безбоязненно
обращаться к врачу по любым вопросам состояния
здоровья.
18 слайд
Описание слайда:
Условием, без которого невозможно сохранение и укрепление социального здоровья обучающихся, воспитанников, является формирование здоровьесберегающего пространства ОУ, где обеспечивается защита здоровья воспитанников и педагогов, где формируется и укрепляется социальное здоровье, воспитывается культура здоровьесбережения.
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние физического, душевного и социального благополучия обучающихся, воспитанников.
В данном выступлении раскрыты педагогические задачи формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников. Здесь можно найти основные критерии нормативности социального здоровья детей с ОВЗ, основные направления в сохранении и укреплении социального здоровья детей.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-878858
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник