Влияние беременности на развитие ребенка

Эксперт: д.м.н., заместитель директора по научной работе Российского центра Института Микроэлементов ЮНЕСКО, профессор Ольга Громова.

При беременности многие женщины чувствуют некоторую рассеянность и заторможенность, у некоторых «падает» зрение. Все эти «недоразумения» постепенно должны прийти в норму после родов, ведь в период беременности женщина по максимуму отдает ребенку имеющиеся у нее полезные вещества. И именно беременность является периодом, когда будущая мама может внести положительные коррективы в состояние нервно-психического развития ребенка.

Как это сделать?

  • С помощью пространственно-ориентированной терапии. Для этого необходимо общаться с малышом, находящимся в утробе, разговаривать с ним, прослушивать качественную музыку.
  • Употреблять микронутриенты, которые улучшают зрение и умственные способности у беременной и у плода.

Чтобы помочь мозгу плода, необходимо понимать – из чего состоит мозг человека.

У каждой клетки мозга существует оболочка: снаружи и изнутри в ней находятся белки, а самый большой промежуточный слой составляют пластичные липиды (жиры). Липидный слой необходимо поддерживать постоянно, ведь при снижении его нормы (в норме липидный слой составляет около 60%) мембраны клеток мозга перестают быть пластичными и хуже передают сигналы между нейронами. Такую пластичность мембранам способны дать Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, обладающие возможностями движения и наделяющие гибкостью отростки нейронов.

Самая редкая из кислот Омега-3 называется докозагексаеновая кислота (ДГК). Именно она является одним из ключевых факторов для здоровья нервной системы. ДГК содержится только в рыбе, криле и некоторых микроводорослях и необходима не только взрослому человеку — она влияет на развитие нервной системы плода, когда он находится еще на стадии эмбриона.

Как влияет ДГК на развитие человека?

  • Помогает мозгу адаптироваться к структурным изменениям. При недостатке ценной кислоты мозг в прямом смысле слова «сохнет», ему все сложнее становится выстраивать нейронные связи и менять структурное соотношение нейронов.
  • Делает человека менее агрессивным и более толерантным. Исследования показывают, что повышенная агрессия в человеке часто бывает связана с дефицитом ДГК.
  • Улучшает краткосрочную память (ту, которая в течение небольшого количества времени удерживает нужную информацию) и реакцию;
  • Способствует сохранению долговременной памяти. ДГК помогает синтезировать особый белок в мозге, который способствует росту нервных клеток во всей центральной нервной системе.
  • Помогает сохранить адекватную реакцию на стресс. Исследования показали, что люди, постоянно употребляющие продукты с ДГК, реагируются на стресс не бегством или кулаками, а быстрым поиском эффективного решения.
  • Уменьшает риск возникновения слабоумия (деменции). Глобальные проблемы с памятью, невозможность выполнения элементарных ежедневных действий, старческое слабоумие — все эти признаки исследователи связывают с дефицитом ДГК в крови.

Откуда взять ДГК?

Если злоупотреблять фабричными жирными и копчеными продуктами (колбаса, свинина и др.), от таких ненасыщенных, мягких жиров мембраны в клетке не станут более гибкими — им не позволят этого сделать провоспалительные факторы. И хотя мясо животных само по себе не является «опасным» продуктом, на соотношение в нем Омега-3 влияет способ кулинарной обработки – жарка, копчение, добавление усилителей вкуса. К тому же такой жир негативно влияет на уровень холестерина в крови, способствуя возникновению атеросклероза и появлению избыточного веса.

Получить необходимые Омега-3 можно, к примеру, употребляя рыбу, обитающую в холодных морях – мойву, морскую камбалу, морского окуня, пикшу, сайду, сельдь, семгу и др.

Как правильно выбрать рыбу?

К выбору рыбы в современных магазинах надо относиться предельно внимательно. К примеру, в современных условиях рыбу часто содержат в котлованах, подпитывая антибиотиками или подкармливают токсичными металлами, чтобы она набрала достаточную массу. Именно этой проблеме была посвящена целая дискуссия на одном из недавних конгрессов в Китае по применению микронутриентов: можно ли беременным употреблять крупную рыбу? Ведь в последнее время исследования показывают, что рыба больших размеров всегда бывает ассоциирована с содержанием в ней свинца и кадмия.

Рисковать не стоит, тем более — во время беременности. Поэтому для безопасности и пользы выбирайте мелкую рыбу, которая за короткий жизненный цикл не успевает накопить тяжелые металлы.

Рыбы и морепродуктов все же недостаточно

Однако даже регулярное употребление рыбы не является достаточным для поставки в организм беременной необходимой докозагексаеновой кислоты.

И, значит, женщине в этот период необходима «дотация» Омега-3, чтобы умственное развитие плода происходило на высоком уровне. Особенно высоки требования к наличию ДГК в организме матери в период последних 3 месяцев беременности. Такую «дотацию» женщина может получить из препаратов, содержащих рыбий жир и обеспечивающих высокое содержание ДГК. Важно, чтобы в таком препарате отсутствовали посторонние примеси и чтобы он был разрешен к применению во время беременности.

Что даст Омега-3 маме?

  • беременная с нормальным уровнем ДГК сохранит свежесть памяти и остроту мышления;
  • регулярное употребление Омега-3 уменьшит риск преждевременных родов;
  • послеродовая реабилитация пройдет успешнее и не повлияет на зрение мамы;
  • исследование показало, что именно потребление Омега-3 успешно избавляют женщину от послеродовой депрессии;
  • после родов женщине будет легче нормализовать вес;
  • об Омега-3 не стоит забывать и в период грудного вскармливания (особенно важно принимать полиненасыщенные жирные кислоты в первые 4 месяца после рождения малыша).
Читайте также:  Центр раннего развития ребенка иркутск

Что даст Омега-3 ребенку?

  • у малыша активно будут развиваться мозг и органы зрения (70% мозга ребенка развивается во внутриутробном периоде);
  • снизится риск задержки развития плода;
  • снизится риск возникновения аутизма;
  • снизится риск возникновения синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (особенно — у мальчиков);
  • снизится риск возникновения детского церебрального паралича;

в будущем ребенок станет легче учиться, разовьет хорошую память и правильную речь, у него будут возникать креативные и богатые ассоциации, установится адекватная реакция на стресс.

Источник

В настоящее время традиционные представления о течении беременности и развитии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная — плод» пересматриваются с учетом имеющихся в мировой науке наработок. Подобное освещение проблемы может иметь большое практическое значение, так как открываются новые возможности воздействия на развитие плода, течения беременности и родов, профилактики нервно-психических нарушений у новорожденных и матерей.

В процессе развития можно выделить периоды, в которые отмечается особо интенсивное становление и развитие определенных органов и систем. В эти периоды именно они характеризуются повышенной уязвимостью к повреждающим воздействиям. Были установлены следующие критические периоды онтогенеза:

  • 5-6-й день после зачатия (период имплантации);
  • 4-6-я неделя беременности (период развития плаценты);
  • 20-24-я неделя беременности (бурное становление многих систем организма, приобретающих к концу этого периода особенности, свойственные новорожденным).

Развитие различных структур головного мозга, идущее в строго детерминированной генетической последовательности, также имеет критические периоды повышенной уязвимости. Они характеризуются высоким темпом размножения клеток головного мозга. В англоязычной литературе подобные периоды получили название spurt. Выявление характера «спуртов» в различные сроки беременности уточняет содержание критических периодов внутриутробного развития (Гармашова Н. Л., Константинова Н. Н., 1985). О. А. Соколовой было установлено, что на формирование эмоциональной сферы ребенка наибольшее влияние оказывают факторы, воздействующие на него в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев внутриутробного развития (2001).

Матка, в которой развивается плод, является для него первичной экологической нишей (Schindler Н., 1985). Во время пренатального периода развития

… ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой.

Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, превалирующие во время беременности (особенно такие, как страх, агрессия), отмечались после рождения и у ребенка.

Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его развитие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье.

В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервнопсихических процессов в организме беременной женщины И. А. Аршавский, основываясь на учении А. А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестациочной доминанты (лат. gestatio — беременность, dominans — господствующий) (1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры. Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет особый интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического.

Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестации и на создание условий для развития будущего ребенка. Особенности ПКГД проявляются в отношениях женщины к своей беременности, к ее будущему ребенку.

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.

Читайте также:  О практике проведения диагностики развития ребенка в системе до

Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания здорового ребенка.

Гипогестогнозический (греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность: лат. gestatio — беременность; греч. gnosis — знание) тип ПКГД встречается у женщин двух возрастных групп: младшей и старшей. Представительницы этих двух групп весьма отличаются друг от друга.

Женщины младшей возрастной группы характеризуются некоторой инфантильностью. Беременность у большинства из них незапланированная. Многие из них учатся в институте и не желают брать академический отпуск («чтобы не отстать от группы»), продолжают заниматься с прежней интенсивностью, сдавать экзамены. Они, как и до беременности, посещают дискотеки, занимаются спортом, ходят в походы, как правило, не ограничивают себя в употреблении сигарет и спиртного. Таким образом, беременность они воспринимают как досадую помеху, которую стараются не замечать, чтобы не нарушать свои жизненные планы. Эти женщины стараются как можно дольше «не замечать» беременность, не задумываются о предстоящих родах, материнских обязанностях. В женскую консультацию они обращаются на 4-5-м месяце беременности, посещают ее нерегулярно, игнорируют рекомендации врачей.

Старшая возрастная группа включает зрелых женщин, также не желающих менять свой жизненный стереотип. Большинство из них имеют высшее образование. Они планировали беременность, так как справедливо опасались, что с возрастом риск возникновения осложнений течения беременности и родов повышается. Однако эти женщины, как и представительницы первой группы, не склонны менять жизненный стереотип. Многие из них имеют хорошую профессию, увлечены работой, некоторые занимают руководящие посты. У них не хватает времени, да и желания встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения.

К посещению курсов дородовой подготовки большинство женщин этой группы относятся скептически, что сказывается на течении беременности и родов. У многих после выписки отмечается повышенный уровень тревожности, гипогалактия. Обязанности по уходу за малышом тяготят, женщины стараются переложить их на кого-нибудь из родственников (мужа, мать), как можно быстрее вернуться к прежнему образу жизни. Воспитание детей осуществляется ими по типу гипопротекции, что приводит к появлению у детей невротических реакций.

Выявление гипогестогнозического варианта ПКГД является показанием к психотерапии беременной женщины. Психотерапевтические задачи при этом могут быть разные: улучшение супружеских отношений, коррекция иерархии ценностей, снижение уровня тревожности, повышение эмпатии и ответственности и т. д.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Практика показывает, что своевременное выявление и коррекция гипогестогнозического варианта ПКГД положительно влияет на течение беременности и родов, способствует формированию материнских функций и «надежного» типа привязанности ребенка к матери, что способствует нормальному развитию и хорошему состоянию здоровья ребенка.

Эйфорический (греч. ей — хорошо; phero — переносить) тип ПКГД часто отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки ими посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются, не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликт а между супругами в сферу воспитания.

Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). В других случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, но, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. Нередко именно неправильные действия медицинских работников способствуют повышению тревоги у женщин, что приводит к ятрогениям. Большинство из них нуждаются в помощи психотерапевта. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликт а между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

Читайте также:  Противоречия становятся движущими силами психического развития ребенка

Депрессивный тип ПКГ Д проявляется , прежде всего, в резко сниженном фоне настроения беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может начать утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто возникают дисморфоманические идеи. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции. Гинекологу, акушеру, психологу — всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить невротический или психотический характер депрессии и провести соответствующий курс лечения. К сожалению, у беременных встречаются и ятрогенные депрессии. Отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе ПКГД аналогичны нарушениям, развивающимся при тревожном типе, но более брутальны. Встречаются также эмоциональное отвержение, жестокое обращение. При этом мать испытывает чувство вины, усугубляющее ее состояние.

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации вынашивания и рождения ребенка, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.

Оптимальный тип ПКГД — залог успешного развития здорового ребенка. При выявлении других типов ПКГД перед перинатальным психологом встает задача их коррекции.

Как было показано, нередко неблагоприятный тип ПКГД формируется у женщины в результате хронической психотравмирующей ситуации. Не меньшее внимание следует уделять и острым стрессовым воздействиям на беременную женщину, которые принято разделять на физиологические, психические и социальные.

У беременных женщин, находящихся в стрессовой ситуации, формируется имеющий определенные стадии общий адаптационный синдром, который был описан еще Г. Селье. При этом длительность стадии тревоги составляет 7-10 дней, стадии резистентности — 1,5-2 месяца с момента стрессового воздействия, а с конца второго месяца уже улавливаются признаки стадии истощения, формируется «системный структурный след» в элементах функциональной системы «мать -плацента—плод». При этом периодически включаются компенсаторные резервы женщины, что обусловливает волнообразное течение процесса.

Острый психоэмоциональный стресс, перенесенный в ранние сроки беременности, увеличивает развитие угрозы прерывания беременности в 3-11 раз, риск появления тяжелых форм гестозов — в 5 раз, неправильного предлежания плаценты — в 2 раза. Риск хронической внутриутробной гипоксии плода увеличивается в 3-4 раза, формирования синдрома задержки развития плода — в 3 раза, преждевременных родов — в 8-10 раз.

В целом наиболее тяжелые последствия для матери и плода возникают, если беременные женщины переносят острый стресс в первой половине беременности.

Через организм матери плод опосредованно испытывает пренаталъный стресс. Последствия пренатального стресса зависят от того, какого рода стрессорное воздействие и на каком сроке беременности было оказано. Н. А. Полякова считает, что наиболее тяжелые и длительные последствия возникают у пренатально стрессированных особей, матери которых подвергались воздействию физиологического стресса. Последствия психоэмоционального стресса после наступления половой зрелости в большей или меньшей степени нивелируются при благоприятных условиях постнатального развития (2001).

Если женщина здорова, любима, беременна желанным ребенком, у нее оптимальный тип гестационной доминанты, она не испытывает острых стрессов, то плод находится в состоянии комфорта, безопасности и хорошо развивается. О. Ранк называл внутриутробное существование ребенка «раем». Такого же мнения придерживался Ш. Ференци (S. Ferenczi). Их идеи были развиты С. Грофом. Он полагал, что бессознательные внутриутробные переживания ребенка и переживания его во время родов отражаются в четырех типичных паттернах, или констеляциях. С его точки зрения, существует глубокое соответствие этих тематических кластеров периоду беременности и клиническим стадиям биологического рождения. Дл я практической работы весьма удобной оказалась его гипотеза о существовании динамических матриц, управляющих процессами, относящихся к перинатальному уровню бессознательного и названных им базовыми перинатальными матрицами (БПМ).

Первая базовая перинатальная матрица (БМП-1 ) — «опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования», спокойствие, удовлетворенность, раскрепощенность. В антенатальном периоде опыт первой перинатальной матрицы отражается в оптимизме индивида, его высокой эмпатии, доброжелательности.

При оптимальном типе ПКГД у здоровой беременной женщины биологической и психологической основой БМП- 1 является опыт исходного симбиотического единства плода и матери в период безмятежного, почти идеального внутриматочного существования — залога здоровья и благополучного развития ребенка.

Источник