Влияние бабушки на развитие ребенка

Общение с бабушкой, при соблюдении определенных правил, безусловно идет на пользу малышу. Особенно важно, чтобы у ребенка уже до 2 лет сложилось впечатление о бабушке, как о родном человеке.

Но не стоит отдавать ребенка бабушке на все выходные или дольше, если ребенку еще не исполнилось 2 лет, поскольку длительное расставание с мамой и папой в этом возрасте может быть болезненным для малыша.

Плюсы общения ребенка с бабушкой

1. Ребенок от общения с бабушкой получает положительные эмоции. Бабушка никогда не устает готовить вкусности, читать и играть с ребенком, выслушивать его истории и терпеливо отвечать на сотни вопросов.

2. Старшее поколение, как правило, опытнее, мудрее и терпеливее. Они снисходительнее относятся к детским шалостям, не впадают в гнев, больше ласкают и балуют детей, тем самым помогая раскрыться ребенку. Нередко бывает и так, что бабушкам малыши рассказывают гораздо больше сокровенного, нежели родителям, потому что чувствуют в их лице поддержку и понимание, не боясь наказания или осуждения, как в случае с более строгими родителями. Поэтому бабушки помогают детям расти творческими и уверенными людьми.

3. Бабушка любит внуков бескорыстно и безвозмездно, поэтому она – самая надежная няня, не способная умышленно причинить малышу вред.

4. Дети с бабушками иногда ведут себя лучше, нежели чем с родителями. Когда ребенок остается с бабушкой один на один, то смена обстановки может благоприятно сказаться на его поведении: он может вести себя серьезнее, чем дома с родителями (где ему так хочется расслабиться и побаловаться) и с интересом делать то, к чему дома обычно у него не проявляется интерес. Например, собирать пазлы, лепить пельмени из теста, убираться, поливать цветы и т.д.

5. Бабушка может поделиться с ребенком полезным опытом и навыками, которых нет у его родителей, и малыш может пронести это через всю жизнь. Бабушка прожила более долгую жизнь, о которой ей хочется рассказать молодому поколению. Поэтому она с удовольствием поделится своими историями с ребенком и будет рассказывать их по нескольку раз, а малыш – слушать. Бабушка и ее рассказы – это связь ребенка со своими предками, которая дает ему ощущение того, что он – часть не просто одной семьи, а целого поколения. Это ощущение способствует развитию более целостной и полноценной личности.

Минусы участия бабушек в воспитании

1. Все хорошее хорошо в меру. Все знают, что забота бабушек порой бывает чрезмерна и навязчива. Такое поведение чаще всего вызвано нехваткой внимания со стороны своих взрослых детей. Поэтому во внуках бабушки видят источник любви, в которой так остро нуждаются.

Часто (но не всегда!) это рождает атмосферу вседозволенности, в которую попадает ребенок у бабушки: потакание капризам превращается в форму выражения любви. Все что мама запрещала, у бабушки становится можно! Ведь бабушка считает, что она имеет законное право баловать ребенка, в этом она видит свою роль, ведь строгим воспитанием займутся родители. В результате часто родителям приходится долго переучивать детей например, после выходных, проведенных ребенком с бабушкой.

2. Бабушка дискредитирует авторитет мамы, потому что думает, что абсолютно точно знает, как правильно лечить внука, как его одевать и кормить (и делает это не так как мама!). И если она явно дает понять окружающим, в том числе и ребенку, что ее не слишком волнует мнение мамы (ведь молодая вряд ли знает, как нужно делать), это может пагубно сказаться на отношениях внутри семьи, отношениях ребенка с родителями.

Если же Вам как родителю кажется, что бабушка начинает слишком активно вмешиваться в воспитательный процесс или ее забота становится слишком навязчивой, нужно постараться поговорить и даже строго запретить делать то, что ребенку запрещено. Это может не сработать, но попробовать стоит. Нет ничего плохого в том, что родители требуют соблюдения определенных правил, установленных в доме для ребенка, если это ради его блага.

Можно устроить посиделки с мамой или свекровью и вспомнить какие ситуации выводили ее, когда она была мамой, как она вела себя, что запрещала, как наказывала и т.д. Такие воспоминания помогут стать терпимее друг к другу.

При критической ситуации, когда никакие разговоры не помогают, лучше постараться устроить ребенка в садик, если маме или папе нельзя оставить карьеру ради воспитания ребенка .

Бабушки иногда сами становятся заложниками обстоятельств. Иногда родители слишком часто просят ее сидеть с ребенком, а некоторые и вовсе отдают детей на воспитание бабушкам и дедушкам, лишь изредка навещая своих детей. В такой ситуации бабушка делает все, что может, но она не в силах компенсировать ребенку отсутствие родителей. Она может воспитать полноценную личность, но не исключено, что у ребенка в будущем будут проблемы с личной жизнью из-за неправильных социальных установок (эгоистичное поведение родителей будет восприниматься как норма).

Как видите, плюсов в участии бабушек в воспитании ребенка больше, чем минусов. Однако следует избегать “перегибов”. Для того чтобы общение с бабушкой шло ребенку на пользу, не нужно “взваливать” ребенка на нее. Пусть она с радостью посидит с внуком изредка, когда это вам необходимо, водит его на какие-то занятия или развлечения. Бабушка (и дедушка конечно, тоже) должны занять свою нишу в воспитании и развитии ребенка, но главную роль все же должны играть родители. Тогда ребенок будет гармонично развиваться и получит правильные социальные установки.

Готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома (а также в подарок!) по выгодной цене от бренда “Ребёнок Занят”: можно заказать на сайте>>> www.busybag.ru (подбор по возрасту и полу, разные форматы, внутри от 10+, 20+, 30+ или 50+ интересных и новых “развлекашек” для ребёнка, которые спасут карапуза от скуки и пригодятся не один раз!

СКОРО! Наборы для новорожденных: отличное приобретение для будущих родителей (а также идеальный ПОДАРОК на рождение ребенка!)

Источник

Мария Журавлёва
Консультация для родителей на тему «Роль бабушки в жизни ребенка»

«Роль бабушки в воспитании внуков»

Семья – это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

К. Д. Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный современный психолог А. В. Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью». Видимо,это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей.

Бабушка и дедушка (прародители) после родителей – это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.

В русском быту бабушка и дедушка занимали положение “старших родителей“. В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. “Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь”, – говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой.Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.

Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его рользаключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.

По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.

Бабушки и дедушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресениям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери-сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой -неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки и дедушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.

Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им “не давать много воли”, наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.

Современная семья меняется: все меньше и меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко систематически участвуют в воспитании внуков. Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей. Это усугубляется иногда тем,что не совсем гладко складываются отношения между взрослыми поколениями семьи: свекровью и невесткой, тещей и зятем и пр., что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят (а иногда и враждуют). Видимо, бабушки и дедушки должны проявлять мудрость в отношениях со взрослыми детьми, а они, в свою очередь, быть терпимее, заботливее к своим родителям. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребенка. Старшим поколениям (прародителям и родителям) в семье надо сделать все возможное, чтобы дети объединяли, а не разъединяли.

Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они – безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь представит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь – внуки. К ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца».С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь.С внуками иная психологическая ситуация: они – на всю оставшуюся жизнь. Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем,увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить! Поэтому так естественно думать о настоящем внуков (с детьми многое делалось во имя будущего, дать им радость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется баловством. Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша» – такова точка зрения о бабушках и дедушках, высказанная Масару Ибуки, автором концепции воспитания и обучения детей раннего возраста.

Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к которым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и занятым личными проблемами родителям. Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители. У них, даже если они еще работают, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды, дать добрый совет. Нежность и доброта бабушки и дедушки уравновешивают возможную строгость родителей. Частенько старшему поколению приходится выступать в роли адвоката малыша, приводя его родителям множество «смягчающих вину обстоятельств». Обычно это удается, потому что бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка. Интересно, что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями несколько отличается, главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей. В педагогическом исследовании Х. А. Тагировой бабушкам (дедушкам, папе и маме предложили составить мини-портрет ребенка. Бабушки были ориентированы на «хорошее» в ребенке, тогда как папа и мама – на недостатки. Одно и то же событие (мальчик разбил чашку, убирая посуду после семейного завтрака) интерпретировалось по-разному – бабушка: «Сашенька всегда старается помочь»,папа: «Неловкий, неуклюжий, из рук все валится».

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то “мистическая связь”: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие “подводные рифы”. Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т. п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель “близкие отношения на известном расстоянии”: молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда – приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Бабушки разговаривают с внуками на “языке младенцев”, во всем потакают, неумеренно нежат, неоднозначно относятся к закаливанию – и еще много других спорных вопросов в воспитании, которые могут накалить отношения между родителями и бабушками-дедушками. В этих спорах о ребенке и его интересах иногда забывают. Поведение бабушек можно объяснять различными причинами, как сложившейся социальной ситуацией (родители продолжают играть значительную роль в жизни своих взрослых детей, проблемами физиологического характера (климактерический период, устоявшимися взглядами на воспитание детей, а также привыканием к роли свекрови-тещи и бабушки. Но, порой, к разрешению конфликтов они не приближают ни на шаг.

Помочь в воспитании могут правила, которых строго придерживаются папа и мама. Если сами родители знают, как они хотят воспитать своего ребенка, то легче ожидать исполнения этих требований от других. Например, в ситуации с неумеренными ласками (равно как и с наказаниями) меру должны определять родители. До года можно ласкать и целовать абсолютно все в теле малыша и маме, и папе, и другим любвеобильным родственникам. После 2-х лет ласки должны приближаться все ближе к социально приемлемому стереотипу.

То, что позволено маме и папе, не всегда должно позволяться бабушкам и дедушкам или дядям и тетям. В ситуации, когда бабушка живет вместе с внуками, однозначным решением всех проблем может быть разъезд. Если разъехаться нельзя, значит надо сделать всего три шага, которые приведут к положительным результатам в общении трех сторон. Всего три,но до конца и каждый из них должен быть искренним:

1. Принять, что каждый из взрослых имеет право иметь свою собственную точку зрения на то, как воспитывать ребенка и что ему разрешать, а что запрещать. И считать естественным, что каждый имеет право относиться к ребенку в соответствии со своими воззрениями.

2. Признать на семейном совете, что противоречия в своих мнениях при ребенке недопустимы! Далее выработать или найти те правила, с которыми каждый из членов семьи полностью согласен или согласен терпеть.

3. Принять домашний закон, что когда вся семья вместе, то действуют правила из пункта 2. Когда кто-то из членов семьи остается с ребенком, то действуют его правила и, если в это время пришел тот, кто с этим не согласен, то он спокойно это терпит. Если ребенок бывает у бабушки, живущей отдельно, а бабушка жалуется на то, что внук не выполняет ее требования, то необходимо помнить, что каждая сторона сама распутывает все последствия своего воспитания. Если бабушка балует и все позволяет, то на все бабушкины жалобы “вот это делает, а это не делает” можно ответить, что на своей территории каждый сам себе хозяин. Ни одна бабушка, даже со средствами Рокфеллера и терпением ангела долго не выдержит вседозволенности и начнет устанавливать рамки. И тогда ребенку захочется к предсказуемым родителям. Ребенок станет спокойнее и к тому же у него появится возможность научиться варьировать свое поведение, а не только манипулировать другими, когда нет взаимного согласия.

Несомненно, что в вопросах воспитания бабушки и дедушки бывают мудрее в силу того, что у них есть опыт общения с малышами, уже заметнее стали педагогические достижения и промахи в отношении собственных детей. С внуками они по существу в третий раз, но уже на ином уровне,открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, наконец – внуков.

И каждый раз, «путешествуя» по третьему кругу своей жизни, бабушки и дедушки рассказывают внукам о себе, о своих родителях, создавая связи между поколениями.

С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование внуков. Бабушки и дедушки приобщают внуков к истории своей семьи, но через эту призму высвечивается история народа. Дети усваивают отдельные детали, единичные образы. Незатейливые рассказы бабушки и дедушки, их взгляд и отношение к тем или иным событиям – все это подспудно подводит ребенка к пониманию того, что в жизни народа происходят перемены. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о связи между поколениями.

Вот бабушка рассказывает, как маленькой девочкой в День Победы потерялась на Красной площади, как по дороге в школу упала и разбила чернильницу-непроливайку, каким вкусным казался школьный бублик, который давали на завтрак. Ребенок впитывает детали (война была тяжелой не только для солдат, все радовались Победе, единичные образы.Но на их основе складывается более обобщенный исторический образ: как люди жили раньше, как трудились, как отдыхали, как воспитывали детей. В семье используются и другие источники исторических знаний, хранителями которых чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, детские игры и игрушки. Все эти средства формирования у детей первоначальных исторических представлений отвечают образному характеру детского познания окружающего мира, окрашены личностным отношением.

Современные бабушки и дедушки в подавляющем большинстве своем – грамотные и культурные люди. Они способны не просто нянчить внучат, но и оказывать на них нравственное влияние, расширять их кругозор, делать их жизнь более надежной, защищенной и устойчивой. А внуки для бабушки и дедушки – своего рода эмоциональный тыл, в котором старшее поколение особенно нуждается в связи с тем, что заканчивается трудовая деятельность, впереди заслуженный отдых на пенсии, а это связано с ломкой привычных жизненных устоев. Однако, видимо, не следует полностью «растворяться» в жизни взрослых детей,внуков: слепая жертвенная любовь никого не сделает счастливым.

Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.

Источник