Власова т а о влиянии нарушения слуха на развитие ребенка м 1954

Могут проявляться в
виде депрессии, эмоциональных шоков, страхов, навязчивых со-
стояний.
Резонерство-склонность к длинным рассуждениям отвле-
ченного II нравоучительного характера.
Рецидив – повторение, возврат какого-то явления после ка-
жущегося его исчезновения.
Сексуальность – проявление повышенного интереса к друго-
му полу.
Соматический – телесный (в противоположность психичес-
кому) .
Спонтанная деятельность-деятельность, возникающая как
бы самопроизвольно, по собственному желанию, без посторон-
них внешних воздействий.
Статус – описание состояния больного в момент его осмотра,
которое может относиться к физической, нервно-психической сфе-
ре или к отдельным системам и органам.
Стереотипность (движения, мышления)-повторяемость дви-
жений, суждений без изменения, трудность переключения с од-
нажды усвоенного, что свидетельствует о недостаточной подвиж-
ности нервных корковых процессов.
Структура дефекта – взаимосвязь и взаимообусловленность
между отдельными психическими функциями (например, между
памятью, вниманием, восприятием и мышлением, или между осо-
бенностями познавательной деятельности и эмоционально-воле-
вой сферы, или между мышлением и речью и т. д.) при различ-
ных видах аномалий развития.
Сумеречные состояния -внезапные помрачения сознания,
продолжающиеся от нескольких минут до одного-двух часов, за-
канчивающиеся также внезапно, чаще всего переходом в глубо-
кий сон. При сумеречном состоянии сознания нарушается ориен-
тировка в окружающем, исчезает мотивация поведения, и все
происшедшее в этот период не сохраняется в памяти.
Токсикоз – болезненное состояние, вызванное накоплением в
организме вредных или ядовитых веществ – токсинов. Токсикозы
иногда возникают при беременности и влекут за собой значитель-
ные нарушения в обмене веществ и сосудистые расстройства. Ток-
сикоз во время беременности может отрицательно сказаться на
развитии плода.
Токсоплазмоз -паразитарное заболевание; возбудитель-
паразит (токсоплазма), относящийся к простейшим животным.
Заражение человека происходит от домашних (собака, корова,
свинья, кролики, куры, голуби) и некоторых диких животных
(суслики, мыши, зайцы). При этом токсоплазмоз у человека мо-
жет быть врожденным и приобретенным. Врожденный токсо-
глазмоз бывает в тех случаях, когда паразит у беременных про-
никает через плаценту в плод и вызывает тяжелые поражения
мозга, глаз и других органов. Врожденный токсоплазмоз нередко
вызывает олигофрению.
Тонзиллит-воспаление миндалин. Тонзиллит может быть
острым и хроническим. При хроническом тонзиллите могут быть
боли в суставах, изменения со стороны сердца, головные боли,
вялость и пониженная работоспособность.
Тонус – определенное функциональное состояние различных
органов, обеспечиваемое непрерывным возбуждением нервных
центров.
Фонема-минимальная единица звукового строя языка. В
каждом языке имеется определенное число фонем. Противопо-
ставленные друг другу по своим акустическим признакам, они
служат для различения слова. В русском языке 42 фонемы –
6 гласных и 36 согласных.
Фонематический слух-способность к слуховому восприятию
звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуко-
вой стороной языка.
Церебральный – мозговой.
Эгоцентризм – фиксация внимания только на личных пере
живаниях и восприятие каждого явления с точки зрения лич-
ных интересов; крайняя форма индивидуализма.
Электроэнцефалограмма – графический метод исследования
функционального состояния биотоков мозга.
Эмоция – чувство, переживание, душевное волнение (гнев,
страх, радость).
Эндокринные расстройства – нарушение деятельности желез
внутренней секреции (гипофиза, щитовидной железы, околощи-
товидной железы, надпочечников, половых желез и поджелудоч-
ной железы). Нарушение функции желез внутренней секреции
влечет за собой различные патологические изменения в орга-
низме.
Энурёз – недержание мочи, которое может возникнуть у нерв-
ных и физически ослабленных детей при неблагоприятных внеш-
них условиях. Наличие энуреза может быть травмирующим фак-
тором в общем развитии ребенка.
Этиология – учение о причинах болезни,
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДИТЕГАТУРА
Боскис Р. М. Некоторые принципы диагностики аномального рязинтня
ребенка с частичным поражением анализатора. ,
вып. 117,1961.
Боскис Р. М. Обучение детей с недостатками слуха в массовой школе.
, 1956, № 8.
Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М.,
Изд-во АПН РСФСР, 1954.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., Изд-во
АПН РСФСР, 1956.
Выготский Л. С. Развитие БЫСШИХ психических функций. М., Изд-во
АПН РСФСР, 1960.
. Под ред. М. С. Повзнер. М., щение>, 1966.
3 а и к ов Л. В. О начальном обучении. М” Изд-во АПН РСФСР, 1963.
К апла и А. И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей.
М” , 1965.
Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.,
Изд.во АПН РСФСР, 1960.
Левина Р. Е- Об одной из причин неуспеваемости младших школьни-
ков. , 1956, № 1.
. Под ред. Р. Е. Левиной. М., Изд-во
АПН РСФСР, 1953.
Неиман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М.,
Изд-во АПН РСФСР. 1961.
Пикашина Н. А. Опыт преодоления недостатков произношения, чте-
ния и письма у учащихся первых классов массовой школы. Сб. школа>, 1958, Jw 3.
Ни к a ill и II а Н. А. Работа по исправлению недостатков речи па логопе-
дических пунктах. М., Учиедгиз, 1956.
. Под ред. А. И. Смир-
новой и Ж. И. Шиф. М., , 1064.
Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., Изд-во ЛПН РСФСР, 1959.
П е в з II е р М. С. Дети-психопаты и лечеоно-педагошческая работа с ними.
М., Учедгиз, 1941.
Пекелис Э. Я- О методе педагогического изучения некоторых форм
неуспеваемости школьников. Сб. , под
ред. А. И. Дьячкова и др. М., , 1965.
. Под ред.
Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. Изд. 3-е, М., , 1973.
Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками
речи. М., Изд-во ДПН РСФСР, 1957.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.
т. I- ill. м., Медгиз, 1955-1965.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов
Введение
Основные этапы психического развития ребенка ……
Взаимосвязь между обучением и развитием . … . ….
Дети с нарушениями слуха и речи ………..
Детн с нарушением зрения …………..
Дети-олигофрены ………………
Дети с временной задержкой психического развития …..
Дети с астеническими состояниями ………..
Детн с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями
Психопатические формы поведения детей ……
Начальные проявления психических заболеваний у детей
Педагогическое изучение детей с нарушениями в развитии
О некоторых проблемах дифференциации обучения детей с отклонения-
ми в развитии …………….
Приложение ………………..
Словарь специальных терминов
Рекомендуемая литература ,
Пекелис Э. Я. О методе педагогического изучения некоторых форм
неуспеваемости школьников. Сб. , под
ред. А. И. Дьячкова и др. М” , 1965.
. Под ред.
Г. М. Дульпева и А. Р. Лурия. Изд. 3-е, М., , 1973.
Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостаткамя
pew. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского дозраста,
т. 1-111, М., Медгиз, 1955-1965.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов
Введение
Основные этапы психического развития ребенка ……..
Взаимосвязь между обучением и развитием ……….
Детн с нарушениями слуха и речи ………….
Дети с нарушением зрения …………….
Дети-олигофрены ………………..
Дети с временной задержкой психического развития …….
Дети с астеническими состояниями ………….
Дети с реактивными состояннями и конфликтными переживаниями
Психопатические формы поведения детей ………..
Начальные проявления психических заболеваний у детей …..
Педагогическое изучение детей с нарушениями в развитии …,
О некоторых проблемах дифференциации обучения детей с отклонения-
ми в развитии ……………..
Приложение
Словарь специальных терминов
Рекомендуемая литература ,
Татьяна Алексайдровна Власова
Мария Семенивна Певзнер
О ДЕТЯХ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
В РАЗВИТИИ
Редактор И. В. Жуков
Художественный редактор В. Г. Ежков
технический редактор В. В. Новоселова
Корректор О. С, Захарова
САВВО в яаор 27/Х[ 1973 г. Подпвсацо к печатв
17/IV 19ТЗ г. fiOxW/ig. Бум. Сыктывкар № 1. Печ. л. 11.0.
Уч.изд. л. 11.й. Тарах 150 тыс. 9х3. Заказ № 368.
Шдагельство Государственного комитета
Совета Мввистиов РСФСР по делам нзаательетв. поли-
графии я KJiHinioft торгоалв. Москва, -й проезл Марья
ной роша. 41.
Отпечатяно с ма1риц Саратовскою пилигиафкомбипл
на Кал1нииском полиграфконбинате Росглааполиграф-
прома государственного комитеэа Совета Минастров
РСФСР по делам издательств, поляграфив и книжной
тортовля, Калинин, проспект йО-легия Октября, 16.
Цена без aeueii.4Gia M.II., iiepi;ii.iei Я ччц,

Читайте также:  Рекомендации для успешного развития ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Источник

Тонзиллит-воспаление миндалин. Тонзиллит может быть
острым и хроническим. При хроническом тонзиллите могут быть
бо.1Н R суставах, изменения со стороны сердца) головные боли,
вялость и пониженная работоспособность.
171
ческом нарушении характера и поведения, по может быть и у
нормального ребенка при неправильном воспитании.
Олигофренопедагог – педагог, занимающийся обучением и
воспитанием умственно отсталых детей.
Патогенез – раздел патологии, изучающий взаимосвязь внут-
ренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития
болезненного процесса в организме.
Патологические изменения – изменения и организме челове-
ка, возникшие в связи с теми или иными болезненными процесса-
ми. Эти изменения могут быть анатомическими (например, пе-
рерождение клеток мозга, печени и других внутренних органов)
или функциональными (например, нарушение или угнетение
клеток при их анатомической сохранности).
Педантизм-чрезмерная, преувеличенная аккуратность, нри-
Бсрженность к порядку до мелочей, упорное соблюдение фор-
мального, внешнего порядка, часто без проникновения в сущест-
во дела.
Преформизм – метафизическая (антидиалектическая) тео-
рия, согласно которой уже в яйцеклетке или в сперматозоиде
предобразован взрослый организм и его развитие есть лишь раз-
сертыва.ние и простое увеличение заложенных в зачатке свойств.
Психический статус – описание состояния психики человека,
включающее его интеллектуальные эмоциональные, характеро-
логические особенности, поведение и деятельность.
Психомегрйческие тесты – проводимые в ряде зарубежных
стран испытания, стандартные задания, направленные на опре-
деление уровня умственного развития, специальных способностей
и других сторон личности у детей и взрослых. Психометрические
тесты широко используются для отбора детей как в массовые, так
и специальные школы. Психометрическое тестирование, будучи
научно не обоснованным, не вскрывает подлинных особенностей
личности ребенка и не может служить надежным критерием при
диагностике умственного развития.
Психотерапия – лечение с помощью психического воздейст-
рия на больного в виде разъяснения, убеждения, внушения.
Должно сочетаться с созданием наиболее благоприятных условий
и устранением всяких неблагоприятных факторов. Психотерапев-
тический подход важен в воспитательном процессе любого детско-
го учреждения, но особенно в условиях воспитания детей с от-
клонениями в развитии.
Реактивные состояния-психические расстройства, возника-
ющие в связи с тяжелыми переживаниями. Могут проявляться в
виде депрессии, эмоциональных шоков, страхов, навязчивых со-
стояний.
Резонерство-склонность к длинным рассуждениям отвле-
ченного II нравоучительного характера.
Рецидив – повторение, возврат какого-то явления после ка-
жущегося его исчезновения.
Сексуальность – проявление повышенного интереса к друго-
му полу.
Соматический – телесный (в противоположность психичес-
кому) .
Спонтанная деятельность-деятельность, возникающая как
бы самопроизвольно, по собственному желанию, без посторон-
них внешних воздействий.
Статус – описание состояния больного в момент его осмотра,
которое может относиться к физической, нервно-психической сфе-
ре или к отдельным системам и органам.
Стереотипность (движения, мышления)-повторяемость дви-
жений, суждений без изменения, трудность переключения с од-
нажды усвоенного, что свидетельствует о недостаточной подвиж-
ности нервных корковых процессов.
Структура дефекта – взаимосвязь и взаимообусловленность
между отдельными психическими функциями (например, между
памятью, вниманием, восприятием и мышлением, или между осо-
бенностями познавательной деятельности и эмоционально-воле-
вой сферы, или между мышлением и речью и т. д.) при различ-
ных видах аномалий развития.
Сумеречные состояния -внезапные помрачения сознания,
продолжающиеся от нескольких минут до одного-двух часов, за-
канчивающиеся также внезапно, чаще всего переходом в глубо-
кий сон. При сумеречном состоянии сознания нарушается ориен-
тировка в окружающем, исчезает мотивация поведения, и все
происшедшее в этот период не сохраняется в памяти.
Токсикоз – болезненное состояние, вызванное накоплением в
организме вредных или ядовитых веществ – токсинов. Токсикозы
иногда возникают при беременности и влекут за собой значитель-
ные нарушения в обмене веществ и сосудистые расстройства. Ток-
сикоз во время беременности может отрицательно сказаться на
развитии плода.
Токсоплазмоз -паразитарное заболевание; возбудитель-
паразит (токсоплазма), относящийся к простейшим животным.
Заражение человека происходит от домашних (собака, корова,
свинья, кролики, куры, голуби) и некоторых диких животных
(суслики, мыши, зайцы). При этом токсоплазмоз у человека мо-
жет быть врожденным и приобретенным. Врожденный токсо-
глазмоз бывает в тех случаях, когда паразит у беременных про-
никает через плаценту в плод и вызывает тяжелые поражения
мозга, глаз и других органов. Врожденный токсоплазмоз нередко
вызывает олигофрению.
Тонзиллит-воспаление миндалин. Тонзиллит может быть
острым и хроническим. При хроническом тонзиллите могут быть
боли в суставах, изменения со стороны сердца, головные боли,
вялость и пониженная работоспособность.
Тонус – определенное функциональное состояние различных
органов, обеспечиваемое непрерывным возбуждением нервных
центров.
Фонема-минимальная единица звукового строя языка. В
каждом языке имеется определенное число фонем. Противопо-
ставленные друг другу по своим акустическим признакам, они
служат для различения слова. В русском языке 42 фонемы –
6 гласных и 36 согласных.
Фонематический слух-способность к слуховому восприятию
звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуко-
вой стороной языка.
Церебральный – мозговой.
Эгоцентризм – фиксация внимания только на личных пере
живаниях и восприятие каждого явления с точки зрения лич-
ных интересов; крайняя форма индивидуализма.
Электроэнцефалограмма – графический метод исследования
функционального состояния биотоков мозга.
Эмоция – чувство, переживание, душевное волнение (гнев,
страх, радость).
Эндокринные расстройства – нарушение деятельности желез
внутренней секреции (гипофиза, щитовидной железы, околощи-
товидной железы, надпочечников, половых желез и поджелудоч-
ной железы). Нарушение функции желез внутренней секреции
влечет за собой различные патологические изменения в орга-
низме.
Энурёз – недержание мочи, которое может возникнуть у нерв-
ных и физически ослабленных детей при неблагоприятных внеш-
них условиях. Наличие энуреза может быть травмирующим фак-
тором в общем развитии ребенка.
Этиология – учение о причинах болезни,
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДИТЕГАТУРА
Боскис Р. М. Некоторые принципы диагностики аномального рязинтня
ребенка с частичным поражением анализатора. ,
вып. 117,1961.
Боскис Р. М. Обучение детей с недостатками слуха в массовой школе.
, 1956, № 8.
Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М.,
Изд-во АПН РСФСР, 1954.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., Изд-во
АПН РСФСР, 1956.
Выготский Л. С. Развитие БЫСШИХ психических функций. М., Изд-во
АПН РСФСР, 1960.
. Под ред. М. С. Повзнер. М., щение>, 1966.
3 а и к ов Л. В. О начальном обучении. М” Изд-во АПН РСФСР, 1963.
К апла и А. И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей.
М” , 1965.
Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.,
Изд.во АПН РСФСР, 1960.
Левина Р. Е- Об одной из причин неуспеваемости младших школьни-
ков. , 1956, № 1.
. Под ред. Р. Е. Левиной. М., Изд-во
АПН РСФСР, 1953.
Неиман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М.,
Изд-во АПН РСФСР. 1961.
Пикашина Н. А. Опыт преодоления недостатков произношения, чте-
ния и письма у учащихся первых классов массовой школы. Сб. школа>, 1958, Jw 3.
Ни к a ill и II а Н. А. Работа по исправлению недостатков речи па логопе-
дических пунктах. М., Учиедгиз, 1956.
. Под ред. А. И. Смир-
новой и Ж. И. Шиф. М., , 1064.
Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., Изд-во ЛПН РСФСР, 1959.
П е в з II е р М. С. Дети-психопаты и лечеоно-педагошческая работа с ними.
М., Учедгиз, 1941.
Пекелис Э. Я- О методе педагогического изучения некоторых форм
неуспеваемости школьников. Сб. , под
ред. А. И. Дьячкова и др. М., , 1965.
. Под ред.
Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. Изд. 3-е, М., , 1973.
Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками
речи. М., Изд-во ДПН РСФСР, 1957.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.
т. I- ill. м., Медгиз, 1955-1965.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов
Введение
Основные этапы психического развития ребенка ……
Взаимосвязь между обучением и развитием . … . ….
Дети с нарушениями слуха и речи ………..
Детн с нарушением зрения …………..
Дети-олигофрены ………………
Дети с временной задержкой психического развития …..
Дети с астеническими состояниями ………..
Детн с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями
Психопатические формы поведения детей ……
Начальные проявления психических заболеваний у детей
Педагогическое изучение детей с нарушениями в развитии
О некоторых проблемах дифференциации обучения детей с отклонения-
ми в развитии …………….
Приложение ………………..
Словарь специальных терминов
Рекомендуемая литература ,
Пекелис Э. Я. О методе педагогического изучения некоторых форм
неуспеваемости школьников. Сб. , под
ред. А. И. Дьячкова и др. М” , 1965.
. Под ред.
Г. М. Дульпева и А. Р. Лурия. Изд. 3-е, М., , 1973.
Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостаткамя
pew. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского дозраста,
т. 1-111, М., Медгиз, 1955-1965.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов
Введение
Основные этапы психического развития ребенка ……..
Взаимосвязь между обучением и развитием ……….
Детн с нарушениями слуха и речи ………….
Дети с нарушением зрения …………….
Дети-олигофрены ………………..
Дети с временной задержкой психического развития …….
Дети с астеническими состояниями ………….
Дети с реактивными состояннями и конфликтными переживаниями
Психопатические формы поведения детей ………..
Начальные проявления психических заболеваний у детей …..
Педагогическое изучение детей с нарушениями в развитии …,
О некоторых проблемах дифференциации обучения детей с отклонения-
ми в развитии ……………..
Приложение
Словарь специальных терминов
Рекомендуемая литература ,
Татьяна Алексайдровна Власова
Мария Семенивна Певзнер
О ДЕТЯХ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
В РАЗВИТИИ
Редактор И. В. Жуков
Художественный редактор В. Г. Ежков
технический редактор В. В. Новоселова
Корректор О. С, Захарова
САВВО в яаор 27/Х[ 1973 г. Подпвсацо к печатв
17/IV 19ТЗ г. fiOxW/ig. Бум. Сыктывкар № 1. Печ. л. 11.0.
Уч.изд. л. 11.й. Тарах 150 тыс. 9х3. Заказ № 368.
Шдагельство Государственного комитета
Совета Мввистиов РСФСР по делам нзаательетв. поли-
графии я KJiHinioft торгоалв. Москва, -й проезл Марья
ной роша. 41.
Отпечатяно с ма1риц Саратовскою пилигиафкомбипл
на Кал1нииском полиграфконбинате Росглааполиграф-
прома государственного комитеэа Совета Минастров
РСФСР по делам издательств, поляграфив и книжной
тортовля, Калинин, проспект йО-легия Октября, 16.
Цена без aeueii.4Gia M.II., iiepi;ii.iei Я ччц,

Читайте также:  Диагностика интеллектуального развития ребенка в школе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Источник