Визуальная память развитие у ребенка
Пожалуй, каждый современный человек слышал о фотографической памяти – возможности мгновенно запоминать большие объемы данных, представленных на визуальных носителях. Этот навык позволяет более качественно получать информацию, поэтому многие родители хотели бы привить его своему ребенку. Но большинство людей уверены, что мгновенное запоминание увиденного – это лишь феномен, и добиться подобного уровня обычному человеку невозможно. В данной статье мы попробуем разобраться: «Как развить фотографическую память? И можно ли это сделать?»
Память у ребенка
В современном мире образование играет важнейшую роль. То, насколько качественно человек будет получать его, во многом зависит от возможности продуктивно усваивать получаемую информацию. Так как учиться мы начинаем с раннего возраста, важно с детства развивать память ребенка. Существует несколько ее видов:
- Зрительная. Ее мы чаще всего используем для получения и запоминания данных об окружающем нас мире. Именно она позволяет нам усваивать большие объемы знаний из книг и электронных носителей. Она является основополагающим фактором для качественного получения и запоминания информации по различным дисциплинам школ и вузов.
- Слуховая. Возможность воспринимать информацию на слух доступна нам с самого раннего детства. Когда малыш рождается на свет, он еще не способен фокусироваться на окружающих предметах, зато прекрасно запоминает голоса близких людей. Когда ребенок немного вырастает, именно благодаря слуху он запоминает звуки, которые издают животные, природа, транспорт.
- Двигательная или моторная. Она позволяет человеку знать, как правильно выполнять то или иное физическое действие. Мы не задумываемся, когда пишем в тетради, так как наши мышцы помнят, какие движения необходимо соблюдать для начертания того или иного знака. Благодаря этому мы выполняем множество действий машинально, ведь они отточены и закреплены на практике.
- Обонятельная, тактильная и вкусовая. Эти виды памяти позволяют нам вспомнить различные приятные и не очень ощущения: как пахнет сирень, каким вкусом обладает арбуз, как больно бывает, если уколоться швейной иглой. Благодаря подобной информации, человеку удается безопасно существовать в окружающем мире, избегать опасностей и стремиться к собственному комфорту.
Зрительная память – что это такое?
Зрительная память чаще всего используется человеком при получении информации. Ребенок с самого детства рассматривает окружающий мир, познает его многообразие своими глазами. Когда он поступает учиться в первый класс, именно благодаря ей он получает большую часть знаний: со школьной доски, из учебников и методических пособий малыш заучивает математические формулы и правила русского языка, знакомится с литературными произведениями и картинами всемирно знаменитых художников.
От того, насколько хорошо развито умение запоминать у ребенка, напрямую зависит его успеваемость в учебе. Детям, которые хуже воспринимают информацию, приходится сложнее, чем их сверстникам, ведь они тратят больше времени на выполнение упражнений в классе и подготовку домашнего задания.
Хорошо развитая зрительная память – залог успешного будущего человека. Те ученики, которым легко дается запоминание информации, более плодотворно готовятся к сдаче выпускных экзаменов в школе для поступления в высшее учебное заведение. В вузе студент также сталкивается с большими объемами знаний по различным предметам, которые ему просто необходимо усвоить и закрепить. Поэтому важно развивать навыки получения и обработки информации.
В сети интернет существует множество упражнений, которые, как считают их создатели, позволяют улучшить зрительную память. Однако, чаще всего, они не несут системного подхода, который просто необходим для подобных занятий. Важно понимать, что наивысшим результатом развития зрительной памяти является возможность мгновенно запоминать увиденное до самых мельчайших подробностей, как-бы фотографировать и сохранять увиденное в недрах собственного разума.
Фотографическая память у ребенка
Фотографическая память – это высокий уровень развития зрительной памяти, при котором человек способен запоминать и детально воспроизводить в своем сознании ранее увиденные образы. Люди, обладающие ей, способны получать и обрабатывать информацию на поразительно высоких скоростях: им достаточно посмотреть на страницу книги, чтобы запомнить ее, а затем пересказать текст в мельчайших деталях.
Множество ученых, изучающих работу интеллекта, бьются над разгадкой такого феномена, как фотографическая память, а также возможностью ее развития. Считается, что множество знаменитых людей владело ей: Никола Тесла, Теодор Рузвельт, Сергей Рахманинов. Но ошибочно полагать, что обладание этим навыком – это только удачное стечение обстоятельств, особенность генетики. Возможно, кому-то из людей действительно повезло родиться с такой потрясающей способностью к запоминанию информации, но зачастую фотографическая память является результатом работы над собой.
Вполне естественно, что родителям хотелось бы развить у своих детей такой навык. Умение легко усваивать и применять знания позволит легче проходить обучение, успешно продвигаться по карьерной лестнице. Учитывая то, что лучше всего человек владеет навыками, закрепленными еще в раннем возрасте, развивать ребенка лучше с детства. Но можно ли развить фотографическую память, как это сделать быстро?
Существует целый ряд методик, которые предлагают различные упражнения для развития этой области интеллекта. Многие из них доказали свою результативность, а значит развить зрительную память до уровня фотографической под силу современному ребенку, однако быстро это сделать не получится. Кроме того, важно выбрать правильную программу обучения, чтобы усилия не прошли зря.
Способы развития фотографической памяти у детей
Для того чтобы развить умение быстро запоминать информацию, существует огромное множество самых разных упражнений. Они бывают как простые, для самых маленьких детей, так и более сложные – для детей старшего возраста и взрослых. Рассмотрим самые популярные упражнения:
- Упражнения, связанные с наблюдением. Существует большое множество их вариаций, но суть этих упражнений примерно одинакова: человек сосредотачивается на изображении (картинке в книге или интернете, рекламном буклете, вывеске на улице), старается максимально рассмотреть и запомнить все его детали. Затем необходимо закрыть свои глаза и постараться воссоздать образ, а потом сравнить его с оригиналом.
- Упражнения для визуализации информации. Необходимо подбирать к изображениям ассоциации с ними. Это упражнение позволяет ускорить вспоминание ранее изученной информации.
- Упражнения на запоминание последовательностей. Можно взять числовое выражение, математическую формулу или просто набор различных символов, постараться запомнить его, а затем воссоздать на бумаге. Для этого упражнения важно использовать такие последовательности знаков, которые были бы не знакомы человеку.
- Упражнения, связанные с перестановкой. Для выполнения этого упражнения можно самостоятельно подготовить необходимые материалы. Нужны несколько карточек одинаковой величины с различными изображениями. Разложите их в случайной последовательности на столе, сфотографируйте результат, затем перемешайте и попробуйте воссоздать изначальный порядок их расположения. Сравните с фотографией. Также существует множество вариантов этого упражнения в сети интернет.
Бесспорно, эти упражнения способны помочь улучшить умение запоминать увиденное. Но, к сожалению, их выполнение нельзя сравнивать со структурированным, последовательным подходом к развитию данного навыка. К тому же, ребенку трудно самостоятельно заниматься и сохранять мотивацию в течении долгого времени. По этой причине, лучше доверить тренировки памяти детей профессионалам – квалифицированным педагогам.
На сегодняшний день существует множество центров дополнительного развития, в которых проходят занятия по улучшению памяти ребенка. Отдавайте предпочтение тем учреждениям, которые обучают по оригинальным, проверенным временем методикам. Со временем, такие занятия принесут свои плоды: повысится успеваемость ребенка в школе, учеба начнет даваться легче, снизится утомляемость нервной системы, так как выполнение домашнего задания будет занимать значительно меньше времени. К тому же, подобные курсы – это хорошее вложение в будущее ребенка, в развитие его интеллекта.
Источник
елена елистратова
Развитие зрительной памяти детей дошкольного возраста
За многолетний опыт работы выяснилось, что родители стараются развивать память ребенка, заучивая с ним стихи, скороговорки, пословицы. А вот зрительной памяти уделяют внимания значительно меньше. И, конечно, зря.
Ведь именно хорошо развитая зрительная память позволяет ребенку делать гораздо меньше ошибок при письме, легче и быстрее запоминать таблицу сложения, умножения, а потом и запоминать все основные формулы в математике и физике.
А недостаточная сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности в школе, например,
1. Ребенок не запоминает конфигурацию букв, т. е буквы не узнаются, а следовательно буквы не соотносятся с определенными звуками, т. е. ребенок не может овладеть чтением.В чтении характерны следующие ошибки: неправильное прочтение букв, недочитывание концов слов, неправильные ударения, пропуски слова, строки, недостаточное или даже искаженное понимание читаемого. Также ребенок не запоминает цифры, что ведет к проблемам с математикой.
2. Ребенок заменяет сходные по элементам написания рукописные буквы, какие буквы, например, п-к, п — и, с — о, и — ш, л — м. т. е он неправильно пишет слова и предложения
(показ на листе)
3. Если у ребенка не развита зрительная память ребенок может не “видеть” строку в тетради, ему трудно следить за строкой. А это ведет к потере строки, недописыванию примера, строчки, соскальзыванию с одной строки на другую.
4. Также у ребенка может быть так называемое «зеркальное письмо» (когда слова, буквы, цифры, элементы букв, цифр пишутся справа налево).
5. Если у ребенка не развита зрительная память, он плохо запоминает конфигурацию и название геометрических фигур, заменяет сходные по форме фигуры (круг, ребенок может назвать овалом, квадрат — ромбом, или прямоугольником).
6. Также возникают трудности в копировании букв, цифр, геометрических фигур.
Таким образом, многих родителей интересует один вопрос – как можно развить память своего ребёнка? Особенно конечно этот вопрос интересует тех родителей, чьи дети учатся в школе, но чтобы избежать выше сказанных трудностей. развивать зрительную память необходимо уже в детском саду.
Чтобы развить зрительную память ребенка, ее нужно тренировать, играя с ребенком в специальные игры.
Конечно, если вы будете играть в игры на развитие зрительной памяти один раз в неделю, толку будет немного. Как и всякая тренировка, они должны выполняться регулярно и понемногу. Выберите время, которое вы можете выделить 2-3 раза в неделю и играйте. Времени надо совсем немного, минут 5- 10 для дошкольнолков, 10-15 для первоклашек, а для старших детей и того меньше.
С малышами от двух лет можно играть в «Волшебный мешочек». Изготовьте небольшой мешок из яркой ткани или возьмите обыкновенный подарочный пакет и несколько игрушек. Вместе с ребёнком рассмотрите все игрушки, а затем одну за другой отправьте в мешок. Предложите ребёнку назвать все предметы, которые оказались в мешке.А потом вместе с ним достаньте и убедитесь: никого не забыли?
Следующая игра называется «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ»
Взрослый рассаживает перед ребенком 5-6 игрушек, ставит чашки, блюдца,другую посуду и столовые приборы и говорит:
«У мишки день рождения. Все гости собрались пить чай. Посмотри внимательно, кто где расположился. Но вот начался салют, и гости выбежали посмотреть на него, а когда вернулись, кто-то занял не свое место. Помоги исправить ошибку. Вспомни, кто где сидел»
Детям чуть постарше можно предложить игру «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Взрослый расставляет перед ребенком на столе или ковре несколько игрушек и просит ребенка внимательно посмотреть на игрушки.После этого взрослый незаметно убирает одну из игрушек и говорит: «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Игру можно усложнить, переставив игрушки местами. Ребенка попросить поставить игрушки в нужной последовательности
Игру «УЗОРЫ» для этой игры понадобятся разноцветные счетные палочки. Взрослый на столе выкладывает из 4-5 из палочек одного цвета узор,а потом говорит ребенку:
«Посмотри внимательно на этот узор и постарайся запомнить, как расположены палочки. Вдруг подул сильный ветер, и все палочки разлетелись. Помоги! Попытайся восстановить узор».
Эту игру можно усложнить – узор можно составить из разноцветных и увеличить их количество
Чтобы развивать зрительную память у детей старшего дошкольного возраста можно предложить им картинки, буквы, цифры.
Покажите ребенку несколько геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Задача – запомнить фигуры и их расположение. А теперь уберите фигуры, пусть ребенок восстановит ряд.
Также эту игру можно усложнить, если взять фигуры разного цвета,
или же поменяйте расположение фигур
Следующая игра «Запомни картинки»
Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку
Внимательность на прогулке
Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.
Источник
В этой статье речь пойдет об одном из видов человеческой памяти — зрительной. Вы узнаете, какие виды бывают такой памяти и, как её тренировать.
Зрительная память называется также фотографической. Она позволяет сотворить образ увиденного и сохранить его в памяти. В последующем, сохраненный зрительный образ, можно воспроизводить в деталях в своем сознании.
Этот вид восприятия позволяет удерживать, видеть образ даже в его отсутствие. Известно, что 60% людей лучше запоминают визуальную информацию, нежели полученную — звуковую.
Зрительная память, запоминание
Считается, что люди запоминают всего лишь «фотографию». Эта картинка дополняется множеством различной информации, полученной с других чувствительных рецепторов.
По сути, запоминание — это запечатление, дальнейшее сохранение полученной информации. По динамике протекания данного явления имеется два вида памяти: непреднамеренное запоминание, преднамеренное.
- При преднамеренном существует поставленная цель — запомнить, для этой зрительной памяти используются искусственные методы запоминания.
- Непреднамеренное запоминание происходит без поставленной цели, без различных приемов, без особых усилий.
Как проходит визуальное запоминание образов в памяти?
Использование фотографической памяти дает человеку сохранить множество воспоминаний. Однако трудно запоминать информацию из большого количества слов, которые невозможно запомнить на слух. Вспомнить этот текст значительно проще по целостному образу (картинке).
Запоминание — один из важных процессов в памяти
Зрительная память — особенности
Эйдетическая память благоприятно воздействует на успехи в дальнейшем обучении в школе. В ходе данного процесса дети запоминают, усваивают большое количество материала. Без хорошо развитой зрительной памяти — новую информацию трудно запомнить.
ВАЖНО: Качество непроизвольного запоминания зависит от активности деток к запоминающим объектам, детальности восприятия, обдумывания.
Родители занимаются тренировкой памяти своего ребенка
Говорят, что фотографическая память у девочек больше развита, чем у мальчишек. Это связанно с тем, что особенности строения мозга у девочек, мальчиков отличны друг от друга. Не стоит упускать из внимания, что у них разные условия развития.
Виды зрительной памяти
Имеется несколько классификаций эйдетической памяти, они представляют собой различные виды памяти.
Какие виды зрительной памяти существуют?
Подразделяются они по таким характеристикам:
- По скорости запоминания, сохранения материала: иконическая, кратковременная, долговременная, оперативная, наследственная
- По результатам деятельности: непроизвольный, произвольный
- По способам запоминания: смысловой, механический
- По типам запоминаемого материала: числовой, цветовой, математический, память на лица
- По уровням запоминания: кратковременный, долговременный, сенсорный
- По типам психологии: моторный, образный, словесный, эмоциональный
Классификация зрительной памяти
Кратковременная зрительная память
Кратковременная память — недолгий процесс запоминания, в результате которого вы получаете некую информацию. Она еще именуется рабочей памятью, имеет маленький срок, ограниченный объем.
При данном типе памяти можно удержать запоминаемый материал лишь четырех предметов. Она сохраняет в ячейках памяти небольшую информацию, которую мы в данный момент осознанно помним.
Кратковременная память получает объем информации из органов чувств, от долговременной памяти. Процессы, которые в ней происходят, не являются устойчивыми, имеют обратимый характер.
Кратковременная память визуальных образов
Образы в кратковременной памяти существуют благодаря функционированию связей между нейронами, по средствам кратного прохождения возбуждения по кольцевым нейронным цепям. Удерживание картинок происходит за счет мысленного проговаривания.
Зрительно моторная память
Двигательная память, она же моторная содержит мышечно-двигательные объекты выученных движений (скорость, темп, амплитуда и прочее).
Развитие двигательной памяти у ребенка
Моторная память является запоминанием, усваиванием, воспроизведением движений. Она служит ключевым аспектом в формировании навыков, как практических, так и рабочих.
На чем основывается зрительно моторная память у детей?
ВАЖНО: Когда ребенок выполняет определенные движения, он не может их сделать точно так же в следующий раз. Случается это потому, что скелет имеет особое строение, функционал движений не позволяет человеку передвигаться систематически, одинаково.
Объем зрительной памяти
Важнейшей интегральной характеристикой памяти является объем. Он дает возможность человеку запоминать, хранить материал в определенном количестве.
Если говорить о памяти, то ее показателем является число запечатленных ресурсов информации.
Какой объем зрительной памяти у детей?
Дети постарше имеют больший объем фотографической памяти. Ребенок дошкольного возраста запоминает около 7 предметов, изображений из 11-16, после того, как ему их показали всего один раз.
Тест на зрительную память
Объем фотографической памяти у ребенка определяется по специальному тесту. Детям показывают десять картинок с различными предметами, им нужно запомнить их. Не следует спешить. Каждую иллюстрацию показывайте в течение шести секунд. Потом попросите назвать предметы.
Следует обратить внимание на ошибки:
- Повторения детей
- Объекты, которые не показывали
- Сколько картинок помнят дети
Ребёнок запоминает картинки
Затем опять покажите фото, которые они забыли, через десять минут попросите вспомнить, снова выявите ошибки. Спустя час попросите снова вспомнить изображения.
Результаты оценивайте по следующим параметрам:
- 8-10 фото — хороший результат
- 5-7 фото — удовлетворительный результат
- до 5 фото — неудовлетворительный результат
Объем зрительной памяти. От чего он зависит?
Диагностика зрительной памяти
Диагностирование эйдетической памяти позволяет оценить лишь поверхностно уровень развития конкретной особы. Детальное исследование конкретного человека — невозможно, так как все процессы в памяти поддаются только поверхностному изучению.
Для определения зрительной памяти детей, используют определенные тесты, которые мы рассмотрим далее.
Как проходит диагностика зрительной памяти у детей?
ВАЖНО: Нарушение зрительной памяти может привести к психическим расстройствам.
Тест на зрительную память
Существует несколько тестов на зрительную память, рассмотрим детальней один из них. Он разработан для деток от пяти до шести лет.
Тесты на зрительную память для детей
Суть теста такова:
- Подбираем 11-16 слов, запоминаем. Подготавливаем набор фото (21-31 штуки)
- Фотографии не должны нести прямой характер к словам, отведенным для запоминания
- Используйте такие слова, как: путь, сад, обед, молоко, свет, поле, одежда, ошибка, ночь, конь, птица, учеба, стул, мышь, лес
- Применяйте такие изображения на картинках: хлеб, чашка, блокнот, фонарь, дом, школа, часы, фрукт, карандаш, шкаф, вертолет, мебель, санки, лампа, кот, корова, грабли, растение, нож, блузка, машина, луна, телега, диван
- Для деток дошкольного возраста слова, изображения должны быть конкретизированными, а для младших школьников — больше отвлеченными
- Зачитывайте ребенку слова, а он в это время пусть отбирает подходящее фото, которое поможет вспомнить слово
- К примеру, вы называете слово — учеба, а ребенок тем временем выбирает фото с изображением школы
- Давайте время на выбор каждого фото, около 33 секунд. Часто дети делают выбор намного раньше этого времени
- После каждого подбора картинки, попросите аргументировать его выбор
- Потом ребенок должен отвлечься на 15 минут
- В заключении ребенок называет слова по картинкам
Как пройти тест на зрительную память?
Нарушение зрительной памяти
У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.
Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.
Какие проблемы бывают со зрительной памятью?
Нарушения проявляются следующими симптомами:
- Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
- Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
- Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.
Нарушение зрительной памяти
ВАЖНО: Лечение малышей невозможно осуществить самостоятельно в домашних условиях, обязательно врач-специалист должен разработать индивидуальную долгосрочную терапию.
Тренировка зрительной памяти
Уже в дошкольном возрасте необходимо заниматься тренировкой зрительной памяти. Ведь малыши быстро усваивают новые слова, изображения, задают множество познавательных вопросов. А специальные игры для её тренировки помогут развить восприятие сложной информации в школе.
Как следует тренировать зрительную память у детей?
При занятии с детьми нужно помнить такие нюансы обучения:
- Интересная информация всегда усваивается лучше
- В обучении лучше всего запоминается начало, конец
- Помимо зрительного восприятия, намного эффективней будет задействование сенсорного ощущения
- Вся информация должна быть представлена ребенку просто, понятно
Процесс тренировки зрительной памяти
ВАЖНО: Если вы уменьшите время ребёнка для просмотра телевизора или ограничите период пребывания за компьютерными играми, то, уделив часок-другой на совместные занятия тренировкой памяти, вы поможете малышу развить фантазию, мышление.
Упражнения на зрительную память
По статистике до 81% всей полученной информации мы получаем зрительно. Правда, большинство людей не пользуются всеми этими возможностями.
Натренированная зрительная память расширяет взгляд на любой объект, предмет. Это, в свою очередь, позволяет увеличить у ребенка концентрацию, внимание.
Какие упражнения помогают развить зрительную память?
Для тренировки зрительного восприятия существует множество различных упражнений. Некоторые из них:
- Запоминание образов — это упражнение позволяет запомнить увиденные предметы, образы, и как можно точнее воспроизвести их в мыслях во всех тонкостях, деталях. Данное упражнение можно практиковать на простых предметах
- Рисование — отличный способ для улучшения эйдетической памяти. Навыки художника здесь абсолютно не обязательны. Главное — это желание перенести, запечатленные в памяти образы, на бумагу в различных рисунках
- Воспоминания — тренировать фотографическую память с помощью воспоминаний просто. Для этого необходимо перед сном воспроизводить все события прошедшего дня. Стараться при этом, воображать визуальные образы
- Игры — имеется огромное количество игр, направленных на развитие визуального восприятия. Одна из них — «Найди отличия»
Картинка для тренировки зрительной памяти — найди отличия
Игры на зрительную память
Существуют не мало специальных игр для развития зрительной памяти у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них:
- «Найдите фигуры» Правила игры: ребенку предоставляют иллюстрацию с различными геометрическими фигурами. Для начала он должен хорошо рассмотреть, запомнить (время просмотра 30 — 20 секунд) первоначальный рисунок. Затем взять второй, найти на нем фигуры, которые он запомнил на первом
- «По порядку» Правила игры: ребенок, раскладывает, чередуя цветные палочки (по порядку — желтый, красный, синий). Либо раскладывает цифры, фигуры, буквы в заданной взрослыми последовательности
- «Где что было?» Правила игры: чертим квадрат на магнитной доске. Разделяем его на девять клеток. В каждой клетке фиксируйте разные изображения. Дайте ребенку запомнить расположение картинок в течение 10 секунд. Снимите все, через 5 минут спросите у ребенка расположение рисунков, пусть восстановит их на доске
- «Как на картинке» Правила игры: для игры берем рисунок с несколькими фигурами. Малыш запоминает их расположение, после — воспроизводит по памяти фигуры в квадратах на пустом листке
- «Конструктор» Правила игры: ребенок рассматривает фигуру на изображении, затем выкладывает такую же фигуру из палочки Кюизенера либо кубиков. По завершению — сравниваем, насколько правильно все получилось
Развивающие игры на зрительную память
ВАЖНО: Игры для формирования зрительной памяти у дошкольников и школьников подбирайте по возрасту.
Видео: Игры для развития зрительной памяти у деток
Источник