Витамины микроэлементы в развитии ребенка

Рациональное питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья нации. Однако в настоящее время в России в силу сложившихся социально–экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным [5,7]. Повседневный рацион большинства россиян в конце ХХ века – это «пища бедняков»: углеводисто–жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов [1].

Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так, дефицит витаминов группы В выявляется у 30–40%, b-каротина – более чем у 40%, а витамина С – у 70–90% обследуемых [7]. При этом выявляемый дефицит зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Настораживает, что дефицит витаминов обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне–осенние периоды, что свидетельствует о формировании у большинства населения России крайне неблагоприятного круглогодичного типа полигиповитаминоза. Отмечено также, что полигиповитаминозы часто сочетаются с дефицитом микроэлементов.

Вызывают тревогу данные о распространенности дефицита микронутриентов у беременных и кормящих женщин, новорожденных и грудных детей. Недостаток основных пищевых веществ, витаминов и минеральных веществ в рационе беременной неблагоприятно сказывается не только на состоянии здоровья самой женщины, но и приводит к развитию выраженного их дефицита у плода. Дефицит микроэлементов и витаминов в рационе матерей, кормящих грудью, также крайне отрицательно влияет на здоровье детей. Не может не беспокоить и то, что 70% детей 1–го года жизни в возрасте 3–4 месяцев вскармливаются искусственно [3]. Установлено также, что 39–42% детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, получают неадаптированные молочные смеси. Тревожно выглядит ситуация и с дефицитом витаминов у детей более старшего возраста. Так, показано, что обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20–40%, а белково–витаминный дефицит испытывают до 90% детей России [7].

Напряженный уровень метаболизма у детей, не только поддерживающий жизнедеятельность, но и обеспечивающий рост и развитие детского организма, требует достаточного и регулярного поступления микронутриентов. Поэтому развитие дефицита витаминов и микроэлементов у детей может сопровождаться различными нарушениями здоровья [9]. Несбалансированное и недостаточное (как в качественном, так и в количественном отношениях) питание российских детей привело к тому, что у большинства из них имеется дефицит микроэлементов и витаминов, у 16–47% выявляется анемия, а у 24–63% – латентный дефицит железа [7,3]. Кроме этого, в результате алиментарного дефицита таких микроэлементов, как железо и йод, в последние годы отмечена четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей. Нельзя не отметить нарастание частоты выявления недостаточности потребления йода [2]. При дефиците йода в мозге растущего детского организма происходят необратимые изменения, развиваются олигофрения и кретинизм. Дефицит йода – самая распространенная причина интеллектуальных нарушений, которую можно предупредить (Касаткина Э.П., Щеплягина Л.А.). Однако в России активность мероприятий по профилактике йодного дефицита в последнее десятилетие была значительно снижена. Это не могло не сказаться на состоянии психического здоровья детей. Только в последние годы вновь начали приниматься действенные меры по профилактике йодной недостаточности (производство йодированной соли в необходимых количествах, прием йодида калия, витаминно–минеральных комплексов, содержащих йод, и др.).

Таким образом, в России в настоящее время сложились условия, при которых алиментарные нарушения могут отразиться не только на состоянии здоровья, физическом и интеллектуальном потенциале россиян, но и в целом на жизнеспособности нации [7].

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека, но играют роль регуляторов многочисленных биохимических реакций в обмене веществ и энергии. Не являясь строительным и энергетическим субстратом, витамины служат катализаторами биохимических реакций. Немаловажное значение имеет дефицит витаминов в патогенезе многих заболеваний человека. Выделяют жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С).

Витамины (от лат. Vita – жизнь) – незаменимые компоненты питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме за счет активизации отдельных ферментативных реакций.

Недостаточное поступление витаминов в организм приводит к развитию дефицита этих незаменимых микронутриентов. В зависимости от глубины дефицита витаминов в организме различают гипо– и авитаминоз. Авитаминозом принято обозначать глубокий дефицит витаминов из–за практически полного нарушения их поступления в организм. Гиповитаминозом называют дефицит витаминов в организме в результате сниженного, недостаточного их поступления.

Причины возникновения дефицита витаминов:

Первичные:

  • несбалансированное питание;
  • недостаточное поступление витаминов с пищей;
  • однообразное лечебное питание.

Вторичные:

  • патология желудочно–кишечного тракта, в том числе синдром мальабсорбции;
  • нарушения функции печени;
  • повышенная экскреция витаминов (повышенный диурез);
  • нарушение синтеза витаминов группы В и К в кишечнике;
  • терапия антибактериальными препаратами;
  • полное парентеральное питание;
  • гемодиализ;
  • врожденные дефекты метаболизма;
  • нарушение биодоступности витаминов;
  • повышение потребности при обычном уровне
  • поступления (период интенсивного роста;
  • беременные, кормящие женщины).
Читайте также:  Развитие ребенка ком буква с

Для целенаправленной профилактики недостаточности микронутриентов целесообразно выделять детей и взрослых, у которых имеются различные предрасполагающие факторы для развития дефицита витаминов и микроэлементов.

Группы риска по развитию витаминодефицитных состояний:

– дети раннего возраста и подростки в период наиболее интенсивного роста;
– дети, занимающиеся спортом (имеющие высокие физические нагрузки);
– больные дети (острые инфекционные заболевания вирусного или бактериального генеза; патология сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта и др.);
– больные, длительно принимающие некоторые лекарственные препараты;
– беременные и кормящие женщины;
– вегетарианцы;
– пожилые люди;
– дети и взрослые с низким социально–экономическим уровнем;
– алкоголики, курильщики.

Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний или усугублять их тяжесть.

Последствия дефицита витаминов:

  • ухудшение самочувствия;
  • снижение умственной и физической работоспособности населения;
  • нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
  • нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
  • замедление темпов физического и психического развития;
  • предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.

Возрастная суточная потребность в основных витаминах представлена в таблице 1.

Живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно, в зависимости от концентрации химических элементов в организме, выделяют макро– и микроэлементы.

Макроэлементами принято считать те химические элементы, содержание которых в организме более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся: водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.

Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их содержание не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях – не более 0,000001%. Среди всех микроэлементов в особую группу выделяют так называемые незаменимые микроэлементы.

Незаменимые микроэлементы (микроэлементы эссенциальные, микробиоэлементы) – микроэлементы, регулярное поступление которых с пищей или водой в организм абсолютно необходимо для его нормальной жизнедеятельности. Незаменимые микроэлементы входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.

Физиологическое значение макро– и микроэлементов определяется их участием:

  • в структуре и функции большинства ферментативных систем и процессов, протекающих в организме;
  • в пластических процессах и построении тканей (фосфор и кальций – основные структурные компоненты костей);
  • в поддержании кислотно–основного состояния;
  • в поддержании солевого состава крови и водно– солевого обмена.

Уровень поступления микроэлементов в организм зависит от их содержания в пищевых продуктах и воде. Постоянное снижение или повышение концентрации определенных минеральных веществ в суточном рационе человека, как правило, связано с недостатком или излишком этих микроэлементов в окружающей среде района проживания. Формирующийся при этом в организме людей дефицит или избыток определенных микроэлементов приводит к развитию эндемических геохимических заболеваний (микроэлементозов).

Наиболее изученными являются йодная и фторная эндемии. Так, в регионах, где в окружающей среде отмечено недостаточное содержание йода, широко распространен эндемический зоб. На территориях, характеризующихся повышенным содержанием фтора в воде, отмечается высокий уровень заболеваемости флюорозом. В то же время длительное недостаточное поступление фтора в организм приводит к повышенному распространению кариеса.

Распределение микроэлементов в организме и их накопление в определенных органах и системах обусловлено как химическими свойствами, так их и физиологической ролью. Однако в некоторых случаях место преимущественного депонирования микроэлементов не связано с влиянием их на эти органы и ткани. Микроэлементы, являясь составляющими компонентами биологически активных веществ, участвуют в метаболических процессах в организме.

Главная особенность минерального обмена у детей состоит в том, что процессы поступления в организм минеральных веществ и их выведение не уравновешены между собой [4]. Рост и развитие ребенка требуют интенсивного поступления минеральных веществ. Возрастная суточная потребность в основных микроэлементах имеет свои особенности (табл. 2).

Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у ребенка должна начинаться еще в антенатальном периоде его развития. Целесообразно рекомендовать женщинам полноценную, сбалансированную диету, обогащенную всеми необходимыми микронутриентами. Можно рекомендовать прием специального молочного напитка для беременных и кормящих женщин, содержащего все необходимые витамины и минеральные вещества в полном соответствии с потребностью беременной и кормящей женщины. А также другие витаминно–минеральные комплексы, рекомендованные для беременных и кормящих женщин.

Читайте также:  Комплексное развитие ребенка в игровой деятельности

К постнатальной профилактике дефицита витаминов и микроэлементов у детей относятся:

1. Продолжительное естественное вскармливание со своевременным введением продуктов прикорма, особенно детям с лимфатическим типом конституции, с крупной массой тела при рождении и избыточными весовыми прибавками.

2. Соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе, предупреждение и своевременное лечение рахита, гипотрофии, острых респираторных заболеваний.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро – и микроэлементов. Для прикорма этим детям используются соки, фруктовые и овощные пюре, а также инстантные каши, обогащенные железом и другими незаменимыми микронутриентами. Как правило, если здоровый ребенок первого года жизни получает современные адаптированные молочные смеси и продукты для прикорма, дефицита витаминов и микроэлементов у него нет.

У детей старше года профилактика дефицита витаминов и микроэлементов проводится с помощью назначения полноценной, сбалансированной диеты, а также индивидуального приема специальных поливитаминных препаратов (табл. 3, 4).

В качестве примера можно привести витаминный комплекс Пиковит (KRKA, Словения).

Пиковит выпускается в виде сиропа и пастилок, вкус которых очень нравится детям. Витаминный сироп Пиковит рекомендуется детям старше 1 года. Его состав основан на натуральных фруктовых компонентах, поэтому дети особенно любят сироп Пиковит. Сироп можно давать в чистом виде или добавлять в чай, соки, фруктовое пюре. Пастилки Пиковит, которые в дополнение к витаминам содержат кальций и фосфор, предназначены для детей старше 2 лет. Препарат восполняет дефицит витаминов, а содержащиеся в пастилках кальций и фосфор обеспечивают поддержание структуры костей и зубов.

Пиковит Д – это пастилки, обладающие приятным фруктовым вкусом, которые предназначены прежде всего для детей дошкольного возраста. Пиковит Д не содержат сахар и может применяться при различных ограничивающих диетах.

Пиковит форте представляет собой витаминный препарат, предназначенный для детей школьного возраста. Он рекомендуется при переутомлении и плохой концентрации внимания, физических нагрузках (занятия спортом), нерегулярном и однообразном рационе питания, отсутствии аппетита. Для восполнения суточной потребности в витаминах, ребенку достаточно принять одну пастилку Пиковита форте в день.

Литература:

1. Акопян А.С., Харченко В.И., Мишиев В.Г. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России. – М., 1999.

2. Анциферов М.Б. Йоддефицитные заболевания в России и их профилактика// Medical market. – 1999. – № 32 (2). – С.10–12.

3. Коровина Н.А. Правильно ли мы употребляем витамины? Медицинская газета. – 2001. – № 5. – С.12.

4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у детей/ Справочное пособие для врачей.–Москва, 2000.

5. Нетребенко О.К. Состояние здоровья и питание детей первых двух лет жизни в отдельных регионах России. Автореф. … докт. дис. – 1997. – 27 с.

6. Обмен веществ у детей/ Вельтищев Ю.Е., Ермолаев М.В., Ананенко А.А., Князев Ю.А. – М.: Медицина, 1983. – 464 с.

7. Спиричев В.Б. О витаминной обеспеченности населения СССР и о мерах по ее улучшению./ Здоровье и болезнь. – Москва. – 1990. – С.198–199.

8. Тутельян В.А., Алексеева И.А. Витамины антиоксидантного ряда: обеспеченность населения и значение в профилактике хронических заболеваний.// Клиническая фармакология и терапия.–1995. – №4(1). – С.90–92.

9. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России// Вопросы питания. – 1999. – №1.

10. Subcommittee on the 10th edition of RDA. Food and nutrition board. RDA. 10th ed. Wasb D.C.: National Acad. press, 1989.

11. WHO, Diet, Nutrition, and the Prevention of Chronic Diseases: Report of a WHO Study Group WHO, Technical Report Series, No.797, 1990.

Источник

Сегодня я расскажу о здоровом питании у детей, какие витамины особенно важны для растущего организма и из каких продуктов их можно получить.

Самое важное в детском возрасте – это достаточное поступление витаминов и микроэлементов. Оказывается это проблема многих детей. Примерно 1/3 населения испытывает дефицит этих важных элементов.

Почему дети испытывают дефицит витаминов?

Есть основные причины, на которые стоит обратить внимание:

  • Нездоровое питание (фастфуд, газировки);
  • Диеты (ограничение рациона в связи с религиозными постами, вегетарианством и аллергией);
  • Малоподвижный образ жизни (компьютерные игры, планшеты, смартфоны, телевизор);
  • Сокращающееся число прогулок на свежем воздухе;
  • Неблагоприятная экология;
  • Климат (Россия – северная страна, где мало солнечных дней)

Далее мы расскажем о трёх основных микроэлементах, необходимых для растущего организма – КАЛЬЦИЙ, МАГНИЙ и витамин Д.

Кальций

Его главная роль отводится формированию костно-мышечной, нервной системы и зубов.

Читайте также:  Развитие двигательный функций и мелкой моторики ребенка

Вы замечали, что у детей ночью бывают судороги в ногах или боли после ходьбы (боли роста)? Это связано с недостатком кальция и магния.

Где взять кальций:

Ответ прост – из молочных продуктов. Но есть одно заблуждение, о котором многие не знают. Все думают, что коровье молоко содержит много кальция. На самом деле из всех молочных продуктов его в молоке меньше всего. А почему? Дело в том, что, чем сильнее разведён молочный продукт, тем меньшее количество питательных веществ он содержит. Молоко – самое разбавленное, там кальция очень мало. За ним следует более плотный творог. В нем кальция уже больше. Возглавляет тройку лидеров сыр.

Почему молоко нельзя назвать сверхполезным продуктом? Дело в том, что дети до трёх лет на способны в большом количестве переваривать козеин, который содержится в молоке. Он является сложным и тяжелым белком.

Но важно не только восполнять кальций, а также избегать его потери из организма.

Почему теряется кальций:

  • Газированные напитки. Они являются источниками фосфатов. Дело в том, что в норме в организме существует баланс между кальцием и фосфатами. Когда фосфатов становится много (газировки), из костей в кровь начинает поступать кальций. Таким образом, кости становятся менее прочными.
  • Частое употребление в пищу фастфуда, сосисок, полуфабрикатов и т.д. Весь секрет заключается в том, что нарушается кислотно-щелочное равновесие в сторону кислого, и организм в ответ пытается выравнять эту кислотность, забирая, опять же, кальций из кости. Он выступает в роли ощелачивающего элемента.
  • Частое употребление овсяной каши. Оказывается, овсянка содержит фетиновую кислоту, которая препятствует усвоению кальция. Это не говорит от том, что есть ее совсем нельзя. Все хорошо в меру. Если вы переборщили, вечером можно приготовить творожную запеканку, и кальций будет восполнен.

Витамин Д

Однако кальций плохо усваивается, если в организме не хватает другого важного компонента – витамина Д.

К сожалению, 60% детей сегодня страдают дефицитом этого витамина.

В каких продуктах он содержится и зачем он нужен:

Вырабатывается он в коже под воздействием солнечных лучей, а также может поступать с пищей.

Как узнать, сколько солнца в вашем регионе? Мы вам раскроем секрет. В любом смартфоне в приложении о погоде есть показатель – ультрафиолетовый индекс. Витамин Д вырабатывается при индексе больше 2-3. Этот индекс зависит от времени года и суток (летом и утром больше). Однако всем известно, что много на солнце находиться нельзя.

Как быть? Где взять витамин Д:

Проще всего его получить с пищей. Это скумбрия, печень трески, яйца.

Нельзя забывать, что витамин этот жирорастворимый и имеет свойство накапливаться в организме (в отличие от водорастворимых), поэтому он не должен поступать в организм каждый день. Достаточно употреблять эти продукты три раза в неделю.

Чем грозит недостаток витамина Д

Прежде всего, это заболевания костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, онкологические, сахарный диабет, нарушается сон, поведение, повышенная утомляемость, мышечные спазмы.

Магний

Магний – основа костно- мышечной и нервной системы.

Основные его источники – семена (тыквенные семечки) и орехи. Чаще дети орехи любят. Если же орехи по каким то причинам приходится ограничивать, можно употреблять в пищу пшеничные и ржаные отруби и гречку.

Очень часто дети не могут восполнить суточную потребность в витаминах. Тогда необходимо подключать в рацион дополнительно витаминно-минеральные комплексы. Самый идеальный и хорошо усваиваемый комплекс – кальций-магний-витамин Д. Перед употреблением проконсультируйтесь с врачом.

Как добавить нужные микроэлементы в питание детей

  • Употреблять здоровую пищу;
  • Формировать правильные пищевые привычки;
  • Не заставлять детей есть (т.к. насилие убивает правильный пищевой интерес);
  • Добавлять в рацион фрукты и овощи (половина тарелки в день);
  • Еда должна быть вкусной и красивой;
  • Избегать малоподвижного образа жизни (фактор риска ожирения и дефицита витамина Д);
  • Приём дополнительного витамино-минерального комплекса.

Каким детям нужно пить витамины

  • Детям с несбалансированным питанием и недостаточным употреблении овощей и фруктов;
  • При избытке злаковых, жирных кислот, дефиците молочных продуктов;
  • Детям с ожирением;
  • Детям с неправильно сформированными пищевыми привычками;
  • Детям, соблюдающим религиозные посты;
  • Вегетарианцам;
  • Детям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта;
  • Детям, находящимся на диете из-за аллергических реакций;
  • Детям с признаками гиповитаминоза или авитаминоза;
  • Детям с низким ростом и весом;
  • В период активного роста;
  • Детям, занимающимся спортом , танцами;
  • Детям с напряженным учебным процессом.

Если у вас есть дети, и вы не знаете, чем их кормить, не ждите, когда подрастут, ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ сейчас 8(924) 608-36-65, 8 (964)652-02-55 (WhatsApp, Viber). https://vk.com/strategiyaoptimus

Источник