Виноградов о музыкальном развитии ребенка

Лев ВИНОГРАДОВ. Система
общего музыкального воспитания

Лев
Вячеславович Виноградов

–профессиональный музыкант, музыкальный педагог, психолог, автор уникальной
системы музыкального воспитания детей (от 0 до 18 лет) и их родителей, в
которой элементарное музицирование сочетается с движением («Музицирование как
деятельность общения»), создатель музыкальных инструментов в традиции Карла
Орфа, участник федерального эксперимента «Монтессори-школа в России».

Окончил
хоровое училище им. Свешникова, московскую консерваторию. Работал
преподавателем в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Позже занял
должность старшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии
АПН СССР в лаборатории младшего школьника под руководством академика В. В.
Давыдова. Продолжает работать в системе развивающего обучения
Эльконина-Давыдова. Преподаёт детям музыку в общей сложности 50 лет.

Лев
Вячеславович Виноградов окончил Московскую консерваторию по классу хоровое
дирижирование, преподавал хоровые дисциплины в музыкальном училище им. М.М.
Ипполитова-Иванова, с 1997 г.
работал на кафедре младшего школьника в Научно-исследовательском институте
общей и педагогической психологии Академии педагогических наук. С 1986 г. является сотрудником
научной лаборатории Психологического института РАО, разрабатывающей программы
развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Таланты
создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут
и процветают таланты

 «Элементарное
музицирование» как система воспитания и обучения детей музыке выстроена мной на
основе психолого-педагогической системы «Развивающее обучение» Д. Б. Эльконина
и В. В. Давыдова. Она является синтезом музыкально-педагогических систем
выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодая и Б. Бартока в Венгрии,
К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера в Австрии, Ж.-Далькроза в Швейцарии, Пьера ван
Хауве в Голландии. Основной показатель их музыкально-педагогических концепций
состоит в переносе внимания на музыкальное воспитание, в основе которого лежит
принцип коллективного музицирования.

Музыка
в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у
ребёнка не только музыкальных, но, главным образом, общих способностей. В то же
время дети научаются свободно читать и петь по нотам, свободно играть на многих
музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных
ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре.

 При
таком обучении ребёнок овладевает необходимыми знаниями вовсе не в результате
специальных сознательных усилий (с целью чему-то определённому научиться), а в
результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно — незаметно для
самого себя. Все эти занятия напоминают больше весёлую игру, чем работу. Но
внутри такой работы постепенно созревают основные музыкальные способности.

Как проводить занятия от 3 лет до 6

 После
трёх лет дети пытаются использовать музыкальные инструменты в условиях ролевых
игр. И воображение здесь работает в полную мощь. Звуки бубенцов напоминают им
лошадку, которая бежит; звуки деревянной коробочки (блоктроммеля) определяются
как стук копыт, пластмассовые яички с насыпанным в них песком (маракасы)
напоминают телегу, а реко-реко (рубель) ассоциируется с равномерно скрипящим
колесом.

 Равномерное
включение этих инструментов представляет детям лошадку, которая везет телегу со
скрипящим колесом. А в результате полученного аккомпанемента на этих
инструментах получается песенка про лошадку.

 Знакомое
детям стихотворение «Вышла курочка гулять», озвученное ударными музыкальными
инструментами, превращается в развернутую музыкальную композицию, где дети поют
и сами себе аккомпанируют.

 Дошкольный
возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному
желанию. Поэтому игры с музыкой в дошкольном возрасте являются главным условием
развития воображения. Музыкальные звуки, воспроизводимые самими детьми, песни
или пьесы воспринимаются ребёнком в виде сигналов в игровых ситуациях. Их
комбинирование становится основной действия воображения.

 В
этом возрасте музыкальные инструменты только начинают выступать для ребёнка в
своём основном значении. Они нужны прежде всего не для игры, а для общения с
детьми и взрослыми.

 Но
не только музыкальные инструменты мы используем на музыкальных занятиях.

МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(до 3 лет)

 Весь
процесс занятий основывается на сотрудничестве взрослого с ребёнком: всё
необходимо делать вместе с ним, не присматривать со стороны, не «пасти» его.
Постепенно вводить ребёнка в самостоятельную работу, так, чтобы, в конце
концов, ребёнок перестал нуждаться в присутствии родителя и полностью приступил
к сотрудничеству с другими детьми и чужим взрослым (с 3-х лет!).

 Опираясь
на собственный опыт общения с детьми до шести лет, я советую родителям
научиться приятно петь, а детям предложить настоящие музыкальные инструменты с
хорошим музыкальным звуком (ручной барабан или бонги, блокфлейту, гитару). В
этом возрасте ребёнок уже может получать удовольствие от разных приятных звуков
и любит пользоваться ударными инструментами, по которым можно сильно стучать.
Это позволяет ему ощутить большую энергию, а равномерные удары по ним помогают
малышу самого себя организовать, развить крупную и мелкую моторику и
координацию тела. С другой стороны, к звукам с определенной высотой и разными
тембрами он начинает относиться лирически. Инструменты (и голос) с протяжным
звуками в среднем или низком регистре ему нравятся больше, чем звуки в высоком
регистре.

 Теперь
можно устраивать совместные взаимодействия с помощью этих инструментов. В
процессе такого общения родитель сам много получит от знакомства с музыкальными
инструментами и доставит малышу много приятных и полезных для его развития
минут. По барабану ребёнок будет с довольствием стучать, тем самым развивая
свои руки; звук барабана доставит ему удовольствие, а сила удара снимет
тревожное напряжение, которое в изобилии получают дети при общении с окружающим
миром. Блокфлейта как свисток поможет ему научиться не втягивать воздух в себя,
а, наоборот, выдувать его.

 Извлекать
звуки самому всегда приятнее, чем их слушать. Это побуждает к активности,
любознательности, а если звук получится еще и долгий, то это окажется полезным
для здоровья.

Источник

Исповедуя чеховский принцип о том, что в человеке все должно быть прекрасно, преподаватель музыки Леонид Виноградов однажды задумался, почему подавляющее большинство взрослых музыкально безграмотно. Ведь групповые занятия начинаются чуть ли ни с ясельных групп, с детьми на протяжении всего школьного периода поют, объясняют им азы нотной грамоты, водят на концерты классической музыки, устраивают праздничные концерты при их непосредственном участии, а в результате недавние выпускники не умеют выразительно двигаться под музыку, не владеют своим голосом, не могут для своего малыша простейшим ритм исполнить даже на погремушке. Виноградов утверждает, что это происходит оттого, что традиционная методика преподавания нарушает естественный процесс знакомства, осмысления и воспроизведения ребенком музыки. Леонид Вячеславович утверждает, что без развитого воображения музыкальной грамоты не бывает, а без активного произвольного движения не может быть занятий с детьми.

Читайте также:  Родительское собрание по теме значение общения в развитии качеств ребенка

Принципы «Элементарного музицирования»

Естественно, вся методика преподавания построена на том, что ребенок – главное действующее лицо. Самыми важными являются его интересы, его потребности. Но без специально подготовленного педагога чуда не произойдет. Требования Виноградова к взрослому велики: он должен быть и мультиинструменталистом, и хорошим исполнителем, и вокалистом, и грамотным теоретиком, и внимательным психологом, и обладать высоко развитым воображением. Ведь в его обязанности входит не только научить ребенка петь, слушать и исполнять, но и самостоятельно сочинять музыку. Только так, пропуская через себя, участвуя в создании, ребенок может сродниться с музыкальной вселенной.

Занятия всегда проходят в нестандартных формах, двух одинаковых уроков просто не может быть. Каждый ребенок имеет возможность выразить себя в движении – дети не сидят на стульчиках вдоль стенок, в сочинительстве – в свободном доступе для ребят есть простые музыкальные инструменты, в коллективном творчестве – только познав самого себя, малыш готов вливаться в общий хор.

С какого возраста Ваш ребенок готов к музыкальным занятиям?

Виноградов уверяет что, с того момента, когда у ребенка первый раз появляются положительные эмоции. Т.е. через девять часов после рождения! Именно тогда малыш начинает гримасничать, это еще не улыбка, но уже призыв к общению. К трем месяцам ребенок активно двигается и сознательно улыбается, вот тут самое время начать активно приучать его к певучести родной речи, к разнообразию голосовых диапазонов, к ритмичному движению под музыку. С пяти месяцев ребенок отвечает голосом на звук, вместе с малышом можно гулить, переговариваться, в музыке это называется двухголосьем, полифонией. И наконец, в период от шести до девяти месяцев малыш готов к новым формам музыкальной осмысленной деятельности, но только если родители активно участвуют в этом процессе наравне с ним.

«Элементарное музицирование» подходит всем детям без исключения. И тихоня, и активист-непоседа смогут занять свое место в пространстве занятия. Ведь несмотря на то, что занятия групповые, задача педагога развить в ребенке музыкальную индивидуальность. И педагоги нашей Чудо-Школы с этим великолепно справляются.

Источник

Хочу поделиться с Вами своим открытием – занятия музыкой с малышами по методике Виноградова. Так получилось, что летом мы были в Москве, наш бассейн закрылся на профилактику, а мы девушки активные (я и моя, на тот момент 1,2г дочка) и нам хотелось чем-нибудь заниматься, кроме прогулок и развивашек дома. Летом найти что-либо оказалось большой проблемой – мало кто работает, все на каникулах, и вот я увидела занятия музыкой по методике Виноградова, правда не рядом с домом, но мы на машине, летом пробок нет, решили съездить попробовать. И оказалось, как хорошо, что было лето, и что рядом все было закрыто, иначе я бы не узнала об этих занятиях.

Итак, в основу занятий легла удивительная и очень эффективная методика, созданная замечательным педагогом и музыкантом Л.В. Виноградовым. Эта уникальная система воспитания и обучения детей музыке является синтезом музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: Золтана Кодая и Б.Бартока в Венгрии, Карла Орфа в Австрии, Жака Далькроза в Швейцарии, Пьера ван Хауве в Голландии.

Музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у ребёнка не только музыкальных, но, главным образом, общих способностей – физических, психологических, социальных. В то же время, дети учатся свободно читать и петь по нотам, свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре. Но это пока в будущем. На данном этапе (я повторюсь, сейчас нам нет и полутора лет) мы играем, двигаемся под музыку, осваиваем различные потешки на музыкальных инструментах (треугольники, блок-флейты, барабаны, дудочки, клавесин, ложки, маракасы и еще другие названия, которых я даже сейчас и не вспомню ). Также мы много и по-разному играем с мячами – перекидываем их друг другу через класс, громко при этом называя различные слоги, прыгаем на них под музыку, а когда мелодия меняется, стучим по ним ладошками, перекатываем и передаем, глядя друг другу в глаза и все это сопровождается проговариванием различных звуков или музыкой (чтобы работал язычок, чтобы дети слышали четкие звуки, могли ориентироваться в темпах музыки, ее настроении и разных ритмах). В первую очередь, работаем мы – мамы, и педагог, каждый раз подчеркивает нам, что именно наша искренняя вовлеченность в процесс, желание играть, учиться, слушать и слышать музыку, поможет детям сделать первые шаги в мир музыки, почувствовать музыку и принять сердцем. При таком обучении ребёнок овладевает необходимыми знаниями незаметно для самого себя, а вовсе не в результате специальных сознательных усилий (с целью чему-то определённому научиться). Все эти занятия напоминают больше весёлую игру, чем работу. Но внутри такой работы постепенно созревают основные музыкальные способности.

Игровая форма занятий и постоянная смена деятельности позволяют избежать усталости. До 3-х лет дети всё делают вместе с родителями, постепенно выходя на самостоятельную работу. Главная цель для родителей – незаметно наладить самостоятельную музыкальную деятельность ребёнка.

Согласно этой методике, сначала дети будут использовать музыкальные инструменты, как средство для общения. Так малыши с удовольствием стучат по барабанам, тем самым развивают свои ручки; звук барабана доставляет радость, а сила удара снимет тревожное напряжение, которое возникает у детей при общении с окружающим миром. Блок-флейта поможет научиться не втягивать воздух в себя, а, наоборот, выдувать его. Возможность извлекать звуки самому – это настоящее открытие для маленьких непосед. Это побуждает к активности и любознательности. К тому же, это очень полезно для развития речи и физического здоровья.

Что мне еще хочется отметить? Музыка – великолепно развивает воображение и фантазию. Вот наш педагог взяла деревянные ложки и попросила нас закрыть глаза…тук-тук-тук…сначала тихо, потом звук становился громче, потом еще громче, потом стал затихать…и каждый из нас (взрослых) явно узнал в этом стук копыт. Лошадка сначала прискакала, а потом ускакала далеко от нас… И вот таким нехитрым образом, хотя для меня, это каждый раз настоящее чудо, наш педагог рассказывает нам целые истории и учит этому нас… Мы «попадали под дождь», к нам «приходили ежики», мы «оказывались в весеннем лесу, полным птиц», «встречали Деда Мороза» и т.д. и т.п.

Читайте также:  С а беличева диагностика социального развития ребенка

Ой, невозможно в одну статью вместить все, чем мы занимаемся на уроках… мы кружимся вместе с детьми, играем в пальчиковые игры, поем потешки, играем в эхо, дуем на свечку, учимся расслабляться и много-много другого…

И да, конечно, наши детки не всегда делают тоже, что и мы, особенно вначале, особенно новенькие. Порой они просто наблюдают, порой делают вид, что занимаются своими делами (а потом внезапно выдают эти игры дома), и их никто не принуждает, не заставляет что-либо делать, но у них самих постепенно возникает желание участвовать в процессе вместе с нами. Вот оно, то самое «обыкновенное чудо»!

И самое главное, конечно, это все заслуга нашего педагога. Она удивительная! Я много лет работаю в сфере образования, я общалась с огромным количеством педагогов, психологов, имею диплом Монтессори-педагога, я прочитала сотни книг по психологии и развитию детей, я воспитала свою дочь (старшей уже 18) и вела занятия для детей разного возраста, у меня были детки, которые еще даже не начали ходить, и я готовила деток к школе, я занималась со школьниками, в моей практике были особенные детки, мне казалось, что я уже многое знаю в сфере воспитания и развития детей, но каждый урок, Елена Владимировна (так зовут нашего педагога) удивляет меня снова и снова, отмечая тонкости и нюансы в психологии малышей, взаимосвязях наших поступков и поведении детей, мне нравится, как аккуратно она общается с детьми, и как деликатно подмечает наши ошибки. Поэтому я всегда говорила своим родителям (отвечая на вопрос в какой сад отдать ребенка или какую школу выбрать) – ищите не учреждение, ищите педагога! В нашем деле, как впрочем и во всех остальных, человеческий фактор – это самое главное!

…и да, лето уже прошло, настала зима, и выпал снег, и на дорогах образовываются огромные пробки, но я буду продолжать ездить туда, потому что мне нравятся музыкальные занятия по методике Виноградова и я нашла по-настоящему хорошего Педагога.

p.s…. и еще! оказывается эти занятия возможны для детей с 3х месяцев!!! Мамы малышей не теряйте времени! Если бы я знала, я бы точно пошла раньше. Но только Вы должны понимать, что все упражнения выполняете именно Вы, и только через Вас и с помощью Вас малыши будут знакомиться с миром звуков и мелодий.

Источник

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгтИльского МО Северский район.

музыкальный руководитель:

Репная Светлана Николаевна.

“О коллективном музицировании  какк средстве коммуникативного развития”

“Тайны общения должны быть главной заботой на музыкальных занятиях с дошкольниками… Именно средствами музыкального воспитания можно усовершенствовать характер взаимоотношений людей …” – убежден Л. В. Виноградов, автор уникальной системы музыкального образования детей  и их родителей.

В настоящее время к музыкальным занятиям предъявляются высокие требования, целенапрвленное и систематическое музыкальное воспитание осуществляется в дошкольных учреждениях.  именно музыкальные занятия рассматриваются как важное средство формирования эстетическо-нравственных чувств, развития сознания, способностей детей. Вместе с тем основная цель музыкально-педагогической системы – общее музыкальное развитие детей дошкольного возрастата. Считаем необходимым подробнее познакомиться с курсом музыкальных занятий “Коллективное музицирование” для детей от 5 до 10 лет, составленным и разработанным Л. В. Виноградовым. “Коллективное музицирование”,  “Элементарное музицирование”, как компоненты системы воспитания и обучения детей музыке являются синтезом  музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: Пьера ван Хауве (Голландия), Золтана Кодая (Венгрия), Карла Орфа (Австрия) и  Эмилия Жак-Далькроза (Швейцария).  Особенность их концепций состоит в переносе внимания на музыкальное воспитание, в основе которого – принцип коллективного музицирования, а музыка в этой системе представлена скорее  не как цель, а как средство развития  у ребенка музыкальных и главным образом общих способностей.

      Дети  учатся свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в ансамблях, оркестрах, петь в хоре и соло.  при этом ребенок овладевает необходимыми знаниями не в результате специальных сознательных усилий (с целью научиться чему-то определенному), а в результате деятельности, направленной на достижение другой цели,  и обычно незаметно для себя. Эти занятия больше напоминают игру , чем работу внутри которой постепенно созревают основные музыкальные способности.

      По системе виноградова можно заниматься с детьми разного дошкольного  возраста, даже до 3-х лет. А с 3-х лет, когда дети предпочитают работать самостоятельно (“Я сам!”), им нужны музыкальный руководитель с ассистентом, которые организуют ситуации для совместных игр. Работу ассистента может выполнять воспитатель группы. Оптимальный состав группы – 12-15 человек.

        Цель курса в целом – познакомить детей с элементарными формами музыки, подготавливая их тем самым к последующему обучению. Цель отдельных занятий заключается в том, чтобы с первых звуков дети без репетиций и подготовки смогли включиться в музицирование. В рамках музыкальных занятий ставится задача, как придать коллективному музицированию. элементарному мкзицированию статус деятельности общения, или коммуникативной деятельности.

     Под понятием “элементарное музицирование” Карл Орф имел в виду исходные элементарные музыкальные средства и элементарные музыкальные инструменты, которые может освоить и на основе  которых может музицировать ребенок.  Осваивая эту прграмму, дети получают необходимые сведения о музыке и об  особенностях  музыкально-творчесской направленности  деятельности:  о восприятии музыки, вокально-хоровой деятельности, импровизации как учебном действии, осознанном интонировании, творческих упражнениях, музыкальных играх  и т. д

      Организация совместных действий дошкольников требует особых коммуникативных умений, таких, как:

  • сотрудничать и согласовывать свои действия в совместной деятельности;
  • слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять активность, самостоятельность в процессе музицирования  и общения;
  • выражать эмоции и чувства не словом, а мимикой;
  • пользоваться вербальными и невербальными средствами общения (мимика, жесты, пантомима) и т. д.

     Прмер фрагмента музыкального занятия  из курса Л. В. Виноградова “Коллективное музицирование”, направленное на развитие коммуникативных умений дошкольников.

         Занятие начинается с организации музыкальной и игровой деятельности, являющейся естественной формой активности дошкольника. Чередуются виды деятельности (слушание музыки, движение, пение, игра,  на музыкальных инструментах), что позволяет логически выстроить динамику занятия. Оно строится на смене настроения или на создание кульминации, когда происходят постепенное эмоциональное  насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющееся к концу занятия  расслаблением (от лирических мелодий и плавных движений до бравурных, высвобождающих энергию и снова до постепенного расслабления).

Читайте также:  Кривой рог школа раннего развития ребенка

     Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния, в котором дети входят в музыкальный зал. Л. В. Виноградов по этому поводу говорит: “По тому, как дети вошли в музыкальный зал. можно судить о готовности детей к занятию. Является ли музыка для них предметом?”.

     Так, например, если дети возбуждены и в музыальный зал не просто вошли, а вбежали или точнее, ворвались, им трудно усидеть на месте. В этом случае лучше начинать занятие с музыкальных движений, подвижных игр, танцев, организации совместных действий. Именно они позволят выплеснуть энергии, эмоциям и облегчат переход к таким видам деятельности, которые не требуют физической активности, например, к игре на орф-инструментах, к исполнению песен.

     Занятие начинается с приветствия. Дети входят в музыкальный зал, и каждый кладет свои ладони на ладони музыкального руководителя и произносит: “Здравствуйте!” Музыкальный руководитель, в свою очередь, обращается к каждому ребенку, глядя ему в глаза: “Здравствуй, Саша! Здравствуй, Маша!”. Приветствие является ритуалом, при котором между музыкальным руководителем и детьми возникает непосредственный контакт. Если ребенок боится или стесняется, это чувствуется по тому, как он действует: с опаской, не кладет свои ладони на ладони музыкального руководителя, а лишь чуть касается их. Ладошки, как правило, холодные, глаза опущены. Но на третьем или четвертом занятии тревожность изчезает, возникает доверие к педагогу. именно в таком приветствии, т.е. через тактильное прикосновение, музыкальный руководитель предлагает свою дружбу, тем самым создавая доброжелательный настрой на занятие.

    В музыкальном зале нат столов и стульев. На полу разложен ковер, который выполняет эстетическую функцию. Это территория, где дети свободно могут выполнять различные телодвижения, учатсся видеть самих себя, решать музыкальные задачи.

     Большая часть движений на музыкальных занятиях выполняется покругу, даже музыка в своем непрерывном звучании напоминает круговые движения. Еще в древние времена круг вовпринимался людьми по-особому: у круга нет ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки.  “Работа в кругу объединяет  детей, а выстроенная ширенга – разобщает” (Л. В. Виноградов). Итак, чтобы сплотить детей и объединить их в движениях и в играх, я  предлагаю им встать в круг а вот пластические движения целесообразно делать  на краю ковра (рабочая зона).

     Дети с удовольствием выполняют музыкальное упражнение-песню “Раз – себе, два – другому!”  с мячом, направленное  на формирование  коммуникативных умений:

  • сотрудничать и согласовывать действия в совместной деятельности;
  • пользоваться вербальными и невербальными средствами общения (мимика, жесты);
  • эмоционально сопереживать  и практически сотрудничать в деятельности.

     Музыкальный руководитель дает установку: “За ковер не выходить!”

     Для того, кто выходит за пределы ковра, занятие прекращается. Но немного отдохнув, ребенок сам решает, когда он может вернуться на ковер и  продолжить занятие.

     Песню”Раз – себе, два – другому!” дети поют, выполняя манипуляции с мячом.

     1 такт – на первую долю ударить мяч о пол, а на вторую долю – поймать;

     2 такт – на первую долю ударить мячом о пол так, чтобымяч отскочил ко второму ребенку. на вторую долю тот ловит мяч и таким образом отсылает его третьему, и так по кругу. при этом первый ребенок должен передать мяч, чтобы второй ребенок его поймал: через взгляд осуществляются зрительный контакт, общение друг с другом.

     Дети контролируют выполнение своих действий:  посмотрел ли ребенок с мячом на другого партнера. При этом первый ребенок (у кого мяч) не говорит вслух: “давай. лови!” Дети понимают друг друга по взгяду, свободно и без ошибок исполняют текст песни. Здесь не музыкальный руководитель следит за действиями детей, а они сами учатся контролировать себя. Мяч же помогает выделить главную особенность музыки ее непрерывность.

     Роль музыки заключается не только в  музыкальном сопровождении и оформлении, но и  в организации совместных действий, создании ритмического ансамбля, музыкальной игровой ситуации, творческой и веселой атмосферы.

     Во время выполнения  музыкальных движений обсуждать что-то и разговаривать нельзя. Интересно наблюдать за детьми со стороны. Выполняя движения, они переживают друг за друга, за общую правильность выполнения задания. Пытаются взгядом (нахмуривая брови, моргая глазами)  или через мимику , надувая щеки, просигнализировать о неправильном выполнении движения. Так через невербальные средства общения устанавливается коммуникативная связь между детьми.

     Занятие закончилось, и мы прощаемся, вновь возвращаясь к нашему ритуалу. Музыкальный руководитель обращается  вытянутыми вперед ладонями отдельно к каждому ребенку. Дети подходят и дотрагиваются до его ладоней, произнося: “До свидания!”.

     Через такое приветствие  и прощание развиваются коммуникативные умения дошкольников: вступать в процесс общения, выражать приветствие, прощание, вежливо общаться, соблюдать правила культуры общения со взрослыми, сверстниками.

     Особенность разработанного Л. В. Виноградовым курса музыкальных занятий “Коллективное музицирование”  в том, что занятия доступны детям независимо от их способностей. Задача музыкального руководителя – сохранить искренность переживаний детей, интерес и любовь к музыке и в дальнейщем приобщение к музыкальному искусству.

     Музыкальные занятия не утомляют детей, носят оздоровительный характер. Не смотря на то, что они расчитаны на содержательную работу, игровая форма позволяет  избежать усталости, потому, что дети предпочитают играть весь день. Они с первого занятия проявляют замечательный интерес к музыке веселой и подвижной. Через невербальные средства общения под музыку у них развиваются коммуникативные умения, устанавливается коммуникативная связь.

     Дети открыто выражают свои эмоциональные переживания, чувство удовлетворения. Музыкальный руководитель должен использовать разные художественно-игровые формы общения с музыкой, развивать у детей интерес к слушанию музыки, музыкальный вкус на основе слухового опыта, творческое воображение и музыкальные способности.

Используемая литература

  1. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Виноградов Л. В.  Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет. Спб, 2008.
  3. Виноградов Л. В.  Музыкальные занятия с детьми до 3 лет в семье и не только. Спб, 2010.
  4. Виноградов Л. В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. Спб, 2009.
  5. Горелов И. Н.  Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. М.: ЛКИ, 2007.
  6. Музыкальный справочник / Под редакцией Н. Шавельзон. М.: Изд. дом “Золотое руно”, 2002.

Источник