Виды взаимодействия педагога и ребенка на занятиях по развитию речи

Способы и методы речевого развития, характер взаимодействия педагогов с детьми в ДОО.

Учитель-логопед: Морева Наталья Андреевна

МАДОУ детский сад 2

ГО Красноуфимск

Детский сад – это открытая социально-педагогическая система, в которой одинаково важным представляется влияние на ребёнка и родителей, и педагогов. Повышение уровня педагогической культуры родителей является важной задачей коллектива ДОО, основа раскрытия творческого потенциала и совершенствования семейного воспитания. От совместного взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленного на развитие детей, зависит дальнейшее, успешное обучение в школе.

Данная статья направлена на ознакомление родителей с содержанием, способами и методами речевого развития, а также с характером взаимодействия педагогов с детьми в дошкольной организации.

В детском коллективе дети наиболее полно раскрывают все свои качества, здесь формируется их индивидуальность, закладывается ответственность и самостоятельность. В нашем детском саду все занятия проходят в игровой форме. Педагоги прививают детям любовь и интерес к родному языку. Полноценная речь является непременным условием успешности ребёнка в будущем, поэтом очень важно устранить все недостатки речи, поэтому педагоги создают условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками. Побуждают детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы ребенка, внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей к познавательному общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного и т.д.). Также, воспитатели побуждают детей к речевому общению между собой, привлекают внимание к вопросам и высказываниям других детей, задают детям образцы правильной литературной речи. Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильно оформленная. В речь включены разнообразные обороты речевого этикета. Педагоги обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями и особенностями. Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей организуя звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу и синтезу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения и др. литературные произведения.

Также воспитатели наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости поправляют их, или обращаются за помощью логопеда. Во всех видах деятельности создают и обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом их возрастных возможностей. Помогают овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них. Сотрудники создают условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность. Обеспечивают развитие образной стороны речи, знакомят детей с переносным смыслом слов, уточняют оттенки смысла разных слов и т.п. Знакомят со словами, имеющими одинаковое значение (синонимами), противоположное значение (антонимами), имеющими одинаковое звучание, но различное значение (омонимами). Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

Обязательным условием в детском саду, является развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. Детей поощряют к высказыванию, развернутому изложению определенного содержания, описания игрушки или картинки, пересказ или самостоятельное сочинение сказки. Организуют диалоги между детьми и со взрослыми, инициируя игры типа «поговорим по телефону» и т.п.

Педагоги уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя, в выполнении словесной инструкции, одно-двух-трехступенчатой. Создают условия для развития планирующей и регулирующей функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. Стимулируют детей комментировать, сопровождать речью, свои собственные действия в предметной деятельности. Упражняют детей в умении планировать свою деятельность, проговаривая вслух последующие действия.

Воспитатели уделяют особое внимание приобщению детей к культуре чтения художественной литературы, читают им книги, организуют совместное прослушивание сказок, рассказов, былин, стихов и т.п., затем беседуют с детьми о прочитанном. Также поощряют детское словотворчество, предлагают детям составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать слова.

Используемые педагогами способы и методы взаимодействия с детьми являются достаточно эффективными в речевом развитии детей. Надеюсь, что данная информация поможет родителям выстроить свою линию сотрудничества с воспитателями и детьми в этом направлении, и как итог, расширит возможности детей в будущем.

Источник

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

 Большим потенциалом в плане речевой работы обладают:          

  • занятия;
  • экскурсии, наблюдения, беседы, труд;
  • специальные дидактические и развивающие игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры-драматизации и др.
  • подвижные игры;
  • АПД гимнастики;
  • театрализованная деятельность;
  • ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
  • Художественная литература
  • Кружковая работа.
  • труд

ЗАНЯТИЯ

Занятия познавательно цикла создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения).

Занятия эстетического цикла – лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой.

МНЕМОТАБЛИЦЫ

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, на занятиях мы используем мнемотаблице, которые позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Читайте также:  Ребенок в утробе матери развитие смотреть

 Мнемотаблице-схемы мы используем, для:

  • при описании предметов,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СХЕМА

В своей работе, на занятиях и в повседневной жизни по развитию речи, мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, Физминутка, гимнастику для глаз, су – Джок терапию и т.д.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Зрительная гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитие речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

ФИЗМИНУТКА СУ-ДЖОК

Физминутки помогают снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод само оздоровления и само исцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах.

Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

ЭКСКУРСИИ БЕСЕДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

С целью обогащения содержания речи, развития словаря, воспитания желания использовать в речи средства интонационной выразительности проводили экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию:. «Наша группа», «Как выращивают тюльпаны?», «Моя семья», «Наша Родина – Россия», «Что у меня внутри».  «Золотая осень», «Что такое транспорт», «Зачем нужны правила дорожного движения», и многие другие.

ПРИРОДА

Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она не только закаляет здоровье и силы ребенка, но и благоприятно воздействует на обогащение и развитие языка детей. Работа детей на воздухе, в саду и огороде, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда способствует увеличению и систематизированию запаса их знаний, развивает и обогащает речь.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

ИГРЫ

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

В ходе дидактических игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности мы учили детей отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметили, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Подскажи словечко», «Найди свое место», «Назови одним словом», и другие. В них дети учились самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. За каждый правильный ответ ребенок получал фигурку игрушки или кружочек, что повышало речевую активность детей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

В подвижных играх у детей развивали умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.

ИГРЫ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

ТЕАТРАЛИЗРВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления использовали в своей работе театрализованную деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Параллельно с этой работой необходимы словесные игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

СЛОВА СУХОМЛИНСКОГО

Развитие мелкой моторики благотворно влияет на развитие речи ребёнка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка игрушки

ШНУРОВКА ПАЗЛЫ ВКЛАДЫШИ МОЗАИКА

    Хорошими помощниками для развития мелкой моторики являются:

  1. Игрушки-шнуровки – дают возможность придумать множество игр
  2. Кубики и пирамидки – развивают не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и внимание и логику
  3. Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности
  4. Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления
  5. Пазлы – дают возможность развития внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук
  6. Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Эти игры мы планируем и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.

ИКТ ЧТЕНИЕ ПОТЕШКИ

Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того, ИКТ способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей.  Презентации способствуют увеличению словарного запаса ребенка, развитию его кругозора, мотивируют получать новые знания, развивают внимание и память.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Иллюстрации к произведениям помогают ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.

Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию и выразительность.

Пословицы и поговорки учат детей ясно, лаконично и  выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно мыслить .

Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря.

КРУЖОК

Чётко спланированная кружковая работа по обучению интонационной выразительности речи «Веселый язычок»  проводится  еженедельно во второй  половине дня, которая позволяет в игровой форме закреплять полученные навыки и умения по развитию речи.

ТРУД

Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий и т.д.

В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения. 

Источник

ТВОРЧЕСКИЕ    МЕТОДЫ    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ    ПЕДАГОГА    С ДЕТЬМИ

       В настоящее время, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, особенно актуальны творческие методы взаимодействия педагога с детьми по развитию речи.

Творческие методы, игровые ситуации и игры для детей:

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает речь, фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых данные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка или в лифте многоэтажного дома).

2. Коллаж из сказок. Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в ледяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций может быть множество. Можно преподносить в игровой ситуации: Однажды в большой и толстой книжке со сказками перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна – лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего – пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Как ему помогли герои из других сказок? Кого он встретил на своем пути?
Или Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Погоревали они, и пошли искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, но он забыл заклинание.
Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит ей помочь: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника.
Или Кащей Бессмертный требует от золотой рыбки исполнения своих желаний.

3. Сказка от считалки. Считалка разучивается наизусть, обыгрывается несколько раз в подвижных играх. Затем предлагается загадочное начало, идущее от ее содержания.
Считалка
Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет.
Начало сказки
Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в…, а злых в…

4. «Перевирание сказки» или «Знакомая сказка по-новому». Герои наделяются противоположными чертами характера. Воспитатель: «Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – добрые трудолюбивые девочки. Как вернуть прежнюю Золушку и оставить добрыми сестер? Или Красная Шапочка злая, а волк – добрый и т.д.
Или педагог рассказывает: «Жила-была девочка, звали ее Желтая шапочка». Дети спешат поправить (Да, я забыла – Красная). «Отправилась девочка в гости к тете». Дети принимают игру. Важно во время рассказа удивиться своей «забывчивости» с помощью тона, мимики, жестов, восхититься хорошей памяти детей и предложить рассказать знакомую сказку на новый юмористический лад.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном возрасте дубровина

5. Сказка от загадки. Например: «Ни окон, ни дверей — полна горница людей».
Загадки по сказкам
1. Она была очень нежная и избалованная, из-за этого плохо спала («Принцесса «).
2. Он любил петь и из-за этого поплатился жизнью («Колобок»).
3. Она вошла в чужой дом и что-то испортила. Семья животных пострадала из-за того, что кто-то не закрыл дверь («Три медведя»).
4. Она не выполнила просьбу родителей и ей пришлось искать брата(«Гуси-лебеди»).

6. Сказка от фразеологизмов.
Стойкие слова и словосочетания, поговорки, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов.
С одной стороны, использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл. А с другой – стимулирует словесное творчество. Педагог знакомит детей с поговоркой (словосочетанием), помогает понять ее, а потом начинают вместе сочинять.
Фразеологизм. Крокодиловы слезы.
Начало сказки. Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело…
Фразеологизм. Лакомый кусочек.
Начало сказки. Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек – шоколадное яйцо с игрушкой внутри…

7. Сказка от задачки. В этом качестве лучше использовать шуточные или стихотворные задачки.
Задачка. Купила мама десять яиц и несла их в корзине. А дно упало. (а дно — одно – игра слов). Сколько яиц осталось?
Начало сказки. Все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось…

8. Сказки от стишков. Существует множество коротких стишков, где как бы просится продолжение. Так почему бы не сделать его сказочным?
Стишок. Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок.
Начало сказки. Проснулась хозяюшка утром…или Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек.
Стишок. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.
Начало сказки. Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный.

9. Сказки от фантастических явлений. Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался? Захотел бы стать прежним? А теперь давайте сочиним сказку про муравья-мальчика.
Или представь, что:
— из крана на кухне полился мандариновый сок,
— из тучи вместо дождя стал падать изюм,
— люди придумали таблетки, чтобы не спать,
— мама с папой купили ковер, а он оказался волшебным.

10. Сказка продолжается. Что было после окончания сказки? Репку вытащили, а как ее делили? Кто мешал при этом? Как поделили?
Или Колобка съела лиса. А может быть Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в великана и стал мешать лисе?

11. Изменение ситуации в знакомых сказках. Воспитатель вместе с детьми договаривается, что можно изменить в знакомой сказке. Золушка, убегая от прин-ца, потеряла не башмачок, а что-то другое. Что потеряла она и как принц нашел ее по этому предмету, вещице?
«Волк и семеро козлят». Новая ситуация – волку мешает медведь, который зовет его на день рождения.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Рыбка сама захотела встретиться со старухой.

12. Бином фантазии. Взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете.
Пары. Слон и ручка.
Начало сказки. Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел…
Пары. Обезьяна и очки.
Начало сказки. Бабушка обезьянка решила связать носочки своей внучке, да забыла, куда дела очки…
Пары. Волк и коньки.
Начало сказки. Однажды волк решил стать фигуристом…

13. Сериал в сказке. Нужно взять за основу любимые сказки и составлять множество серий.
«Золушка»
1 серия – традиционная сказка,
2 серия – Золушка становится великаном,
3 серия – Золушка – невидимка,
4 серия – как жили дальше мачеха и дочери и т.д.
«Колобок»
1 – традиционная сказка,
2 – как спасти Колобка,
3 – у Колобка появляется рюкзак с сюрпризом,
4 – Колобок меняет шапочки (красные, белые, зеленые),
5 – у Колобка появляется нос Буратино и т.д.

14. Сказки о любимых игрушках.

15. Сказки от превращений. Я превращаюсь в кота.
Начало сказки. Скучно мне стало жить у хозяйки, и я пошел на улицу…
Я превращаюсь в бабочку.
Начало сказки. Как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…

16. Сказки от одного слова. Мальчик.
Начало сказки. Жил-был на свете мальчик, который…

17. Сказки по картинкам, рисункам.

18. Сказки с новым концом. «Три медведя». Новый конец – Маша подружилась с медведями. «Репка». Новый конец – вытянули не репку, а клад.

19. Сказка с середины. Детям предлагается начало и конец сказки. Задача – сочинить середину. «Однажды дети пошли в лес. Вдруг они увидели… Теперь он самый лучший друг ребят».

20. Сказки про самого себя. Дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними и их близкими.

Данные творческие методы и игры для детей можно применять в рамках реализации задач по образовательным областям «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Источник