Виды семейного воспитания и его влияние на здоровье и развитие ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для родителей на тему:

«Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»

Подготовил:

старший воспитатель

Иващенко Н.М.

Туймазы, 2019

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.

На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.

Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.

Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Читайте также:  Детский сад черемушки центр развития ребенка

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение, и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.

Таким образом, Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Рассмотрим влияние семьи на ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим. 

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

Читайте также:  План мероприятий направленный укрепление здоровья ребенка и физическое развитие

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.

У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Источник

Типы и характер семейного воспитания, и их влияние на личностное развитие дошкольников.

Воспитатель: Яземова Ю.В.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто воспринимается как синонимы. Безграничное воздействие родителей на детей дошкольного возраста, а также характер этого авторитета признаются теми механизмами социализации ребенка, которые с огромной отдачей стимулируются в семейном воспитании. Воспитание дошкольника – одна из важнейших функций семьи.

 Семейное воспитание – направленное взаимодействие взрослых членов семьи с младшими, построенное на любви и внимании личного достоинства и чести детей, предвкушающее  их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей дошкольного возраста с точки зрения их возможностей и в согласии с достоинствами семьи и общества.

Исключительностью семейного воспитания значится и тот факт, что семья символизирует собой разновозрастную общественную группу: в ней есть представители двух, трех, случается и четырех поколений. Следовательно, это различные ценностные установки, многообразные критерии оценок актуальных явлений, разнообразные идеалы, взгляды, мнения, что и дает возможность создавать явные традиции.

   Семейное воспитание органически соединяется со всей жизнью растущего ребенка. В семье ребенок дошкольник вливается в жизненно ценные виды деятельности, проходит все ее этапы: от первоначальных испытаний (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до запутанных социально – личностно существенных форм поведения.

     Семейное воспитание располагает большим временным размахом воздействия: оно длится всю жизнь, осуществляется в любое время суток, в любой момент.

По взглядам Т.А.Куликовой, всякая семья располагает значительными или меньшими воспитательными возможностями, педагогическим потенциалом. Под педагогическим потенциалом семьи нынешние ученые предвидят характеристики, показывающие различные условия и обстоятельства жизнедеятельности семьи, выясняющие ее воспитательные условия: ее тип, структуру, материальный достаток, местожительства, психологическую атмосферу. Обычаи  и традиции, уровень культуры и образования родителей и др. Наряду с этим необходимо рассматривать все факторы в совокупности, а не отдельно друг от друга.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности дошкольника. Положительное влияние на личность выражается в том, что никто кроме близких родственников не обращается с дошкольником лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Вместе с тем никакой другой социальный институт не смеет потенциально сделать столько вреда в воспитании. Ввиду  с особой воспитательной ролью семьи появляется вопрос о том, как максимально повысить положительные и максимально уменьшить отрицательные воздействия семьи на поведение развивающегося дошкольника. Для этого желательно отчетливо определить внутрисемейные социально психологические факторы, обладающие воспитательным значением.

В роли существенных условий зарубивших лучший тип семейного воспитания, выступают: настоящая любовь к дошкольнику, логичность в поведении, целостность требований со стороны окружающих взрослых, соответственность воспитательных мер, наказаний. Все названные требования нацелены на то, чтобы гарантировать ребенку дошкольнику мягкость, прочность, надежность атмосферы, что является гарантией его внутреннего спокойствия и устойчивости психики.

Читайте также:  Центр развития мама и ребенок

А.Я. Варга и В.В. Столин акцентируют внимание на четырех типах родительских отношений:

1. Принимающий – авторитарный – личное благополучие родителей: мягкое  расположение и принятие ребенка дошкольника  с требованиями социальных свершений и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантильности и социальной инвалидизации –темпераментное отвержение ребенка дошкольника, маленькая важность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сопоставлению с реальным возрастом, присваивание плохих наклонностей.

3. Симбиотический – готовность установить с ребенком дошкольником непосредственный тяжелый темпераментный контакт, участвовать в полной мере в мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и полный контроль поведения психической жизни ребенка дошкольника, осаждение исполнения необходимости в психосоциальной идентификации.

Образцовой числится, работа С. Броди, сделанная в рамках клинического подхода. Просматривая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком дошкольником, она сделала акцент на четырех типах материнского отношения:

1 тип. Мать свободно и неотделимо притирается к интересам ребенка дошкольника. Для нее своеобразно одобрительное, разрешающее поведение.

2 тип. Специально мать пытается приспособиться к интересам ребенка дошкольника, но из-за натянутости и нехватке непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто бессмысленны. Мать частенько господствует, чем уступает.

3 тип. В сущности материнства – чувство обязательства. В подходе к ребенку отсутствует внимание, ласка, неожиданность. Инструмент – жесткий контроль.

4 тип. Мать ведет себя несоответствующее возрасту и интересам ребенка дошкольника. Ее педагогические действия нечетки и различны.

По взглядам С. Броди, особенно губительным для ребенка дошкольника оказался 4-й стиль материнства (регулярная внезапность материнских реакций отделяла ребенка дошкольника от мира постоянства и вызывала повышенную тревожность).

Из классификаций, сравнивающих особенности развития личности детей дошкольников и типы семейного воспитания, особенно примечательной и подробной является, классификация, предложенная А. Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер.

Авторы подчеркнули будущее отклонения в стилях семейного воспитания:

1.Гипопротекция. Квалифицируется отсутствием опеки и контроля. Дошкольник оказывается без надзора. К нему проявляют мало внимания, нет заинтересованности в его делах, часты физическая запущенность и неухоженность.

2.Доминирующая гиперпротекция. Выражается в особо, остром внимании и заботе, большой опеке и незначительном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка дошкольника не обучают самостоятельности и ответственности.

3.Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стараются отстранить ребенка дошкольника от малых трудностей, потакают его желаниям, избыточно обожают и покровительствуют, восторгаются его минимальным успехам и требуют такого же восхищения от других.

4.Эмоциональное отвержение. Потребности ребенка дошкольника игнорируются. Временами с ним чудовищно обращаются. Родители  принимают ребенка дошкольника обузой и выражают общее недовольство ребенком. Зачастую встречается незаметное эмоциональное отвержение: родители пытаются завуалировать действительное отношение к ребенку завышенной  заботой и вниманием к нему.

5.Жестокие взаимоотношения. Могут демонстрироваться открыто, когда на ребенке дошкольнике срывают зло, используя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и дошкольником стоит «стена» эмоциональной равнодушности и недоброжелательности. От ребенка дошкольника требуют порядочности, чувства долга, не совпадающих с его возрастом. Ему принудительно приписывают роль «главы семьи».

По-видимому из примеров, приведенных выше, общей основы классификаций типов семейного воспитания нет. Временами брались за основу эмоциональные компоненты воспитания, в отдельных случаях способы воздействия на ребенка дошкольника, кое – когда  родительские позиции и т.п.

Е.К. Яковлева (1960), В.Н. Мясищев (1934, 1939), С.Г. Файнберг (1967) отмечают, что воспитание в условиях суровых, но различных запретов  и требований является располагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении. К развитию истерических черт характера ведет воспитание по типу большого внимания и удовлетворения всех желаний ребенка дошкольника.

Г. Стейнер, Б. Берельсон  резюмируя результаты многих исследователей, констатируют, что чем меньше заботы, тепла, ласки испытывает ребенок дошкольник, тем неторопливо он определяется как личность, тем больше он готов к инертности и апатии. К тому же вероятно, что в дальнейшем у него сложится слабый характер.

Следовательно, анализируя литературу на эту тему можно снова удостовериться в том, как неоспоримо велика роль семьи. А именно родителей, в формировании здоровья и психики ребенка дошкольника. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что типы и характер семейного воспитания обоснованно проявляют важное влияние на личностное развитие дошкольников. Но не во всех случаях это влияние хорошо наблюдается. Видимо, это вызвано действием побочных факторов.

   Получается, можно сказать, что, конечно, имеется точное влияние семейного воспитания на личность дошкольника, потому что ребенок дошкольник  видит себя глазами взрослого и воспринимает себя так, как его воспринимает взрослый.

Источник