Виды музыкальных игр и их роль в развитии ребенка

Наталья Колосовская
Характеристика и классификация музыкальных игр для дошкольников

Характеристика и классификация музыкальных игр

Одним из важных теоретических вопросов в педагогике и психологии была и остается — детская игра. Ведь игра – это отражение жизни. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. Понять природу детской игры – значит понять природу самого человека.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх – потешках, прибаутках.

Для взрослых не секрет, что их ребенок любит петь и танцевать, что счастливые мгновения его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и построить, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности. Взаимодействие ребенка с музыкой связано с активностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности, вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими детьми.

Музыкально – игровая деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру,с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Каждый вид музыкально – игровой деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Очень хорошо в музыкальнойигре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). И наконец, музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Музыкальная игра – это самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности. Классификация музыкальных игр:

• игры, развивающие музыкальный слух;

• игры, развивающие чувство ритма;

• игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

• игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности; музыкально-игровые композиции.

Музыкальные игры занимают важное место в жизни дошкольников как средство развития творчества и помогают решению различных задач, поставленных педагогом. Музыкально-игровая деятельность является одним из ведущих средств, при развитии у детей творческих способностей (как наиболее близкая ребенку). Музыкально – дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. Музыкально-дидактическимматериалом игр являются: – песни, инструментальные произведения; – набор музыкальных инструментов; – наборы музыкальных игрушек. Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями.

По форме проведения игры подразделяются на:

• статистические (стоя или сидя) – развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Музыкальная игра «Теремок»

Цель: развитие координации движений, общее оздоровление организма ребенка, тренировка памяти и навыков устной речи.

Ход игры: Ребенок становится на полу и, напевая песенку, выполняет определенную последовательность действий.

«Вот стоит высокий дом», — ребенок поднимает ручки над головой.

«Крыша – треугольник в нем», — ребенок складывает ручки над головой, формируя треугольник.

«Окна открываются», — малыш опускает ручки на уровень груди и разводит их в стороны.

«Двери закрываются», — ручки малыша перекрещиваются впереди.

«Из трубы идет дымок», — ручкой в воздухе описывается спираль.

«Вот чудесный теремок!», — ручки малыша снова поднимаются вверх.

• игры с движением – развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Народная музыкально-подвижная игра «Ручеек»

Цель игры: приобщение к народным традициям, обучение ритмики, тренировка координации движений, развитие коммуникативных способностей.

Ход игры: Дети разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом. Сцепленный руки поднимают вверх, формируя коридор.

Под народную плясовую мелодию первая пара пробегает по коридору до самого его конца и становится последней. Следом за ней бежит вторая пара. Игра продолжается, пока последняя пара не пробежит по коридору. После этого дети берутся за руки и водят хоровод. Потом вновь разбиваются на пары, ручеек бежит снова.

• Игры с речью развивают вокально – слуховую и двигательно – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Пальчиковая игра под музыку «Мышь полезла в первый раз»

Цель: тренировать мелкую и крупную моторику, развивать речь, память, внимание и музыкальный слух ребенка.

Ход игры:

Слова песенки сопровождаются движениями.

«Мышь полезла в первый раз посмотреть, который час», — собранные в щепотку пальчики «бегут» по противоположной ручке от кисти до плечика.

«Вдруг часы сказали «Бом!», — ребенок делает хлопок над головой.

«Мышь скатилась кувырком», — ручки ребенка делают круговые движения и как будто скатываются вниз.

Далее, мышка карабкается на часы второй и третий раз, соответственно, петь слово «Бом!» и хлопать над головой необходимо дважды и трижды.

• Игры – шутки активируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух и все стороны музыкально – слуховых представлений.

• Игры – песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

• Артикуляционные игры – укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

• Игры – забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

• Игры – загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.

«Угадай мелодию!»

Цель игры: развитие музыкального слуха и памяти ребенка дошкольного возраста, тренировка устной речи.

Ход игры:

Дети сидят на ковре или стульчиках. Им выдают флажки. Звучит мелодия из песенки или включают ее фрагмент. Дети должны отгадать ее название или суметь продолжить. Тот малыш, который угадал мелодию и первым поднял флажок, напевает ее под музыку, остальные ему помогают.

• Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно.

Сперва создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание. Далее идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На заключительном этапе осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводиться без музыки, а затем с музыкальном сопровождением. Цель этих упражнений – подготовить тело ребёнка к воспроизведению действия, разогреть мышцы, участвующие в возникновении движения. В музыкальной деятельности можно выделить три группы музыкальных игр:

• Первая группа- игры на развитие внимания.

• Вторая группа- игры на развитие памяти.

• Третья группа- игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность.

Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти. Игры третей группы содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза. Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

Игры на развитие внимания.

Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.

Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т. к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

«Небо, воздух, земля»

Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры. Дети двигаются под марш по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо»– поднимают руки вверх, «Воздух»– руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле чёткого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередования с лёгким бегом.

Игры на развитие памяти.

Память развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.

Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

«Фотоаппарат»

Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания.

Ход игры.Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая – получает задание запомнить порядок сидящих.

Под музыку спокойного характера дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончанию музыки каждый ребёнок второй подгруппы называет на ушко педагогу тех детей, которые пересели. При повторении игры состав подгрупп меняется.

Игры на развитие мышления

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи – слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни – сенсорный, смысловой, понятийный. Ребёнок живёт в мире самых разных звуков – природы, окружающего мира, музыки. Музыкальнаядеятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребёнку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.

«Кто как кричит?»

Цель. Развивать логическое мышление, ладовый слух, диалогическую реч.

Оборудование. Картинки с изображением телёнка, козлёнка, ослёнка, утёнка, гусёнка, котёнка.

Ход игры. Инсценируется песня «Кто как кричит?». Показывая картинки, педагог задаёт детям вопрос по устойчивым звукам мажорного лада, останавливаясь на 5- ступени- доминанте. Дети пропевают ответ по звукам нисходящего звукоряда.

Му-Му! Кто кричит? Маленький телёнок.

Ме- Ме! Кто кричит? Маленький козлёнок.

И- а! Кто кричит? Маленький ослёнок.

Кря- Кря! Кто кричит? Маленький утёнок.

Га- га! Кто кричит? Маленький гусёнок.

Мяу- мяу! Кто кричит? Маленький котёнок.

В дальнейшей работе над песней дети распределяются по ролям: первый ребёнок – пропевает звукоподражания, второй – задаёт вопросы, третий – отвечает.

Игры – забавы

«Солнышко и дождик»

Ход игры: Дети идут по кругу и поют (далее выполняют движения по тексту):

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Дождь идет, скорей домой!

Под быструю музыку дети бегут к воспитателю под зонтик.

Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 стр. — (Логопед в ДОУ).

Музыкальная игра способна доставить ребенку немалое удовольствие потому,что он:

• наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);

• имеет возможность выражать свои эмоции;

• имеет возможность двигаться;

• общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса.

Одновременно с этим музыкальная игра положительно влияет на развитие и личностное становление дошкольника, так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, ребенок тренирует речь и память.

Музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника.

В процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться»в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ветками пальмы, морской волной, прочее.

Малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательными и сконцентрированным.

У двигающегося в такт музыке ребенка развиваются ладовое и музыкально – ритмическое чувства, а также взаимосвязь между ними.

Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому педагоги могут использовать их в качестве дисциплинирующего фактора.

Источник

Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.

            В современной педагогике  игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются  инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

               В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

– сюжетно-ролевые;

– театрализованные;

– подвижные;

– дидактические.

                     Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические  движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

                        В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.  Понимание музыкально – игрового  задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:                   Коррекционные:

развитие слухового, зрительного  восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,  координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;      

Оздоровительные:
укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие быстроты двигательной реакции;                                    

Образовательные:
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Воспитательные:
воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной  культуры, эстетическое отношение к окружающему;                                                           

 Развивающие:

познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
самоконтроль,  внимание, память,  мышление, ориентировка  в пространстве.

Музыкальные игры можно разделить на две группы:

– игры с пением;

– игры с музыкальным сопровождением.

               Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:  ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Примеры музыкальных игр с пением.

Младшая группа:

«Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е. Горбина

Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.

Младшая и средняя группа:

«У медведя во бору»

Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это задание учит детей координировать свои действия.

               Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие, то проведём её вначале занятия.

Старший дошкольный возраст:

«Здравствуй, дружочек!»  (на мелодию русской народной песни «Ах ты, берёза!»)

Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.

Здравствуй, дружочек,                          Качают правыми руками

Милый мой дружочек!

Здравствуй, дружочек,                          Качают левыми руками

Милый мой дружочек!

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,              Кружатся в парах «топающим шагом»,

 И на место встали                                  руки держат «кренделёчком»                                                                

 До  свиданья, до свиданья…               Машут друг другу рукой, идут в

                                                                     разные стороны по кругу,        

Здравствуй, миленький дружок        разводят руки в стороны, здороваясь с

                                                                    другим ребёнком

В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.

Подготовительная группа:

«Подушечка» (русская народная песня)

Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.

Подушечка, раздушечка,             дети движутся хороводом,

Моя пуховая  – 2 р.                         мальчик с подушкой идёт противоходом

Ай, лёли-лёли-лёли,

Моя пуховая – 2раза

Кому цветик, кому алый,            дети в кругу могут выполнять любые

А мне  красну девку – 2раза       плясовые движения

Ай, лёли-лёли-лёли,

А мне красну девку – 2раза

На коленочки поставлю,                 мальчик подходит к любой девочке,

Целовать заставлю -2р.                    выводит её за подушечку в центр круга

Ай, лёли-лёли-лёли,

Целовать заставлю – 2 раза

Целуй, милый, целуй, милый,      мальчик и девочка, стоя на коленях на

Целуй, не стесняйся – 2р.              подушечке, качают руками   или,

Ай, лёли-лёли-лёли,                        положив подушку на пол, кружатся вокруг

Целуй, не стесняйся-2раза        неё, держа руки «лодочкой»

С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга, игра повторяется.

                 Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.

Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.

Младший возраст.

Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.

Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают  на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно  переходить к созданию образа медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

«Командир и четыре отряда»

Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами.  Отряды маршируют. Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с новым командиром.

Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.

Это игры, имеющие игровые правила, задания.

Младший возраст.

«Будь ловким», муз. Н. Ладухина

Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?

I часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)

II  часть. Лёгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.

«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко

Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная форма.

I часть – перестроения под музыку.

II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.

Можно играть с ведущим.

Старший возраст.

«Ловушка»,  русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова

Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки , поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками.  Учить выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять дружеские взаимоотношения.

        Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки.  Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований программы.

Источник