Виды депривации их влияние на развитие ребенка

Виды депривации их влияние на развитие ребенка thumbnail

Термин «депривация» широко используется в психологии и медицине. Он пришел из английского и в обиходной речи означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».

Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства–вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — сенсорную, двигательную, психосоциальную, материнскую и другие. Далее будут рассмотрены основные из них.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Ребенок в детском доме, интернате или в другом учреждении закрытого типа часто оказывается в обедненной стимулами среде. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, а для ребенка она губительна.

У младенцев велика потребность в новых впечатлениях, которая выражается в появлении зрительного сосредоточения. Зрительные впечатления с 3–5-недельного возраста действуют на ребенка успокаивающе. Плачущего ребенка можно перенести с кровати на стол, в другую комнату, где он тут же начнет переводить глаза с одного предмета на другой. Двухмесячному ребенку уже достаточно просто показывать яркие или блестящие предметы, положенные на удобную для рассматривания высоту, чтобы поддерживать его в состоянии спокойного бодрствования. Под влиянием зрительных воздействий у ребенка впервые возникают радостные чувства. Особенно сильно они проявляются, когда он смотрит в лицо и прислушивается к голосу разговаривающего с ним взрослого. По-видимому, человеческое лицо для него — наиболее сильный комплексный раздражитель.

Таким образом, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Вопреки мнению некоторых родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и большинства производителей игрушек, дети не нуждаются в изобилии игрушек или широком разнообразии внешнего окружения для своего интеллектуального развития. Наиболее благоприятной для оптимального интеллектуального роста служит умеренно обогащенная среда, в которой дети играют со стимулирующими их развитие предметами незадолго до того срока, когда они обычно научаются ими пользоваться. При этом задачи, поставленные перед ребенком, связываются с темпами его естественного развития. Небольшое опережение в стимулировании ребенка положительно сказывается на его развитии, а слишком сильное — дезориентирует его. Ребенок будет игнорировать или отвергать излишне сложную для него задачу или чрезмерно сильное стимулирование. Стимулирующую развитие ребенка среду создают заботящиеся о нем взрослые. Особенности межличностных отношений между детьми и теми, кто их воспитывает, оказывают решающее влияние на психическое развитие детей. Во время кормления, пеленания, купания и одевания детей родители и другие заботящиеся о них люди служат постоянным источником стимуляции. Разговаривая и играя с детьми, они наглядно показывают им не только отношения между предметами, но и взаимоотношения между людьми, поощряют их достижения в овладении языком. Даже самые простые действия, основанные на подражании, включены в контекст сложного социального взаимодействия между ребенком и заботящимся о нем взрослым.

Те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Мозг постоянно нуждается в раздражителях, стимулирующих его деятельность и обеспечивающих развитие. Отсутствие впечатлений даже у вполне здорового, сытого, хорошо ухоженного ребенка вызывает крик, который прекращается лишь с появлением новых впечатлений. А когда дети начинают плакать под влиянием боли или голода, то очень часто, если боль и голод не достигли слишком большой интенсивности, плач можно затормозить, показывая ребенку яркие, привлекающие его внимание игрушки.

Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка, то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Безучастность, отсутствие улыбки у детей из приютов и Домов ребенка замечались многими. Как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX в. Этот феномен, впервые систематически описанный и проанализированный американским исследователем Р. Шпитцем, был им назван феноменом госпитализма. Суть его в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, в частности от бедной стимульной среды.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

С последствиями двигательной депривации сталкиваются всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней.

У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. Если они не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких двигательных, речевых и социальных достижений, как манипулирование игрушкой, указательно-просительные движения, улыбка, крик и вокализация (произнесение звуков, слогов, лепетание), многие из этих детей на собственном опыте убеждаются в том, что их попытки влиять на окружение ни к чему не приводят, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации.

Ситуации изоляции, сенсорного голода и двигательной активности, отсутствия контакта с внешним миром также вызывают у человека психические нарушения и другого рода проблемы. У него обнаруживаются расстройства в мыслительной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Особенно тяжелы последствия двшательной депривации для детей.

Дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, сильно отстают в овладении такими основными умениями, как умение сидеть, стоять и ходить, если у них нет возможности тренироваться в этом. Почти при полном отсутствии стимулирования извне наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но и в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии. Дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может прорываться взрывами ярости и агрессивности.

Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое может продолжаться целыми часами, наблюдали многие исследователи именно у маленьких детей из закрытых детских учреждений, условиями содержания лишенных возможности нормально двигаться.

Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны — необходимо создавать условия, способствующие развитию двигательной активности ребенка. Ограничения детей в стремлении двигаться (бегать, лазать, ползать, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

В течение жизни большинство людей вовлечены в значимые межличностные отношения. Первая, бесспорно наиболее важная связь устанавливается между младенцем и матерью или тем, кто заботится о ребенке. Связывающие их узы становятся заметно прочнее к тому времени, когда ребенку исполняется 8–9 месяцев. Психологи, описывая эти первые отношения, пользуются термином привязанность, подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями. На самом деле привязанности возникают у всех людей и, естественно, влияют на их эмоциональную жизнь на протяжении всей жизни.

Эмоции новорожденных ограничиваются дистрессом и ненапряженным интересом, но уже вскоре ребенок начинает проявлять целый спектр эмоций, таких как печаль, гнев, отвращение и удовольствие. Они возникают и наделяются определенным значением в процессе взаимоотношений младенца с окружающими его людьми. В течение второго года жизни начинают появляться социальные эмоции: гордость, стыд, смущение, вина и сочувствие — по мере того, как начавший ходить ребенок достигает большего понимания себя и других.

Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однако при эмоциональном контакте существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребенка, не может быть эмоционального контакта. Дети, потенциально способные к установлению эмоционального контакта, но лишенные его в ранний период развития (вследствие нейтральности или даже эмоциональной неприязни окружающих), теряют способность к такому контакту в будущем. Само присутствие разных людей около ребенка еще не закрепляет эмоционального контакта. Ребенок способен к запоминанию, а следовательно, к распознаванию слишком большого числа людей, и факт присутствия вокруг него множества разных людей часто влечет за собой возникновение чувства, прямо противоположного эмоциональному контакту; чувства потерянности и одиночества, с которым связан страх. Страх этот ведет к негативной реакции на людей или, в лучшем случае, гасит позитивную реакцию, если даже она начала развиваться. У детей, воспитанных в детских учреждениях, где имеется значительно больше возможностей для контактов, чем у детей в семьях, явно отсутствует способность к эмоциональному контакту с другими. Причина в том, что персонал часто относится к своим воспитанникам равнодушно и не проявляет большого интереса к ним как к личностям.

Ребенок определенно стремится к эмоциональному контакту. Наблюдения за проявлениями этой потребности свидетельствуют о том, что можно предполагать существование специфического механизма, который так же, как и при других потребностях, толкает ребенка к активности, направленной на удовлетворение потребности доступным для него способом.

Существование и сила связанного с этом потребностью напряжения проявляются наиболее отчетливо тогда, когда возникают неблагоприятные для его разрядки условия. Ребенок стремится к эмоциональному контакту особенно настойчиво тогда, когда первоначальный интерес окружающих к нему начинает угасать, когда взрослые, привыкшие к его присутствию или отвлеченные другим ребенком, начинают более явно заниматься своими делами. Тогда в поведении ребенка появляются негативизм, капризы за едой, благодаря чему ребенку обычно удается обратить на себя внимание окружающих.

До трех лет потребность эмоционального контакта у ребенка удовлетворяется прежде всего в отношениях с одним и тем же известным ему человеком. Если маленький ребенок находится в окружении даже самых доброжелательных людей, но это часто новые для него лица, он не может удовлетворить потребности эмоционального контакта. В случае отсутствия одного постоянного человека, дарящего ребенку тепло и окружающего его заботой, эмоциональные контакты с другими людьми оказываются не только недостаточными, но могут быть даже заторможены.

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Материнская депривация возникает из-за недополучения материнской любви и является причиной неврозов в будущем.

Материнскую заботу можно условно разделить на ряд составляющих: кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота и т. п. Если по одной или ряду составляющих ребенок депривируется, то при переходе им определенного порога страдания депривация приводит к замедленному психическому развитию либо к образованию защитного поведения.

После фазы отчаяния ребенок может впасть в апатию. Его психическое развитие регрессирует. Ребенок, возвращаясь на более ранние этапы развития, начинает демонстрировать свое прежнее младенческое поведение. Он словно разучивается говорить, мочится в постель, требует, чтобы его носили на руках. Такое поведение может иногда продолжаться по нескольку недель и даже месяцев.

В формировании чувства привязанности и защищенности неизмеримо большее значение имеет телесный контакт с матерью (теплота, возможность прижаться), чем удовлетворение такой натуральной потребности, как голод.

Любовь к «мягкой» маме позволяет понять и ту привязанность, которую почти все дети испытывают к мягким пушистым большим игрушкам. Многие дети, особенно в возрасте 1,5–2 лет, не могут заснуть без такой любимой игрушки. Всякое нарушение в психическом развитии ребенка связывается с дефектом формирования чувства привязанности к взрослому в раннем детстве. Психологическая коррекция основана на восстановлении чувства привязанности, что, в свою очередь, подразумевает акцентированные, ярко выраженные телесные контакты. Значение ранних эмоциональных связей матери и ребенка для всего его дальнейшего развития особенно хорошо видно на примере соотношения любви, страха и познавательной активности. Первое чувство, которое проявляется в жизни живого существа, — любовь к матери, и полноценное развитие ребенка могут осуществляться только в контакте с матерью. Эта любовь тормозит появляющиеся позже страх и агрессию, в результате чего подобные чувства испыгываются ребенком лишь в ситуациях действительной опасности, а не как реакция на любой новый раздражитель.

Голос матери, ласковое прикосновение, поглаживание, прижимание к груди также важны для грудного ребенка, как и соответсдвующая пища, и соблюдение правил гигиены. Именно получение из внешнего мира соответствующих раздражителей дает возможность для развития коры головного мозга, а также является своеобразным тренингом для установления эмоционального контакта с окружающими людьми уже во взрослом возрасте.

Отсутствие материнской заботы может вести к очень тяжелым соматическим расстройствам уже у детей двухмесячного возраста. Соматические расстройства встречаются даже в самых лучших детских учреждениях, прекрасно оборудованных и обеспечивающих правильный с научной точки зрения уход за детьми.

При частой и/или длительной разлуке с матерью ребенок протестует против затянувшегося материнского отсутствия. Когда дети растут в полной разлуке с матерью, можно говорить о сепарации, т. е. о массированной материнской депривации. По мнению психологов Дж. Боулби и К. Винникота, это может привести к возникновению даже таких заболеваний у ребенка, как психопатия, депрессия, различного рода фобий.

Последствия психоэмоционального развития зависят от возраста ребенка, когда имела место сепарация, и от ее продолжительности. Можно говорить не только о тревоге расставания, но и о ее последствиях — депрессии и шоке.

Тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения оказавшегося в условиях материнской депривации, обозначают как «безэмоциональный характер». Обобщенный портрет этого типа личности можно представить следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

Этот тип личности отличается от типа личности ребенка, лишенного материнской заботы не с рождения, а позже, когда тесная эмоциональная связь уже возникла. В таких случаях разрыв с матерью начинается с тяжелейшего эмоционального переживания ребенка.

Для ребенка важно, чтобы тепло и забота о нем сосредоточивались в одном человеке. Это необязательно должна быть биологическая мать ребенка, но нужно, чтобы оказавшийся на ее месте взрослый был действительно неизменно любящим, эмоционально теплым. Сама по себе физическая сепарация ребенка от родителей и от дома, само по себе длительное пребывание в детском учреждении не должны обязательно приводить к нарушениям его психического развития — все зависит от качества человеческих связей, имеющихся в распоряжении ребенка.

Существуют два непременных условия возникновения у ребенка базового доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.

Чтобы играть, ребенку необходимо одно глобальное условие — рядом должна быть мать, возможность контактов с которой позволяет ребенку при столкновении с новым и неизвестным испытывать не ужас, тревогу и страх, а интерес и любопытство. Активность при этом не тормозится, а развивается.

Источник

Определение 1

Депривация – это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, в которых субъект лишен возможностей удовлетворения основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

Общая характеристика развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях депривации

Определение 2

Личность – это понятие, которое выработано с целью отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социальной и культурной жизни, определения его как носителя конкретного индивидуального начала, самораскрывающегося в условиях определенных социальных отношений, предметной деятельности, взаимодействия и общения.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста направлено на овладение им знаний, умений и навыков, необходимых для успешного существования в условиях современного социума, а также овладение общепризнанными ценностями и нормами поведения. То есть, развитие ребенка дошкольника предполагает формирование личности с определенным содержанием, которое ожидает от него современное общество.

Для полноценного физического и психического развития ребенка дошкольного возраста, необходимо наличие определенных стимулов, таких как: сенсорные, эмоциональные, когнитивные и т.д. В случае, если ребенок испытывает их дефицит, то это может в последующем негативно отразиться на его психике. Особое значение здесь имеют условия депривации. Это обусловлено тем, что ребенок в условиях депривации лишен или ограничен в возможностях удовлетворить жизненно важные потребности.

Замечание 1

Основными симптомами психической депривации у детей дошкольного возраста является наличие целого спектра нарушений: от незначительных странностей, которые не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины, и до глубоких нарушений развития личности и интеллекта.

Виды деприваций и их влияние на развитие детей дошкольного возраста

В зависимости от того, какие лишения испытывает ребенок дошкольного возраста, различают следующие виды деприваций, оказывающих влияние на его развитие

Материнская депривация – это различные явления, которые связаны с процессом воспитания ребенка в отрыве от матери (семьи).

Основная категория детей, которые испытывают материнскую депривацию, это дети-сироты, брошенные дети, а также дети, у которых мать относится к ним эмоционально холодно или излишне занята работой (карьерой).

Развитие ребенка в условиях материнской депривации, приводит к тому, что у ребенка отмечаются отклонения в психическом развитии, сопровождаемые различными тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Обусловлено это тем, что ребенок полноценно развивается только в психологическом контакте с матерью.

Эмоциональная депривация – это эмоциональное (аффективное) лишение, которое вызвано отсутствием внимания, любви и нежных чувств по отношению к ребенку со стороны родных и близких людей.

Эмоциональная депривация возникает в том случае, если нарушены эмоциональные связи ребенка со значимым для него взрослым. Например, вследствие смерти родителей или длительной разлуки с ними.

Последствиями эмоциональной депривации в развитии ребенка дошкольного возраста является то, что ребенок становится вялым, значительно снижается его активность и стремление к движению, ослабление общего состояния здоровья, отставание в развитие по всем показателям.

Социальная депривация – это значительно сужение социального поля активности ребенка дошкольника, ограничение его в возможностях усвоения необходимых социальных ролей.

Данный вид депривации характеризуется тем, что ребенок не овладевает необходимыми для успешной социализации умениями и навыками. В случае, крайней степени социальной депривации, в развитии детей наблюдается сильное отставание в развитии. Связано это с тем, что ребенок полноценно и всесторонне способен развиваться только в условиях социума. Детей с социальной депривацией принято называть «волчьи дети», «одичавшие дети», «дети-Маугли».

Когнитивная депривация – это вид депривации, возникающий в том случае, когда окружающий ребенка внешний мир не упорядочен и весьма изменчив, что отрицательно сказывается на понимании, предвосхищении и регулировании сложных изменений.

Когнитивная депривация представляет собой дефицит информации, либо ее получение в хаотичном, изменчивом, неупорядоченном порядке, что препятствует адекватному и успешному построению модели окружающего мира. Невозможность построения модели окружающего мира в дальнейшем не дает ребенку в нем продуктивно действовать и существовать.

Соматическая депривация – это психофизическая патология внутренних органов ребенка, вызванная негативным воздействием в перинатальный период, а также отсутствием возможности полностью и полноценно удовлетворить свои первичные биологические потребности.

Сенсорная депривация – это вид депривации, который возникает в следствие сужения внешних раздражителей и стимулов:

  • слуховых,
  • зрительных,
  • осязательных и т.д.

Сенсорная депривация возникает в случае, если окружающая ребенка дошкольного возраста внешняя среда обедняется и не способна удовлетворить все его потребности в плане развития. Например, если ребенок попадает в интернат, детский дом или больницу, в условиях которых он значительно ограничен в движении, играх, игрушках, книгах, общении со сверстниками и т.д. В условиях семьи, сенсорная депривация возникает у тех детей, которые совместно с родителями проживают вдалеке от населенных пунктов и у них нет возможности активно взаимодействовать со сверстниками, а также у тех детей, которые в силу различных заболеваний «прикованы» к постели.

Как показывает практика, сенсорная депривация может вызвать у ребенка дошкольного возраста временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. При длительной сенсорной депривации возможны органические изменения или возникновение условий для их возникновения. Недостаточная стимуляция мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках.

Источник