Виды деятельности в психологическом развитии ребенка

Виды деятельности в психологическом развитии ребенка thumbnail

Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

  • С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
    которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

  • С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Памяти;
  2. Речи;
  3. Чтения и математике;
  4. Логического мышления;
  5. Коммуникабельности;
  6. Дисциплины и режима дня.
  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Психологическое развитие и обучение ребенка

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.

Источник

Роль деятельности в психическом развитии ребёнка

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность является неотъемлемой составляющей жизни человека, положительно влияя на формирование психических процессов и личности в целом.

На каждой стадии развития человека выделяют ведущие виды деятельности. По мере взросления, они усложняются.

Успешное усвоение всех видов деятельности является гарантом становления человека в дальнейшей жизни, как самодостаточного профессионала.

Цель работы – определить роль деятельности в психическом развитии ребёнка.

Задачи работы:

1. проанализировать различные теории деятельности;

2. определить существующие проблемы деятельности в современных исследованиях;

3. обозначить критерии оценки сформированности личности ребёнка;

4. охарактеризовать значение деятельности для психического развития детей.

Читайте также:  Нарушения в развитии ребенка младшего школьного возраста

объект исследования – ребёнок

предмет исследования- деятельность

Наиболее важные характеристики деятельности (Рубинштейн «Принцип творческой самодеятельности»)

1) субъектность – деятельность всегда осуществляется субъектом или субъектами;

2) содержательность, реальность, предметность;

3) деятельность имеет неразрывную связь с творчеством;

4) существует связь между деятельностью с самостоятельностью..

Существенным достижением советской психологической науки была разработка общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, на основании культурно-исторической концепции психики Л. С. Выготского.

  Работа основывалась на следующих базовых утверждениях:

1. Деятельность нужно рассматривать как процесс, который оказывает непосредственное влияние на жизнь субъекта, которая нацелена на удовлетворение основных потребностей человека.

2. Развитие деятельности обязательно приводит к формированию психического отражения реальности в процессе эволюции.

3. Деятельность – это процесс, который переводит внешнее во внутреннее.

4. Психическое отражение проявляется в продуктах деятельности. Деятельность изменяет образ в вещественную или идеальную объективно-предметную форму. Язык при этом рассматривается как форма отражения образа в индивидуальном сознании.

5. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность.

6. Деятельность осуществляется субъектом, что способствует развитию личности.

В.В. Давыдов обозначил, что базовые проблемы деятельности не решены на современном этапе психологических исследований. Он обозначает основные проблемы как таковые:

– необходимо обозначить ключевое понятие теории деятельности – понятие «преобразования», которое объясняло внешние и внутренние изменения образа объекта;

– выявление соотношения коллективной и индивидуальной деятельности;

– классификация различных видов деятельности;

– выяснение соотношения психологической теории деятельности с другими подходами изучающими человека.

Даниил Борисович Эльконин выделял следующие периоды развития ребёнка и ведущие д-ти ( слайд)

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущей становится развитая игровая деятельность. Именно в ролевой, сюжетно-развитой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления.

Дети подросткового возраста (от 10-11 до 15-16 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе. Авторитет родителей падает чуть ли не до нуля, тогда как авторитет ближайшего друга-ровесника сильно повышается.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (16-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.

Важным условием эффективности развития личности в вышеупомянутых видах деятельности является ее активность, способность к сознательной трудовой и социальной деятельности, степень целенаправленного, планомерного преобразования окружающей среды и самой себя. Активность проявляется в движениях, познании окружающей действительности, в общении, влиянии на окружающих и на самого себя. Последний вид активности называют самовоспитанием.

Главными видами деятельности являются игра, учение и труд. Игру считают ведущим видом деятельности для маленького ребенка, хотя важной она является и для школьников, нередко играют и взрослые.

Обучение характерно для школьника, но учатся также взрослые люди.

Труд – вид деятельности, которую осуществляют взрослые, но работать могут и школьники.

Поэтому разделение видов деятельности по принципу, что маленькие дети играют, школьники – учатся, а взрослые – работают в определенной степени относительно. Можно согласиться лишь с утверждением, что на каждом возрастном этапе превалирует определенный вид деятельности.

Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка. Поэтому с детства следует поддерживать детское любопытство, отвечать на вопросы ребенка, развивать в ней интерес к знаниям.

Активность личности в трудовой деятельности способствует его физическому и интеллектуальному развитию, готовит к будущему профессиональному самоопределению.

Активность ребенка в общении дает ей возможность приобрести нравственного опыта поведения, определить свое место в коллективе, учит ее подчиняться и руководить другими.

Движущей силой любой деятельности, проявления в ней активности являются потребности. Задача педагога – открыть воспитанникам многообразие полезных для их развития видов деятельности и побудить к полезным делам, сдерживая от вредных.

Вывод: Деятельность оказывает значительное влияние на человека на всех этапах его становления, при этом влияет на все компоненты психики человека косвенно или непосредственно. По этому при исследовании личности человека используют комплексный подход и деятельность исследуется сквозь призму всех психических процессов, межличностного взаимодействия, самооценки и т.д.

Эффективно освоенные ведущие деятельности на разных этапах развития человека способствуют формирования взрослой и самодостаточной личности.

Источник

Принцип деятельности в развитии психики детей обсуждается и признается психологами и педагогами всего мира. Действительно, нельзя стать добрым, не совершая добрых поступков. Нельзя стать трудолюбивым, не трудясь. Нельзя развить память, ничего не запоминая; нельзя думать о том, о чем ничего не знаешь; нельзя стать внимательным, не наблюдая за окружающим миром. Это все аксиомы, не требующие особых доказательств.

Теория деятельности, структура ее, классификации ее видов, закономерности развития, смена ведущих видов деятельности в онтогенезе — все это детально изучалось и изучается в отечественной психологии [5, 7, 9, 10, 14, 16, 18, 24 и др.]. Доказано, что развитие психики происходит в деятельности, проявляясь и формируясь. Развитие деятельности — это развитие ее структурных компонентов: мотивации, ориентировочной основы, целеполагания, планирования, развития исполнительских движений, действий контрольных, корректировочных, оценочных, рефлексивных.

В онтогенезе некоторые виды деятельности ребенка выполняют вспомогательную функцию в психическом развитии, а некоторые являются ведущими. Понятие о ведущем виде деятельности было сформулировано А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элько- ниным [15, 26]. Ведущий вид деятельности обеспечивает возникновение и развитие основных новообразований в психике ребенка, хотя он не обязательно занимает большее время в жизни ребенка, не более других деятельностей эмоционально окрашен. Значимость его в том, что именно он определяет новую ступень в психическом развитии ребенка. Поэтому периодизация психического развития детей построена на смене, взаимопереходах ведущих видов деятельности.

Например, в периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:

  • непосредственно-эмоциональное общение (0—6 месяцев);
  • предметно-манипулятивная деятельность (6— 12 месяцев);
  • предметно-орудийная деятельность (12—18 месяцев);
  • отобразительная игра (18—24 месяца);
  • • сюжетно-ролевая игра (от 2-х до 6—7 лет);
  • • учебная деятельность (младший школьник);
  • • интимно-личностное общение (подросток);
  • учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст);
  • • трудовая деятельность (взрослый).

А.Н. Леонтьев писал: «Каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего отношения ребенка к действительности [15, с. 306].

Когда психолог говорит с родителями о ведущих видах деятельности и их значении для развития малыша в тот или иной период, необходимо подчеркнуть, что одновременно с ним осуществляется развитие и других видов детской деятельности. Жизнь ребенка в каждый период многообразна. Например, ведущим видом деятельности ребенка 6-12 месяцев становится предметно-манипулятивная, но это не означает, что общение с близкими взрослыми стало незначимым для его развития. Возникновение новых видов деятельности, или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а лишь меняет их место в общей системе отношений ребенка к действитель- зо ности. Как новый вид деятельности возникает в недрах предыдущего вида, так и смена одного вида другим не означает прекращение развития и совершенствования предыдущего вида деятельности.

Читайте также:  Гончарное дело в развитии ребенка

В психологической литературе чаще всего обсуждается возникновение новых видов деятельности. Менее освещен вопрос о том, что происходит с той деятельностью, которая на предыдущем этапе была ведущей. Очевидно, прежний вид деятельности обогащается (амплифицируется), индивидуализируется по содержанию, по структуре, по динамическим характеристикам (А.В. Запорожец).

Источник

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной,речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил. В раннем возрасте — игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину .

Цели и задачи игры Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;

Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;

Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;

Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения

Принципы организации 

-свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;

 -творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;

-эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;

-следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Виды игровой деятельности:

Все игры можно разделить на три вида:

1.Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

  • сюжетно-отобразительная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • режиссёрская постановка;
  • театрализованная импровизация.

 2.Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

  • дидактические игры с сюжетным рисунком;
  • игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные разного уровня интенсивности;
  • дидактические игры с музыкальным сопровождением.

3.Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности: 

  • развлекающие игры;
  • интеллектуальные головоломки и состязания;
  • календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
  • театрально-костюмированные;
  • народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра 

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра 

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д. Все дети, играя с куклами, мечтают о том, чтобы его любимые куклы, мишки и зайчики ожили на самом деле. Механические куклы на это не способны, у них есть ограниченный набор действий. А вот куклы для кукольного театра дают ребенку огромные возможности для развития целого ряда навыков и способностей.

Режиссёрская игра

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры:

настольный театр картинок или устойчивых игрушек;

театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;

игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;

импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья

Читайте также:  Развитие ребенка в первый год жизни по месяцам книги

стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета.

 Театрализованная игра

 На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра, может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д. 7

Классификация сюжетно-ролевых игр:

– игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гости», «домашние хлопоты»), в которых основным героем является кукла;

 -игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей — воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д.;

– игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого; игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов.

В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

Развитие в условиях ФГОС

 Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.

Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

 Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей: 

Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.

Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.

Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.

Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.

Подготовительная группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры 

Две модели поведения взрослого:

-взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств; -взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

 -Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.

 -Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.

– Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.

-Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.

-Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.

-Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.

-Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.

-Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.

 -Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.

-Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.

 -Обучать умению договариваться.

Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не желательно, поскольку это может губительно сказаться на проявлении свободного творчества.

Игровые образовательные ситуации

 Игровые обучающие ситуации:

наглядная иллюстрация — обычно применяется в работе с младшими дошкольниками, воспитатель с помощью наглядного материала разыгрывает обыденные ситуации из реального опыта детей, демонстрируя социально допустимые нормы поведения;

обучающие упражнения — практикуется в средней группе, воспитанники принимают активное участие в проигрывании сюжета, обучаясь ролевому регулированию, управлению своим поведением;

ситуация-проблема — старший дошкольник в активном действии учится овладевать своими чувствами, находить социально приемлемый выход эмоциям, осознавать и понимать свои переживания, контролировать свои речевые реакции при взаимодействии с другими людьми;

оценка — воспитанники подготовительной группы проходят практику анализа своего поведения, пытаются давать обоснованную, аргументированную оценку своим решениям и действиям. Это финальная часть игровой ситуации, она требует квалифицированной помощи со стороны педагога.

Стержнем игровой обучающей ситуации является сценарий, вокруг которого выстраивается обсуждение: беседа, эксперимент, театральная постановка, путешествие, конструирование и т. д.

Игра эксперимент — вид дидактической игры, интерактивная форма проведения учебного занятия, во время которой организуется наглядное моделирование, имитация изучаемых явлений.

Ребёнок путём экспериментально-исследовательской деятельности получает новые знания или приобретает навыки.

«Как распространяется звук»

С помощью нехитрых приспособлений, таких как тазик с водой или небольшой бассейн, монеток или деталей конструктора педагог предлагает малышам разобраться с происхождением физического явления передачи звука. Дети, бросая монетки в ёмкость с водой, замечают волнообразно расходящиеся по воде круги. Воспитатель поясняет, что такими же волнами, но по воздуху до нас доносятся звуки от собеседника или от другого источника звука.

Компьюторно-игровой комплекс 

Занятия по программе компьютерного образования, основанной на современных научных разработках в области развивающих технологий, предназначена для воспитанников старшей и подготовительной групп.

Задачи:

интеллектуальное развитие, обучение решению задач;

 формирование умственных способностей к анализу и синтезу;

тренировка внимания, памяти; развитие логических операций, ассоциативного и пространственного мышления;

расширение круга математических знаний;

развитие любознательности, обогащение знаний об окружающем мире;

 формирование графических умений, развитие творческих способностей;

развитие практических навыков владения компьютером.

 (Применение ИКТ в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, искать новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения)

Пример заданий компьютерного обучения

(Логическое задание ,Обучение навыкам чтения схематических карт, Изучение геометрических фигур)

Организация игрового пространства на основе требований ФГОС ДО

 П. 3.3 предусматривает:

 Для воспитанников ?