Виды деятельности ребенка и их влияние на его развитие
Дети дошкольного возраста все время вовлечены в какую-то деятельность. Они бегают, играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или постучать молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны, и все они жизненно необходимы. Так в детстве протекают три взаимосвязанных процесса: развитие познавательной сферы, освоение деятельности и формирование личности.
Почему для дошкольника важна включенность в деятельность
Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.
Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.
Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.
Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.
Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте
Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных на решение задачи.
Каждый возрастной период отличается преобладанием одних видов деятельности над другими. Преобладающий вид – самый влиятельный, поэтому его выделяют как ведущую деятельность.
Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные умения.
К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению. Соответствующие занятия помогут развить способности дошкольника, данные ему от природы.
Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.
Продуктивные виды деятельности
Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно показать другим или оценить. В этих случаях имеют место продуктивные виды деятельности дошкольников.
К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление аппликаций.
Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия. Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания.
Игровая деятельность
Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является ведущей деятельностью в этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно меняется, обогащается новыми формами и содержанием.
Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как играются сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать друг другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.
Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные и сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных способностей.
Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.
Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок развивает воображение, осваивает нормы общения, учится контролировать свое поведение.
Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной продуктивной деятельности.
Творческая деятельность
Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с принципом «от простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от того, в какой степени ребенок владеет средствами и способами преобразовывать в образы и модели все то, что он видит, слышит и чувствует.
В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7 годам дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять образы до воплощения их в рисунке или модели, удерживать замысел задуманной композиции и последовательно ее создавать. Художественная деятельность, в свою очередь, представлена несколькими видами.
Изобразительное творчество
Изобразительная деятельность ребенка включает рисование, лепку, изготовление аппликаций. Занятия полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам процесс, а не результат. Не важно, что у малыша получаются только хаотичные линии да кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и техника рисовальных движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не станет рисовать все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для Снеговика, а другой для луга с цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание рисунка требует соответствия единой композиции.
Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают снежинки, листочки и другие элементы аппликативного сюжета.
После такой практики у детей формируется умение видеть симметрию в окружающем мире.
Конструирование
Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание моделей из деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же виду относится конструирование из бумаги.
В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности. Появляется осознание, какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они подошли друг другу. Экспериментируя, дети приходят к пониманию, что при строительстве башни нужно сделать основание пошире, чтобы она была устойчивее – так формируется понятие устойчивости и равновесия.
Конструирование развивает способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник научается планировать на несколько шагов вперед, а потом воплощать задуманное. В такой деятельности развивается конструктивное мышление.
Музыкально-танцевальная деятельность
О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то же время, это активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано начинают откликаться на музыку, формируется восприятие музыкальных звуков и ритма.
Дошкольники любого возраста с удовольствием выполняют танцевальные движения под музыку. Развиваются музыкальные способности и музыкальный слух.
Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее развитие ребенка. Он запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится распределять внимание между непосредственным выполнением движений и наблюдением за тренером или партнерами по танцу. При этом развивается умение воспринимать зрительно-двигательный образ. По мере освоения танцевальных движений, дошкольник может проявлять творчество и создавать свой танец.
Познавательно исследовательская деятельность
Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной деятельности и мышления. Такая активность может проявляться в практической и умственной форме. В том случае, когда ребенок проводит простейшие опыты, имеет место познавательно исследовательская деятельность.
Дошкольник включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с неизвестным ему ранее свойством предмета и стремится понять это свойство, обнаружить аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает бумажный кораблик, и что происходит, когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует, что можно выше подбросить — мячик или воздушный шар.
В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и явлений. Он не может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов взрослому. Познавательный интерес усиливается и подталкивает к новым опытам. Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что она является способом познания окружающего мира.
Трудовая деятельность
Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет сильнейший интерес и желание быть наравне.
Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого себя. Важна причастность к полезному делу.
Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом поведения в дальнейшем.
Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он открыл для себя собственное Я. Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное для него дело.
Особая ценность трудовой деятельности с точки зрения младшего дошкольника заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты. Он с удовольствием принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки.
Учебная деятельность
В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными «взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи. Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.
Первые навыки учебной деятельности прививают дошкольнику в дидактической игре. Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети получали новые знания и формировали навыки.
Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные операции.
Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует произвольности познавательных процессов. А для этого необходимо проводить с детьми игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти.
Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды деятельности детей приносят им свою пользу. Дошкольнику важно играть и рисовать, конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия.
Источник
Прежде чем уяснить для себя, в чем заключается основная роль деятельности в психическом развитии ребенка, стоит уделить внимание самому понятию деятельности, а также основным ее видам.
Итак, ведущая деятельность ребенка — это тип деятельности, развиваемый в рамках социальной ситуации, которая способствует формированию главных психических образований на том или ином этапе развития. Простыми словами, в каждом возрасте у ребенка преобладает свой вид деятельности, который на тот момент и оказывает ключевое влияние на дальнейшее его психическое развитие.
Ведущую деятельность просто можно охарактеризовать тремя основными признаками:
- это деятельность, в рамках которой получают возможность развиваться иные виды деятельности;
- это деятельность, в рамках которой могут изменяться индивидуальные психические процессы (перестройка может происходить как в рамках ведущей деятельности, так и в других, имеющих с ней генетическую связь видах);
- это деятельность, прямым образом влияющая на основные изменения психического плана ребенка, над которыми в данный период его развития ведется строгий контроль.
На каждом этапе развития в жизни ребенка ведущей становится та или иная деятельность. О переходе от стадии к стадии будет свидетельствовать изменяющаяся деятельность ребенка.Об основных видах деятельности ниже.
Эмоциональное общение — ведущий вид деятельности для младенца
Именно тесное эмоциональное общение малыша с окружающими его взрослыми является основной деятельностью ребенка в первый год после появления на свет. Почему общение? В первую очередь потому, что человек — это общественное существо и именно на общении строится его мир, в общении заключается его основная сущность.
В период от рождения и до года ребенок большую часть времени, когда не ест и не спит, занят тем, что пробует строить новые социальные контакты. Это необходимый этап в развитии малыша, ведь что на фоне этой деятельности у него образуются важные для дальнейшего развития психические образования, такие как желание общаться с окружающими людьми, и хватание как основа мануальных и предметных действий.
Предметно-манипулятивная деятельность — основная у детей в возрасте от 1 до 3 лет
Именно предметно-манипулятивная деятельность является ведущей у детей от года и до трех лет — на начальной ступени дошкольного возраста. В этот период у малышей возникает острая необходимость действовать в обществе, тогда как каких-либо навыков в этой сфере не имеется вовсе.
Именно в это время наступает черед предметно-манипулятивной деятельности, которая на данном этапе будет способствовать получению ребенком некоторого опыта по налаживанию связей и общению с окружающими его людьми.
Игровая деятельность — основа с 3 до 6 лет
Как вид, игровая деятельность доминирует именно в дошкольном возрасте. В процессе сюжетно-ролевых игр дети начинают знакомиться с окружающим миром взрослых: они узнают о профессиях, учатся строить отношения, пробуют понимать и признавать отличные от их точки зрения. Игра помогает ребенку войти в мир взрослых, понять свою роль в нем, способствует развитию целого ряда качеств, о которых поговорим немного позже.
Учебная деятельность — основная с 6 до 11 лет
Речь идет о специальной деятельности, которая становится ведущей для учеников младшей и средней школ. В этот период дети в большинстве своем учатся главному: учиться, используя на практике получаемые в теории знания.
В процессе такой деятельности школьники усваивают целый ряд начальных понятий в самых разнообразных сферах, на базе которых у них формируются знания и навыки, позволяющие свободно ориентироваться в теоритических формах отражения реального мира.
Разнообразие деятельности с 10 до 15 лет
В период полового созревания, с 10 до 15 лет, общение детей осуществляется сразу в нескольких типах деятельности, среди которых:
- трудовая;
- художественная;
- учебная;
- спортивная и пр.
Подростковый возраст для детей характеризуется изменением их роли в семье, но не только. По-другому происходит общение со сверстниками, некоторые изменения касаются повседневной жизни. Большинство детей к этому моменту уже активно задействованы в целом ряде разных видов деятельности.
Вместе с тем игра в их жизни все еще занимает определенно не последнее место. Естественно, что в 10-15 лет ребенка увлекает не столько сам процесс игры, сколько момент соревнования, борьба за лидерство и собственный имидж в глазах друзей, знакомых и одноклассников.
По-прежнему ведущую роль в этом возрасте продолжает играть учебная деятельность. Но если сравнивать ее с той, что была присуща ребенку в младшей школе, то отличия очевидны. В старшей школе в учебной жизни ребенка появляются новые по форме учебные материалы, преобразуются формы обучения, вводятся науки, изучение которых требует активного развития теоритического мышления и желания узнавать что-то новое.
Определенные позитивные изменения касаются и мотивации старшего школьника. В этот период жизни им двигает желание справиться с возложенными на него, как на ученика, обязанностями лучше других, быть готовым к новым занятиям, чтобы занимать особую нишу в коллективе, пользоваться уважением и поддержкой одноклассников.
Основной смысл деятельности в подростковом возрасте — это стремление к самосовершенствтванию и желание самообразовываться.
Основная деятельность в возрасте 15-17 лет
По-прежнему в период юношества основной является учебная деятельность. Но по сравнению с той, что имела место в средней школе, она снова претерпевает некоторые изменения. В этот период она максимально гармонирует с производительным трудом, что в первую очередь продиктовано стремлением юношей и девушек определиться с будущей профессией, наметить ценностные ориентации.
Главный навык в этом возрасте в рамках учебной деятельности — это способность и желание ребенка строить план дальнейших действий, а также поиск средств, способных помочь этот план реализовать в жизнь. В этот же период учебная деятельность способствует формированию целого ряда подтверждающих развитие самосознания идеалов, в числе которых политические, эстетические и нравственные.
Говоря о целостной картине психического развития ребенка в ходе смены видов ведущей деятельности, можно отметить основные закономерности:
- Перечисленные выше типы деятельности могут сменять друг друга только в указанном порядке и никак иначе.
- Для нормального психического развития ребенка необходимо добиться устранения разрыва в рассмотрении его аффективно-потребностной сферы и познавательных сил.
Ниже мы рассмотрим подробнее особенности ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте — продуктивной и игровой.
Продуктивная деятельность: виды и особенности
Продуктивной называют деятельность, основная задача которой — это получение конечного продукта с определенными характеристиками. Ее подвиды — это изобразительная и конструктивная деятельность.
Формируется она в дошкольном возрасте параллельно с игрой и играет огромную роль в развитии психики ребенка, в первую очередь потому, что процесс создания нового продукта связан с развитием целого ряда навыков и процессов:
- когнитивных;
- эмоционально-волевых и пр.
О степени развития продуктивной деятельности можно судить по стремлению ребенка добиваться цели, причем независимо от того, выполняется задание согласно образцу или исключительно по личному творческому замыслу.
Малышей в процессе, как правило, мотивирует совсем не конечный результат, а непосредственно сама деятельность. Но если правильно работать с ними в этом направлении, то со временем выработается потребность получать удовлетворение не только от процесса, но и от результата собственных стараний.
Анализируя результаты продуктивной деятельности дошкольников, можно досконально понять, каким они видят мир вокруг себя, как его воспринимают и какие эмоции испытывают. Продуктивная деятельность, как уже отмечалось выше, может воплотиться:
- в рисовании;
- в лепке;
- в конструировании и т.д.
В процессе рисования появляются рисунки, по которым можно судить об эмоциональном отношении дошкольника к миру. Чем наблюдательнее и любознательнее ребенок, тем красочнее и интереснее будут его рисунки. Изобразительная деятельность, в свою очередь, самым положительным образом повлияет на:
- мыслительные процессы;
- воображение;
- восприятие;
- память;
- зрительно-моторную координацию.
Главные средства, с помощью которых ребенок демонстрирует на рисунке отношение к окружающему миру — это цвет и линия. Родители могут и должны принимать непосредственное участие в процессе рисования вместе с детьми.
Лепка — уникальная возможность для ребенка изобразить какие-либо предметы в трехмерном пространстве. Дошкольники получают особенное удовлетворение от того, что могут экспериментировать с формой предмета, добавляя ему необходимую выразительность.
Процессу лепки и способности добиться нужной выразительности стоит уделять самое пристальное внимание. Пальчики ребенка во время работы с пластилином, глиной или тестом получают необходимую нагрузку, таким образом, постепенно готовятся к работе в школе. Принимая во внимание необходимость щадящих тренировок для рук, также можно периодически заниматься с малышом аппликациями.
Поделки из подручных материалов и их роль в жизни дошкольника
Прогулки на улице в дошкольном возрасте могут и должны сопровождаться совместным с родителями поиском интересных природных материалов для выполнения поделок. Например, можно собирать с ребенком шишки, ветки, всевозможные коряги, желуди и каштаны. Из них дома вместе с крохой можно сделать как отдельные поделки, так и целые композиции для украшения комнаты.
В процессе работы с природными материалами развивается мелкая моторика рук ребенка, тренируется зрительно-моторная координация, что опять же важно для процесса подготовки к школе.
Работая над изготовлением творческой работы, используя бумагу, природные материалы, краски или пластилин, ребенок учится выделять в предмете те стороны, которые получится воспроизвести с помощью имеющихся для поделки материалов.
В дошкольном возрасте предметное восприятие у малыша недостаточно развито, и такие основные признаки предмета, как форма, величина или цвет, для детей существуют только в контексте с предметами. Именно поэтому становится очевидным, что предметная деятельность в тех проявлениях, что указаны выше, стимулирует развитие мышления и восприятия у дошкольника.
Рисуя и закрашивая рисунки, ребенок учится отделять форму и цвет от предмета, а также пробует связывать отдельные части предметов в процессе конструирования и выделять объёмную форму во время работы с пластилином.
В результате ребенок начинает лучше понимать, что такое цвет, форма, объем и величина, используя эти понятия в процессе мышления, сравнивания их и заменяя.
Перечисленные выше продуктивные виды деятельности помогут подготовить ребенка к школе.
Игровая деятельность — ведущая в жизни дошкольника
А теперь, как было обещано выше, подробнее расскажем о том, какую место занимает игра в жизни дошкольника. Дело в том, что до 6 лет именно игровая деятельность является главной в жизни ребенка. Основная причина кроется вовсе не в том, что ребенок любит играть и имеет для этого достаточно времени. Игра необходима дошкольнику для нормального развития психики, поэтому не может быть исключена из его жизни.
В процессе игры у ребенка активно формируется целый ряд психических качеств и личностных особенностей. В игре также формируются и развиваются и другие виды деятельности, свойственные детям на разных этапах жизни.
Игра оказывает прямое влияние на формирование произвольных психических процессов. Во время игры дети учатся быть более внимательными, запоминают новую информацию, концентрируются с гораздо большим эффектом, чем этого можно от них ожидать в процессе обучающей деятельности.
Основная цель — сконцентрироваться и запомнить – в игровом процессе становится для ребенка более выполняемой, так как этого от него требуют правила и условия игры. Малышу просто необходимо запоминать сюжет, сценарий, роли, концентрировать внимание на принимающих участие в игровом процессе предметах и людях.
Если ребенок не проявит терпение и старательность и откажется запоминать правила и сюжет игры, то его могут исключить из игры, а это самое последнее, чего может хотеть малыш, увлечённый процессом. В этом возрасте для него жизненно важно общаться, имея эмоциональное поощрение как от сверстников, так и от взрослых, мотивирующее его сосредоточиваться и запоминать.
В процессе игры развивается умственная деятельность дошкольника, который учится замещать предметы, давать им специальные игровые роли. В таких случаях именно предметы-заместители становятся основой для развития мышления. Используя их в игре, ребенок учится правильно мыслить о реальных предметах. Со временем дошкольник сможет перейти от мышления к плану представлений.
Дополнительно можно отметить, что в процессе игры ребенок учится ставить себя на место других людей, в том числе и взрослых, предугадывая их поведение в зависимости от ситуации и формируя на основании этого собственную линию поведения. Ролевая игра способствует развитию воображения дошкольника. Перевоплощаясь из роли в роль, ребенок моделирует ситуации и ищет разные варианты их разрешения.
Старшие дошкольники в игре не всегда используют предметы-заместители, часто исключают лишние, на их взгляд, игровые действия. После пяти лет дети уже умеют отождествлять предметы с действиями умственно.
В заключение сделаем вывод о том, какова же роль деятельности в психическом развитии ребенка. В каждом возрасте определенный вид деятельности позволяет ребенку перейти на новую ступень развития, совершенствуя целый перечень психических процессов, начиная от зрительно-двигательной моторики и заканчивая мышлением.
Важно понимать, что деятельность и обучение — это единый процесс, который лежит в основе развития детской психики. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше типов деятельности ему будет доступно. При этом каждая из них будет оказывать на него особое влияние.
Источник