Виды деятельности познавательное развитие ребенка

Ирина Веригина
Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль с учётом возрастных особенностей детей. А конкретно рассмотрим возрастные особенности детей 2-4 года.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельностина занятиях в детском саду:

• социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. Познавательное развитиевключает следующие цели и задачи:

• формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Так, в первой и второй младших группах (2–4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

• создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;

• поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;

развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;

• учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;

развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;

развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;

• формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 2–4 года познавательное развитиевозможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребёнок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин — скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами,напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т. п. Таким образом, дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта.

На занятиях с младшими дошкольникамиигрушки могут способствовать повышению мотивации детей: давать детям задание, выслушивать ответы ребят, оценивать их поступки.

Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приёмами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации и др.При этом назначение наглядного материала можно разделить на 2 группы: для демонстрации и для иллюстрации. Первая помогает направить внимание дошкольников на конкретные свойства и внешние характеристики объектов. Например, в живом уголке воспитатель показывает детям ежа, объясняя, что спина и бока у него колючие, т. к. на них есть иголки, а живот гладкий, поскольку на нём их нет. На плакатах по физическому воспитанию может демонстрироваться,как правильно детям выполнять те или иные упражнения: наклоняться, прыгать, потягиваться. Иллюстрация же полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чём идёт речь.

Читайте также:  Консультация значение игры в развитии и воспитании ребенка

Другим важным приёмом в обучении детей в ДОУ является наблюдение. Перед ребёнком ставятся познавательные задачи, для решения которых ему нужно понаблюдать за объектами внешнего мира, проанализировать их, сравнить, поразмышлять об их свойствах, сделать выводы. Элементы наблюдения можно вводить на отдельных занятиях (например, на занятии по естествознанию ребята могут наблюдать за поведением кошки с котятами, рыбок в аквариуме, во время прогулок (наблюдение за действием ветра на деревья и листья, в ходе экскурсий (в зоопарк, океанариум и другие места, где дети могут всматриваться в процессы, происходящие в живой природе, наблюдать за животными, людьми, объектами внешней среды).

Ещё одним незаменимым приёмом в развитии познавательной сферы является экспериментирование, которое даёт детям возможность не только наблюдать за теми процессами, происходящими в природе, но и пытаться их смоделировать или изучить опытным путём. В наибольшей степени этот приём актуален для старших дошкольников, т. к. требует от детей определённого уровня концентрации внимания, усидчивости и самостоятельности. Всякий опыт — это система целенаправленных действий, активный процесс деятельности и наблюдения, благодаря которой ребёнок получает ответы на поставленные вопросы. Например, для старшей группы в ДОУ может быть оборудован уголок экспериментирования, в котором могут быть приборы (весы, лупа, магнит и др., природный материал (глина, камешки, песок, вода, красители, разные виды бумаги и картона, сосуды из различных материалов и т. д.

Следующий приём – практический, помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности. Эти методы часто эффективнее дидактических игр. Например, достаточно один раз попробовать на вкус лимон, чтобы понять, что он кислый, и это будет эффективнее, чем рассматривать этот фрукт на картинках и слушать о его свойствах. Экспериментирование — лишь один из практических приёмов обучения. Другой приём, который можно отнести к этой категории, — это упражнения. Именно в результате упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения. Упражнения должны выстраиваться по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребёнка.

Из словесных приёмов обучения наиболее эффективны для познавательного развития детей беседа и развитие связной монологической речи. В обоих вариантах ребёнок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы. В ходе беседы дошкольник значительно пополняет свой багаж знаний. Ниже приведен пример упражнения, который показал себя эффективным и интересным для детей на занятиях.

Тема: «Овощи и фрукты».

Воспитатель достаёт из корзинки овощи и фрукты и начинает беседу с детьми о том, что из этого подходит для салата, а что для компота. Для повышения мотивации воспитатель просит помочь, разобраться в ситуации, от лица куклы Машеньки. Дети смотрят на овощи и фрукты, стараются их правильно называть и описать их свойства (цвет, вкус, форма, растёт на земле или на дереве) и делать предположения,для чего же они больше подходят: для компота или салата. Также ребята стараются группировать предметы по внешним признакам и самостоятельно классифицировать их как овощи или фрукты. При этом дети опираются также на свой жизненный опыт.

Источник

Автор: ОСТРАУСКАС МАРИНА ВИКТОРОВНА

 Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

– развитие любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

Читайте также:  Видео ребенку 1 месяц развитие

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

·                     когнитивныйнаправленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

·                     деятельностныйотражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование),направленной на формирование познавательной активности ребенка;

·                     эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Компоненты познавательного развития реализуются:

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ методики внедряется:

для младшей группы предлагается система упражнений на сенсорное развитие детей.

для средней группы разрабатывается система познавательных задач к каждой теме календарно-тематического планирования.

для старших групп предлагается система заданий и упражнений на анализ, синтез, исключение лишнего, группировку предметов по родовидовому признаку. Такая работа способствует формированию любознательности, познавательного интереса и познавательной активности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Читайте также:  Центр развития ребенка с года в щелково

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В качестве примеров предлагаем следующие эксперименты.

1. «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.)

2. «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода испарится из тарелки, превратится в пар. При нагревании жидкость превращается в пар.)

3. «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладём таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относитсяпроектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

·                     Исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования);

·                     Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения);

·                     Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети

·                     Информационно – практико – ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).

В последнее время в дошкольном образовании широко используетсяисследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

– ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

– предлагает возможные решения;

– проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

– делает выводы в соответствии с результатами проверки;

– применяет выводы к новым данным;

– делает обобщения.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей – наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на ФГОС, организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая – подгрупповая, совместная деятельность). Таким образом, познавательная деятельность детей в ДОУ – это такая работа, которая  выполняется как без непосредственного участия  воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

comments powered by HyperComments

Источник