Виды ассоциаций в целостном развитии ребенка
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.
Что такое ассоциативное мышление?
Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.
Возникает логичный вопрос: “Что же такое ассоциации?” Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово “зима” вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.
Откуда берет начало теория об ассоциациях?
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин “ассоциация” в науке.
Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание – различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей.
Классы, виды ассоциаций
Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:
- причинно-следственным связям: холод – болезнь, туча – дождь;
- подобию понятий: грязь – пыль, свадьба – праздник;
- близости в пространстве и времени: телевизор – пульт, кастрюля – суп;
- контрасту качеств предмета: тепло – холод, свет – темнота;
- обобщению: Ваня – ребенок, роза – цветок;
- дополнению: каша – масло;
- подчинению понятий: фрукт – слива, бобовые – фасоль;
- целому и части: организм – сердце, комната – потолок;
- соподчинению конкретному объекту: йогуртница – соковыжималка, кресло – диван.
Польза от развития ассоциативного мышления
Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.
Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Этот вид мышления дает преимущества в следующем:
- У ребенка развивается воображение.
- Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи.
- В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи.
Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.
Что такое образное мышление у ребенка?
Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка – это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк – это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.
Связь образов и ассоциаций у детей
Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное “сотрудничество” между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше – действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:
Ребенок слышит слово “прививка”, у него возникают ассоциации “боль” – “терпение” – “ограничения” – “тревога” – “боль”, а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).
Развитие ассоциативного мышления у детей
Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие “цветы”), называть, различать.
Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.
Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.
Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления
Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.
Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.
Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.
Источник
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.
Что такое ассоциативное мышление?
Название этого вида мышления говоритсамо за себя . Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях. Возникает логичный вопрос: “Что же такое ассоциации?” Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого – либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого. Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово “зима” вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства. Откуда берет начало теория об ассоциациях?
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная.
Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин “ассоциация” в науке.
Теория основывается на процессе обучения.
Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание – различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей. Классы, виды ассоциаций Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям: причинно-следственным связям: холод – болезнь, туча – дождь; подобию понятий: грязь – пыль, свадьба – праздник; близости в пространстве и времени: телевизор – пульт, кастрюля – суп; контрасту качеств предмета: тепло – холод, свет – темнота; обобщению: Ваня – ребенок, роза – цветок; дополнению: каша – масло; подчинению понятий: фрукт – слива, бобовые – фасоль; целому и части: организм – сердце, комната – потолок; соподчинению конкретному объекту: йогуртница – соковыжималка, кресло – диван.
Польза от развития ассоциативного мышления.
Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.
Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка.
Этот вид мышления дает преимущества в следующем:
У ребенка развивается воображение. Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи. Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.
Что такое образное мышление у ребенка?
Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка – это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк – это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.
Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное “сотрудничество” между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше – действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию: Ребенок слышит слово “прививка”, у него возникают ассоциации “боль” – “терпение” – “ограничения” – “тревога” – “боль”, а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).
Развитие ассоциативного мышления у детей.
Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие “цветы”), называть, различать. Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной. Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления.
Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы. Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином. Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.
1.Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей : Дошкольный и
младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С.,
Румянцева И. Б., Целищева И. И.. – СПб. : Речь, 2007 – 208 с.
2. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества : Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника : метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и
родителей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 – 128 с.
3. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? : о чем нужно помнить
психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н.
Веракса. – М. : Чистые пруды, 2007 – 32 с. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2(14)).
4. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей
5-7 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Квач. – М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 160 с. : ил. – (Здоровьесберегающая
педагогика).
Источник
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 1 Чердаклинского района
Ульяновской области
Методический доклад
«Развитие ассоциативного мышления у детей дошкольного возраста»
Разработала:
Абрамова Елена Вениаминовна,
преподаватель художественного отделения
МУ ДО ДШИ № 1 Чердаклинского района,
высшая квалификационная категория
Чердаклы
Март 2017
Развитие ассоциативного мышления у детей дошкольного возраста.
«Через красивое к человечному —
такова закономерность воспитания»
В. А. Сухомлинский
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление, которое определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. Что же такое ассоциативное мышление?
Название этого вида мышления говорит само за себя. Это процессы познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.
Возникает логичный вопрос: “Что же такое ассоциации?” Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово “зима” вызывает ассоциативную связь с холодом и замиранием природы, у другого со снежинками и заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, новогодними праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.
И даже одно задание дети выполняют по-разному – например, ассоциации со словом «весна» у детей были различными (сосульки, солнце, лужи, бабочки, цветы, птицы, почки на деревьях…)
Работы дошкольников (группа раннего эстетического развития МУ ДО ДШИ № 1 Чердаклинского района)
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является английский педагог и философ Джон Локк, он и предложил использовать термин “ассоциация” в науке. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание – различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, человек расширяет границы своих способностей.
Специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь взрослых – родителей и педагогов.
Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Ассоциативное мышление дает преимущества в следующем:
У ребенка развивается воображение.
Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи.
В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи, делает логические выводы.
Ассоциативное мышление ребенка можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие “цветы”), называть, различать.
Примеры выстраивания ассоциативных рядов.
По цвету:
Красный: яблоко, малина, солнце, помидор, земляника и т. д.
Жёлтый: песок, солнце, груша, репа, лев, золотая рыбка и т. д.
Зелёный: трава, огурец, кузнечик, листва, ёлка, лягушка и т. д.
Синий: небо, слива, виноград, вода, незабудки и т. д.
Оранжевый: апельсин, морковь, тигр и т. д.
Серый: тучи, слон, мышь, асфальт и т. д.
По форме:
Круг: яблоко, арбуз, помидор, солнце, мяч, колобок и т. д.
Овал: огурец, дыня, яйцо и др.
Треугольник: крыша дома, сарафан и др.
Квадрат (прямоугольник): дом, телевизор, кузов грузовика и др.
По окраске:
Гладкая: машина, асфальт, небо и т. д.
Неравномерная: трава, листва, вода в реке и т. д.
Полосатая: зебра, тигр, тельняшка, арбуз, рыбки, забор и т. д.
Пятнистая: леопард, рыбки, божья коровка и др.
Узорчатая: предметы быта, бабочки, птицы и др.
По темам:
Овощи: огурец, помидор, тыква, репа, свёкла, морковь и т. д.
Фрукты: яблоко, груша, апельсин, лимон, банан и т. д.
Ягоды: слива, земляника, виноград, рябина, малина, вишня и т. д.
Деревья: ёлка, берёза, дуб, яблоня, рябина и т. д.
Домашние птицы: петух, курица, гусь, цыплята, индюк и т. д.
Птицы: воробей, синица, ворона, снегирь и т. д.
Домашние животные: собака, кошка, корова, овца, лошадь, свинья и т. д.
Дикие животные: медведь, лиса, заяц, ёж, волк и т. д.
Экзотические животные: лев, тигр, жираф, верблюд, зебра и т. д.
Здания: дом, избушка, дворец и т. д.
Наземный транспорт: поезд, машина, грузовик, автобус и т. д.
Водный транспорт: пароход, парусник и т. д.
Воздушный транспорт: вертолёт, самолёт, воздушный шар, ракета и т. д.
Персонажи сказок: колобок, снеговик, Незнайка, Баба-Яга, Снегурочка, Дед-Мороз, Русалка, Волшебник и т. д.
Цветы: тюльпаны, розы, ромашки, колокольчики, мимоза и т. д.
Подводный мир: кит, рыбки, осьминог и т. д.
Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память.
Существует такой метод психологической диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисованием, работой с песком, пластилином.
Очень важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления.
Одно из любимейших занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности – рисование. Оно приобщает к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Именно при занятиях рисованием ребёнок наиболее полно развивает ассоциативное мышление. Именно здесь мы можем научить ребёнка выстраивать простейшие ассоциативные цепочки, тематические связи между предметами и понятиями.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства».
Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга.
По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Необходимо отметить, что все дети рисуют, но впоследствии рисованием занимаются немногие. Это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не целью, а средством познания мира. Рисование даёт возможность маленькому человеку свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни. А радостный и удовлетворенный ребенок растет счастливым и уравновешенным человеком.
Источник