Вид программы включающий одну или несколько направлений развития ребенка

Вид программы включающий одну или несколько направлений развития ребенка thumbnail

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

– Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

– Программа «Радуга»

– Программа «Из детства в отрочество»

– Программа «Детство»

– Программа «Истоки»

– Программа «Развитие»

– Программа «Кроха»

Парциальные программы дошкольного образования

– Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

– Программы экологического воспитания

– Программы художественно-эстетического цикла

– Программы социально-нравственного развития дошкольников

– Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.

– О современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

– эмоциональное благополучие каждого ребенка;

– интеллектуальное развитие ребенка;

– создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ – результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

Источник

Введение

Система дополнительного образования детей
возникла в Москве в 1992 году. Она явилась
преемником внеклассной и внешкольной работы,
внешкольного воспитания. Это тот базис,
на котором выстраивается система, получившая
в законодательстве название —
дополнительное образование детей. Главное
принципиальное отличие его от своего
предшественника в том, что это образование
ведется так же
, как другие типы и виды
образования, — по конкретным
образовательным программам.

Несмотря на то, что сегодня дополнительное
образование детей несет на себе отпечаток
прошлого отношения к нему, в нем можно
увидеть совершенно новые черты. Во-первых,
развернулась целая сеть учреждений
дополнительного образования и появилось
бесчисленное множество дополнительных
образовательных услуг. Во-вторых,
дополнительное образование детей приобрело
гибкость, невероятную для такой консервативной
сферы, как образование и педагогика. В-третьих,
отмечается явная тенденция к дальнейшему
интенсивному развитию и экстенсивному росту
сферы действия дополнительного образования
детей. Дополнительное образование детей как
педагогическое явление обладает целым рядом
качеств, которых нет (или они слабо выражены)
у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов
    образования как следствие свободы педагога,
    работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как
    необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения
    через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через
    содержание учебного материала.
Читайте также:  Как влияют переживания на развитие ребенка

Образовательная программа учебной группы или
детского коллектива — это документ, отражающий
педагогическую концепцию в соответствии с
заявленными целями деятельности, содержащий
условия, методы и технологию достижения целей, а
также предполагаемый конечный результат;
документ, раскрывающий структуру организации,
последовательность осуществления,
информационное, технологическое и ресурсное
обеспечение образовательного процесса в
соответствии с обоснованными целями и
содержанием образования.

Программа должна обладать такими качествами,
как:

  • актуальность (ориентация на решение наиболее
    серьезных проблем);
  • прогностичность (соответствие требованиям
    завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
  • рационалистичность (определение целей и
    способов их достижения для получения
    максимально полезного результата);
  • реалистичность (наличие четкого финансового,
    кадрового, временного обоснований);
  • контролируемость (наличие способа проверки
    полученных результатов для достижения
    определенных целей);
  • чувствительность к сбоям (свойство программы
    своевременно обнаруживать отклонения реального
    положения дел от предусмотренных ранее).
    Программы дополнительного образования детей
    должны соответствовать Закону Российской
    Федерации “Об образовании” и Типовому
    положению об образовательном учреждении
    дополнительного образования детей. Посредством
    содержания образовательных программ решаются
    следующие задачи:

1. Компенсация в основном образовании тех или
иных интересующих детей видов и направлений
деятельности. Программы должны преследовать
следующие цели:

  • развитие мотивации личности к познанию и
    творчеству как основы развития образовательных
    запросов и потребностей детей;
  • развитие индивидуальности, личной культуры,
    коммуникативных способностей ребенка, детской
    одаренности;
  • коррекция психофизического и умственного
    развития детей;
  • профилактика асоциального поведения детей и
    подростков

2. Обеспечение ребенку комфортной
эмоциональной среды — “ситуации успеха” и
развивающего общения.

3. Содействие выбору индивидуального
образовательного маршрута (траектории
продвижения по образовательным областям) и темпа
его освоения.

В программах должны соблюдаться светский и
гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
ребенка, свободного развития личности.

Содержание программ должно:

  • базироваться на достижениях общемировой
    культуры и российских культурных традициях,
    отвечать задачам становления гражданского
    общества и правового государства,
    культурно-национальным особенностям регионов;
  • учитывать уровень развития детей;
  • отражать методы оценки результатов обучения по
    той или иной программе;
  • включать концептуальные основания
    образовательного процесса, планирование с
    изложением последовательности и тематики
    материала;
  • раскрывать условия организации
    образовательного процесса, а также
    материально-техническое, информационное,
    методическое обеспечение образовательного
    процесса.

Виды программ дополнительного
образования детей

Типовая (примерная) программа — утвержденная
Министерством образования Российской Федерации
и рекомендованная Управлением дополнительного
образования в качестве примерной по конкретной
образовательной области или направлению
деятельности.

Модифицированная (или адаптированная)
программа — измененная с учетом особенностей
организации и формирования групп детей, режима и
временных параметров осуществления
деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа — ее целью
является изменение содержания,
организационно-педагогических основ и методов
обучения, предложение новых областей знания,
внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана
педагогом или коллективом педагогов, ее
содержание — это совокупность предлагаемых
средств решения проблем в образовании,
отличающихся новизной и актуальностью.

Как правило, авторские программы имеют
основной целью следующее:

  • удовлетворение постоянно изменяющихся
    потребностей и запросов детей; • создание
    возможностей для творческого развития детей;
  • приобщение детей к культурным ценностям.
    Конкретизация цели в тексте программы проходит
    через определение задач — путей достижения цели.

В зависимости от моделей (способов)
организации дополнительного образования
детей
используются различные виды образовательных
программ дополнительного образования детей.

Выделяют четыре таких модели:

Первая модель характеризуется случайным
набором кружков, секций, клубов, работа которых
не всегда сочетается друг с другом. Вся
внеклассная и внеурочная деятельность школы
полностью зависит от имеющихся кадровых и
материальных возможностей; стратегические линии
развития дополнительного образования не
прорабатывается. К сожалению, пока что это
наиболее распространенная модель. Но даже и
такой вариант дополнительного образования в
школе имеет определенный смысл, поскольку
способствует занятости детей и определению
спектра их внеурочных интересов. На данном
уровне используются, как правило, типовые,
авторские программы.

Вторая модель отличается внутренней
организованностью каждой из имеющихся в школе
структур дополнительного образования, хотя как
единая система оно еще не функционирует. Тем не
менее, в таких моделях встречаются оригинальные
формы работы, объединяющие как детей, так и детей,
и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории,
“экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в
таких школах сфера дополнительного образования
становится открытой зоной поиска в процессе
обновления содержания основного образования,
своеобразным резервом и опытной лабораторией
последнего. В результате те образовательные
области, которые вначале изучались в рамках
дополнительных образовательных программ, затем
входят в базисный учебный план школ. Здесь
возможно использование экспериментальных,
компилятивных программ
.

Читайте также:  Видео развитие ребенка в 6 месяцев что должен уметь видео

* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное
образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.

Третья модель организации дополнительного
образования строится на основе тесного
взаимодействия общеобразовательной школы с
одним или несколькими учреждениями
дополнительного образования детей или
учреждением культуры — центром детского
творчества, клубом по месту жительства,
спортивной или музыкальной школой, библиотекой,
театром, музеем и др. Такое сотрудничество
осуществляется на регулярной основе. Школа и
специализированное учреждение, как правило,
разрабатывают совместную программу
деятельности, которая во многом определяет
содержание дополнительного образования в данной
школе. При этом в практической реализации
дополнительных образовательных программ

Четвертая модель организации
дополнительного образования детей в современной
школе существует в учебно-воспитательных
комплексах (УВК). На сегодняшний день модель
является наиболее эффективной с точки зрения
интеграции основного и дополнительного
образования детей, поскольку в ней органично
сочетаются возможности обоих видов образования.
В УВК, как правило, создается солидная
инфраструктура внешкольного дополнительного
образования, на основе чего появляются условия
для удовлетворения разнообразных потребностей
ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного
соединения в единую организационную структуру
учреждений основного и дополнительного
образования. Например, в самой школе может
функционировать профильное учреждение
дополнительного образования — художественная,
музыкальная, спортивная школа, центр
технического творчества учащихся и т. п. Также в
одно целое со школой может быть объединен
многопрофильный центр детского творчества,
включающий целую сеть кружков, студий, секций,
клубов. Общеобразовательная школа может входить
и в состав еще более сложных объединений,
например: школа — учреждение дополнительного
образования — вуз.

Организация учебно-воспитательных комплексов
особенно эффективна для удаленных от центра
районов современных крупных мегаполисов, а также
для небольших городов, где УВК играют роль
культурных центров для значительной части
населения.

Продолжение статьи

Источник

Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен чётко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить, и для этого целесообразно познакомиться с критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей.

Классификация программ проводится по различным основаниям. По наиболее распространённой в дополнительном образовании детей классификации *(Одним из первых официальных изданий, предложивших данную классификацию, было Приложение к журналу «Внешкольник», выходившее под названием «Библиотека педагога-практика». Брошюра называлась: Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей. – М., 1999. – С.40-41.) образовательные программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.

Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий её соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задаёт некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчётные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведёт неудовлетворённость практической ситуацией.

Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и её разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации – в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Читайте также:  Центр развития ребенка в воронеже адреса

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдаётся сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

Эта классификация встречается практически в любом учебно-методическом пособии по дополнительному образованию детей.* (Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М., 2000. – С. 119.) Критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творческого участия педагога в процессе разработки программы – от простого воспроизведения педагогом её типового варианта, предлагаемого государственным органом управления образованием, до продукта, полностью созданного автором в соответствии с его замыслом и претендующего на оригинальность и новизну.

В соответствии с классификацией образовательных программ дополнительного образования детей по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.

Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся:

1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников, существующих при многих школах, гимназиях, а так же дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик. Пример – комплексная программа студии раннего развития дошкольников «Сорока» Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г.Челябинска, включающая: художественное творчество (лепка), хореографию и ритмику, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, коррекционно-логические задания «Родная речь», развитие элементарных математических представлений, английский для дошкольников.

2. Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной студии «Карусель» Дома детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актёрского мастерства – основному профилю обучения в студии, но и оп музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.

3. Программа творческих групп педагогов, объединённых одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержании, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям. Например, комплексная коррекционно-развивающая программа «Букет настроений», реализуемая в Доме детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга, рассчитана на младших школьников, испытывающих трудности адаптации к школьной жизни. В течение всего учебного года учитель регулярно приводит свой класс в Дом творчества, где дети под попечительством педагогов дополнительного образования включаются в интересную для них досуговую деятельность – театральную, игровую, изобразительную. Создаётся такая среда общения, которая оказывает благотворное воздействие на психику ребёнка: снимает напряжение, нейтрализует агрессивные устремления, развивает эмпатию, формируем коммуникативные навыки, помогает усваивать общепринятые нормы поведения, содействует формированию в классе благоприятного психологического климата.

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

К таким программам относятся дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами. Например, в Детской художественной школе «Трёхозёрье» при школе № 1048 г.Москвы образовательный процесс осуществляется по программе «Эстетическая экология». Происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, её экологических особенностей, истории края. Другой пример – курс «Я и мир» во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска. Эта программа берёт на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует целостность взгляда на природу, общество, место человека в них.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо вести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д. Примерами могут служить программа «Здоровье», назначение которой – в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через школьные учебные предметы и внеурочную деятельность, а так же программа «Одарённый ребёнок», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников.

Приведённые классификации образовательных программ далеко не исчерпывают их возможного разнообразия в системе дополнительного образования детей.

Источник