Ветлугина н а музыкальное развитие ребенка м 1968 читать

Ветлугина н а музыкальное развитие ребенка м 1968 читать thumbnail

(ПО Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ)*

* Ветлугииа Н.А., Кснеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в диском саду. – М: Просвещение, 1983. – С. 222   226

Продолжение таблицы

1

2

Движение в соответствии с музыкой

Звучит украинская народная мелодия, ребе нок должен, менять движения соответствен но музыке (бег и притопывание ногой).

Средняя группа

Выявление музыкальных интересов

Дети «по секрету» говорят педагогу, какую музыку им хочется послушать.

Узнавание знакомых пе сен и пьес, исполняемых педагогом

Детям раздают карточки с условным изобра жением содержания знакомых им пьес и пе сен. Узнав произведение, ребенок поднимает соответствующую карточку.

Узнавание знакомых му зыкальных произведений по вступлению, заключе нию

Педагог исполняет вступление или заключе ние знакомых детям музыкальных произве дений.

Проверка качества певче ских навыков

Коллективное исполнение знакомых песен в сопровождении фортепиано. Дети опраши ваются небольшими группами.

Проверка    правильности исполнения   простейшей попевки без сопровожде ния

Индивидуальный опрос. Педагог помогает ребенку, если он затрудняется, даст оценку исполнения.

Различение   звуков   по высоте

Используя примеры из «Музыкального бук варя», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты.

Различение ритмического рисунка пьесы

Дети передают хлопками простейший рит мический рисунок мелодии.

Передавать   движениями характер незнакомой му зыки

Дети двигаются под музыку, стараясь пере дать плясовой или маршевый ее характер.

Умение заканчивать дви жение   одновременно   с окончанием звучания му зыки

Дети движутся под марш. Педагог неожи данно перестает играть (после окончания му зыкальной фразы, предложения) и фиксиру ет, остановился ли ребенок, когда перестала звучать музыка.

Различение части в двух-

частном построении музыкального произведения

Дети движутся под незнакомую музыку, ме няя движение или направление движения со сменой частей в музыке.

Различение части в трех частном построении музыкального произведения

Выполнение детьми элементов танцев, пред ложенных педагогом.

Продолжение таблицы

1

2

Применение знакомых эле ментов танца в свободной пляске

Детям предлагают двигаться под музыку танцевального характера, используя знако мые элементы танца.

Старшая группа

Выявление интересов детей к музыкальным произведе ниям

Педагог устанавливает, какие песни, пьесы дети помнят. Дети по очереди шепотом на зываю! педагогу любимое произведение.

Различение характера, жан ра музыкальных произведе ний (марш, вальс, полька, колыбельная)

Педагог исполняет незнакомые мелодии, а дети показываю! соответствующие карточ ки с изображением детей, марширующих, танцующих или укачивающих куклу.

Узнавание знакомого музы кального произведения по вступлению или мелодии

Педагог исполняет вступление или мело дию знакомой песни (пьесы), дети называ ют ее.

Проверка качества исполне ния детьми знакомых песен

Коллективное исполнение знакомых песен (по типу «Устроим концерт»), затем испол нение несложных песен или попенок без сопровождения. Индивидуальное исполне ние знакомой песни с фортепианным со провождением.

Проверка певческого слуха, вокально-слуховой координации

Каждому ребенку дается задание на повто рение мелодии «музыкальное эхо». С этой целью педагог варьирует мелодиче ские интонации, наиболее сложные из них предлагает повторить хорошо успевающим детям.

Проверка качества детских импровизаций

Педагог дает детям задание различной сте пени трудности: а) «Спой свое имя»; б) му зыкальные вопросы и ответы («Как тебя зо вут?»).

Проверка навыков создания музыкально-игровых   обра зов звучания наиболее контрастных но тембру детских музыкальных инструментов

Педагог предлагает незнакомые произведе ния, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как марши руют солдаты, летит самолет, крадется ли са, порхают бабочки.

Проверка качества усвоения танцевальных движений и их импровизации

Исполняется двух-частная пьеса (полька). На первую часть дети бегут парами, на вто рую каждый придумывает комбинацию из знакомых танцевальных элементов. Задание выполняется коллективно.

Различение и передача ритмического рисунка мелодии попевки

Педагог исполняет пьесу на металлофоне,

барабане, бубне (из «Детского оркестра» Н.А. Ветлугиной). Дети должны назвать инструмент.

Определение на слух

Поочередное пение и исполнение на инстру менте ритмической попевки (из «Музыкального букваря А. Ветлугиной)

Подготовительная группа

Называние любимых музыкальных произведений

Педагог просит ребенка назвать любимое произведение и объяснить, почему оно нра вится

Узнавание знакомого музыкального произведе ния по отдельным фраг ментам

Педагог предлагает детям узнать исполняе мое произведение по отдельно сыгранным вступлению, заключению, второй части, яр кому фрагменту. Опрос проводится индиви дуально

Различение характера трех пьес одного жанра (пляска, полька, вальс)

Детям предлагают рассмотреть картинки с условным изображением польки, вальса и плясовой. После исполнения произведений дети выбирают соответствующую картинку. Педагог исполняет незнакомое произведе ние. Фишками разного цвета дети отмечают начало звучания каждой части

Определение трехчастной формы музыкально го произведения при ус ловии динамических и темповых изменений во второй части

Знать и называть знако мые произведения ком позиторов

П.И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского

Различение вокальной и инструментальной музыки

Звучит грамзапись. Педагог предлагает де тям определить вокальную и инструментальную музыку

Исполнение знакомых
песен

Дети по своему  выбору исполняют 2-3 пес ни

Исполнение знакомой песни в разных тональностях

Дети исполняют знакомую песню в двух раз ных тональностях по тону, данному педаго гом

1

2

Определение направления движения мелодии вверх и вниз

По звукоряду дети определяют, куда движется мелодия, вверх или вниз, и по ют звукоряд.

Определение высоких и низких звуков в пределах квинты-терции

Педагог поочередно исполняет высокие и низкие звуки в пределах квинты-терции. Кто-либо из детей определяет, какой звук высокий (низкий).

Различение точности ис полнения песни

Кто-либо из детей исполняет песню, а другой ребенок определяет качество пе ния.

Передача в движении му зыкально-игрового образа

Прослушав незнакомую музыку, дети изображают с помощью выразительных движений характер персонажа.

Оценка исполнения танца товарищами

Дети парами исполняют танец. Осталь ные дают оценку их исполнению.

Сочинение танца

Дети становятся парами и договаривают ся, какие движения будут выполнять. Наблюдающие оценивают их исполне ние.

Импровизация пляски с использованием знакомых элементов народного танца

Читайте также:  Развитие речи ребенка 7 лет упражнения

Опрос идет по парам (кто придумает больше вариантов?).

Инсценирование незнако мой песни с помощью самостоятельно подобранных движений

Педагог поет песню, ребенок импровизирует, стараясь не копировать своих това рищей.

Определение на слух зву чания детских музыкаль ных инструментов

Дети прослушивают и определяют, на каких  инструментах играли в оркестре взрослые.

Исполнение мелодии зна комых песен на детских инструментах

Детям предлагают па инструменте с диатоническим или хроматическим звукоря дом исполнить знакомую мелодию.

Знание и умение исполнять знакомые попевки

Педагог предлагает детям по желанию исполнить любимую попевку на музыкальном инструменте.

Источник

стр

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………

3

Актуальность проекта………………………………………

3

Проблема проекта………………………………………….

4

Цели проекта…………………………………………….….

5

Задачи проекта………………………………………….…..

5

Ожидаемые результаты……………………………………

6

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………

7

Подготовительный этап…………………………………….

7

Практический этап………………………………………….

8

Заключительный этап………………………………………

9

Мониторинг…………………………………………………

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

12

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………

16

Статья I.

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскуднения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию необходим поворот к жизненно важным проблемам современного общества, обеспечение нравственных ориентиров, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной художественно-творческой, музыкальной, изобразительной и интеллектуальной деятельности.

Обращение к музыке в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников – повернуться лицом к музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь, мышление, развиваются способности и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на искусство, в частности музыку, изначально несущую в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Базовая культура и фундамент всех видов мышления закладываются в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив к новому. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизирует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике, уделяется значительное внимание.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей

недостаточной их реализацией на практике

большим развивающим потенциалом музыки

ограниченным его использованием в практике работы с детьми

Выявленное противоречие способствовало выбору темы проекта – “Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию” и определению проблемы проекта:

поиск психолого-педагогических условий развития

музыкальных способностей детей младшего дошкольного

возраста на занятиях по музыкальному воспитанию.

Определить педагогические условия, способствующие эффективному развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию.

Проанализировать современное состояние проблемы развития музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Выявить особенности развития музыкальных способностей на музыкальных занятиях у представленных детей.

Разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие изучаемого процесса, выявить степень ее эффективности, выявить динамику развития музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

1 . Организация и проведение целенаправленной работы на музыкальных занятиях в детском саду способствует эффективному развитию музыкальных способностей детей.

2 . Музыкальные способности будут эффективно развиваться при построении и осуществлении программы психолого-педагогических мероприятий в форме комплекса специально разработанных занятий по развитию данных

способностей.

3. Создание музыкального

уголка способствует желанию заниматься музыкальной

деятельностью в свободное от занятий время.

4. Заинтересованность родителей повысит уровень развития музыкальных способностей детей.

Необходимо динамично развивать музыкальные способности. Основное содержание развития рассчитано на детей младшего дошкольного возраста.

Содержание данного проекта определила в 3 этапа.

I этап – Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Заключительный

Разделы плана

Мероприятия

Участники

Сроки

Мероприятия для детей

Посещение русского драмтеатра, просмотр музыкальной сказки «Три поросенка»

Цикл занятий на определение уровня развития музыкальных способностей:

– «птица-птенчик» (на выявление звуковысотного слуха);

– «помоги зверюшкам найти свою музыку» (на выявление чувства ритма);

– «страна несмеян и хохотушек» (ладовое чувство).

Использование игр-упражнений, музыкально-дидактических игр с целью заинтересовать, ознакомить с музыкальным миром:

– «Чей домик»;

– «Тихие и громкие звоночки»;

– «Кто по лесу ходит»;

– «Курица и цыплята»;

-«Кто идет?».

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

Сентябрь

Работа с родителями

Анкетирование родителей на тему: «Проблемы в развитии интереса ребенка к музыке»

Консультация «Роль музыки в развитии ребенка»

Сентябрь

Октябрь

Разделы плана

Мероприятия

Участники

Сроки

Мероприятия для детей

Цикл музыкальных занятий на развитие чувства ритма:

– «У Кати – ревушки»;

– «В гостях у Мишки и Мышки»;

– «На чем приехал гость?»;

– «Познакомимся и пропоем»;

– «Чей домик?»;

– «Бабушкины забавушки».

Использование игр-упражнений:

– «Кто поет?»;

– «Кукла шагает и бегает»;

– «У Катеньки – резвушки».

Цикл занятий на развитие ладового чувства:

– «Знакомство с балетом Щелкунчик»;

– «На лесной опушке»;

– «Светик-семицветик» (узнавание песни по фрагменту);

– «Сундучок со звуками».

Рисование музыки во время слушания аудиозаписей.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители

Воспитатель, музыкальный руководитель

Ноябрь, декабрь

Ноябрь январь

Январь

Родители

Оформление стенда «Музыкальный портрет семьи»

Круглый стол «Значение музыки в жизни ребенка»

Воспитатель, родители

Декабрь, январь

Разделы плана

Мероприятия

Участники

Сроки

Мероприятия для детей

Игра – путешествие «Путешествие в музыкальную страну»

«Музыкальный мир ребенка»

Организация концерта музыкального уголка в группе

Инсценирование русской народной сказки «Теремок» (музыкальный вариант)

Викторина «Угадай мелодию» (на знание музыкальных инструментов, узнавание фрагментов песен, исполнительство песен)

Выпуск журнала «Вот какие мы!»

Воспитатель, дети

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители

Воспитатель, дети, родители

Январь

Февраль

Март

Апрель

Работа с родителями

Собеседование по теме «Музыкальное развитие ребенка в условиях семьи»

Привлечение к участию в мероприятии, посвященному 8 марта

Оформление газеты «Наша жизнь»

Развлечение «В гостях у Петрушки» (с персонажами из сказок)

Воспитатель, родители

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители

Январь

Март

Февраль

Апрель

Читайте также:  Дисгармоничное развитие ребенка до года

Для выявления уровня развитости музыкальных способностей использовались следующие задания (Приложение 1).

Анализ результатов показал число детей со средним уровнем развития музыкальных способностей 57%, на высоком уровне лишь 17% детей (Рис.1). Следует отметить, что на низком уровне – 26%.

Рис.1. Показатели уровня развития музыкальных способностей

Дети, оказавшиеся на высоком уровне развития музыкальных способностей, точно узнавали и воспроизводили музыкальные звуки, передавали ритмический рисунок, выполняли задания без дополнительных подсказок. Эти дети открыто выражали свои эмоции, о чем свидетельствуют их мимика, реакция, телодвижения.

Дети со средним уровнем развития музыкальных способностей делали незначительные ошибки. Они нуждались в словесной помощи.

Д ети с низким уровнем с трудом справлялись с заданиями простейшего характера.

Работа по развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста оказала положительное влияние. Я разработала программу развития музыкальных способностей в процессе организации музыкальных занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Так, работа по развитию музыкальных способностей – многогранный тяжелый труд. Результаты работы свидетельствуют о том, что у детей накоплен опыт взаимодействия с музыкальным искусством, повысился интерес к занятию разными видами музыкальной деятельности. Значительно улучшились показатели музыкально-слуховых представлений, ладового чувства, чувства ритма. Ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, а также прослеживается сосредоточенное и устойчивое внимание. Кроме этого у детей появились любимые музыкальные произведения.

Для успешного развития музыкальных способностей необходима реализация следующих психолого-педагогических условий:

1. Организация и проведение целенаправленной работы по развитию музыкальных способностей в процессе музыкальных занятий в ДОУ.

2. Построение и осуществление программы психолого-педагогических мероприятий в форме комплекса специально разработанных занятий по развитию музыкальных способностей.

3. Заинтересованность родителей в развитии музыкальных способностей.

4. Организация музыкальной среды в группе через создание музыкального уголка, способствующего желанию заниматься музыкальной деятельностью в свободное от занятий время.

Т аким образом, мы можем констатировать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

1. Аляркинский Б.С. О таланте и способностях. – М.: Просвещение, 1971. – 132 с.

2. Аникин В.П. Русский народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Просвещение, 1957. – 78 с.

3. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – 156 с.

4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971. – 234 с.

5. Бабаджан Т. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1967. – 189 с.

6. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. – М., 1916. – 96 с.

7. Блинова М. Е. Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. – Л., 1962. – С. 59-63.

8. Буренина А. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка // Дошкольное воспитание -1999 – №4. – С. 29-30.

9. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983. – 276 с.

10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968. – 125 с.

11. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. – М.: Просвещение, 1958. – 78 с.

12. Ветлугина Н.А.Музыкальный букварь. – М.: Просвещение, 1981.– 256 с.

13. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Просвещение, 1965.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.

15. Гончарук А.Ю. гармоничное развитие личности ребенка – реальное дело!: Науч.- метод. пособ. для педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 296 с.

16. Готединер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: автореф. дисс. доктора психол. наук. – М., 1989.

17.Готединер А.Л. Музыкальная психология. – М.:ВЛАДОС, 1993. – 351 с.

18. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательной значение для жизни и для искусства. – СПб, 1922. – 115 с.

19. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития // Дошкольное воспитание, 2000. – №8. – С. 11.

20. Злыгестова З. Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей // Дошкольное воспитание, 1987. – №4. – С 18.

21. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Музыка, 1977. – 198 с.

22. Кабалевский Д.Б. Про три кита и много другое. – М.: Педагогика, 1969. – 231 с.

23. Кленов А.С. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985. – 346 с.

24. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: просвещение, 1982. – 47 с.

25. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 216 с.

26. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 223 с.

27. Метлов Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / [Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева]. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

28. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 84 с.

29. Мясищев В.Н., Готединер А.Л. Что есть музыкальность? // Советская музыка, 1975. – №2. – С. 28-34.

30. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Просвещение, 1972. – 217 с.

31. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятия как проблема музыкознания. Восприятие музыки. – М.: Педагогика, 1980. – 178 с.

32.Никонова Г. Как мы проводим развлечения // Дошкольное воспитание, 1987. – №2. – С.31-32.

33. Петрова В.А.Музыка – малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – 144 с.

34. Петрушин В.А. Музыкальная психологи: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

35. Петрушин В.А. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии, 1986. – № 1. – С. 22-25.

Читайте также:  Развитие личности ребенка фактория скачать

36. Путилева Л. О задатках и способностях // Дошкольное воспитание, 1994. – №4. – С. 19.

37. Платонов Н.К. Проблема способностей. – М.: Педагогика, 1972. – 168 с.

38. Радынова О.П. Баю, баюшки, баю: слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.

39. Радынова О.П. Методы и приемы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание, 1994. – №6. – С. 29.

40. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 1997.

41. Радынова О.П. Слушание музыки // Дошкольное воспитание, 1987. – №3. – С. 26.

42. Рольмузыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей: Методические рекомендации. – Минск, 1981. – 56 с.

43. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление // Дошкольное воспитание, 2002. – №8. – С. 57-61.

44. Тарасова Г.С. Психология музыкальных способностей // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. – М., 1993.

45. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. – М.: Просвещение, 1985. – Т.1.

46. Трубникова М. Учим детей играть по слуху // Дошкольное воспитание, 1993. – №9. – С. 38-39.

47. Фадеева С.А. Развитие у детей оценочного отношения к музыкальной классике. – Н-Новгород, 2005. – 96 с.

48.Фокина Т. Развитие у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости // Дошкольное воспитание, 1987. – №11. – С. 19.

49. Френкель Н. Некоторые условия развития музыкального слуха // Дошкольное воспитание, 1979. – №3. – С. 15-18.

50. Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма // Дошкольное воспитание, 1991. – №1. – С. 29-31.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Т аблица оценка уровня музыкального развития

детей младшего дошкольного возраста

Показатели

Уровни

Баллы

Методика проведения

Звуковысотный слух

Оптимальный

Ребенок отлично различает особенности музыкальных звуков

4

Экспериментатор показывает птицу и птенчика, сажает на соответствующие ветки низко и высоко, одновременно знакомит со звучанием их голосов. Ребенку предлагается послушать и сказать, чей голос звучал. Звуки предлагаются в последовательности: высокий,низкий, высокий

Высокий

Ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого

3

Показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица мама звала тебя низким голосом, а птенчик высоким. Послушай и скажи кто тебя зовет»

Средний

Ребенок различает соотношения звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность

2

Предлагается посадить птицу-маму на нижнюю ступеньку музыкальной лесенки, сыграть на ней. Проделать то же самое с птицей-птенчиком. Педагог поясняет словом, как поет птица

Низкий

Ребенок не отвечает или выполняет задание с ошибками

1

Предлагается посадить птицу-маму на нижнюю ступеньку музыкальной лесенки, сыграть на ней. Проделать то же самое с птицей-птенчиком. Педагог поясняет словом, как поет птица

Чувство ритма

Оптимальный

Ребенок отлично различает ритмические отношения в музыкальных произведениях

4

Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки, каждый из которых любит свою музыку (проигрываются на музыкальном инструменте, простукиваются игрушкой или прохлопываются), поясняется, какому гостю они соответствуют. Говорят: слушай внимательно, я буду тебе хлопать так, как звучала музыка, а ты должен определить для какой игрушки я хлопаю.

Высокий

Ребенок хорошо различает ритмические соотношения музыкальных звуков после словесной помощи

3

Ребенку еще раз дают прослушать музыкальные фрагменты и характеризуют движения игрушек под музыку. Задание повторяется словами.

Показатели

Уровни

Баллы

Методика проведения

Чувство ритма

Средний

Ребенок различает выразительные отношения музыкальных звуков после оказания

словесной и

моторной

помощи

2

Предлагается еще раз послушать музыкальные произведения и прохлопать их самому. Одновременно дается словесная характеристика музыкальным фрагментам. Задание повторяется («А теперь послушай и…»)

Низкий

Ребенок не справляется с заданием

1

Ладовое чувство

Оптимальный

Ребенок прекрасно различает ладовую окраску музыкальных произведений, охотно о ней высказывается

4

Ребенку предлагается прослушать в записи музыкальных фрагмента – русские народные песни «Во поле береза стояла», «Два гуся», «Тень, тень». Дети должны узнать песню и поднять соответствующую карточку с изображением главных музыкальных образов

Высокий

Ребенок хорошо различает ладовую окраску музыки после словесныхкомментариев

педагога,

высказывается

о музыке после

наводящих

вопросов

3

Предлагается еще раз прослушать музыкальные фрагменты, поясняют музыкальные характеристики художественных образов.

Средний

Ребенок отличает ладовую

окраску после

оказания

словесной

помощи

2

Ребенку предлагается прослушать каждое произведение, после чего проводится мини-беседа но прослушанному фрагменту.

Низкий

Ребенок не

справляется с

заданием

1

П РИЛОЖЕНИЕ 2

Программа развития музыкальных способностей

в процессеорганизации музыкальных занятий

с детьми младшего дошкольного возраста

Цели

Основное музыкальное содержание

1.

Развитие чувства

ритма

(5 занятий)

слушание музыки: «Дождик» (р.н.п.), «Петушок»;

слушание в игровой форме: «Кто это?», «На чем приехал гость?»;

пение: «Баю, баюшки, баю» (Л. Филиппенко), «Праздник» (М.Раухвсргер),«Спи, мой мишка» (Е. Тиличеева);

музыкально-двигательные упражнения: «Гопачок», «Погремушки», «Как мы умеем хлопать»;

пляски:«Пляска с платочками», «Калинка»;

музыкальные игры: «Кто ноет?», «Имена и ритмы»

2.

Развитие

ладового

чувства

(5 занятий)

слушание музыки: «Ах, вы, сени…» (р.и.м.), «Ладушки» (А. Лядов);

слушание в игровой форме: «У Катеньки-резвушки», «Плакса»;

пение:«Дождик» (р.н.п.), «Солнышко»(р.н.м. в обр. М. Иорданского), «Лошадка» (Е.Тиличеева);

музыкально-двигательные упражнения: «Погремушки и бубны» (Ан. Александров), «Ловкие ручки» (Е. Тиличеева), «Гуляем и пляшем» (М. Раухвергер):

пляски: «Певуча пляска» (р.н.м.), «Приседай» (Эстон.н.м.), «Веселей, малышки» (на мелодию р.н.п. «Эх ты, береза»);

музыкальные игры: «На чем играю?», «Кукла шагает и бегает» (Е. Тиличеева), «В лесу» (М. Александровская)

3.

Развитие музыкально- слуховых представлений

(5 занятий)

слушание музыки: «Солнышко» (М. Раухвергер), «Утро» (Э. Григ), «Мелодичный вальс» (М. Глинка);

слушание в игровой форме: «Белочка»,«Ласковая песенка»;

пение: «Сапожки» (Т. Попатенко), «Вот так хорошо» (Т.Попатенко), «Цветики» (В.Красев);

музыкально-двигательные упражнения: «Зарядка» (Е.Тиличеева), «Побегали-потопали» (Л. Бетховен), «Бубны» (Г. Фрид);

пляски: «Пляска с куклами» (Н. Граник).«Русская пляска» (р.н.. «Из под дуба»);

музыкальные игры: «Мячик» (М. Раухвергер), «А что это?» (Р. Рустамов)

Источник