Ветлугина музыкальное воспитание и развитие ребенка

      Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современиого советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства»

      Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

      Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенк а к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается обществеиными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

      Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему.

      Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми.

      Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания.

      Коммекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 ,

      Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов.

      В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей с посо бностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. .

      Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах.

      В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей.

      В учеб ник вх одят разл ичные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.

      Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующимн основные положения.

      В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составлеи на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте.

      Прекрасное пРобужДает доброе.

      Д. Б. Кабалввский

     

      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     

      ГЛАВА I

      ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

     

      § 1. Значение музыки как вида искусства

      Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

      Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

      «Какой интересный материал! … Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.

      Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

      Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

      В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л

      Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

      Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

      Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

      Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марщ, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

     

      § 2. Музьжа и всестороннее развитие личности ребенка

      Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

      Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

      Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важну ю функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

      Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои зведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

      Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение иесни, передающей душевное состояние человека.

      В торой признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-елуховой культуры, произвол ьного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж еланием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (…)

      Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

      Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальней опыт, приобрести элементарные сведения, знания, навыки: В свою очередь ребенок активно усваивает это.

      Воспитание в целом, и обучение в частности, по выражению советского психолога Л. С. Выготского, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития.

      Все положения, изложенные в этой главе, дают возможность определить задачи музыкального воспитания в детском саду, которые подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом -своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:

      1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание- услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.

      2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

      3. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкальноритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.

      4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

      5. Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

      6. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе иолученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

      7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных, образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формируются самостоятельность, инициатива и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

      Задачи музыкального воспитания детей относятся ко всему дошкольному возрасту. На каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.

     

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

      1. Охарактеризуйте особенности музыки как искусства.

      2. Какова роль музыки в эстетическом развитии ребенка, в формировании его нравственного облика, умственных способностей и физического здоровья?

      3. Перечислите основные признаки музыкальности ребенка.

      4. В чем проявляются возрастные особенности музыкального развития детей?

      5. Какова взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития?

      6. Назовите за дачи м узыкального воспитания и докаж ите, что их решени е обеспечивает всестороннее и гармоническое музыкально-эстетическое развитие ребенка.

      7. Назовите яро изведения, в которых ярко выражены определенные мысли, идеи, чувства.

      8. ПриведИте примеры народных песен, повествующих об исторических событиях.

      9. Назовите любимое произведение и скажите, почему оно вам нравится.

      10. Понаблюдайте за музыкальными проявлениями ребенка, охарактеризуйте их.

      11. Вспомните и назовите любое музыкальное произведение, которое вы слушали. Опи шите, какие чувства вы звало у вас восприятие данного произведения.

      12. Какие песни для детей вы знаете? Исполните одну из них.

      13. Напойте мелодию одной из знаком ых вам песен. Определите ее характер, расскажите о том, какие чувства выражены в данной песне.

      14. Считаете ли вы, что знакомство с музыкальным искусством необходимо каждому современному человеку? Если да, объясните, почему.

      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

Источник

Çàäà÷è è ñîäåðæàíèå ïðîãðàììû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Ðàçðàáîòêà Í.À. Âåòëóãèíîé ñèñòåìû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ïðèìåíÿåìîé â äåòñêèõ ñàäàõ. Âèäû è ôîðìû îðãàíèçàöèè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Ìóçûêàëüíûé áóêâàðü.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Çàäà÷è è ñîäåðæàíèå ïðîãðàììû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ

Âèäû è ôîðìû îðãàíèçàöèè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé

Ìóçûêàëüíûé áóêâàðü

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Ðàçëè÷íûå âèäû èñêóññòâà îáëàäàþò ñïåöèôè÷åñêèìè ñðåäñòâàìè âîçäåéñòâèÿíà ÷åëîâåêà. Ìóçûêà æå èìååò âîçìîæíîñòü âîçäåéñòâîâàòü íà ðåáåíêà íà ñàìûõðàííèõ ýòàïàõ. Äîêàçàíî, ÷òî äàæå âíóòðèóòðîáíûé ïåðèîä ÷ðåçâû÷àéíî âàæåí äëÿ ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà: ìóçûêà, êîòîðóþ ñëóøàåò áóäóùàÿ ìàòü, îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ñàìî÷óâñòâèå ðåáåíêà.

Ìóçûêà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç áîãàòåéøèõ è äåéñòâåííûõ ñðåäñòâ ýñòåòè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, îíà îáëàäàåò áîëüøîé ñèëîé ýìîöèîíàëüíîãî âîçäåéñòâèÿ, âîñïèòûâàåò ÷óâñòâà ÷åëîâåêà, ôîðìèðóåò âêóñû.

Ñîâðåìåííûå íàó÷íûå èññëåäîâàíèÿ ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî ðàçâèòèå ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, ôîðìèðîâàíèå îñíîâ ìóçûêàëüíîé êóëüòóðû – ò.å. ìóçûêàëüíîå âîñïèòàíèå íóæíî íà÷èíàòü â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Îòñóòñòâèå ïîëíîöåííûõ ìóçûêàëüíûõ âïå÷àòëåíèé â äåòñòâå ñ òðóäîì âîñïîëíèìî âïîñëåäñòâèè. ×òîáû ïîëþáèòü ìóçûêó, ðåáåíîê äîëæåí èìåòü îïûò âîñïðèÿòèÿ ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé ðàçíûõ ýïîõ è ñòèëåé, ïðèâûêíóòü ê åå èíòîíàöèÿì, ñîïåðåæèâàòü íàñòðîåíèÿ.

Ìóçûêàëüíîå ðàçâèòèå îêàçûâàåò íè÷åì íå çàìåíèìîå âîçäåéñòâèå íà îáùåå ðàçâèòèå: ôîðìèðóåòñÿ ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà, ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ìûøëåíèå, âîñïèòûâàåòñÿ ÷óòêîñòü ê êðàñîòå â èñêóññòâå è æèçíè. «Òîëüêî ðàçâèâàÿ ýìîöèè, èíòåðåñû, âêóñû ðåáåíêà, ìîæíî ïðèîáùèòü åãî ê ìóçûêàëüíîé êóëüòóðå, çàëîæèòü åå îñíîâû. Äîøêîëüíûé âîçðàñò ÷ðåçâû÷àéíî âàæåí äëÿ äàëüíåéøåãî îâëàäåíèÿ ìóçûêàëüíîé êóëüòóðîé. Åñëè â ïðîöåññå ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè áóäåò ñôîðìèðîâàíî ìóçûêàëüíî-ýñòåòè÷åñêîå ñîçíàíèå, ýòî íå ïðîéäåò áåññëåäíî äëÿ ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, åãî îáùåãî äóõîâíîãî ñòàíîâëåíèÿ» (4).

Çàäà÷è è ñîäåðæàíèå ïðîãðàììû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ

Í.À Âåòëóãèíà ðàçðàáîòàëà ñèñòåìó ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, êîòîðóþ àêòèâíî ïðèìåíÿþò â äåòñêèõ ñàäàõ.

Öåëüþ ïðîãðàììû ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ó ðåáåíêà îáùåé ìóçûêàëüíîñòè. Ìóçûêàëüíîñòü – ýòî óñâîåííûé ìóçûêàëüíûé îïûò, ñïîñîáû óñâîåíèÿ îïûòà, à òàêæå ñïîñîáíîñòè, âûñòóïàþùèå êàê ðåçóëüòàòà óñâîåíèÿ äåòüìè îáîáùåííûõ ñïîñîáîâ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ìóçûêàëüíîñòü ó äåòåé – ýòî êîìïëåêñ ñïîñîáíîñòåé, ñîäåéñòâóþùèõ óñïåøíîìó ïðîÿâëåíèþ àêòèâíîé ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè â äîñòóïíûõ ôîðìàõ. Èíòåðåñ ê ìóçûêå è äîñòàòî÷íî ðàçâèòûé ìóçûêàëüíûé ñëóõ, ãîâîðÿò î ìóçûêàëüíîñòè ðåáåíêà. . Ìóçûêàëüíîñòü ôîðìèðóåòñÿ ÷åðåç ìóçûêàëüíóþ äåÿòåëüíîñòü äåòåé. Ñóùåñòâóþò ñïîñîáíîñòè, íàëè÷èå êîòîðûõ íåîáõîäèìî ðåáåíêó äëÿ âûïîëíåíèÿ êîíêðåòíîé äåÿòåëüíîñòè – ñëóøàíèÿ, èñïîëíåíèÿ, òâîð÷åñòâà. Òàêèìè ñïîñîáíîñòÿìè ÿâëÿþòñÿ:

1)ñïîñîáíîñòü öåëîñòíîãî âîñïðèÿòèÿ ìóçûêè (âíèìàòåëüíîå ñëóøàíèå è ñîïåðåæèâàíèå õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà â åãî ðàçâèòèè) è äèôôåðåíöèðîâàííîãî (ðàçëè÷åíèå ñðåäñòâ ìóçûêàëüíîé âûðàçèòåëüíîñòè);

2)èñïîëíèòåëüñêèå ñïîñîáíîñòè (÷èñòîòà ïåâ÷åñêèõ èíòîíàöèé; ñîãëàñîâàííîñòü äâèæåíèé ïðè èãðå íà äåòñêèõ èíñòðóìåíòàõ);

3)ñïîñîáíîñòè, ïðîÿâëÿþùèåñÿ â òâîð÷åñêîì âîîáðàæåíèè ïðè âîñïðèÿòèè ìóçûêè, â ïåñåííûõ, ìóçûêàëüíî èãðîâûõ òàíöåâàëüíûõ èìïðîâèçàöèÿõ.

Âåòëóãèíà âûäåëèëà îñíîâíûå óìåíèÿ è íàâûêè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè:

1. Öåëîñòíîå è äèôôåðåíöèðîâàííîå âîñïðèÿòèå òîãî èëè èíîãî ïðîèçâåäåíèÿ, îðèåíòèðîâêà â íåì. Öåëîñòíîå âîñïðèÿòèå ïðåäïîëàãàåò ïðàâèëüíóþ ýìîöèîíàëüíóþ ðåàêöèþ íà îáùèé íàñòðîé ïåñíè èëè ïüåñû. Ðåáåíîê ñëåäèò çà ðàçâèòèåì õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà, âûðàæåííîãî êîìïëåêñîì ìóçûêàëüíûõ ñðåäñòâ â îïðåäåëåííîé ôîðìå. Íåîäíîêðàòíîå ïðîñëóøèâàíèå ïîçâîëÿåò âîñïðèíèìàòü ìåëîäèþ äèôôåðåíöèðîâàííî, óëàâëèâàòü êîëè÷åñòâî åå õàðàêòåðíûõ ÷åðò. Ýòè óìåíèÿ ïîìîãàþò óëó÷øàòü êà÷åñòâî ñîáñòâåííîãî èñïîëíåíèÿ.

2. Ñîïåðåæèâàíèå ÷óâñòâ, íàñòðîåíèé, âûðàæåííûõ â ìóçûêå. Îíî íåîáõîäèìî äëÿ âûðàçèòåëüíîé èñïîëíèòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè.

3. Õóäîæåñòâåííîå èñïîëíèòåëüñòâî. Äåòÿì äîñòóïíî óìåíèå ïðîÿâèòü ñâîå îòíîøåíèå ê èñïîëíÿåìîìó ïðîèçâåäåíèþ; íåïðèíóæäåííîñòü, åñòåñòâåííîñòü äåéñòâèé âî âñåõ âèäàõ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè; îòíîñèòåëüíàÿ òî÷íîñòü ïåâ÷åñêèõ è ìóçûêàëüíî – ðèòìè÷åñêèõ íàâûêîâ.

4. Òâîð÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ äåòåé. Ñîçäàíèå íîâûõ îáðàçîâ è äåéñòâèé.

5. Ñàìîñòîÿòåëüíûå äåéñòâèÿ. Óìåíèÿ äåéñòâîâàòü áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè.

Íàçâàííûå óìåíèÿ è íàâûêè ñïîñîáñòâóþò ðåàëèçàöèè îñíîâíûõ çàäà÷ ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ:

1. Âîñïèòûâàòü óñòîé÷èâûé èíòåðåñ è ëþáîâü ê ìóçûêå, çàêëàäûâàòü îñíîâû ìóçûêàëüíîãî âêóñà, ðàçâèâàòü ñòðåìëåíèå ñîâìåñòíî èñïîëíÿòü ïåñíè, ïëÿñêè, ðàçâèâàòü íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà, ýìîöèîíàëüíóþ îòçûâ÷èâîñòü, ìóçûêàëüíûå ñïîñîáíîñòè è ïàìÿòü.

2. Ðàçâèâàòü ñïîñîáíîñòü âîñïðèÿòèÿ è èñïîëíèòåëüñòâà: öåëîñòíîå è äèôôåðåíöèðîâàííîå âîñïðèÿòèå, ïåâ÷åñêèé ãîëîñ, ñëóõîâîé ñàìîêîíòðîëü, âûðàçèòåëüíîñòü ïåíèÿ, îáðàçíîñòü è ðèòìè÷íîñòü äâèæåíèé, óìåíèå èãðàòü â àíñàìáëå íà ðàçëè÷íûõ èíñòðóìåíòàõ.

3. Çíàêîìèòü ñ ïðîñòåéøèìè ñâåäåíèÿìè î õàðàêòåðå ìóçûêè, åå ðàçâèòèè, èçìåíåíèè, î ñõîäíûõ è êîíòðàñòíûõ ïîñòðîåíèÿõ, âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ, î íàëè÷èè âûñîêèõ – íèçêèõ, äîëãèõ – êîðîòêèõ çâóêîâ.

4. Ðàçâèâàòü òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé, ïðèîáùàÿ èõ ê ïåñåííûì èìïðîâèçàöèÿì, èíñöåíèðîâàíèþ èãðîâûõ ïåñåí.

Íàçâàííûå âûøå çàäà÷è êîíêðåòèçèðóþòñÿ â ôîðìå îïðåäåëåííûõ âèäîâ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.(2,3)

Âèäû è ôîðìû îðãàíèçàöèè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé.

Ïåðâûì è âåäóùèì âèäîì â äåòñêîé ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ ñëóøàíèå – âîñïðèÿòèå. Ñëóøàíèå ñêëàäûâàåòñÿ èç ñëåäóþùèõ äåéñòâèé:

-ñëóøàíèÿ ïðîèçâåäåíèé;

-ñëóøàíèÿ â ïðîöåññå ðàçó÷èâàíèÿ ïåñåí, õîðîâîäîâ, òàíöåâ.

-ñëóøàíèÿ ñ öåëüþ îïðåäåëåíèÿ ñâîéñòâ çâóêà â äèäàêòè÷åñêèõ èãðàõ.

Âòîðûì âèäîì ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ äåòñêîå èñïîëíèòåëüñòâî. Ïåíèå ÿâëÿåòñÿ ìàññîâûì è äîñòóïíûì âèäîì èñïîëíèòåëüñòâà. Ïåñíÿ – öåííîå ñðåäñòâî íðàâñòâåííî- ýñòåòè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ áëàãîäàðÿ åäèíñòâó ìóçûêàëüíîãî è ëèòåðàòóðíîãî òåêñòà. Åùå îäíèì âèäîì ÿâëÿåòñÿ ðèòìèêà. Ìóçûêàëüíî – ðèòìè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü óñëîâíî äåëèòüñÿ íà äâå ãðóïïû: âîñïðèÿòèå ìóçûêè è âîñïðîèçâåäåíèå åå âûðàçèòåëüíûõ ñâîéñòâ è äâèæåíèé. Ïåðâàÿ ãðóïïà äåéñòâèé ñâÿçàíà ñ öåëîñòíûì âîñïðèÿòèåì ìóçûêè, êîòîðîå ïîñòåïåííî äèôôåðåíöèðóåòñÿ, ñòàíîâèòüñÿ áîëåå òî÷íûì. Ðåáåíîê âûäåëÿåò îòäåëüíûå íàèáîëåå ÿðêèå ñðåäñòâà – ðåãèñòðû, äèíàìè÷åñêèå, òåìïîâûå íþàíñû, ìåòðè÷åñêóþ ïóëüñàöèþ, ñòðóêòóðó ïðîèçâåäåíèÿ è ò.ä. Âòîðàÿ ãðóïïà äåéñòâèé íàïðàâëåíà íà îñâîåíèå äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ â ïðîöåññå ìóçûêàëüíûõ èãð, õîðîâîäîâ, òàíöåâ. Ïðè ýòîì èñïîëüçóþòñÿ ðàçëè÷íûå äâèæåíèÿ: èç îáëàñòè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, òàíöà. Âñå ìóçûêàëüíî – ðèòìè÷åñêèå äâèæåíèÿ âûïîëíÿþò îáùóþ çàäà÷ó – äîáèòüñÿ ñëèòíîñòè õàðàêòåðà äâèæåíèÿ è ìóçûêè. Ìóçûêàëüíûå èãðû – âåäóùàÿ ôîðìà îðãàíèçàöèè ðèòìè÷åñêèõ äâèæåíèé.  îñíîâå èãðû ÷àùå âñåãî ìóçûêà, êîòîðàÿ ïîäñêàçûâàåò õîä äåéñòâèé ñþæåòíîé èãðû, ìóçûêàëüíóþ õàðàêòåðèñòèêó ïåðñîíàæåé. Õîðîâîäû ÷àùå âñåãî ïðîõîäÿò ïîä íàðîäíûå ïåñíè. Òàíöû ïîñòðîåíû íà çàôèêñèðîâàííûõ äâèæåíèÿõ â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè è ïîñòðîåíèè (ïàðû, êðóã)- ñîñòîÿò èç çíàêîìûõ ýëåìåíòîâ äâèæåíèé, êîòîðûå ïîâòîðÿþòñÿ íà ïðèïåâ.

Èãðà íà äåòñêèõ ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ. Ñíà÷àëà äåòåé çíàêîìÿò ñ ðàçëè÷íûìè èíñòðóìåíòàìè , íàçûâàþò èõ, îáðàùàþò âíèìàíèå äåòåé íà òåìáðîâóþ îêðàñêó, îáúÿñíÿþò ðàñïîëîæåíèå âûñîêèõ è íèçêèõ çâóêîâ, ïîêàçûâàþò ïðèåìû èãðû. Ïîñòåïåííî â ñàìîñòîÿòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòè îñâàèâàþò ïðèåìû èãðû. Äîøêîëüíèêàì äîñòóïíû òàêèå èñïîëíèòåëüñêèå êà÷åñòâà êàê: âûðàçèòåëüíîñòü âîñïðîèçâåäåíèÿ, óìåíèå ïðîÿâèòü ñâîå îòíîøåíèå ê èñïîëíÿåìîìó ïðîèçâåäåíèþ; íåïðèíóæäåííîñòü, åñòåñòâåííîñòü äåéñòâèé âî âñåõ âèäàõ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè; îòíîñèòåëüíàÿ òî÷íîñòü ïåâ÷åñêèõ è ìóçûêàëüíî – ðèòìè÷åñêèõ íàâûêîâ.

Òðåòèé âèä äåÿòåëüíîñòè – äåòñêîå ìóçûêàëüíîå òâîð÷åñòâî.  ïåíèè ýòî èìïðîâèçàöèÿ ïðîñòåéøèõ ìîòèâîâ, ïðèäóìûâàíèå ñâîèõ ìåëîäèé íà çàäàííûé òåêñò. Òàíöåâàëüíîå òâîð÷åñòâî ïðîÿâëÿåòñÿ â óìåíèè êîìáèíèðîâàòü çíàêîìûå ýëåìåíòû òàíöà, ñîçäàâàòü ñîáñòâåííûå äâèæåíèÿ, ïðèäóìàòü ïðîñòîé òàíåö.

×åòâåðòûì âèäîì ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå ýëåìåíòàðíûõ ñâåäåíèé î ìóçûêå. Ýòîò âèä äåÿòåëüíîñòè íå âêëþ÷åí â ïðîãðàììó äåòñêîãî ñàäà. Ñþäà âêëþ÷åíû ñâåäåíèÿ, êàê îáùåãî, òàê è ñïåöèàëüíîãî õàðàêòåðà.

Ïåðâàÿ ãðóïïà ñâåäåíèé äàåò ïîíÿòü äåòÿì, ÷òî ìóçûêà âñåãäà îòðàæàåò îïðåäåëåííûå ÷óâñòâà, ìûñëè, îíà êàê áû ïîâåñòâóåò î ÷åì – òî è ïîýòîìó òàê ðàçëè÷íà ïî ñâîåìó õàðàêòåðó, íàñòðîåíèþ. Äåòÿì ñîîáùàåòñÿ, ÷òî ìóçûêó ñîçäàþò êîìïîçèòîðû, íàðîä.

Âòîðàÿ ãðóïïà ñâåäåíèé ñâÿçàíà ñ ðàçëè÷íûìè âèäàìè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

Âåòëóãèíà Í.À âûäåëèëà 3 ôîðìû çàíÿòèé:

Ôðîíòàëüíûå çàíÿòèÿ ñî âñåé ãðóïïîé äåòåé. Îíî ïðåäóñìàòðèâàåò ñëåäóþùóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåòñêîé ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè: â íà÷àëå çàíÿòèÿ ìóçûêàëüíî – ðèòìè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, âñëåä çà íèìè ñëóøàíèå ìóçûêè, çàòåì ïåíèå è ïîñëå ýòîãî ìóçûêàëüíàÿ èãðà èëè òàíåö.

Ïîñòðîåíèå çàíÿòèÿ äîëæíî îòâå÷àòü ñëåäóþùèì òðåáîâàíèÿì:

1) Ó÷èòûâàòü óìñòâåííóþ, ôèçè÷åñêóþ è ýìîöèîíàëüíóþ íàãðóçêè äåòåé;

2) Óñòàíàâëèâàòü ïðååìñòâåííîñòü ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé â ïðîöåññå ïðèîáðåòåíèÿ íàâûêîâ, çíàíèé, óñâîåíèÿ ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé;

3) Îáåñïå÷èâàòü ñâÿçü è ïîñëåäîâàòåëüíîñòü âèäîâ äåÿòåëüíîñòè è ðàçó÷èâàåìîãî ìàòåðèàëà;

4) Áûòü âàðèàòèâíûìè è ñîîòâåòñòâîâàòü âîçðàñòíûì âîçìîæíîñòÿì äåòåé, ó÷åáíûì çàäàíèÿì.

Èíäèâèäóàëüíûå ìóçûêàëüíûå çàíÿòèÿ ñ äåòüìè ñòðîÿòñÿ íà îñíîâå òùàòåëüíîãî èçó÷åíèÿ ïåäàãîãîì âîçðàñòíûõ è òèïîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé äåòåé, àíàëèçà èõ ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè â êîëëåêòèâå, ó÷åòà óðîâíÿ èõ ôèçè÷åñêîãî, óìñòâåííîãî è ýñòåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ýìîöèîíàëüíîãî æèçíåííîãî òîíóñà. Ïåäàãîã – ìóçûêàíò ó÷èòûâàåò îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà è ñîçäàåò åìó óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ, îêàçûâàåò èíäèâèäóàëüíóþ ïîìîùü, îáó÷àåò è âîñïèòûâàåò ðåáåíêà.

Ìóçûêàëüíûå çàíÿòèÿ ñ íåáîëüøèìè ãðóïïàìè ïðîâîäÿòñÿ ñ äåòüìè, ó êîòîðûõ íåäîñòàòî÷íî ðàçâèòû ìóçûêàëüíî ñëóõîâûå ïðåäñòàâëåíèÿ, ìóçûêàëüíî – ðèòìè÷åñêîå ÷óâñòâî, ñ çàñòåí÷èâûìè äåòüìè, êîòîðûå ìîãóò ïðîÿâëÿòü ñåáÿ òâîð÷åñêè, íî áîÿòñÿ êîëëåêòèâà.(3)

Íà íèõ ðåøàþòñÿ çàäà÷è ìóçûêàëüíî – ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, îáó÷åíèÿ ðàçëè÷íûì ñïîñîáàì âûïîëíåíèÿ ìóçûêàëüíûõ çàäàíèé ïî ïåíèþ, òâîð÷åñêèå ìóçûêàëüíûå çàäà÷è.

Ïî êàæäîé âîçðàñòíîé ãðóïïå èìååòñÿ êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîôèçè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé äåòåé è îïðåäåëåíû çàäà÷è íðàâñòâåííîãî, óìñòâåííîãî è ýñòåòè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îáùèìè òðåáîâàíèåì ïî âñåì âîçðàñòíûì ñòóïåíÿì ÿâëÿåòñÿ âîñïèòàíèå ëþáâè, èíòåðåñà ê ìóçûêå, ýìîöèîíàëüíîé îòçûâ÷èâîñòè, à òàê æå ðàçâèòèå ìóçûêàëüíûõ è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Çàäà÷è, ïîñëåäîâàòåëüíî óñëîæíÿþòñÿ, ò.å. èñïîëüçóåòñÿ êîíöåíòðè÷åñêèé ñïîñîá ïîñòðîåíèÿ ïðîãðàììû.

Âåòëóãèíà Í.À îòìåòèëà ÷åðòû, õàðàêòåðèçóþùèå ïðîèçâåäåíèÿ, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ äåòåé. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî, ÷òîáû ïðîèçâåäåíèÿ:

-îòáèðàëèñü èç òðåõ èñòî÷íèêîâ: íàðîäíîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà, êëàññèêè è ñîâðåìåííîé ìóçûêè;

– áûëè ïðîíèêíóòû ãóìàíèçìîì;

– îòëè÷àëèñü ïðîíèêíîâåíèåì â ìèð ÷óâñòâ äåòåé, îòðàæàëè èõ èíòåðåñû, áûëè îáðàçíûìè;

– áûëè ÿðêèìè çàïîìèíàþùèìèñÿ, îïèðàëèñü íà èíòîíàöèîííî – ëàäîâûé ñòðîé ìóçûêè;

– õóäîæåñòâåííûé óðîâåíü äîëæåí îòâå÷àòü òðåáîâàíèÿì áîëüøîãî èñêóññòâà.

Ñîâåòîâàëà èñïîëüçîâàòü íàðîäíîå òâîð÷åñòâî, åãî ôîðòåïèàííóþ îáðàáîòêó è ïðîèçâåäåíèÿ êîìïîçèòîðîâ, íàïèñàííûå íà íàöèîíàëüíîé îñíîâå. Êëàññè÷åñêàÿ ìóçûêà òàê æå ïðåäñòàâëåíà â ðåïåðòóàðå ïðîãðàììû. Èçâåñòíî, ÷òî êîìïîçèòîðû – êëàññèêè ïðîÿâèëè áîëüøîé èíòåðåñ ê ñîçäàíèþ ïðîèçâåäåíèé äëÿ äåòåé: ×àéêîâñêèé È.Ï. «Äåòñêèé àëüáîì», Øóìàí Ð. «Äåòñêèå ñöåíû», Ìóñîðãñêèé Ì.Ï. «Êàðòèíêè ñ âûñòàâêè» è ò.ä. . Äëÿ çàíÿòèé ðèòìèêîé èñïîëüçóåòñÿ, â îñíîâíîì íàðîäíàÿ ìóçûêà è ìóçûêà, íàïèñàííàÿ äëÿ äåòåé ñîâåòñêèìè êîìïîçèòîðàìè.(2)

Äëÿ èñïîëíåíèÿ îðêåñòðîì Í.À.Âåòëóãèíà ðåêîìåíäóåò èñïîëüçîâàòü ïðîèçâåäåíèÿ, âûó÷åííûå ðàíåå èç ïðîãðàììû ïî ïåíèþ, ñëóøàíèþ èëè ðèòìèêå.

Äëÿ áîëåå ïîëíîãî âîñïðèÿòèÿ ïðîèçâåäåíèÿ äåòüìè àâòîð ðåêîìåíäóåò èñïîëüçîâàòü íàãëÿäíîñòü. åñëè ðå÷ü èäåò î ëèòåðàòóðíîì ïðîèçâåäåíèè( ñòèõè, öèòàòà èç òåêñòà ïåñíè) èëè î ôðàãìåíòàõ èç ñàìîãî ìóçûêàëüíîãî ïðîèçâåäåíèÿ, òî ìîæíî ãîâîðèòü î ñëóõîâîé íàãëÿäíîñòè , èáî îíà îáðàùåíà ê ñëóõó ðåáåíêà. Ïðè ýòîì æåëàòåëüíî èñïîëüçîâàòü òåõíè÷åñêèå ñðåäñòâà, ïëàñòèíêè, ìàãíèòîôîííûå çàïèñè. Äëÿ çðèòåëüíîé íàãëÿäíîñòè ìîãóò áûòü ïðèìåíåíû ðàçëè÷íûå íàãëÿäíûå ïîñîáèÿ – ëèòåðàòóðíûé òåêñò, óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ, êàðòî÷êè, ñîîòâåòñòâóþùèå õàðàêòåðó ïüåñû, äâèæåíèþ ìåëîäèè.

Ðåêîìåíäóåòñÿ îäíî ïðîèçâåäåíèå ñëóøàòü íåñêîëüêî çàíÿòèé ïîäðÿä, ñ êàæäûì ïðîñëóøèâàíèåì àêöåíòèðóÿ âíèìàíèå íà ôîðìå ïðîèçâåäåíèÿ, ñðåäñòâàõ âûðàçèòåëüíîñòè, ðèòìå è ò.ä.

 ðàçäåëå ïåíèå íà ìóçûêàëüíûõ çàíÿòèÿõ àêöåíòèðóåòñÿ âíèìàíèå íà èñïîëüçîâàíèè ïîïåâîê – óïðàæíåíèé, ìíîãîêðàòíîå ïîâòîðåíèå êîòîðûõ ðàçâèâàåò ïðàâèëüíîñòü è ÷èñòîòó èíòîíèðîâàíèÿ. Í.À.Âåòëóãèíà ñ÷èòàåò, ÷òî äëÿ ïîëíîöåííîãî âîñïðèÿòèÿ ìóçûêè íåîáõîäèìî îáó÷àòü äîøêîëüíèêîâ ïåíèþ ïî íîòàì. Ìåòîäèêà îáó÷åíèÿ ïåíèþ ïî íîòàì èçëîæåíà â «Ìóçûêàëüíîì áóêâàðå».(4)

«Ìóçûêàëüíûé áóêâàðü»

Çàäà÷à «Ìóçûêàëüíîãî áóêâàðÿ»- çàèíòåðåñîâàòü äåòåé ìóçûêîé, ðàçâèòü èõ ìóçûêàëüíûé ñëóõ. Ïîäãîòîâèòü ê ïåíèþ ïî íîòàì.

Ïðåæäå âñåãî, íóæíî, ÷òîáû ðåáåíîê íàó÷èëñÿ ñëóøàòü ìóçûêó, è ïîëþáèë åå.

Êíèãà ñîñòîèò èç ÷åòûðåõ ðàçäåëîâ. Ïåðâûé ðàçäåë – äîíîòíûé. Îí ñîäåðæèò çàäàíèÿ è óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðàçëè÷åíèå ðåáåíêîì âûñîêèõ è íèçêèõ, äîëãèõ è êîðîòêèõ çâóêîâ, äâèæåíèå ìåëîäèè ââåðõ è âíèç. Âñå ýòî ðåáåíîê óñâàèâàåò íà ñëóõ. Ïîìåùåííûå çäåñü êàðòèíêè äàþò íàãëÿäíî- çðèòåëüíîå ïðåäñòàâëåíèå.

Âòîðîéðàçäåë- áóêâàðü. Äåòè çíàêîìÿòñÿ ñ íàïèñàíèåì è ðàñïîëîæåíèåì íîò è ïðèó÷àþòñÿ ïåòü ïî íîòàì. Îíè ïîëó÷àþò ñàìûå ïðîñòåéøèå ñâåäåíèÿ; óçíàþò íåñêîëüêî íîò, çíàêîìÿòñÿ ñ âîñüìûìè è ÷åòâåðòûìè äëèòåëüíîñòÿìè. Ê êàæäîìó çàäàíèþ íóæíî âîçâðàùàòüñÿ íåñêîëüêî ðàç, òîëüêî òîãäà óñâîåíèå íîâîãî ìàòåðèàëà áóäåò ïðî÷íûì è óñòîé÷èâûì.

 òðåòüåì ðàçäåëå – ïîìåùåíû ïðîñòåéøèå ïåñíè. Èõ äåòè ïîþò óæå ïî íîòàì. Ðàçó÷èâàÿ ïåñíþ, ðåáåíîê ñíà÷àëà íàçûâàåò íîòû, äëèòåëüíîñòè. Çàòåì âçðîñëûé äàåò ïåðâûé òîí. Äåòè èñïîëíÿþò ïåñíè ñíà÷àëà ïî íîòàì, à çàòåì ñî ñëîâàìè. Âñå óïðàæíåíèÿ â áóêâàðå äàíû íà çâóêàõ ÔÀ ïåðâîé îêòàâû – ÄÎ âòîðîé îêòàâû.

×åòâåðòûé ðàçäåë– (ïðèëîæåíèå)- «Íîòíîå ëîòî».  ýòîì ðàçäåëå äàíû èãðû, êîòîðûå ïîìîãóò ðåáåíêó â èíòåðåñíîé äëÿ íåãî ôîðìå îñâîèòü âñå òî, ÷òî îí óæå âûó÷èë ïî êíèãå.

Êíèãà íàïèñàíà äëÿ äåòåé è ðîäèòåëåé. Êàæäàÿ ëåâàÿ ñòðàíèöà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ âçðîñëîãî, êàæäàÿ ïðàâàÿ – äëÿ ðåáåíêà. Çàíÿòèÿ äîëæíû áûòü ñèñòåìàòè÷íû, è ïî âðåìåíè íå ïðåâûøàòü 15 ìèíóò.

 äåòñêîì ñàäó ïåäàãîãè ðàáîòàþò íà ðàçäåëîì êíèãè, êîòîðûé íàçâàí «Ìû ïîåì».

Ïåðâîé çàäà÷åé ÿâëÿåòñÿ – íàó÷èòü äåòåé îòëè÷àòü è ïðîïåâàòü 2-3 ðàçëè÷íûõ ïî âûñîòå çâóêà.

Âòîðàÿ çàäà÷à – ðàçâèâàòü ó äåòåé ñïîñîáíîñòü ðàçëè÷àòü è ïðîïåâàòü ñîñåäíèå çâóêè, èäóùèå ââåðõ è âíèç. Äåòè çíàêîìÿòñÿ ñî çâóêîðÿäîì.

Òðåòüÿ çàäà÷à – ïîñòåïåííîå îçíàêîìëåíèå ñ ðàçëè÷èåì çâóêîâ ïî äëèòåëüíîñòè. Ïîíÿòèå î äëèòåëüíîñòè äàåòñÿ â ñàìîé ïðîñòîé ôîðìå, ïî àíàëîãèè ñ ðàçëè÷íûìè ÿâëåíèÿìè.(1)

Çàêëþ÷åíèå

Òàêèì îáðàçîì, ìû ðàññìîòðåëè ñèñòåìó ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ, ïðåäëîæåííóþ Âåòëóãèíîé Í.À., è ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî çàíèìàÿñü ìóçûêàëüíûì âîñïèòàíèåì, âàæíî ïîìíèòü è îá îáùåì ðàçâèòèè äåòåé. Äîøêîëüíèêè èìåþò íåáîëüøîé îïûò ïðåäñòàâëåíèé î ÷óâñòâàõ ÷åëîâåêà, ñóùåñòâóþùèõ â ðåàëüíîé æèçíè. Ìóçûêà, ïåðåäàþùàÿ âñþ ãàììó ÷óâñòâ è èõ îòòåíêîâ, ìîæåò ðàñøèðèòü ýòè ïðåäñòàâëåíèÿ. Ïîìèìî íðàâñòâåííîãî àñïåêòà, ìóçûêàëüíîå âîñïèòàíèå èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ: ïðèîáùàÿñü ê êóëüòóðíîìó ìóçûêàëüíîìó íàñëåäèþ, ðåáåíîê ïîçíàåò ýòàëîíû êðàñîòû, ïðèñâàèâàåò öåííûé êóëüòóðíûé îïûò ïîêîëåíèé. Ìóçûêà ðàçâèâàåò ðåáåíêà è óìñòâåííî. Ïîìèìî ðàçíîîáðàçíûõ ñâåäåíèé î ìóçûêå, èìåþùèõ ïîçíàâàòåëüíîå çíà÷åíèå, áåñåäà î íåé âêëþ÷àåò õàðàêòåðèñòèêó ýìîöèîíàëüíî-îáðàçíîãî ñîäåðæàíèÿ, ñëåäîâàòåëüíî, ñëîâàðü äåòåé îáîãàùàåòñÿ îáðàçíûìè ñëîâàìè è âûðàæåíèÿìè, õàðàêòåðèçóþùèìè ÷óâñòâà, ïåðåäàííûå â ìóçûêå. Óìåíèå ïðåäñòàâèòü è âîñïðîèçâåñòè âûñîòó çâóêîâ â ìåëîäèè òàê æå ïðåäïîëàãàåò óìñòâåííûå îïåðàöèè: ñðàâíåíèå, àíàëèç, ñîïîñòàâëåíèå, çàïîìèíàíèå, ÷òî òàê æå âëèÿåò íå òîëüêî íà ìóçûêàëüíîå, íî è íà îáùåå ðàçâèòèå ðåáåíêà.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Âåòëóãèíà Í.À. Ìóçûêàëüíûé áóêâàðü. – Ì.:Ìóçûêà,1966.-92 ñ.;

2. Âåòëóãèíà Í.À. Ìóçûêàëüíîå âîñïèòàíèå â äåòñêîì ñàäó.- Ì.:Ïðîñâåùåíèå,1981.-240 ñ.;

3. Âåòëóãèíà Í.À., Êåíåìàí À.Â. Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ â äåòñêîì ñàäó. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1983.- 255ñ.;

4. Ñïåöèôèêà ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ//www.ret.by/refs/62/13539/1.htm;

Источник