Ветлугина музыкальное развитие ребенка читать

Главная страница =>библиотека

    Глава I. Значение и задачи музыкального воспитания в детском саду

    § 1. Значение музыки как вида искусства   
    § 2. Музыка и всестороннее развитие личности ребенка
    § 3. Возрастные особенности музыкального развития ребенка
    § 4. Задачи музыкального воспитания

    Глава II. Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей
    § 1. Характеристика программы музыкального воспитания
    § 2. Виды и формы музыкальной деятельности
    § 3. Музыкальный   репертуар 

    Глава III. Методы и приемы музыкального воспитания и обучения
    § 1. Методы  музыкального воспитания
    § 2. Методы обучения и методические приемы

    Виды музыкальной деятельности детей

    Глава IV.  Слушание   музыки   
    § 1. Слушание   музыки — вид   деятельности 
    § 2. Программа   по  слушанию   музыки       
    § 3. Репертуар   для   слушания   музыки  
    § 4. Методика обучения навыкам слушания музыки  
    § 5.Методика приобщения   к   слушанию   музыки   детей   раннего возраста    
    § 6. Методика  приобщения  к слушанию  музыки  детей  младшего
    дошкольного   возраста 
    §7.Методика   приобщения   к   слушанию   музыки   детей   средней         группы      
    § 8. Методика   приобщения   к   слушанию   музыки   детей   старшей
    группы
    § 9. Методика приобщения  к слушанию  музыки детей  подготовительной  
    к   школе   группы 

    Глава VПение    
    § 1. Воспитательное значение  пения 
    § 2. Особенности слуха  и  голоса  ребенка 
    § 3. Программные   требования  
    § 4. Характеристика    песенного   репертуара   
    § 5. Методы и приемы обучения пению    
    § 6. Методика  приобщения  к пению детей раннего  возраста
    § 7. Методика обучения пению детей младшего дошкольного
    возраста  
    § 8. Методика обучения пению детей средней группы
    § 9. Методика обучения пению детей старшей группы
    § 10. Методика обучения пению детей подготовительной  к школе
    группы   

    Глава VI. Музыкально-ритмические   движения
    § 1. Общая   характеристика 
    § 2. Программные  требования   развития   музыкально-ритмических движений   
    § 3. Виды музыкально-ритмических движений   
    § 4. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим
    движениям  
    § 5. Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей   раннего   возраста  
    § 6. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей младшего   дошкольного   возраста  
    § 7. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей средней    группы   
    § 8. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшей   группы  
    § 9. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей подготовительной   к   школе   группы  

    Глава VII. Игра на детских музыкальных  инструментах
    § 1. Игра на детских инструментах — вид деятельности
    § 2. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

    Формы организации музыкальной деятельности детей

    Глава VIII. Музыкальные занятия
    § 1. Содержание и структура музыкальных занятий
    § 2. Планирование и учет музыкальных занятий

    Глава IX. Самостоятельная музыкальная деятельность детей
    § 1. Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей
    § 2. Руководство самостоятельной   музыкальной  деятельностью детей

    Глава X.    Музыка в повседневной жизни детского сада
    § 1. Роль музыки в жизни детского сада   
    § 2. Музыка и физкультура
    § 3. Музыка и развлечения

    Глава XI.   Музыка  на праздничных утренниках 
    § 1. Роль музыки на праздниках
    § 2. Построение утренника
    § 3. Подготовка и проведение праздничного утренника

    Глава XII.  Организация и оборудование музыкальной деятельности
    детей
    § 1. Организация работы по музыкальному воспитанию
    § 2. Оборудование процесса музыкального воспитания
    § 3. Планирование работы по музыкальному воспитанию

    Словарь музыкальных терминов

Главная страница =>библиотека

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

сайт www.i-gnom.ru

Источник

      Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современиого советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства»

      Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

      Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенк а к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается обществеиными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

      Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему.

      Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми.

      Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания.

      Коммекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 ,

      Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов.

      В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей с посо бностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. .

      Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах.

      В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей.

      В учеб ник вх одят разл ичные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.

      Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующимн основные положения.

      В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составлеи на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте.

      Прекрасное пРобужДает доброе.

      Д. Б. Кабалввский

     

      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     

      ГЛАВА I

      ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

     

      § 1. Значение музыки как вида искусства

      Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

      Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

      «Какой интересный материал! … Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.

      Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

      Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

      В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л

      Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

      Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

      Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

      Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марщ, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

     

      § 2. Музьжа и всестороннее развитие личности ребенка

      Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

      Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

      Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важну ю функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

      Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои зведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

      Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение иесни, передающей душевное состояние человека.

      В торой признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-елуховой культуры, произвол ьного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж еланием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (…)

      Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

      Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальней опыт, приобрести элементарные сведения, знания, навыки: В свою очередь ребенок активно усваивает это.

      Воспитание в целом, и обучение в частности, по выражению советского психолога Л. С. Выготского, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития.

      Все положения, изложенные в этой главе, дают возможность определить задачи музыкального воспитания в детском саду, которые подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом -своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:

      1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание- услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.

      2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

      3. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкальноритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.

      4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

      5. Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

      6. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе иолученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

      7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных, образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формируются самостоятельность, инициатива и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

      Задачи музыкального воспитания детей относятся ко всему дошкольному возрасту. На каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.

     

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

      1. Охарактеризуйте особенности музыки как искусства.

      2. Какова роль музыки в эстетическом развитии ребенка, в формировании его нравственного облика, умственных способностей и физического здоровья?

      3. Перечислите основные признаки музыкальности ребенка.

      4. В чем проявляются возрастные особенности музыкального развития детей?

      5. Какова взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития?

      6. Назовите за дачи м узыкального воспитания и докаж ите, что их решени е обеспечивает всестороннее и гармоническое музыкально-эстетическое развитие ребенка.

      7. Назовите яро изведения, в которых ярко выражены определенные мысли, идеи, чувства.

      8. ПриведИте примеры народных песен, повествующих об исторических событиях.

      9. Назовите любимое произведение и скажите, почему оно вам нравится.

      10. Понаблюдайте за музыкальными проявлениями ребенка, охарактеризуйте их.

      11. Вспомните и назовите любое музыкальное произведение, которое вы слушали. Опи шите, какие чувства вы звало у вас восприятие данного произведения.

      12. Какие песни для детей вы знаете? Исполните одну из них.

      13. Напойте мелодию одной из знаком ых вам песен. Определите ее характер, расскажите о том, какие чувства выражены в данной песне.

      14. Считаете ли вы, что знакомство с музыкальным искусством необходимо каждому современному человеку? Если да, объясните, почему.

      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

Источник

Читайте также:  Программа по математическому развитию ребенка с зпр