Вероятностный прогноз развития ребенка в заключении

Вероятностный прогноз развития ребенка в заключении thumbnail

Структура психологического заключения и его особенности.
Психологический диагноз и рекомендации.

Содержание:

  • Психологическое заключение и его структура.
  • Психологически диагноз.
  • Психологические рекомендации
  • Образец психологического заключения.

В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, полученные при обследовании. Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов. Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута.

Структура психологического заключения представляет собой взаимосвязь общей и итоговой частей.

Общая часть психологического заключения содержит:
• основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования);
• жалобы родителей или педагогов;
• наиболее важные анамнестические данные;
• описание внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность;
• характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи);
• операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы;
• особенности познавательной деятельности и ее компонентов (мнестической, речемыслительной);
• результирующую оценку уровня интеллектуального развития;
• характеристику аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка;
• краткое описание сформированности системы базовых составляющих (произвольной регуляции, пространственно-временных представлений и уровней аффективной организации) с определением уровней, которые дефицитарны.

Итоговая часть заключения психолога:
• психологический диагноз;
• вероятностный прогноз развития;
• рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения психолога ориентирована не только на специалистов, но и на тех, кто контактирует с ребенком (педагоги, администрация, другой обслуживающий персонал), и должна давать представление о его трудностях и особенностях.

Итоговая часть адресована профильным специалистам — психологу, логопеду, дефектологу, врачам, другим специалистам сопровождения (скачать «Образец заключения психолога»).

В начале общей части психологического заключения необходимо описать отношение ребенка к обследованию, мотивацию его деятельности. Далее приводятся темповые характеристики деятельности, особенности работоспособности, их динамика (в процессе работы, при воздействии каких-либо помех и т.п.).

Детализируются те результаты, которые выходят за рамки социально-психологического норматива (СПН) как в сторону снижения, так и в сторону повышения результативности. Отмечаются сильные качества ребенка, позволяющие компенсировать имеющиеся трудности (например, устойчивая работоспособность, высокая помехоустойчивость, отсутствие проблем мнестического характера, высокая мотивация). Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь функции контроля и программирования деятельности.

Описание развития когнитивного звена традиционно включает характеристику особенностей мнестической деятельности, особенности переключения, распределения внимания, наличие инертности речи. Здесь же приводятся результаты выполнения заданий, вербального и невербального (перцептивно-логического) характера, их результативность по сравнению с условно нормативными показателями.

Принципиально важно отметить особенности сформированности пространственно-временных представлений, а именно на каком их уровне возникают проблемы. Это дает возможность определить начальный уровень коррекционной работы, ориентированной на познавательную деятельность. Именно здесь необходимо отметить объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого, обучаемость ребенка в целом.

В плане оценки аффективно-эмоциональной сферы описываются общий эмоциональный фон, его изменения и адекватность ситуации на протяжении обследования, преимущественный тип эмоционального реагирования, в том числе на стрессогенные ситуации в процессе обследования.

Если они имеются, отмечаются неадекватные ситуации реакции, фантазии и идеи, выраженность аффективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к зонам своих интересов, к реакциям окружающих).

Делается вывод о зрелости эмоциональной сферы, сформированности самооценки и уровня притязаний, специфике отношений с детьми и взрослыми. Желательно объединить всю эту информацию в целостное представление о «профиле» аффективной организации (сформированности ее уровней).

Результирующей такого целостного представления о ребенке является психологический диагноз. Сама его постановка предполагает понимание механизмов и вероятных причин, приведших к данному варианту развития. Наше мнение о праве психолога на постановку психологического диагноза и непосредственно связанного с ним определении образовательного маршрута неоднократно высказывалось в наших лекциях.

В психологический диагноз включается краткое, но емкое описание следующих важных элементов:
• типологический вариант развития как основной вывод специалиста;
• уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности;
• характер (профиль) латеральных предпочтений.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком в 3 месяца для развития речи

В свою очередь,вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей ситуации развития. Его следует рассматривать как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Здесь же можно оценить адаптационные возможности ребенка в образовательном пространстве.

Психологические рекомендации

В рекомендациях должна быть прописана структура предполагаемого образовательного маршрута ребенка: тип и вид обучения; форма и режим обучения; последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов; организация сопровождения ребенка специалистами «вспомогательного плана» (психологами, психотерапевтами, логопедами, специалистами медицинского профиля и пр.).

Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения, необходимого уровня индивидуализации процесса обучения с учетом регуляторной, мотивационной и эмоциональной зрелости ребенка.

При необходимости кардинального изменения вида или даже типа образовательного учреждения психолог должен рекомендовать родителям обращение в ППМС-центр или непосредственно на ПМПК. Родителям даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и пониманием ими проблем ребенка.

В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями их отказ следует зафиксировать. При необходимости (по желанию родителей) дубликат заключения может быть выдан им в письменном виде. В этом случае заключение должно быть написано таким образом, чтобы, не ущемляя прав ребенка, дать достоверную информацию в понятной для родителей форме.

Скачать образец психологического заключения

Наталья СЕМАГО, кандидат психологических наук
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук

Психологическое заключение. Психологический диагноз.

Похожие статьи:

  • Психологическая характеристика ученика (образец).

Источник

Как
видно из общих положений и названия
раздела, в ка­честве итоговой части
заключения выступает четко сформу­лированный
психологический
диагноз,
соответствующий
ему вероятностный
прогноз
дальнейшего
развития ребенка и вытекающие
из него рекомендации
специалистам
по особен­ностям обучения, сопровождения,
в том числе необходимой специализированной
помощи ребенку во внеучебной деятель­ности,
в домашних условиях.

Совершенно
естественно, что результатом целостного
пред­ставления
о состоянии ребенка, причинах и
механизмах, при­ведших
к данному варианту развития должно
стать некое результирующее
определение, или психологический
диагноз, которое
даст возможность использовать в работе
с ребенком одну
из имеющихся развивающих или коррекционных
тех­нологий,
позволит соответствующим образом
изменить саму образовательную
технологию, приспособить ее к конкретно­му
ребенку, организовав тем самым
личностно-ориентирован-ное обучение.

Психологический
диагноз должен строиться на:

  • анализе
    результатов углубленной психологической
    диагности­ки,
    в том числе обучаемости ребенка;

  • анализе
    анамнестических данных;

  • анализе
    поведения ребенка и специфики внешних
    особеннос­тей
    (характерных признаков) в целом, а не
    только в процессе об­следования;

135


критичности,
адекватности (в том числе по отношению
к самой процедуре
обследования) как наиболее важных
неспецифичес­ких
диагностических критериев.

Следует
отметить, что в действительности два
последних пункта
должны быть проанализированы в рамках
оценки результатов
самого обследования.

Исходя
их соображений, приведенных в предыдущем
па­раграфе,
психологический диагноз есть отнесение
данного конкретного
варианта развития (состояния ребенка)
к одной из
типологических групп. При этом постановка
психологи­ческого
диагноза предполагает понимание
механизмов и ве­роятных
причин, приведших к данному варианту
развития. Так,
например, парциальная несформированность
регулятор-ного компонента деятельности
как психологический диагноз предполагает
не только специфичное поведение ребенка,
обус­ловленное
той или иной степенью незрелости или
несформи-рованностью
системы регуляции, но и в большинстве
случаев наличие
тех или иных признаков неврологического
неблаго­получия
(по крайней мере, в раннем возрасте),
которые и являются
одной из основных причин подобной
регуляторной незрелости.
То есть причины будут находиться «на
уровне» особенностей
неврологического статуса. В связи с
этим стано­вятся
понятными и механизмы возникновения
синдрома ре­гуляторной
незрелости.

Помимо
соотнесения состояния ребенка с тем
или иным типологическим
вариантом в психологическом диагнозе,
как показывает практика образования,
должны быть представле­ны
и такие важные показатели состояния и
особенностей раз­вития
ребенка, как:

  • уровень
    общего психического тонуса, психической
    активности,включая
    особенности работоспособности и
    темповых характе­ристик
    деятельности;

  • характер
    (профиль) латеральных предпочтений
    (как отражениеособенностей
    межфункциональных взаимодействий).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года в домашних

Зафиксировать
эти показатели нам представляется
чрезвы­чайно важным непосредственно
для организации самого про­цесса
обучения, тем более в системе специального
образования, так
как они оказываются необходимыми для
организации всей дополнительной
специализированной помощи ребенку.

136

Кроме

того,
в итоговой части заключения желательно
при-

естй

особенности
социальной ситуации развития (если это
‘и1’лено
в ходе обследования или стало известно
при беседе ВЬ1Ядйтелями,
педагогами и т.п.). Такое описание, не
будучи С
следственно самим психологическим
диагнозом, являет-116
необходимым как для определения
вероятностного про-С
за так и для оптимального выбора тех
или иных коррек-пяонных
мероприятий.

Психологический
диагноз и социальный фон, на котором
происходит
развитие ребенка, могут и должны быть
сформу­лированы
в достаточно краткой форме — в виде
одного-двух предложений.

Например,
подобный диагноз может быть сформулирован
следующим
образом:

«…Таким
образом, в данном случае можно говорить
о парциаль­ной несформированности
регуляторного компонента деятельно­сти
у истощаемого ребенка с низким уровнем
психического тону­са
и психической активности, отягощенного
эмоциональной не­зрелостью
(вероятно, следствием незрелости
регуляторного плана
и невозможности регуляции собственных
эмоций) и нали­чием
большого количества левосторонних
латеральных предпоч­тений
на фоне неблагоприятной семейной
ситуации (неполная семья
— ребенка воспитывают две бабушки и
мать) и гиперопеки в
воспитании».

Вероятностный
прогноз развития
опирается
на пони­мание
места выявленного типа психического
дизонтогенеза в общей схеме отклоняющегося
развития. В данном случае мы подразумеваем
понимание не только места конкретного
вари­анта
развития, но и возможности и вероятности
девиации развития
в сторону той или иной группы отклоняющегося
развития
или девиации непосредственно внутри
самой груп­пы.
Безусловно, это представляет значительную
сложность без
знания и анализа социальных условий
жизни ребенка, понимаемых
в широком смысле этого слова: в семье,
в обра­зовательном
учреждении, в микросоциальной группе.
Веро­ятностный
прогноз следует привести независимо
от особенно­стей
социальных условий.

Ресурсные
компенсаторные возможности ребенка
всегда остаются
в большой степени не диагностируемыми.
На насто­ящий
момент практически нет таких методических
средств (в
том числе и аппаратурных), которые могли
бы в какой-

137

либо
определенной степени показать подобные
возможное? ребенка. Поэтому да*,е
в наиболее благоприятной ситуацц^ при
включении всех необходимых специалистов
и адекват’ ной
программе обучения, но при отсутствии
достаточного ре
сурса
динамика развития ребенка может
оказаться низкой, а
прогноз
— неблагоприятным. И, наоборот, в
неблагоприят­ной
обстановке, при отсутствии достаточной
помощи, но с
достаточными
ресурсными и компенсаторными
возможнос­тями
развитие ребенка вдруг пойдет более
динамично и не­благоприятный
прогноз не оправдается. Поэтому мы
можем говорить
только о вероятностном
прогнозе
развития в отли­чие
от условно-вариантного
прогноза,
как это предлагается Г.В.
Бурменской [19; 27].

Понятно,
что при прогнозировании дальнейшего
развития ребенка
очень много зависит от его возраста на
момент обсле­дования.
Чем меньше возраст, тем благоприятнее
при прочих равных
будет прогноз. Так, если ребенку из
предыдущего примера
уже десять лет, то вероятностный прогноз
дальней­шего
развития может выглядеть следующим
образом:

«…
В данной ситуации в дальнейшем можно
предположить девиацию развития
в сторону дисгармонического пути
развития по интропу-нитивному
типу, усугубление трудностей взаимодействия
со свер­стниками.
Возможны варианты развития психосоматических
(сома-топсихических) нарушений».

Если
же ребенку в н&шем примере около семи
лет, то про­гноз
будет более мягким и будет звучать как:

«…В
данной ситуации можно предполагать
возникновение сомати­ческих заболеваний
в ситуации ужесточения требований к
ребенку или
резкого изменения всей социальной
ситуации развития. В даль­нейшем при
отсутствии адекватного сопровождения
и подбора адек­ватных
коррекционно-развивающих мероприятий
возможна девиа­ция
развития в сторону дисгармонического».

Рекомендации
составляют,
пожалуй, наиболее важный раздел
заключения. Оци
представляют обоснованную
пос­ледовательность
включения в работу с ребенком тех или
иных специалистов,
определение ведущего направления и
после-138

Читайте также:  Оказание помощи семье ребенка с отклонением в развитии

ательность
собственно психологической коррекционной
‘°боты
(использование тех или иных развивающих
или екционных
ПрОГрамм)
с
учетом не только типа отклоня-тпегося
развития, но и специфики формирования
базо-ыХ
составляющих, а также хотя бы примерное
определе­ние
длительности и формы коррекционно-развивающей
ра­боты-

Педагогу
должны быть даны предложения по
организа­ции
наиболее продуктивной работы с ребенком
с учетом его темповых
характеристик, особенностей процесса
утомления и
истощения при деятельности в режиме
фронтального уро­ка,
возможный (или необходимый) уровень
индивидуали­зации процесса обучения
с учетом особенностей развития, в
том числе развития отдельных психических
функций, ре-гуляторной
и мотивационной зрелости ребенка.
Должны быть обоснованы,
если это необходимо, изменения режима,
типа или
формы обучения (окончательное решение
подобных воп­росов
должно приниматься школьным консилиумом
или ПМПК).

Далее
должны быть четко и ясно сформулированы
опти­мальные
для адекватного развития ребенка
изменения соци­альной
ситуации (в том числе желаемые,
психологически оп­равданные
и возможные изменения внутрисемейных
отноше­ний),
обоснованы требования к режиму, нагрузкам
во внеучебное
время.

В
тех случаях, когда ребенку не может
быть оказана необ­ходимая
психологическая помощь (как по содержанию,
так и
по объему), должны быть даны рекомендации
по обраще­нию
в соответствующее образовательное
учреждение (напри­мер,
в ППМС-центр, учреждение дополнительного
образова­ния),
где также может быть оказана необходимая
помощь в виде
соответствующей кружковой работы и
т.п.

Здесь
же приводится перечень специалистов,
которые, по мнению психолога, могут
участвовать в дополнительной по­мощи
ребенку, в том числе перечень рекомендуемых
консуль­таций,
определяются сроки повторного
(динамического) об­следования
психологом.

Родителям
(лицам, их заменяющим) даются рекомендации
в
устной форме в соответствии с уровнем
их социокультурно­го
развития и пониманием проблем ребенка.

Укажем
возможные рекомендации для вышеприведенного
случая.
Рекомендации будут значительно
различаться в за-

139

чтобы,
с одной стороны, представить информацию
Т
кев
адекватном виде, с другой — не ущемлять
прав

висимости
от возраста ребенка. Так, если ребенку
около лет,
они могут выглядеть следующим образом:

«…Рекомендованы
групповые занятия по формированию perv
ляторного
компонента деятельности (цикл,
ориентированный на 24-32
занятия, 2 раза в неделю), занятия по
психомоторной кор­рекции
(в рамках занятий физической культурой),
разумное дози

•;
рование учебных и внеучеэных нагрузок.
По возможности (с уче­том
дозирования нагрузок) групповая игровая
терапия с целью

•;
•: формирования адекватны* эмоциональных
реакций и коммуника-

-•■.«>
тивных навыков.

Рекомендована
консультация невролога для решения
вопроса о необходимости
медикаментозного лечения, консультация
(для ро­дителей)
психотерапевта по вопросам воспитания
и нормализации внутрисемейных
отношений».

Если
ребенок с тем же диагнозом уже достиг
десятилетне­го возраста, то собственно
коррекционные занятия по форми­рованию
регуляторного компонента деятельности
уже не бу­дут
адекватными возрасту ребенка и в
соответствии с этим в качестве
методов, способствующих формированию
регуляции, можно
рекомендовать занятия неконтактными
видами вос­точных
единоборств (внутренние стили ушу,
айкидо) для маль­чиков.
Для девочек этого возраста можно
рекомендовать за­нятия
ритмикой, танцами (несложными), простыми
видами аэробики.
В случаях грубой регуляторной незрелости
и для мальчиков,
и для девочек должны предшествовать
занятия лечебной
физкультурой и общей физической
подготовкой с теми
же целями.

Помимо
этого в данном возрасте чрезвычайно
полезными для
формирования эмоциональной сферы
окажутся уже раз­личного рода тренинги
(личностного роста, тренинг комму­никативных
навыков и т.п.). Но даже в этом возрасте
необхо­дима
консультация как невролога, так и
психотерапевта для помощи
ребенку и семье в целом.

Рекомендации
родителям приводятся, как правило, в
рамках
консультации в развернутой устной
форме. В слу­чае несогласия родителей
с предлагаемыми мероприятия­ми
отказ родителей должен быть зафиксирован.
При необ­ходимости
(по желанию родителей) дубликат заключения
может
быть выдан им в письменном виде. В этом
случае оно
должно быть переструктурировано и
написано таким

140

ебенка.

оРе

Р1

Соседние файлы в папке Архив WinRAR

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник