Вербальное развитие ребенка в таблицах

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Цель этой работы — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений.

Как проверить уровень речевого развития ребенка от 1 до 3 лет.

При оценке звукового развития ребенка необходимо знать, в чем конкретно заключается отставание в речевом развитии в каждый возрастной период жизни ребенка.

Ниже приведена диагностическая шкала, с помощью которой можно определить, развивается ребенок нормально или отстает в речевом развитии.

Таблица 1. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Возраст (месяцы)

Основные показатели довербального и вербального развития

1

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.

2

Улыбка при общении.

3

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление.

4

Дифференцированность комплекса оживления, смех.

5

Дифференциация направления звука, певучее гуление.

6

Лепет.

7

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция.

8

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов (ба-ба и т. д.).

9

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».

10

Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.

11

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.

12

Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.

15

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.

18

Показывает одну из частей тела, словарный запас до 7-20 слов.

21

Показывает 3 части тела, использует фразу из двух слов, словарный запас — 20 слов.

24

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; предложения строит из двух слов.

30

Адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

36

Словарный запас 250 слов, использует предложение из трех слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».К группе риска относят детей, отстающих на один возрастной период!

Рекомендуем вам также следующую шкалу оценки понимания речи.

Таблица 2. Шкала оценки понимания речи.

1 уровеньРебенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. (Этот уровень характерен для здорового ребенка 3-6 месяцев)
2 уровеньРебенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам: «поцелуй маму», «где папа», «дай ручку», «нельзя» и т. д. (6-10 месяцев)
3 уровеньРебенок понимает название отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображение (12-14 месяцев), узнает их по сюжетным картинкам (15-18 месяцев).
4 уровеньРебенок понимает название обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), значения предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь»).Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).
5 уровеньРебенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).
6 уровеньРебенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

При выявленном отставании ребенка необходимо дополнительно проверить, как он воспринимает жесты и мимику.

Если вы обнаружили отставание в развитии своего малыша, вам необходимо обратиться в специальные коррекционные детские учреждения, где подберут специальные упражнения для вашего ребенка.

Об особенностях психо – речевого развития всегда можно судить сравнив достижения малыша с показателями развития детей этого возраста. Важно понять на сколько эпикризных сроков отстает малыш в развитии.

Эпикризный срок у детей до года — каждый месяц, от года до 3 лет — каждый квартал.

Нормальное развитие и группа внимания(отставание на один эпикризный срок) — развитие в пределах физиологической нормы. Развитие с отставанием на два эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией, нижняя граница физиологической нормы — группа риска,так как ребенок рискует ухудшить свое развитие. Отставание на три эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией; и патология, как и отставание на четыре — пять эпикризных сроков.

Отставание на пять и более эпикризных сроков всегда коррелирует с патологией центральной нервной системы.

Эти дети отнесены к диспансерной группе, которая сигнализирует о вероятности сочетанного неблагополучия.

Эти дети должны быть взяты на диспансерный учет даже в том случае, если, кроме глубокого отставания в развитии, врачам пока не удалось выявить каких-либо отклонений в состоянии здоровья детей.

Чрезмерное опережение выделено в группу внимания, поскольку оно может быть прогнозом психического заболевания.

Зайнулина И.В.,
учитель-логопед

 Loading …

Источник

за основу взята схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву).

Критерии

1 год

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Звукопроизношение

б, т, к, ч

дь, нь, ль, чь, х

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

фь, вь, с, з, хь, л ч, щ

ш, ж, рь, р

Правильно произносит практически все звуки.

Все звуки произносит правильно

Слоговая структура

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Фонематическое восприятие

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Заканчивается усвоение стечения согласных

Звуковая сторона речи усвоена полностью,

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Фонематический анализ и синтез

нет

нет

нет

Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

Вычленение звука в начале в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Пассивный словарь

Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса)

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чем ты сидишь?

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”. Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Активный словарь

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов;.

Пользуется словами: Да, нет, еще

Словарный запас 500 слов и выше,

Владеет словарем примерно 1500 слов.

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Обладает словарем около 4000 слов

.

Словообразование

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Появляются суффиксы увеличительности, принадлежности

Связная речь

Показывает части тела, начало фразы из 2 слов.

начинает использовать предложения из 2 -3слов.

Появляются прилагательные

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;

общается предложениями из 3 и более слов,. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что….», «я надеюсь, что….»

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказать.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый – мягкий)

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Словоизменение

нет

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны

Использует множественное число существительных и глаголов

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е;

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья);

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Составила Кульбацкая Марина Ивановна.

Источник

Вербальный интеллект определяет способность ребенка воспринимать значение слов, а затем, по прошествии некоторого времени, повторять их в устной и письменной форме, понимать более сложные словесные структуры., включая словосочетания, фразы, выражения, параграфы и целые книги, а так же разбираться во всех усложняющихся формах взаимосвязей различных понятий типа: «Собака-кошка», «Щенок-котенок».

Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г. Айзенка.

 Со следующей подборкой простых игр вы сможете создавать условия для развития вербального мышления своего ребенка. Играм можно выделить специальное время дома, а можно с помощью них коротать минуты в дороге или в очереди. Хороши они и тем, что играть в них можно пока родитель отдыхает на диване, либо одновременно с другим взрослым занятием.

  1. Игра «ЧТО ЭТО?»

          Называете предмет, а ребенок должен сказать к какой логической категории он относится. Например, стакан – посуда, яблоко – фрукт и т.п. Можно усложнить игру предлагая исключить лишнее. Например: яблоко, картошка, капуста, огурец. При этом ребенок может выбрать огурец, потому что он один не круглый.  Или картошку, потому что она одна не зеленая. Не называйте ответ не верным. Посмейтесь вместе с ребенком и похвалите за его находчивость. Но назовите признак, который вы имели ввиду, когда загадывали слова.

  1. Игра «ЧТО ДЕЛАТЬ»

          Вы называет животное (профессию, вид транспорта, имя человека…). Ребенок называет какое-либо действие этого животного: как голос подает, как передвигается и т.п. Так же с профессией, транспортом и прочим. Затем ребенок дает задание Вам.

  1. Игра «ХОЛОДНО-ЖАРКО»

Ребенок отвечает словом с противоположным значением на сказанное ему наречие: высоко – низко, быстро – медленно, тихо – громко и т.п. Позвольте ребенку дать задание вам.

  1. Игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Попросите ребенка внимательно послушать и исправить ошибку: Букварь потерял Ирину. Фонарик светит Борей. У грибов в ведре много ребят. На ребятах ныряет река. На репке растет грядка. А затем ребенок пробует составить сам не правильное предложение, а Вы исправляете.

  1. Игра «СРАВНИ»

Попросите ребенка сравнить кошку и собаку, старого человека и молодого и т. п. Сравнивайте по очереди, на своем примере показывая образец. Сначала выделяйте существенные признаки, затем второстепенные. Можно сначала находить только схожести, затем только отличия. Когда ребенок натренируется сравнивать можно, указывая и сходства, и различия.

  1. Игра «ОТГАДАЙ О КОМ РЕЧЬ»

Загадываете любое одушевленное существо, а ребенок, задавая вопросы, на которые можно отвечать только ДА или НЕТ, отгадывает его. Затем загадывает ребенок.

  1. Игра «ПЕРЕВЕРТЫШ»

Перевернуть все слова в песне (стихотворении) наоборот, а ребенок должен отгадать песню (стих). Затем переворачивает ребенок.

  1. Игра «КРОКОДИЛ СЛОВАМИ»

Описать загаданное слово, не используя однокоренных слов  и жестов! Можно играть с картинками, вытягивая их по очереди.

  1. Игра «Сочини сказку»

Каждый ребенок сочинит предложение, а последующий продолжение. И так пока не надоест. Можно сочинять сказки, а можно пересказывать известные ребенку, но на другой лад.

УСПЕХОВ!

Источник

5ëuÚÒ̂ˆè¶š…Éíâ?D_¨Wc-$ŨË%xºðwñ”ÀS
ֈ°/@±˜y“n¬Äa^´
6Û¤tÇß½ßg°ZõÑ½Ó àŁ^v€%#Ìû”¾,½ÒIz%•ô‚ú O™Ä¿uçÝG=y϶ ~ǀ¯òÂðSàZþ(Öe_…Oöhößá“=zô(¸/ŠLݏÌü
¼#ž€¸T&›Nòfï‹â /°¼I¡ä}i(¤“¶¢Ø’Vð&³ÅI§©ÞËâ:M{cEGJ^ëmì®Ò—t¬ï9½©rx÷,À؞]^õ6¿Ä—¸£ðwóÚh
ñvªŸú++ýi@ê4xÂDc
%éЗh€Ž ø¼ZŒà„€“‰L6‰}IËb;‹—0
ÏÒ)èJæÎêL´”ٜi>Ƅ;++]хnoá=w Vk«®Šã5©|ЮÜÛ_Ýv¬?>ì±×oT{¼+—̏W&;ò«o-åÌ>‡Cèaƅ·êÞE©5_¾»Àá½q’¨-D·¡©¿2€USšA2Ál!j]òZ¬ÃP&¬[´’_Àv#.Ú+ 2(© ÉD6€ßk_V7¥Ãÿj `´WÔµ-s­:óâø’Üúúޕw|+šjW×çª|Þ°k^º3]»d!³vkwÅîÁýõ£Œçåw´mñE(M×­¬-î¸r…y8Þ´¢pÞÓòÇ£å
w†Äó}óVÒÈÇßE×R[FÜëùœÑ’¶S=8mAxyT–N5° XÀXp¹=בñû] :’I˜Í‰Lä´¾ªw塶ùW/ë ðúòüª«W]Sç%t]€Ë¸Ì@Wñ&-«6°ébå%¨”ÍuÌ©‹PùêV]=°ÿîþXqôhÃjPû®SÖ²>/ð‡³Á(CeÓmH-ͅ¨Éi%õ Ÿ—8ƒI2­_:q ºÌd(÷KÍK&­É’ŒØLïðô‹&‹¿Í+´œÞäON‹^Ëã¨v‰]ePZ«,ô—U©3š¬:ޞµj¼kËt&^¯Yî²s+Ì£Qaá8“œ3LÁl™21 Ð[ÍE9.füí° ðzðL_úÓæ×^k~
¯¿Þÿ ]njzF!Ë´Ó$‹.ó»A¥.qˆ»7ڐP/aÆaµ‰É@ÕR—Kháý :‹]ƒ#ˆ?þãF¨oŸúzF1 ŸMÌúÙA‹Çk1‹ž
ä[4[HÿMý}êCìÌú8ìþ]ëï™Sº™‡ˆ,²Âó×á¹ÆkdñF¡k3Y‰KÖkЋ†Tà³Ô’¸X–g{Ö]qÅÈ,kÖƄ¾J=}òö§™ÛO~ˆëîüVQ?cðup€o¯2µ Nñž4x’!õoÆÌêòÚÂû¹ ³Ø¬]ɸ¯ÜŒu:ÆÃ?ŒMë¿ï»àý™²©ƒ*=él¦èŽJ·¼ÄS¹ Ú½íÐ}özœšláÀC‡»SþÅ;/ìݸ貣“–°üº²’Nhì®Y@p‡A^bƒª;”Á€/Mlš¢
6`©·Î>¸¤my(U×zçÞT=ߝëoLõJ5e–`®

¹Í0ãE˜Äç9R’VI¹‚‡á1)2ÿjÊ,ýÒ@áw5nW-Ö®¼qy
?jˆ´/póf¡îªþ¡–’3 œ ç*ç
ögÂ=‹ó~½¥ ³Šc/Œ/Ì2  ³Ò,DL2r岘O€V!µ¢É:O‹?öÌwlò;«.ü.+ŠY†cmšÌ²c&ÍÉ&¿Úb) 4œìui“‹ïçd0X=žöȸ[þ`îÝï]/Ð-‡þ¥8ù9cþÆ¿µ¨+êoòäïÖ3$›Ênª«T[Þ©÷ý:ãa9NækÀ§géùꤱù!ôY”xIl‰£@h%d ŸwaÒc4“)Ž…¤C£¯Èx5_>éq× ©ˆ]¸³©jź…ÕÏܖ¿L­·ÊÍ*‹¸–¹¢²©¿§âKßôYïιdF£ÌyÁ1ÆèþÚsNûJ÷*ÂX6ó$È»ñ¤§Ió3™N=öªòüg8&ä±9/ˆ¹ÂóBágÅ{±o:›qË9NîÎZÓ”@2oã³/MCøôôS o&`$|d
Ÿ’¿Ëӄ+}å
…_5zG‹ÞÀ±b¶Ðšõ0࢔‘¡ÆÑqÀa’¹±õôLRpªå­*mY@¬Çîz÷ÀâpεÝ.ڛñO)J™;[¸aõ¦
Ñ$í¬yp&¡@1鰒z`*“$ÃÊ/ЋӴ.èÅwbE*YýäZÁÂOËô¡5[íb¾ðv­[Ìcg½ût7gÑ2G€²­úñÏx1ÄÆd›Û¿ÈÑ´ÅÞ~òÍùn†‘쳟Îߑ?¢‹œBR]¯Kt†ÄR•-~ámâØ^ëugƒœà÷iœµ}‚vd÷욢ݫ±¥à›ÁœtàäEý’fîžBÚ”çßkðyž{ç7ÏçÜÐ+ï֊Lý…g™@a´³š˜}¬ßFÄ)(ñ§œLƒ=xŠÂšScžšd%ÌßàÃsÈF±/ÄEê̳N‡«ÔPh§ôŸø ¾Ú_ûs„UZ“á½}3ô¾ç3q’^ܓsÅøù3Içœ)ÿ“Æ.Ž®â”2 Q¯?v汿òoßëp†óYWuw•PjŠ,¯«¬2iŸ:ùÕ³ÏÜñÕ’qÿü­}¨±¿§2¹n]]ݺuRŒ@’ÌvŠ1Ò¼Ô@À6ýpäâØÍe¾ü†f!諅Øápæ°ªji_¢ð¯åÁµ#0Ôÿ§=ž ÚÙG©¥Ë=Äog,Ìγ·t-ÐeëfHiCU”®I¬ÔFÃ4‡Ítž’e&­þdêW”Zÿº%¶áÈcXxl|ךDwÔ]ZÑܨîŠ
¥xQví¼ŒhU³=ŒÈzï:~û³gÿéú{+—vUÝ,T6-ë-ꘌ·€ü~#ë+ä†Z…’ºŒ½ÔU¸™µìw÷%Êx‡àvYT/ñ~×7?ȁŸ¼—s¹rßßÙàjgnÓú¦maÁ®×*ø‚ÍÄp8Åü0#θ‰[ÁžaêúÚ[t|ÑCÞ+ÆV2ÏHÏÁ²hVb™Î·Ižî&éº>Ú¼zUó¦öк»‚7Û¬ëë¢ù֞õ{ú›ÊJõØ,XüëZ²­ÇbRÙþšÎ5^ï/–¦*+æGқº¶x9í¹•ý„‡é|d·”FV=fݨYZc´*˜”Âj¨Y–ñ6^o™íÑ%ßþv_UgEbԞ¦¢LZ°ãg¨ŽÉ˜H„ŒäžE߄tŒ{6¼´h8·Âd)Ï¿Û òé-]‡.w×bGû6…Ëë°vQ5hPé,ü£v ‘tð0Α™FfBOþù½b¬Á€OÉúX²nçá>ПŁ‹kOÌ÷ün뺏]Á .qâhåWoáÄJæ6ˆÎµ~Êø›ý$R³NÓʃx,nã9†£øåScOþˆ„þùJq‘‰ÐJ$çdOU¸´}ùFÝ]’uÏ؂Á¿¥_Ùæ±zø´ËqÍA½; ÔUÖàoï9‹ï-2¶ö0ÊhFgá8¶/©s‘pë-m/’ãè8ýõ4ð“*ò£ÃܜˆŸ

OÓl‘:·ôÓÌcÕéØÍO•…_YÙDrÍޔùC0Ôtçh{}Gñe¡Ë*D5¬’ÿhჰ´Í`§¹óú[çñKƶžgîڔaì÷ԞHp¤/3ð÷ð˜æŸ¥ƒQf¦gfz*˜ßZÞRx©Õs$‘òÚ±µT5Üz£V&ªšß:[ãZ¬gރO/h4µ°vÎöÆ[­QKÓ^ «–r1+sätÌÁdþG,šÇøfgÔíÐèeJ‹õ‹ø‘ß$›=e
»‰Ñz%%Nme™eRǛ”åžt¾AqLmÀaÀ ㎜÷ £ d‡_ye…•¯>bc6ÞramŠò0wý‡Mr>uËï[ÉòOq¬žÚ€þ¸Ja.Eÿ0N’
>êþW^9aîJÙοT”ÅŠ+1ÉwÄ’aFàc‡Z©{¤õF¨-܂=d¿iêþhêBKîI{ðG…2üÑÁ}ŸÃÿ@2÷ y?H—),Vœty9þÇ0gu[ŠñÐ?õ1>ƒ_„¼*ޚj`²éԜ ›4¹0Rñ45§Ó¨lšd´¶‚cÇ`¬SÉFƒ}¸cIƒÆÀ[ìA›Û%믋Ö~¶b¾ßî
êK†
Á ¡¾ÏeR9e›Ý›×³øY³»xopA݂›™XeQ›o,ðvŽy€®; Î0½”YêÊd¹™%`ûkºî袑cëë¶pB©ÂÕR-ÏZÛjƒuÌý…—üñƒCÛn®´0J· ëUœ¡ðÕóœk¨oåh”êÌôî ]xˆ&f¦d|š™ÂìDômGW:M^BeuÔ/ZÞn(ז肁O߶_Œ¯lQ³Ó4ÜÕ?J©Mö”è8Hõí ïLdn†äÁôŒŽ-é¢Hº|G”í+&ÙÒʀ,ÞÛ·ñ@&itjU+srƒCnüK ÙPQÓÚYÂ6µì]»õŸÂwɬ&æ}f¬Þ®¨Û¸lh¬Ø×D¾û@>žDJN`gÖ৒Åþ$u˜âՎxG¹Þ½££d÷PçÒÒÂK/–„¢+0߸²Š‹×(÷ïß4vlå8/Q´Wè0|ÈEö§¼Qð0ï ™O!Kšî@¼LoÑ8¸šËˆõ…óג%LïêªZÓjqY’ÄÂs97£Ó±î,΋;÷û+×:§ø—ÀÕ£NÚGÓËOnS/ÞWì° —.D¹é:•rv¡Ê2gyÊ煜
¸Tm8³Àѐ·WT˜]ö®>nU#FSE÷ÕÙæìÒý«ÒnóB·±·yÙæëÈ~•)âökª|NÌÛb­ktª’`¸²­Ÿe!L‚™|,WÕZSáÌuæ
¿hðTdÂ3¶âõ•‰;°ZŠYøÐY9áç&³’y[¨Ù.‹èŠ–âNkäÕ0ω*™£5&÷µF.ç*υm‹I¼üÿ¦¹N§p¦ñ¯DŽš9[x¹*øçS•N’“ÏmuÍ̗Ѡm¤³ñٕc‰N`f­&•i(þf J9tq³ ˜y—€OÈtY¶pgÆ%ƒ¾2ïzØ#ðf—¢sfêÌT ¥þ³N2íÙ BzšC¤«ª·SÞßW™¶ø’=³”ô6[ÈnÝé¶ê-u
]øòº‹haºŠõ)ÐJ‘=ª·ìôŽÙ0“fE`„ ²—#–àÆs•-,È®³ð®Uv_ƒëkî´çׯÐ0×ÛÓ3¼Ñ¦`Æô*kS:`Җ¨°VWZ“wœ
xÀVu²RìûÙ­ëtj.ˆß*·!iފ1ðe”|eæ(X”Ë­¯“9âïÇ£UmÄw¨´±€ÑYã³3Eù ¯X%Ø~£„‡’faÉPӐ)%±©(üE
–?¿UÙPçéqt/›Û_‹˜ÅpsØ~3lk¶ç9³âSgÒá&³(&,]úÐK9„”[ï4ÄëÏÇD’µ‡þc‹Å “Þvñð;+/”;§yÅ¿^Csy5_jÃÊKØÒ/lR&k}ÙF«ÿå€m-TîœXõœ˜-LOÜÓÓñ{¿X›7ö³a‹·ðŽÃŠb]áOü°gÄ7Jèîµ+jkÊ9#Ägk¯8ôøÁË=ݍ¹¦ÞÆô).7ÉúŠRÌYH¼ÄS-sÇ uãbESï‚ÕûÅ°]Ì}±ëmú/·ù2–9_¾NωLWϾU£·mwÆØhÙƒøœÏ÷±9²©où–HqŸ(ˆßÅ?I`ìÃÙäeÍxÒD¦ÙLQŸxs¦Ôù~º¼u°}ÅU«3O˜ªåÚUMñýâ…o‹¼Zk ¡Çî[³ýÖ×ý-îRïK6‘ü(ô€¬>»RPœÛ5ÊÙ^$á»BQšÞä_â§çz[åþ”†p¼Õ—·þgX kP›Ÿy2½ÝÉ¥+6Þ
t’Ð?CøDß܎ÏÎp”ࢂœ*SšQìĺR™Î{ÃáíUÁ¾¼mi‰N¥ÑcµÚd­°ªRù¦tW­’+9ޒa[“#ëOuËî(q¹›.è©

Источник

Снаркова Наталья Геннадьевна

КГУ «Средняя школа № 17»

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

Слайд 1,2

Кто не помнит бессмертный афоризм: « Я мыслю, значит, я существую!» Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину её эволюционного развития. Слайд 3

Мышление в целом составлено тремя основными взаимодействующими видами: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или вербальное мышление (по Выготскому). В отличие от первых двух видов, непосредственной опорой вербального мышления, категории идеальной, является язык, явление физическое, материальное по своей природе.То есть при вербальном мышлении мысли оформляются и выражаются посредством языка. Слова – мощный инструмент нашего самовыражения, общения, взаимодействия. Язык есть соединение внешней речи, которую ребёнок слышит, с внутренней речью, с помощью которой он мыслит. Легко заключить, что язык и мышление являются, таким образом, двумя сторонами одного явления. Почему же вербальное мышление необходимо развивать и как это сделать? Давайте попытаемся рассмотреть этот вопрос на примере мышления учащихся начальной школы. Слайд 4

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит интеллектуализация всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. Наиболее существенные изменения происходят, как считал Л.С. Выготский, в сфере мышления. Развитие мышления становится доминирующей функцией в развитии личности младших школьников, определяющей работу всех других функций сознания.

Самым ярким событием первых уроков в I классе является не учебная деятельность, а непосредственно эмоциональное общение, в которое дети стремятся вступить с учителем. Рождение учебного сотрудничества начинается по сути так же, как и рождение человеческого общения: интенсивный глазной контакт, стремление к телесному контакту (коснуться одежды, прильнуть, приласкаться), двигательное и голосовое оживление, улыбка при появлении учителя все эти легко узнаваемые компоненты младенческого “комплекса оживления “. Первоклассники, как и все люди на свете, используют для того, чтобы вовлечь нового и чрезвычайно значимого взрослого в ту деятельность, из которой вырастают базисные условия любой другой деятельности: эмоциональное благополучие, доверие, открытость. Это невербальное выражение доброжелательности и внимания к учителю. И дети в этом обычно чрезвычайно инициативны, а учитель без этого просто не может строить дальнейшее учебное сотрудничество. Если с ребенком, только что севшим за парту, не удается установить глазной контакт, если ребенок не улыбается, избегает прикосновения, то это служит для учителя и школьного психолога тревожным сигналом неблагополучия именно в непосредственно эмоциональной сфере; с таким ребенком необходимо безотлагательно наладить прежде всего доверительные, теплые отношения и лишь после этого строить учебное сотрудничество.

В дальнейшем в процессе обучения при высокой представленности наглядно-образного происходит интенсивное развитие словесно-логического мышления. Темпы развития и соотношение вербального и невербального компонентов в умственном развитии различаются на разных образовательно-возрастных ступенях, что во многом обусловлено спецификой содержания и форм обучения. От класса к классу в начальной школе происходит постепенное уменьшение использования принципа наглядности в обучении и увеличение доли словесного изложения материала, что способствует развитию понятийного мышления. Слайд 5

Младшим школьникам, которым в результате обучения в школе необходимо регулярно выполнять задания, дано научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда нужно, а не тогда, когда нравится. При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность, критичность мышления. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются варианты решения, дети учатся обосновывать, доказывать, рассказывать свои суждения.

Младшие школьники регулярно ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные умозаключения, отсюда и третий вид мышления – словесно-логический, более высокий по сравнению с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением детей дошкольного возраста.

С учётом этого был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении уровня развития вербального мышления младшего школьника и влияние его на успеваемость.

Задачи:

1. Провести диагностику уровня развития вербального мышления в 1,2,3,4 классах.

2. Проанализировать полученные данные и оценить возможность влияния вербального мышления на успеваемость.

3. Проследить динамику развития вербального мышления каждый образовательно-возрастной период.

Для диагностики были использованы субтесты Ф. Замбацявичене.

Особенности словесно-логического мышления исследуются с помощью 4 субтестов, каждый из которых включает 10 заданий. Субтест I позволяет выявить осведомленность ребенка, субтест II — сформированность понятий, субтест III — владение логическими операциями при решении задач на аналогии, субтест IV — возможность подведения двух понятий под общую категорию (обобщение).

Результаты исследования представлены в таблицах: Слайд 6

№1 «Уровень вербального мышления по классам».

1 класс / 26

2 уч.

17 уч.

7 уч.

2 класс / 25

5 уч.

15 уч.

5 уч.

3 класс / 25

11 уч.

11 уч.

3 уч.

4 класс / 27

13 уч.

12 уч.

2 уч.

Наглядно представлено в диаграмме.

№2 « Диаграмма уровня мышления по классам» Слайд 7

№3 Слайд 8

Из таблиц видно, что уровень вербального мышления в 1 классе достаточно низкий (всего 8% детей имеет высокий уровень мышления), а к концу 4 класса он уже составляет 48%. Наибольший скачок роста вербального мышления происходит во 2 и 3 классе. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается мышление оперирующее понятиями.Уже со второго года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Таким образом, можно предположить, что 2 и 3 годы обучения являются решающими в умственном развитии младшего школьника. С переходом на каждый следующий образовательно-возрастной этап происходит усиление роли вербальных компонентов в обучении. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Вместе с тем известно, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное. Различия в мышлении детей требуют индивидуализации подбора заданий, упражнений, выполняемых в процессе познавательной деятельности, учета их специфики и направленности на развитие той или иной функции мышления.

Из таблицы № 4 « Сравнительный анализ успеваемости и уровня мышления» видно, что:

Слайд 9

вербальный интеллект определяет успешность учения. В педагогической психологии давно замечена связь уровня развития интеллекта с успеваемостью. Согласно Векслеру вербальный интеллект сильнее связан с уровнем учебной успеваемости, чем невербальный.

Поэтому можно сделать следующие выводы: Слайд 10

1. В младшем школьном возрасте отмечается тенденция к некоторому преобладанию невербального компонента в умственном развитии, которое гораздо сильнее выражено в группе слабоуспевающих учащихся. С возрастом (к концу начальной школы) наблюдается тенденция к снижению темпов развития невербального мышления и на передний план выступает более интенсивное развитие вербального мышления под влиянием обучения.

2. В процессе обучения происходит увеличение независимости и самостоятельности в развитии двух форм мышления (вербального и невербального).

3. Можно сказать, что вербальная и невербальная составляющие мышления тесно связаны друг с другом и входят в одну целостную систему умственного развития.

4. Уровень и особенности умственного развития, сложившиеся в младшем школьном возрасте, являются основой для дальнейшего обучения. Чем раньше и интенсивнее мы начнём развивать вербальное мышление с учётом индивидуальных особенностей учащихся, тем успешнее будет обучение ребёнка в дальнейшем (в среднем звене).

Если ребёнок итак учится хорошо, то такая работа позволит подготовить его к различным конкурсам, олимпиадам, позволит ему расти дальше (работа с одарёнными детьми). А если ребёнок слабоуспевающий, поможет ему успешнее учиться.

Итак, вербальное мышление полезно развивать. А как?

Вот несколько таких игр со словами, что подходят и для компании, и для пары участников, и даже для одного. Слайд 11,12

Неожиданная аббревиатура

Участники на карточках пишут по одному слову, а потом случайным порядком выбирают себе одну. За фиксированное время ( например, за 1 минуту) каждый составляет хотя бы одну фразу из слов, первые буквы которых входят в состав доставшегося по жребию слова. Например, слово МОЗГ: Мрак Охватил Задумавшегося Гения или Мария Отправилась Зарабатывать Гроши. Можно усложнить задачу, определив тему, которой должны соответствовать составляемые фразы.

Инакомыслие Слайд 13

Оглядите помещение в котором находитесь. Каждый предмет, на который упадёт взгляд, попробуйте назвать иначе: дверь-открывалка, стекло – прозрачка ит.п. В группе можно выбрать 3-5 предметов и соревноваться, кто больше сочинит для них названий.

Что бы это значило? Слайд 14

Участники по очереди называют бессмысленное слово, а остальные придумывают для него значения. Например: БАМБУТИРАК, КРУМПИШЕН и т.д. Другой вариант: бессмыслицы должны иметь форму прилагательного, значения которого участники записывают на листках, а потом озвучивают, сравнивая: КВАДРАПИЛЬНЫЙ, СИНКАРАЛЬНЫЙ и т.д

Встреча с инопланетянином Слайд 15

Участникам предлагаются слова и (или) выражения из обихода, задача – объяснить их назначение «инопланетянину», который совершенно не знаком с этими вещами. Например: вода, картофель, драка, мечта…

И более сложные задания:

Чтение

К слову сказать, оно бывает разным: развлекательным или познавательным. Первое требует максимального использования воображения, второе – тщательной концентрации внимания. Читающие медленно делают глазами мелкие частые прыжки, охватывая небольшие участки текста при фиксации зрения. А те, что быстро – реже перемещают взгляд, вбирая им большие фрагменты страницы. Похоже, что они её читают сверху вниз, а не построчно слева направо. Так что если вы попытаетесь, взяв газету или журнал, захватывать взглядом всё больше слов, это поможет развитию вербального мышления.

Регулирование мысленного монолога

Ежедневно и ежечасно мы пребываем в мысленном потоке. Только понаблюдайте, как внутри вас работает «словомешалка», практически не останавливаясь ни на минуту. И не так уж она безобидна, поскольку препятствует эффективному мышлению и провоцирует неизвестно откуда берущуюся усталость. А избавление от нее освежает мозг, освобождает ум. Одна из техник: сосредоточение на мысленном счете в ритме дыхания от 1 до 10. Главное условие: только считать и ни о чем не думать. Как только появляется мысль, счет начинается сначала. «О, у меня получается!» – это тоже мысль. Попробуйте выполнять это упражнение хотя бы в течение минуты, и оцените, как будете себя чувствовать.

Кластеризация Слайд 16,17

Что это такое, давайте рассмотрим примеры. Возьмем тему, например, урок. Запишем это слово в центре листа бумаги и обведем рамочкой (круглой, квадратной, прямоугольной – не принципиально). Затем начинаем, не задумываясь, писать на листе бумаги мысли, чувства и ассоциации, связанные с этим понятием. Записав, каждое слово обведем отдельной рамкой. А потом линиями или стрелками обозначим связи между ними. Взглянув на результат, вы без труда удостоверитесь, что организовали свои мысли. Весьма полезная техника для выбора решения, планирования и т.п.

Выполнение таких упражнений не только окажет стимулирующее воздействие на развитие вербального мышления, но будет способствовать развитию творческого мышления, формировать индивидуальные особенности ребёнка, пробуждать интеллектуальные эмоции. Слайд 18

ЛИТЕРАТУРА

1. Галанжина E.С. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников. // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. – Курск, 2001.

2. В.П. Сергеева. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. Москва, 2002.

3. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа – 1994 – №11

4. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. М.: 1991.

5. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., Просвещение, 1987.

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

7. Пономарёва В.Статьи.

Источник