Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка thumbnail

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Вербальное и невербальное общение

Вербальный и невербальный способ общения – это то, из чего складывается ежедневное существование человека, причем не важно, находится ли он в обществе людей или читает книгу либо работает перед экраном монитора. Это способность выражать свои мысли и понимать мысли и чувства других, возможность учиться и передавать знания будущим поколениям.

Что такое вербальное общение?

Под вербальной коммуникацией (общением) подразумевается использование слов для устной или письменной речи. Из слов формируется язык, суть которого — дать возможность каждому человеку высказаться, раскрыть свои мысли и чувства.

Под вербальными способами ведения коммуникации понимается cпособность человека говорить, что является результатом мозговой деятельности. Это одно из отличий, в части коммуникаций, человека в обществе от животного в природе.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику).

По мнению психологов, человек при общении до 70% информации передает собеседнику или получает от него за счет невербальных сигналов.

Человек устроен таким образом, что он не может полностью контролировать собственный «язык тела». Сдерживать невербальные импульсы возможно только непродолжительное время. Например, оратор, выступающий перед аудиторией, может казаться ярким и уверенным в себе человеком, однако в жизни быть тихим и стеснительным.

Вербальное и невербальное общение – это 2 половины одного целого, роль которых в жизни каждого человека дополнять друг друга, поскольку не всегда слова могут точно передать мысль. Смысл сказанного может кардинально поменяться, в зависимости от тона или выражения лица собеседника.

Невербальные знаки человек может считывать интуитивно. Поэтому так часто возникает ситуация, когда после или во время общения появляется недоверие к собеседнику без видимых на то причин. Это происходит потому, что мозг улавливает не только слова, но и весь спектр невербальных сигналов. Проблема только в том, что происходит это на неосознанном, инстинктивном уровне.

Элементами невербальной коммуникации являются:

– жесты, телодвижения;

– осанка;

– выражение лица;

– контакт глазами;

– пространство, разделяющее говорящих;

– частота дыхания;

– одежда.

Различия между видами общения.

Вербальные и невербальные коммуникации, несмотря на прочную взаимосвязь, имеют существенные отличия. Вербальное общение в отличие от невербального человеку проще контролировать и оно более осознанно. В тоже время невербальные проявления часто совершаются автоматически. Человеку не просто специально планировать, какие жесты он будет производить во время разговора. Одни и те же невербальные проявления в разных ситуациях могут означать разное. Это может зависеть от национальных особенностей людей, личных привычек человека и ситуации.

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

Вербальное и невербальное общение в деле развития детей имеет первостепенное значение, позволяющее раскрыть способности и характер ребенка, избавить от робости и придать уверенности в себе.

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

От манеры разговаривать с малышом будет зависеть, как быстро ребенок станет говорить, как хорошо будет понимать родителя или воспитателя и запоминать информацию. Основные правила, на которые следует обращать внимание взрослому при разговоре с ребенком, следующие.

Говорить нужно спокойным негромким голосом. Слишком тихий или громкий голос будет вызывать у ребенка напряжение и, соответственно, информация будет усваиваться сложнее.

Хорошая дикция – залог того, что ребенок будет правильно понимать речь взрослого. Если имеют место особенности в речи родителя, которые могут помешать правильному восприятию его слов, то нужно следить, чтобы слова произносились разборчиво. Например, этого можно достичь, говоря медленнее. Чем меньше ребенок, тем ниже должна быть скорость речи у взрослого, чтобы он мог понимать, что ему говорят.

Разговаривая с ребенком нужно уделять внимание интонации. Логические ударения покажут ребенку, на что, из того, что он слышит от взрослого, нужно обратить особое внимание. Психологические паузы и интонационное выделение речи позволяют сделать речь или рассказ ярким и запоминающимся.

С детьми важно играть в игры, в которых тренируется вербальные и невербальные способы общения между собой и взрослыми. Движения под музыку позволяют развивать гибкость, пантомимику, способствуют самовыражению. Ребенок учится слушать и слышать музыку.

Специалисты рекомендуют в течение дня делать перерывы в занятиях ребенка для недолгой зарядки. Даже 5 минут физических упражнений снимут излишнее эмоциональное напряжение. С дошкольниками следует играть в игры, в которых нужно описать событие, действие или предмет без использования речи.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2.Динамические паузы и физ. минутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры-пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.

Читайте также:  Развитие речи ребенка раннего возраста средствами сенсорных игр

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением? Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.

Коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют речь, мимика и пантомимика, жесты, интонация.

Дети дошкольного возраста очень чутки к речевым особенностям педагога ДОУ.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у дошкольников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. Педагогу ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей: старший дошкольник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Элементами невербальной коммуникации являются:

– жесты, телодвижения;

– осанка;

– выражение лица;

– контакт глазами;

– пространство, разделяющее говорящих;

– частота дыхания;

– одежда.

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2.Динамические паузы и физ. минутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры — пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.

Мы вам предлагаем включить эти игры в общение с вашими детьми.

Игра «Кому трон, кому пень»

Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:

а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);

б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);

в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);

г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);

д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

2. Игра «Люблю – не люблю»

Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Игра «Сказочная пантомима»

    Водящий произносит фразу из сказки, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:

    – О горе мне, горе.

    – Ах, какой счастливый день!

    – Как выпрыгну, как выскочу, полетят клочки по закоулочкам!

    – Какой чудесный пень, какой чудесный день!

    – Тянут-потянут и вытянули репку!

    4. Игра «Прочитай письмо»

    «Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо, и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

    Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

    Игра «Веселые мартышки»

      А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной:

      Мы веселые мартышки,

      Мы играем громко слишком

      Все в ладоши хлопаем

      И ногами топаем.

      Надуваем щечки,

      Скачем на носочках.

      И друг другу даже

      Языки покажем.

      Оттопырим ушки,

      Хвостик на макушке,

      Пальчик поднесем к виску,

      И подпрыгнем к потолку.

      Шире рот откроем «А»,

      Рожицы состроим.

      Как скажу я слово «три»,

      Все с гримасою замри.

      Дети изображают необычную позу и выражение лица. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

      Источник

      Общение взрослых с маленькими детьми — это многогранный процесс. Непосредственно словами при этом доводится до них лишь мизерная часть информации. По данным ученых, их доля составляет не более 7 процентов. Весь остальной процесс взаимодействия взрослого человека с маленьким — это так называемый язык тела. 

      Он включает в себя определенные позы, мимику, жесты. Все это относят к невербальным способам общения, которые должны освоить не только детские психологи или воспитатели в детских садах, но и родители. Такая форма подачи информации эффективно влияет на все стороны развития ребенка в долгосрочной перспективе:

      Читайте также:  Факторы влияющие на развитие двигательной сферы ребенка с нарушениями ода

      • на их отношение к взрослым и сверстникам,
      • на поведение,
      • на понимание и усваивание информации,
      • на восприятие детей со стороны других людей.

      В конечном счете все это определяет будущее ребенка, его социализацию, перспективы. Невербальная форма подачи различных инструкций, советов, указаний, да и просто полезных сведений, как оказалось, может играть решающую роль. По этой причине модель поведения родителей должна быть тщательно выверена и просчитана, если они не хотят получить неожиданный и не всегда позитивный результат. 

      Влияние звуков на развитие ребенка

      Известно, что новорожденные и маленькие дети позитивно реагируют на мамин голос. Они его очень быстро запоминают, узнают среди множества других, определяют разные интонации. Познание жизни в этом возрасте идет именно через восприятие тональности маминого голоса и его интонаций.

      Более того, ученые утверждают, что именно мамин голос учит ребенка структурировать человеческую речь. Через его интонации малыш учится определять начало и завершение слогов, слов и предложений. Кроме того, научно подтверждено, что высокий тон голоса активнее стимулирует детей к общению. Именно поэтому они реагируют, прежде всего, на голос мамы, а не папы.

      Для малыша, который обладает небольшим лексическим запасом и пока не в состоянии распознавать значение многих слов, существенное значение имеет, когда родители показывают свою реакцию на общение с ним при помощи звуков. Такой голосовой реакцией можно выразить согласие, одобрение/неодобрение, заинтересованность, строгость, негативную оценку. Ребенок легче воспринимает это и принимает как руководство к действию.

      В любом возрасте дети легче воспринимают информацию, если разговор идет при общении на уровне его глаз. Они при этом более восприимчивы к звуковым волнам и в прямом смысле этого слова не пропускают сказанное взрослыми мимо ушей. Не случайно для эффективности преподавания психологи часто рекомендуют учителям давать учебный материал, находясь с учениками на одном уровне.

      Как родителям следует двигаться при общении

      Как родителям следует двигаться при общении

      Невербальное общение выражается не только интонацией и звуками. Психологическое и творческое развитие ребенка идет более активно, если взрослые при этом правильно применяют жесты или занимают подходящие позы. 

      Не забывайте, что родители кажутся малышу огромными. Неосторожную позу или резкое движение он может посчитать угрожающими и пугающими. Если это часто повторяется, взрослые, сами того не желая и порой даже не подозревая об этом, могут выработать у ребенка стойкий страх. А с учетом того, что он просто не понимает, почему против него задействована такая агрессия и угроза, малыш может замкнуться в себе, отдалиться от родных.

      Чтобы этого не произошло, необходимо контролировать свои жесты и принимаемые позы. Оптимальное расстояние между маленькими детьми и взрослыми при общении может составлять до 60 см. Чем старше ребенок, тем больше становится эта дистанция, а личное пространство подростка увеличивается, подчеркивая его самостоятельность. Принудительное сокращение такого пространства неизбежно будет восприниматься как угроза.

      Успешное развитие ребенка стимулируется в том числе и невербальным поощрением. Свою поддержку и одобрение можно выразить очень простыми жестами — кивнуть головой, поднять вверх большой палец или, например, для подростков отметить их достижения двумя пальцами, сложенными в букву V (виктория). Использование таких жестов не требует от взрослых значительных усилий или траты времени, но оказывается очень важным для взаимопонимания в семье.

      Готовность к общению, желание выслушать ребенка выражает и поза, которую выбирают при этом родители. Если мама при этом мечется по кухне или выполняет какие-то другие движения, то доверительного общения не получится. Заинтересованность в беседе нужно показать ребенку определенной позицией. Не стоит скрещивать ноги и руки, обнимать себя за плечи или колени. Поза должна быть открытая, развернутая в сторону ребенка, приглашающая к разговору.

      Источник

      Консультация для родителей «Вербальные и невербальные виды общения».

      Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и представляет сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час, а педагог еще больше.

      Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности значительное количество (по некоторым данным 40 – 50 %) не говорящих детей. Это предъявляет особые требования к педагогам ДОУ, к организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.

      В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. «Говорите с ребенком как больше и чаще», – такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного воспитания

      В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

      В традиционной системе воспитания некоторые родители часто забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугивают детей. Не считаются антипедагогичными «ярлыки»: неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец.

      Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

      Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят к неверию в собственные силы.

      Педагоги в общении с родителями и другими людьми должны знать основные средства и функции общения. Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

      Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относятся человеческая речь. Языки используются с самых различных функциях:

      • Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения.
      • Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
      • Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки.
      • Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретают звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
      • Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
      • Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми.
      • Этническая. Язык как средство объединение народа.
      Читайте также:  Календарь развития ребенка от рождения до 5 лет

      Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

      • Говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
      • Слушание – восприятие содержания звуковой речи;
      • Письмо – фиксация содержания речи на бумаге;
      • Чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

      С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.

      К невербальным средствам общения относятся:

      • Жестика;
      • Мимика;
      • Пантомимика.

      Жестика. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Исследователями замечено, что в течении 1 часа финны жестикулируют 1 раз, французы -20, итальянцы_80, мексиканцы -180.

      Мимика. Мимика – это движение мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что пи неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

      Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

      Походка – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают непринужденную позу. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой.

      Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринимает из такой позы, не усваивается собеседником.

      Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

      Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника, и наклонится в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад.

      Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п..Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

      Обмен рукопожатиями- много говорящий жест, известен с древних времен.

      Рукопожатия делятся на три вида:

      • Доминирующее (рука сверху, ладонь направлена в низ);
      • Покорное (рука с низу, ладонь развернута вверх);
      • Равномерное.

      Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

      Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

      Ребенок впервые оказывается в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведет: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Все впитывается в его разум. Принимая детей младшей группы, мы используем словесные и несловесные методы: поддерживающий теплый взгляд, добрая улыбка, иногда легкие прикосновения, поглаживания. Это помогает расположить ребенка, поддержать его в период адаптации к детскому саду.

      Заповеди для родителей и воспитателей.

      • Детей учит то, что их окружает.
      • Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
      • Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
      • Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
      • Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
      • Если к ребенку часто бывают снисходительными – он учится быть терпеливым.
      • Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
      • Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
      • Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
      • Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
      • Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
      • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

      Упражнение «Мимическая гимнастика»

      Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

      Инструкция: представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем языка, но как как-то надо понять иностранцев.

      Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

      1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.
      2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
      3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
      4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
      5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
      6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
      7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой).

      Источник