Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Вербальное и невербальное общение

Вербальный и невербальный способ общения – это то, из чего складывается ежедневное существование человека, причем не важно, находится ли он в обществе людей или читает книгу либо работает перед экраном монитора. Это способность выражать свои мысли и понимать мысли и чувства других, возможность учиться и передавать знания будущим поколениям.

Что такое вербальное общение?

Под вербальной коммуникацией (общением) подразумевается использование слов для устной или письменной речи. Из слов формируется язык, суть которого — дать возможность каждому человеку высказаться, раскрыть свои мысли и чувства.

Под вербальными способами ведения коммуникации понимается cпособность человека говорить, что является результатом мозговой деятельности. Это одно из отличий, в части коммуникаций, человека в обществе от животного в природе.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику).

По мнению психологов, человек при общении до 70% информации передает собеседнику или получает от него за счет невербальных сигналов.

Человек устроен таким образом, что он не может полностью контролировать собственный «язык тела». Сдерживать невербальные импульсы возможно только непродолжительное время. Например, оратор, выступающий перед аудиторией, может казаться ярким и уверенным в себе человеком, однако в жизни быть тихим и стеснительным.

Вербальное и невербальное общение – это 2 половины одного целого, роль которых в жизни каждого человека дополнять друг друга, поскольку не всегда слова могут точно передать мысль. Смысл сказанного может кардинально поменяться, в зависимости от тона или выражения лица собеседника.

Невербальные знаки человек может считывать интуитивно. Поэтому так часто возникает ситуация, когда после или во время общения появляется недоверие к собеседнику без видимых на то причин. Это происходит потому, что мозг улавливает не только слова, но и весь спектр невербальных сигналов. Проблема только в том, что происходит это на неосознанном, инстинктивном уровне.

Элементами невербальной коммуникации являются:

– жесты, телодвижения;

– осанка;

– выражение лица;

– контакт глазами;

– пространство, разделяющее говорящих;

– частота дыхания;

– одежда.

Различия между видами общения.

Вербальные и невербальные коммуникации, несмотря на прочную взаимосвязь, имеют существенные отличия. Вербальное общение в отличие от невербального человеку проще контролировать и оно более осознанно. В тоже время невербальные проявления часто совершаются автоматически. Человеку не просто специально планировать, какие жесты он будет производить во время разговора. Одни и те же невербальные проявления в разных ситуациях могут означать разное. Это может зависеть от национальных особенностей людей, личных привычек человека и ситуации.

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

Вербальное и невербальное общение в деле развития детей имеет первостепенное значение, позволяющее раскрыть способности и характер ребенка, избавить от робости и придать уверенности в себе.

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

От манеры разговаривать с малышом будет зависеть, как быстро ребенок станет говорить, как хорошо будет понимать родителя или воспитателя и запоминать информацию. Основные правила, на которые следует обращать внимание взрослому при разговоре с ребенком, следующие.

Говорить нужно спокойным негромким голосом. Слишком тихий или громкий голос будет вызывать у ребенка напряжение и, соответственно, информация будет усваиваться сложнее.

Хорошая дикция – залог того, что ребенок будет правильно понимать речь взрослого. Если имеют место особенности в речи родителя, которые могут помешать правильному восприятию его слов, то нужно следить, чтобы слова произносились разборчиво. Например, этого можно достичь, говоря медленнее. Чем меньше ребенок, тем ниже должна быть скорость речи у взрослого, чтобы он мог понимать, что ему говорят.

Разговаривая с ребенком нужно уделять внимание интонации. Логические ударения покажут ребенку, на что, из того, что он слышит от взрослого, нужно обратить особое внимание. Психологические паузы и интонационное выделение речи позволяют сделать речь или рассказ ярким и запоминающимся.

С детьми важно играть в игры, в которых тренируется вербальные и невербальные способы общения между собой и взрослыми. Движения под музыку позволяют развивать гибкость, пантомимику, способствуют самовыражению. Ребенок учится слушать и слышать музыку.

Специалисты рекомендуют в течение дня делать перерывы в занятиях ребенка для недолгой зарядки. Даже 5 минут физических упражнений снимут излишнее эмоциональное напряжение. С дошкольниками следует играть в игры, в которых нужно описать событие, действие или предмет без использования речи.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2.Динамические паузы и физ. минутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры-пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.

Читайте также:  Развитие эпилептоидной психопатии у ребенка происходит вследствие по типу

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Консультация для родителей «Вербальные и невербальные виды общения».

Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и представляет сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час, а педагог еще больше.

Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности значительное количество (по некоторым данным 40 – 50 %) не говорящих детей. Это предъявляет особые требования к педагогам ДОУ, к организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. «Говорите с ребенком как больше и чаще», – такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного воспитания

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

В традиционной системе воспитания некоторые родители часто забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугивают детей. Не считаются антипедагогичными «ярлыки»: неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец.

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят к неверию в собственные силы.

Педагоги в общении с родителями и другими людьми должны знать основные средства и функции общения. Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относятся человеческая речь. Языки используются с самых различных функциях:

  • Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения.
  • Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
  • Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки.
  • Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретают звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
  • Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
  • Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми.
  • Этническая. Язык как средство объединение народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

  • Говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
  • Слушание – восприятие содержания звуковой речи;
  • Письмо – фиксация содержания речи на бумаге;
  • Чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.

К невербальным средствам общения относятся:

  • Жестика;
  • Мимика;
  • Пантомимика.

Жестика. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Исследователями замечено, что в течении 1 часа финны жестикулируют 1 раз, французы -20, итальянцы_80, мексиканцы -180.

Мимика. Мимика – это движение мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что пи неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают непринужденную позу. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой.

Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринимает из такой позы, не усваивается собеседником.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника, и наклонится в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п..Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Читайте также:  Классическая музыка для развития ребенка

Обмен рукопожатиями- много говорящий жест, известен с древних времен.

Рукопожатия делятся на три вида:

  • Доминирующее (рука сверху, ладонь направлена в низ);
  • Покорное (рука с низу, ладонь развернута вверх);
  • Равномерное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Ребенок впервые оказывается в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведет: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Все впитывается в его разум. Принимая детей младшей группы, мы используем словесные и несловесные методы: поддерживающий теплый взгляд, добрая улыбка, иногда легкие прикосновения, поглаживания. Это помогает расположить ребенка, поддержать его в период адаптации к детскому саду.

Заповеди для родителей и воспитателей.

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
  • Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
  • Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительными – он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  • Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
  • Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
  • Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем языка, но как как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой).

Источник

Особенности социально-коммуникативного
развития детей с нарушением интеллекта

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Окользина Наталья Михайловна

Организация: МБДОУ № 9

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Салават

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, занять свое место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Вопросам коммуникативной деятельности детей разного возраста сегодня посвящено огромное количество исследований, однако проблема общения детей с нарушением интеллекта освещена довольно слабо.

Общение играет огромную роль в психическом развитии детей. Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир.

Усилия педагогов, психологов, государства и общества в целом направлены на  социализацию детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Большое значение придается подготовке таких детей к школе, где ведущую роль играет наличие навыков общения со сверстниками и со взрослыми.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

В нашем  ДОУ  воспитываются дети с нарушением интеллекта, с разными диагнозами, неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, которые  проявляются в аутизации, агрессивности, нарушении поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искаженных процессов социализации.

У детей посещающих  наш детский сад  несформированны познавательные процессы,  следовательно, они получают не совсем полные, а порой даже неправильные, обманчивые представления о предметах и явлениях окружающей действительности.   При интеллектуальных нарушениях уже первая ступень познания – восприятие – является нарушенной. Таким детям  требуется намного больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал,  они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, элементами и пр.

Значительно позже своих обычных сверстников  такие  дети начинают различать цвета, геометрические фигуры, эталоны. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета, целостное восприятие картинок и изображений.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. С трудом привлекается внимание, оно  отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабое внимание препятствует достижению любой цели, даже игровая деятельность затруднена.  Запас сведений и представлений об окружающем крайне мал.

Страдает координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, зачастую обнаруживается моторная недостаточность. У одних двигательное недоразвитие, у других повышенная подвижность.

Развитие навыков самообслуживания значительно отстает.  Некоторые дети нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.

У детей с нарушением интеллекта, как правило, наблюдается недоразвитие речи разной степени. Прежде всего, появление речи значительно запаздывает. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанной интонацией. У других речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Такие дети  плохо понимают чужую речь,  они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями.  Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Читайте также:  Шестой месяц развития ребенка девочки

Дети с нарушением интеллекта чаще всего нелюбознательны, не дружелюбны, у них отсутствует интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками.

Психофизическое развитие детей  с нарушением интеллекта характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения и воспитания. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладает непроизвольное внимание, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные средства общения, которые активно используются в работе специалистами нашего ДОУ.

Вербальные средства общения  –  это общение с помощью речи. В процессе работы  мы приспосабливаем свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показываем ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в разговор или поддержать его.  Особенно важно знать, какие игры, занятия и  ситуации способны подтолкнуть его к общению,  проявлять внимание к тому, что он пытается выразить, реагировать на эти попытки.

Невербальное общение.  Есть в нашем саду дети, которые не умеют говорить, в этом случае мы обучаем их  невербальным средствам общения.

Контакт глаз,  взгляд, выражение лица, мимика, пантомимика,  жесты, общий стиль поведения, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнеру – являются важнейшим фактором неречевого воздействия. Этому дети постоянно обучаются на занятиях педагогов,  в  совместно – игровой  и произвольной   деятельности.

Как помочь детям с нарушением интеллекта в общении?

Развитие и совершенствование навыков общения у детей с нарушением интеллекта на разных этапах жизни – от рождения до взрослости – требует  от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения.  Педагоги и родители должны вести усиленное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.

Различные занятия, упражнения и использование предметов обихода приносят немалую пользу в этом направлении. Таких детей зачастую надо учить всему, даже улыбаться. Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения.

С детьми с нарушением нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, озвучивая и называя каждое действие, которое  производится (комментировать). Нужно постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению.

Общение – это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу. Ребенок  на  занятиях педагогов  учится не только говорить, но и слушать слова других  людей. Ему всегда следует давать  больше времени  на ответ.

Во время занятий  с особенными детьми основной упор делается на развитие организованности и выдержки, подавляя желание «А я хочу!» отвлечением, убеждением или игнорированием его требований. У детей постепенно развиваются умения адекватно вести себя в детском саду, дома и в общественных местах.

В процессе работы мы ориентируемся  на возможности детей посещающих ДОУ, а именно: развиваем у них способность познавать себя,  заботиться о себе; обучаем умению концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих; развиваем восприятие речи, ориентировку в окружающем мире, социальных отношениях; тренируем умения применять навыки общения в повседневной жизни.

Формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников.  Эта задача решается на  индивидуальных и групповых занятиях учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя.  Дальнейшее решение этой проблемы происходит в свободной деятельности детей и под руководством воспитателей  и во многом зависит от личности педагога и его качеств.

Организуя коррекционно – развивающую работу  с детьми с нарушением интеллекта, мы понимали, что эффективность проводимой в данном направлении работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно было бы сочетать  психологическую, педагогическую  и  другие виды помощи.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности нарушений   и диагнозов детей. Длительность коррекционной работы для каждого воспитанника определяется индивидуально, в зависимости от его особенностей, возраста и скорости накопления адаптивных возможностей. Анализ состояния и примерный уровень развития  ребенка определяется комплексно,  всеми специалистами, именно он служит основой для разработки индивидуального плана коррекционной помощи. Работа специалистов во многом переплетается. Они дополняют друг друга, но не заменяют. Все ищут пути облегченной коммуникации, с ребенком, при этом каждый педагог выполняет свои функции и использует свой инструментарий.

Мы находимся в состоянии постоянного поиска интересных результативных методов работы с такими особенными детьми.

Список литературы

  1. Безрукова Е.З., Забрамная  С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. –  Свердловск, 1974.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.
  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь  детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2001.
  4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред.  пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособ. Для студ. Высш.пед. учеб заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.
Опубликовано: 03.11.2016

Источник