Веракс развития ребенка дошкольника по фгос
Виктория Лаптева
«Овладение методикой работы с детьми по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
В течении учебного года дети 2 младшей средней группы развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали положительную динамику развития. Воспитательно-образовательный процесс ориентирован на реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой.
Образовательная деятельность группы осуществлялась, исходя из годовых задач и в соответствии с годовым планом работы ДОУ.
Поставленные цели и овладение методикой работыдостигались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения.Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, хуожественно-эстетическое.
Систематически, в первой половине дня с детьмипроводилась организованная образовательная деятельность по следующим областям:
– образовательная область «Социально-коммуникаивное развитие»;
– образовательная область «Познавательное развитие»;
– образовательная область «Речевое развитие»;
– образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;
– образовательная область «физическое развитие».
При проведении образовательной деятельности использовались, как традиционные методы работы (например, наблюдение, беседа, сравнение, индивидуальная работа, так и нетрадиционные методы работы (в занятия включались пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, речевые игры).
Положительное влияние на процесс обучения и овладения методикой работы с детьми оказало сотрудничество воспитателя и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, анализ усвоения детьми программногоматериала показал следующие результаты:
-Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Беседы проходили во второй половине дня. В ходе беседу детей формировалось элементарное представление о том, что такое хорошо и, что такое плохо («Ссориться не будем», «Как поступить!» и др.). Мы старались создать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного и заботливого отношения к окружающим.
Велись также беседы о безопасном поведении на проезжей части улицы («Правила и безопасность дорожного движения», «Осторожно на дороге», рассматривание макета дороги с дорожными знаками, обыгрывание различных ситуаций на проезжей части.
Социально-коммуникативное развитие осуществлялось и через игру. В ходе сюжетно-ролевых игр,таких как : «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин» у детей формировалось доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, учились разрешать конликты.
Также важным направлением в этой области является патриотическое воспитание.В этом направлении мы провели следующие мероприятия: утренник, посвященный Дню Защитника Отечества; тематические выставки рисунков и поделок, изготовленные с родителями ко Дню Защитника Отечества, дню Победы, Пасхе. Для родителей были подготовлены папки-передвижки с информацией и интересных фактах о данных праздниках.
Рассматривание иллюстриций из книг о войне и военнной технике, беседы о защитниках нашей Родины, чтение художественной литературы («Похождение жука-носорога», «Волшебное колечко» К. Паустовского, заучивание наизусть стихотворений А. Барто «Кораблик», «Самолет построим сами», «Мы мужчины» также способствовало социально-коммуникативному развитию детей.Осуществлялась продуктивная деятельность: «Летящие самолеты», «Звезда», «Корабль», «Флажки».
С детьми проводились беседы о семье, семейных традициях и праздниках (Пасха, Масленица и др.) , детском саде.
Трудовое воспитание является неотьемлемой частью социально-коммуникативного развития детей. У нас в группе ежедневно организуются трудовые поручения для ребят в группе и на улице во время прогулок (организация коллективного труда по уборке игрушек в группе, организация труда с небольшими группами детей, организация ручного труда). Благодаря этому закладывается базовая основа трудовых умений детей и представления о труде взрослых, разнообразии профессий.
Важным фактором в воспитании ребенка, в приобретении им социализации является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Поэтому одной из главных наших задач является сотрудничество «педагог-дети-родители».
– Образовательная область «Познавательное развитие»:
Эта область включает в себя развитие познавательно-исследовательской деятельности. У детей 2 младшей средней группы исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов, эксперементирование и наблюдние.Эксперементирование осуществляется во всех сферах деятельности: во время приема пищи, на занятиях, в игре, на прогулке, во время сна, умывания. Проводили простейшие опыты с водой, напримет, «Почему осенью бывает грязь?». Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» (пробует на вкус, нюхает, щупает и т. д.). Также мы используем обьекты для экспериментирования и упорядочивания, находящиеся как бы на границе между познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью – разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. Этот материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными процессами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики рук.
На занятиях знакомились со свойствами и качеством разных материалов (дерево, бумага, ткань,стекло, металл).
С детьми выполняем простые действия, например, выкладывание картинок с теми явлениями природы, которые наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляем последовательность одевания и на кукле, и по схеме, и при одевании на прогулку («Оденем куклу Машу на прогулку»). В этом возрасте нам необходимо сформировать навыки самообслуживания. Также дети приобрели навыки классииицирования предметов (одежда-обувь; посуда-чайная, столовая,кухонная).
Для формирования сенсорных навыков используем различные мозаики, шнуровки, втулки, вкладыши, а также настольно-печатные игры и пазлы. В развитии конструктивных форм мышления используем строительный материал. Дети учились строить элементарные постройки, и на своем опыте убеждались, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путем эксперементирования они приходят к правильной постройке башни, гаража и др. сооружений. Также используем игровые технологии – дидактические игры,например: «Времена года», «Из чего это сделано?», «Помоги найти маму», «Где чей домик?», «Уютный домик», «Часть и целое» и др.
Еще мы играем в словесные игры: «Сьедобное-несьедобное», «Кто как кричит», «Что лишнее», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо» и другие, которые развивают у детей внимание, воображение, повышают знания детей об окружающем мире.
На занятиях по ФЭМП ребята закрепляли умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам. Освоили знание геометрических фигур и форм.
– Образовательная область «Речевое развитие»:
Основными задачами в этой области является развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
На занятиях по развитию речи, следуя программе, мы используем различные методы обучения. Используя, метод опосредованного наблюдения, мы рассматриваем с детьми картины и игрушки, описываем их и составляем маленькие рассказы. Применяя наглядные методы (непосредственное наблюдение и его разновидности,проводим наблюдение в природе: за птицами, погодными условиями, деревьями, растиниями, насекомыми. Используя словесные методы, читаем художественные произведения, рекомендованные программой, заучиваем наизусть стихотворения, учимся пересказывать знакомые им сказки и рассказы;беседуем: на тему недели, интересующие вопросы детей на сложившуюся ситуацию в группе, без опоры на наглядный материал, например, на такую тему «Как вы провели выходные?», «Как прошел твой день рождения?».
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Пересказываем сказки, тем самым формируя звуковую выразительность речи, дикцию, фонематическое восприятие, словарь. Ребятам нравятся настольные и пальчиовые театры.Особенно любимые: «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Репка». Пэтому стараемся показывать игры-драматизации, театрализованные игры.
На протяжении учебного года продолжаем помогать общаться детям друг с другом посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари). В играх и в быту направляем ребят, чтобы посредством речи налаживали контакты друг с другом, говорить «спасибо», «здраствуйте», «до свидания».
К концу учебного года дети стали проявлять инциативу в общении, у них пополнился словарный запас, устная, диалогическая и монологическая речь стала более насыщенной, а это является характеристиками основных задач программы.
– Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
В своей работе мы используем разные формы организации художественно-эстетической деятельности. Это игры, праздники, развлечения, индивидуальная работа. Работу в этой области строим на основе рабочей программы. В группе дети занимаются продуктивными видами деятельности на ООД, на индивидуальной работе, в творческой мастерской, в свободной самостоятельной деятельности. В творческой мастерской и на индивидуадьных занятиях помимо уже знакомых карандашей, дети осваивают различные техники рисования. С помощью красок учатся передаче формы и цвета предмета. Усложнение техники рисования карандашом позволяет более детализировать рисунки, научиться выделять части предмета.
Созданная в группе предметно-пространственная среда спосбствует познавательному развитию интереса к миру исскуства; навыков изобразительной, музыкальной, театральной деятельной, творчеству.
Для художественно-эстетического развития, знакомим детей с основой отечественной культуры, народными игрушками, изделиями народных промыслов.
Для осуществления полноценного развития и воспитания детей необходимо согласование усилий воспитателя и семьи. В своей работе в данном направлении организуем тематические выставки поделок и рисунков, изготовленных совместно родителями с детьми.
– Образовательная область «Физическое развитие»:
В течении года мы старались уделять внимание здоровью ребят и решали задачи сохранения и укрепления здоровья детей. В работе использовали разнообразные формы и методы: ежедневно проводилась и проводится утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, занятия по физической культуре в зале и на улице, подвижные игры и игровые упражнения в течении дня и на прогулке.
С целью решения основных задач программы в данной области с детьми проводились беседы, в ходе которых ребята учились различать и называть органы чувств человека, зачем они нужны, как их беречь и ухаживать. Также мы проводили беседы о полезной и вредной пище для здоровья человека, о здоровом образе жизни.
К концу учебного года дети стали с желанием двигаться, им интересно выполнять разные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрасными возможностями у них продолжает развиваться координация движений, многие способны быстро реагировать на сигнал и переключаться с одного движения на другое. Большенство ребят с большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.
Делая вывод, хочется отметить, что в будущем учебном году нам необходимо больше уделять внимание работе с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, пропагандировать занятия спортом среди родителей и детей. Уделять особое внимание дисциплине детей на занятиях и более точного выполнения развивающих упражнений. Знания и навыки по овладению методикой работы с детьми, полученные в ходе непосредственной образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и применять в различных видах детской деятельности в следующем учебном году. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.
В минувшем учебном году были и проблемы и успехи. Проблемы заключаются в том, что некоторые родители нарушают режим ДОУ -утром опаздывают на зарядку, страдает дисциплина детей. Считаем успехом то, что дети стали самостоятельно одеваться, приобрели культурно-гигиенические навыки, свободно выражают свои потребности и желания посредством речи, большенство детей овладело основными навыками физической культуры, научились диференцировать предметы по величине, знают цвета (семь и более, многие научились пользоваться ножницами в соответствии с возрасными возможностями.
В следющем учебном году мы планируем, в ходе работы, стараться поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями; оказывать посильную помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями и повышении педагогической компетентности в вопросах развития ребенка, устанавливать игровые партнерские отношения с детьми и содействие их успешному развитию в среде ДОУ; продолжать повышать педагогическую компетентность по овладению методикой работы с детьми по программе «От рождения до школы».
Источник
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Диагностика педагогического процесса
в подготовительной к школе группе «Веселый ребята» МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»
(с 6 до 7 лет)
на 2016 – 2017 учебный год
Воспитатели: 1. Хадралиева Э.М.
2. Алимова Э.Д.
Муз. руководитель: Чалапко Л.В.
Инструктор по физ. культуре: Антонюк Д.В.
Дата заполнения: Октябрь 2016 г.
Май 2017 г.
с. Ермаково
Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7 лет)
Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы:
– наблюдение;
– проблемная (диагностическая) ситуация;
– беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
– индивидуальная;
– подгрупповая;
– групповая.
Описание инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сформировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность. Внимательно слушает Может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого мишку (показывает схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же мишка? И по цвету, по форме?».
Материал: одежда ребёнка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду так, как нарисовано на схеме».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением ссоры детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине?». Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.
Задание: «Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.
2.Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: « Нужно сравнить 2 мяча». Чем отличаются эти мячи?».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трёхуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребёнок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое?» Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно ещё использовать?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка – инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
2.Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.
Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле берёзка…» (любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».
2. Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть «в больницу». Кто хочет кем быть?». Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?».
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
Возрастная группа _________________________________________ Дата проведения ________________________ ___________________________
№ | Разделы | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Ребенок в семье и сообществе | Формирование основ безопасности | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | ||||||||||||||||||||||||
Умеет самост оятельно объеди няться для совместной игры и труда, занима ться самост оятельно выбран ным делом, догова риваться, помогать друг другу | Может дать нравств енную оценку своим и чужим поступкам Знает и соблюдает правила поведен ия в обществ енных местах, в т.ч. на транспорте, в общении со взрослы ми и сверстниками | Сфор мирован интерес к учебной деятел ьност и и желание учиться в школе развит а иници ативн ость, ответс твенность | Умеет самостоя тельно и своеврем енно готовить материалы и пособия к занятию, без напомина ния убирать свое рабочее место, выполнят ь обязанно сти по столовой, занятиям, уголку природы | Сформи рованы трудовые навыки, желание участво вать в коллект ивном труде | Умеет пользов аться столовыми прибора ми, правильно вести за столом, следит за своим внешним видом, замечает и устраняет непорядок | Имеет предст авления о семье и ее истории, об их профе ссиях, знает домашний адрес, телефон, ФИО родит елей | Имеет гендерные представ лени я о себе, о перспективе развития личности | Имеет предст авления о родной стране , о родно м крае, госуда рственных праздниках | Имеет предст авления об окруж ающей среде ДОУ, участвует в её создании, в проектной деятел ьности | Знает правила ДД, дорожные знаки, о работе ГИБДД, МЧС, пожарной службы, скорой помощи, соблюдает культуру поведения на дороге | Знает правила обращения с бытовым и предмета ми, правила безопасн ости безопасн ого поведения во время игр в разное время года | Знаком с правилам и поведения на природе, с Красной книгой, явлениям и неживой природы | ||||||||||||||||||
Ф.И. ребенка | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||